ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Возрастные особенности младшего школьного возраста 6
1.2. Социальные представления и коммуникативные умения младших
школьников 11
1.3. Понятие и особенности психологического сопровождения 28
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 39
2.1. Начальный уровень развития коммуникативных умений младших
школьников 39
2.2. Модель психологического сопровождения развития коммуникативных
умений младших школьников 56
2.3. Эффективность предложенной модели психологического сопровождения 67
Выводы по главе 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Рассмотрение данной темы на современном этапе развития общества весьма важно и его актуальность обуславливается совокупностью следующих основных факторов.
В первую очередь укажем, что степень развития у ребенка коммуникативных умений оказывает заметное влияние, как на результаты учебной деятельности младших школьников, так и на уровень их социализации и общее формирование личности. В процессе общения коммуникативные умения при соответствующих условиях совершенствуются. Коммуникативные умения также определяют социальную компетентность и помогают ребенку учитывать позиции других людей, своего партнера по общению либо совместной деятельности; помогают участвовать в коллективном обсуждении; чувствовать себя комфортно в группе сверстников и способствуют активному взаимодействию и сотрудничеству младшего школьника со сверстниками и взрослыми.
Во-вторых, поступление ребенка в школу - это начало в его жизни нового периода. Можно с полным правом указать, что с приходом в школу у него начинается новая социальная жизнь. Однако нередко у детей начинаются проблемы в общении по причине недостаточной сформированности у них коммуникативных умений.
В-третьих, психологическое сопровождение младших школьников в рамках начального школьного образования может на основе применения эффективных технологий, методов, форм и приемов сглаживать имеющиеся проблемы младших школьников в коммуникативной сфере.
Таким образом, значимость коммуникативных навыков для всестороннего развития ребенка, нередкое наличие проблем у младших школьников в этой сфере, а также особая роль в разрешении этих проблем через психологическое сопровождение, - все это в совокупности делают рассмотрение темы «Психологическое сопровождение развития коммуникативных умений младших школьников» актуальным.
Проблема данного исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью создания комфортной психологической среды в начальной школе и наличием проблем в коммуникативной сфере детей младшего школьного возраста.
Целью исследования является выявление возможностей психологического сопровождения развития коммуникативных умений младших школьников. Названная цель достигается путем постановки и выполнения следующих задач:
- изучить возрастные особенности младшего школьного возраста;
- определить социальные представления и коммуникативные умения младших школьников;
- изучить понятие и особенности психологического сопровождения;
- разработать модель психологического сопровождения развития коммуникативных умений младших школьников;
- выявить результативность предложенной модели психологического сопровождения развития коммуникативных умений младших школьников.
Объект исследования - коммуникативные умения личности.
Предмет - психологическое сопровождение развития коммуникативных умений младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем, психологическое сопровождение способствует формированию коммуникативных умений младших школьников индивидуальным и групповым формам организации консультирования, игры, тренингов.
Методологическую основу исследования составили: 1. Социально-педагогические и философские положения о взаимосвязанном развитии личности и общества. 2. Положения о ведущей роли общения и деятельности в процессе развития личности. 3. Научные положения отечественной педагогики и психологии о личности в качестве субъекта деятельности и отношений, процессе ее развития. 4. Концепции развития личности ребенка. 5. Деятельностного подхода к формированию личности, концепции общения и межличностных отношений. 6. Гуманизации общего и специального образования.
Теоретической базой исследования стали: теория развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Петровский); концептуальные положения об индивидуальности личности как субъекте деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, О.С. Газман, И.П. Иванов), о деятельности, ее роли в процессе формирования личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д.И Фельдштейн), о роли общения в процессе развития личности (Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, А.В. Мудрик); теория личностно ориентированного обучения (исследователи Е.В. Бондаревская, В.В. Сериов, И.С. Якиманская), а также теория способностей (С.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, К. К. Платонов).
Методами исследования являются следующие:
1. Теоретические методы анализ психологической, педагогической, а также методической литературы по теме исследования, метод сопоставления и сравнения, метод логической группировки полученной информации и результатов практического исследования.
