Введение 4
1. Психологические и общенаучные основы феномена творчества 7
1.1. Цели и противоречия современного иноязычного образования 7
1.2. Понятие способности. Лингвистические способности 9
1.3. Понятие творческие способности. Разновидности творческих
способностей 11
Выводы по главе 1 17
2. Иноязычная образовательная среда как условие развития творческих
способностей учащихся 18
2.1. Понятие технология. Признаки современных педагогических технологий 18
2.2. Классификация современных педагогических технологий 20
2.2.1. Дебаты. Этапы организации дебатов 22
2.2.2. Проект. Этапы организации проекта 24
2.2.3. Кейс-стади. Этапы организации кейс-стади 27
2.2.4. Технология развития критического мышления 30
2.3. Новая роль учителя в создании иноязычной образовательной среды 31
2.4. Создание условий для развития творческой активности детей на уроках
иностранного языка 33
Выводы по главе 2 38
3. Практические разработки 39
3.1. Анализ учебно-методического комплекса «Forward» для 8 класса под редакцией М.В. Вербицкой и др 39
3.2. Методические рекомендации к организации дебатов по теме «Watching
TV - for or against?» (unit 10) учебника «Forward» для 8 класса 42
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложение А 50
Приложение Б 53
Приложение В 55
Приложение Г 58
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Развитие творческих способностей школьников - это тема, которая не теряет своей актуальности с течением времени, требуя постоянного, пристального внимания. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, где к человеку предъявляются все более высокие требования.
Потребность в людях инициативных, обладающих оригинальным мышлением, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу возрастает с каждым днем. Творческая деятельность становится неотъемлемым условием социального прогресса общества. Способности складываются в процессе жизни человека под воздействием различных социальных факторов, прежде всего обучения и воспитания человека, осуществляемые через организованную обществом систему образования. Перед общеобразовательной школой стоит задача качественного переосмысления требований к содержанию образования, которые бы способствовали развитию творческой личности. Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен вносить свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, иностранный язык может развивать его в ходе реализации практической цели обучения. В процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) учащиеся расширяют свой общеобразовательный кругозор, развивают мышление, память, чувства и эмоции. Также формируются социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера. Воспитание свободной, креативно¬мыслящей личности, а также синтез воспитания и обучения в едином образовательном процессе, предполагают внедрение новых подходов к отбору содержания и организации иноязычного материала, использование на уроках иностранного языка современных педагогических технологий.
Поиск педагогических технологий, обеспечивающих эффективность и качество речевой деятельности учащихся, формирование языковой личности нового типа, способной к креативной деятельности, рассматривается нами как актуальная проблема, требующая всестороннего анализа...
Использование различных педагогических технологий способствует развитию творческих способностей учащихся. В ходе нашей работы было выявлено что, применение современной педагогической технологии «Дебаты» на уроке иностранного языка является продуктивной реализацией творческих способностей учащихся старших классов и вполне может составить конкуренцию такой полюбившейся учителям педагогической технологии как проект. Главными достоинствами дебатов являются:
• создание устойчивой мотивации к учению - обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся;
• наличие элемента состязательности - стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала;
• командная работа - способствует терпимости к различным взглядам, учету разных точек зрений и др.;
• публичное выступление - помогает сформировать уверенность в себе, навыки устной речи (диалогической и монологической) и др.;
• высокая мозговая активность учащихся - приведение аргументов, отстаивание своего мнения, корректное оспаривание чужой точки зрения и др.
Данная технология несет в себе большой потенциал, однако на практике используется учителями иностранного языка довольно редко и не часто встречается в методических рекомендациях к большинству иноязычных УМК.
В ходе анализа заключительного блока (unit 10 - the media) учебника «Forward 8» было выявлено, что учителю практически не нужно прибегать к дополнительным источникам для организации дебатов по теме «Watching TV - for or against?», достаточно использовать только УМК «Forward 8». По ходу работы над вышеупомянутым блоком данный УМК предоставляет учащимся всю нужную информацию (аргументы, факты, статистика); в качестве домашнего задания дополняется приведенная информация в учебнике; посредством устной и письменной речи тренируются вводные выражения личного мнения. К самим дебатам учащиеся уже располагают необходимым языковым материалом, который нужно грамотно структурировать между членами команды, задействуя все свое творчество.
Проведение дебатов в заключительном блоке, по нашему мнению, является более эффективным способом реализации цели образования. Напомним, что главная цель современного урока иностранного языка - это развитие личности учащегося, в том числе развитие коммуникативной компетенции. Соответственно, из цели урока вытекает одна из самых главных задач - развивать умение учащихся общаться на иностранном языке, высказывать и отстаивать свое мнение о том, что их окружает и волнует. Таким образом, продуктом творческой деятельности учащихся выступят коммуникативно-направленные дебаты, эффективно реализующие главную цель современного урока.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: изд-во ИКАР, 2009. С. 448.
2. Акимова М.К. Психологическая диагностика. [Электронный ресурс]. URL.: http://pedlib.rU/Books/2/0129/2_0129-133.shtml (дата обращения: 06.06.2018).
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: изд-во Казанского Университета, 1988. С. 249.
4. Асташенко А.И., Павлова Л.В. Особенности обучения говорению с использованием метода кейсов на занятиях по английскому языку. [Электронный ресурс]. URL.: https://interactive-plus.ru/e-articles/300/Action300- 115417.pdf (дата обращения: 06.06.2018).
5. Богданова О.С. Пока не начался урок: разговор с учителем: учебно¬методическое пособие/ Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. Красноярск: изд-во Литера-принт, 2017. С. 7-9.
6. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. М.: Вопросы психологии, 1990. С. 159.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие. 5-е стер. изд. М.: Академия ИЦ, 2008. С. 334.
8. Деркач А. А., Щербак, С. Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. М: Педагогика, 1991. С. 224.
9. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: изд-во Проспект, 2006. С. 435.
10. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. В 2-х книгах. Книга 1. Челябинск. ЧГПУ, 2012. С. 411.
11. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: изд-во Питер, 2009. С. 434.
12. Кабардов М.К. О диагностике языковых способностей. Дихотомия языка и речи в обучении иностранным языкам. М.: изд-во Смысл, 2013. С.182.
13. Культурология. Энциклопедический словарь гл. редактор Хоруженко К.М. Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 1997. С. 476.
14. Лук А.Н. Психология творчества. М.: изд-во Наука, 2000. С. 127.
15. Микалко М. Игры разума. Тренинг креативного мышления. СПб.: изд-во Питер, 2007. С. 302...30