ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Проблема изучения адаптации в психологии 9
1.2. Факторы, влияющие на адаптацию студентов первого курса 13
1.3. Современное состояние изучения проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса 18
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
ПЕРВОГО КУРСА 26
2.1. Организация, методы и методики исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 38
Выводы по второй главе 51
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УСЛОВИЯМ
ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИКУМЕ 53
3.1. Научно - методологические основы формирующего эксперимента .... 53
3.2. Организация и содержание формирующего эксперимента 58
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 64
Выводы по третьей главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Актуальность исследования. В современных условиях динамичного развития общества проблема социально-психологической адаптации продолжает актуализироваться и обращает на себя внимание исследователей (Ф.Б. Березин, Г. Селье, Б.Д. Парыгин, В.Г. Асеев, Д.В. Колесов). Понятие «адаптация» наполняется новым содержанием, психологическая адаптация теперь определятся не только как процесс бездейственного приспособления к окружающей действительности, но также как активная деятельность преобразования и саморазвития личности. Изучается адаптация в традициях субъектного, системного и комплексного подходов развития.
При всем пристальном внимании современной педагогической и психологической наук к проблемам жизненного выбора и социализации школьников до сих пор не разработана именно практическая реализация роли школы в нравственном самоопределении личности на основе единства самопознания, индивидуального развития и социальной адаптации личности. В связи с чем, обоснованно говорить о неготовности современных школьников переходить на систему не только вузовского, но и среднего профессионального образования.
Таким образом, одной из важнейших задач любого профессионального учреждения является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, к освоению ими новой роли - студент. Проблеме адаптации студентов на первом курсе в учебных заведениях посвятили свои работы исследователи и практики, работающие в сфере образования: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Ф. Фролов, Т.М. Грабенко и другие.
Важная особенность адаптационных процессов, заключается в том, что их виды по-разному относятся друг с другом. Это связано с возрастными, ситуативными факторами, а также условиями социализации, взаимосвязи разных компонентов адаптации могут, как способствовать успешности этого процесса, так и препятствовать ему. В зависимости от их качественных характеристик индивидуального и социального развития личности.
Актуальность нашего исследования заключается в изучении степени включенности каждого студента в новую социальную среду и в новую систему отношений, а также, возможности влияния на адаптацию студентов со стороны педагогов и психологов учебного заведения с помощью групповых игровых тренингов, направленных на развитие личности.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей социально-психологической адаптации, теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику среднего специального образования психологической программы, направленной на эффективную адаптацию студентов первого курса к новой социально-образовательной среде техникума...
Данная работа посвящена изучению особенностей адаптации студентов первого курса к условиям обучения в техникуме, а также разработке и внедрению психологической программы, направленной на успешную и эффективную адаптацию данных студентов к новой социально-образовательной среде.
Обобщая основные теоретические положения, высказанные в трудах отечественных и зарубежных исследователей по проблеме адаптации, можно заключить, что адаптация — это объект междисциплинарного исследования, поскольку может быть применен к разным аспектам. Единый процесс сотрудничества человека со средой. При этом адаптация выражается приспособлением человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления личности.
Особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности. Вопрос о показателях адаптации, прежде всего, рассматривается продуктивность. Сама же цена психологической адаптации представляет сложный системный процесс, в котором происходит активная перестройка ценностно-смысловой сферы и является ведущим показателем развития личности в формировании оптимального способа жизнедеятельности в новых социальных условиях.
В процессе исследования мы выдвинули гипотезу, что адаптация студентов первого курса к условиям обучения в техникуме пройдет успешней и эффективней при условии использования разработанной нами программы социально-психологической адаптации.
Для подтверждения данной гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей адаптации студентов первого курса к условиям обучения, в процессе которого были использованы следующие методики:
1. Опросник вербальной диагностики самооценки личности.
2. Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин).
3. 14-факторный личностный опросник Кеттелла.
Анализ результатов исследования особенностей адаптации студентов на констатирующем этапе эксперимента по представленным выше психодиагностическим методикам показал, что у 76% студентов первых курсов низкий уровень самооценки, у 24% уровень самооценки средний (адекватный), и ни у кого из студентов нет высокого уровня самооценки.
По результатам исследования тревожности можно сказать, что большинству студентов первых курсов свойственен высокий уровень тревожности. Высокая степень личностной тревожности у 72%, ситуационной 56%. Средняя степень преобладает ситуационная - 44% студентов, а личностная у 28%.
Анализ полученных данных по методике «14-факторный личностный опросник Кеттелла» выявил, что многим студентам первых курсов на данном этапе обучения свойственны эмоциональная неустойчивость, избегание ответственности, зависимость от мнения других, проявление скептицизма к социальным аспектам жизни.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на развитие адекватной самооценки личности и уровня стремлений, повышение учебной мотивации, совершенствование коммуникативной компетентности и навыков поведения в конфликтных ситуациях, и смена неадекватных поведенческих и учебных стереотипов и установок...
1. Авдеюк О.А., Асеева В.Н. Роль преподавателя в процессе адаптации студентов к условиям ВУЗа // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2011. - Т. 10. - № 8.
2. Авдонина Н.С. Проектирование системы организационно- педагогических условий образовательной деятельности на основании модели развития профессиональной идентичности / Н.С. Авдонина // Инновации в образовании. - 2018. -№3. - С. 5-21.
3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) - М., 1976. - 272 с.
4. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II. - М., 1973. - С. 25-27.
5. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2007. - 271 с.
6. Андриенко О.А. Психологическое сопровождение
образовательного процесса - условие успешной социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее // Сибирский педагогический журнал. 2008. - № 3.
7. Андриенко О.А. Психологические особенности студентов первого курса колледжа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. -Т. 7. - № 3 (24). - С. 255-258.
8. Андриенко О.А., Безенкова Т.А., Олейник Е.В. Воспитательная деятельность куратора в период адаптации студентов-первокурсников вуза // Перспективы науки и образования. 2019. - № 2. - С. 95-107.
9. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности - Иркутск, 1986. - С. 3-17.
10. Арендачук И. В. Структурно-функциональный подход к процессу формирования самосознания личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. - Т. 6, вып. 2 (22). - С. 110-118
11. Арскиева З.А. Исследование оптимистического и
пессимистического мировосприятия студентов // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2016. - С. 171.
12. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол., 1989. N 1. - С. 92-100.
13. Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психол. журн. -1994. - N 6. - С. 116-120.
14. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 270 с.
15. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. - М., 1976. -186 с...70