2. Эмпирические методы исследования: эксперимент, тест «Умение слушать собеседника» (Н.И. Козлов), методика «Кто прав?» (модифицированная методика Г.А. Цукерман и др., 1992), методика на основе интерпретации содержания сказки «Красная Шапочка», методика «Ковёр», методика «Как поступать» (сост. И.Б. Дерманова).
3. Метод математической статистики: статистический критерий Уилкоксона. Все данные обрабатывались в статистической программе SPSS десятой версии.
Рассматривая степень разработанности данной темы. Следует указать, что отдельные ее аспекты нашли свое отражение в работах следующих исследователей:
1. В.В. Баженовой, Н.Н. Власовой, О.О. Гониной, Я.Л. Коломинского, И.Ю. Кулагиной, В.Н. Колюцкого, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и др., описавших новообразования младших школьников;
2. Г.М. Андреевой, В.И. Бакштановского, Л.И. Божович, Е.П. Вебер, И.В. Волковой, Н.Ф. Головановой, М.И. Замищак, И.А. Кудаевой, Е.С. Кузьмина, Н.И. Кузьминой, М.И. Лисиной, И.С. Марьенко, А.К. Пащенко, Т.Б. Сандабкиной, Е.Я. Сироткиной, Н.Ф. Талызиной, Л.В. Филипповой и др., объектом исследования которых стало развитие коммуникативной сферы учащихся начальной школы;
3. Р.С. Буре, В.С. Горыниной, О.В. Дорошенко, И.В. Дубровиной, С.Г. Рудковой, Е.М. Скотаревой, Т.В. Шевыревой, Г.Ш. Якуповой и др., раскрывающих сущность и технологии психологического сопровождения.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации имеющихся теоретических представлений о
коммуникативной сфере младших школьников и возможностях его психологической коррекции.
Практическая значимость исследования состоит в разработке модели психологического сопровождения развития коммуникативных умений младших школьников, которая быть полезна психологам, педагогам и родителям при оказании помощи в коммуникативной сфере учащимся начальной школы.
Базой исследования является МАОУ «Средняя школа», два вторых класса (всего 40 человек).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения
Изучение значимости общения и взаимодействия учащихся младших классов показало, что в случае, если в этой сфере нет никаких препятствий и проблем, то взаимодействие и общение - это неотъемлемый элемент познания мира, всестороннего развития ребенка и формирования его личности. Исследователями было установлено, что практическая любая малая группа строится на основе взаимодействия, поэтому если взаимодействие отсутствует, то в этом случае нельзя вести речь ни о комфортности внутреннего климата, но об эффективности взаимодействия.
Успешное освоение учащимися начальных классов нового вида деятельности, а также переход к другой социальной позиции актуализирует необходимость формирования у детей социальных и коммуникативных навыков, напрямую связанных с ответственностью и осознанной оценкой своих действий, за способность детей делать правильный выбор в определенных социальных условиях и ситуациях.
Именно в младшем школьном возрасте успешность социального развития определяется: спецификами внутренней позиции учащегося, а также отношением ребенка к новой социальной позиции; сформированностъю у учащегося средств, которые необходимы для реализации им позиции школьника непосредственно в совместной учебной деятельности со сверстниками и взрослыми; позицией социального окружения младших школьников и их готовностью к изменению сотрудничества и взаимодействия с непосредственным учетом их новой социальной позиции.
Процесс формирования критериев моральной оценки поступков у младших школьников представляет собой целенаправленное усвоение воспитанниками этических знаний, интериоризация их в личные убеждения, а также формирование на их основе эмоционального отношения к поступкам
и поведению, развитию у индивидов объективной потребности следовать принципам нравственности.
При успешном решении проблемы коммуникации и социализации более успешно протекает и процесс обучения младших школьников, даже если приобретение знаний им дается не так просто. В этом случае очень важно психологического сопровождение, под которым можно понимать совокупность действий, в результате которых неизменно должны наступить конструктивные изменения в поведении индивида, социальных отношениях, установках на жизненную ситуацию.
С целью выявления особенностей и уровня развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста нами было проведено опытно- экспериментальное исследование, состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
На уровне констатирующего эксперимента нами было выявлено, что у младших школьников преобладает средний уровень сформированности коммуникативных умений. Диагностика показала, что многие младшие школьники не всегда слушают своего собеседника. Они допускают, что различные мнения могут быть справедливы или ошибочны, однако не могут четко обосновать свои ответы. У них прослеживаются случаи нарушения логической последовательности в речи, отмечается смысловая незавершенность одно либо двух микротем, встречаются недостатки в лексико-грамматическом оформлении текста. В отдельных случаях в совместной деятельности детям сложно идти на уступки. Их оценки поступков, а также эмоциональные реакции вполне адекватны, однако отношение к нравственным нормам пока еще недостаточно устойчивое.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста по отношению к окружающим имеют особенности: во-первых, вступление ребенка в школу знаменуется перестройкой отношений с родителями, сверстниками и др., во-вторых, у ребенка формируются новые психологические новообразования, которые связаны с активным познанием социальной реальности, способностью контролировать собственное поведение, признанием других людей, развитием навыков рефлексии; в- третьих, младший школьник переходит на качественно новый уровень в мотивационно-потребностной сфере, появляются социальные мотивы самоутверждения и самосовершенствования. Социальные отношения детей значительно расширяются, соответственно и трансформируются социальные представления, которые являются основой социального сознания.
В качестве основных форм, используемых для развития у учащихся начальной школы с проблемами в коммуникативной сфере при психолого-педагогическом сопровождении выступают диалоговые (например, дискуссия, дебаты, игровые, различные коммуникативные тренинги, игровые программы, коллективные творческие занятия), самоаналитических, игровых, а также творческих методов и приемов. Все это нашло отражения в разработанной нами программе по психологическому сопровождению, которая была апробирована на формирующим этапе экспериментальной работы.
Проведенная нами повторная диагностика на контрольном этапе экспериментальной работы показала положительную динамику в коммуникативных навыках младших школьников. Данные показатели, а также примененная математическая статистика свидетельствуют об эффективности предложенной нами модели психологического сопровождения младших школьников по развитию у них коммуникативных умений. То есть, выдвинутая ними гипотеза, что в рамках начального образования у детей могут возникать проблемы в коммуникативной сфере, разрешение которых возможно путем использования различных форм и методов работы с младшими школьниками в процессе психологического сопровождения, в рамках психологического сопровождения будет обеспечиваться реализация дифференцированного и индивидуального подходов; будет формироваться мотивационно-ценностное отношение детей к коммуникативной деятельности с помощью построения мотивирующей среды, а также обеспечения единства эмоционального, когнитивного, а также поведенческого компонентов личности; будет обеспечиваться включение детей в практико-ориентированную коммуникативную деятельность, которая способствует их самореализации; будет осуществляться реализация организационно-методическое обеспечение, которое основано на поэтапном формировании учащихся начальной школы коммуникативных умений и отношения к себе в качестве субъекта коммуникативной деятельности, - подтвердилась.
В целом поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута.
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. уч.
заведений. М.: Аспект Пресс, 2017. 224 с.
2. Баженова В.В. Психология младшего школьного возраста: учеб.- методич. пособие. Глазов, 2016. 43 с.
3. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности. М.: АСТ, 2016. 224 с.
4. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2014. 232 с.
5. Битянова М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер 2010. 368 с.
6. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М., 2016. 244 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Воронеж, 2017. 188 с.
8. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопр. психологии. 2006. № 1. С. 104-113.
9. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в начальной школе. М.: Просвещение, 2016. 486 с.
10. Вебер Е.П. Моделирование условий формирования статуса младшего школьника // До и после плюс. 2009. № 4. С. 3-6.
11. Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 32-50.
12. Возрастная и педагогическая психология / под. ред. В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 2009. 285 с.
13. Волкова И.В., Филиппова Л.В. Программа формирования социальной уверенности как качества становящейся личности: учеб-метод. пособие. М.: МПСИ; Н. Новгород: ННГАСУ: ГХИ, 2016. 106 с.
14. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб.: Спец. лит., 2017. 216 с.
15. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие. М.: Академия, 2014. 271 с.
16. Горынина В.С. Психолого-педагогическое сопровождение формирования самосознания у детей и подростков с ОВЗ в инклюзивном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №50-3. С. 259-265.
17. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М.: Образование, 2016. 216 с.
18. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Борисова Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 2016. 388 с.
19. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.: Просвещение, 2017. 264 с.
20. Замищак М.И. Факторы и механизмы становления моральной самооценки младших школьников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. Новосибирск: СибАК, 2016. С. 65-67.
21. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Акад. проект, 2006. 336 с.
22. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. М.: Академия, 2015. 188 с.
23. Коломинский Я.Л., Стрелкова О.В. Психологическая культура детства. М.: Высш. шк., 2015. 312 с.
24. Кудаева И.А. Освоение социального опыта в образовательном процессе. Саранск, 2017. 244 с.
25. Кузьмин Е.С. Психология личности и малых групп. СПб.: Питер., 2017. 129 с.
26. Кузьмина Н.И. Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. 284 с.
27. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: «Сфера», 2017. 462 с.
28. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 2016. С. 80-87.
29. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб: Питер, 2016. 320 с.
30. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М., 2015. 87 с.
31. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Просвещение, 2016. 214 с.
32. Матвеева Л.И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. СПб.: Ун-т им. А.И. Герцена, 2009. 146 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2018. 640 с.
34. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2013. 562 с.
35. Пащенко А.К. Развитие нормативного поведения младших школьников: автореф, дис. ... канд. психол, наук. М., 2010. 24 с.
36. Платонов К.К. Занимательная психология. М., 2011. 388 с.
37. Прокофьев А.В. Мораль индивидуального совершенствования и
общественная мораль: Исследование неоднородности нравственных
феноменов. В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2016. 210 с.
38. Психология младшего школьника: учеб.-методич. пособие / авт.- сост. Ю.Е. Водяха, С.А. Водяха. Екатеринбург: УГПУ, 2018. 264 с.
39. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 2016. 117 с.
40. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб., 2017. 646 с.
41. Рудкова С.Г. Модель психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников // Гуманитарные исследования Сибири и Дальнего Востока. 2010. № 1. С. 32-35.
42. Сандабкина Т.Б. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников // Вестн. Бурятск. гос. ун-та. 2013. № 4. С. 151-156.
43. Сироткина Е.Я. Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении // Начальная школа. 2016. №8. С. 29-32.
44. Скотарева Е.М. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект: учеб. пособие. Саратов: Изд. центр «Наука», 2007. 72 с.
45. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Холмогорова Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М., 2013. 264 с.
46. Смирнова Е.О. Ребенок - взрослый - сверстник: метод.
рекомендации. М: МГ1П1У, 2017. 140 с.
47. Сорокоумова Е.А., Молостовая Н.Ю. Психолого-педагогические
обоснования регулятивной функции социальной уверенности младшего школьника // Педагогика и психология образования. -2017. № 3. С. 130-135.
48. Социальная психология / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М., 2017. 322 с.
49. Счастная Т.Н., Уланова Н.Ю. Исследование ориентации на социальные нормы у младших школьников в разных образовательных средах // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития. 2011. С. 72-74.
50. Счастная Т.Н., Байковская Н.А. Особенности взаимосвязи нравственной нормативности и отношений межличностной значимости у детей младшего школьного возраста // Вестник МГОУ. Сер. «Психологические науки». 2016. №2. С. 5-9.
51. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2018. 432 с.
52. Фадич Е.В. Педагогические условия актуализации нравственных поступков школьников: 3-5 классы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2004. 24 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2016. 31 с.
54. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 2009. 402 с.
55. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться. М.; Рига: Эксперимент, 2010. 134 с.
56. Чернухина Е.Е. Эмоциональные состояния младших школьников как объект педагогической коррекции // Начальная школа. 2003. № 8. С. 108¬110.
57. Шевырева Т.В., Дорошенко О.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве // Вестник РНУ. 2016. №1. С. 48-50.
58. Штерц О.М. Практика проведения практических занятий для студентов по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-5. С.253-256.
59. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 2014. 288 с.
60. Якупова Г.Ш. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников // Вестн. УЮрГУ. 2006. № 3. С. 146-149.