ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ БРОСКАМ В
БАСКЕТБОЛЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССОВ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности обучающихся 10 классов 6
1.2 Применение альтернативных средствобучения вбросковой подготовке
обучающихся 10 классов 9
1.3 Характеристика и классификация бросков в кольцо 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Организация исследования 27
2.2 Методы исследования 28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ 31
3.1 Разработкакомплекса упражнений, направленного на обучение
баскетбольному броску 31
3.2 Оценка эффективности разработанного комплекса 32
ВЫВОДЫ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 45
Актуальность исследования определяется Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05.2012 требует от выпускника к предметным результатам освоения физической культуры:
- владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта (в том числе баскетбола), активное применение их в игровой и соревновательной деятельности;
- владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности.
По мнению ведущих специалистов в области баскетбола среди факторов, влияющих на эффективность бросков, главная роль отводится технико-тактической и физической подготовленности баскетболистов. В то же время, следует отметить, что рекомендации к содержанию учебно - тренировочного процесса с обучающимися 10 классов не содержат подробного описания упражнений, направленных на развитие способности к сохранению стабильной точности в выполнении бросков.
Существует множество альтернативных средств, способствующих более эффективному влиянию на процесс обучения броску в баскетболе. Таковыми являются:
- использование различных мячей (набивных, теннисных, футбольных, волейбольных);
- использование фитнесболлов и фитнес-полусфер;
- использование специальных очков ограничивающих видимость;
- использование приспособлений для оборудования кольца (ограничитель диаметра стандартного кольца, узкая сетка и т.д.).
Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью совершенствования технической подготовки, а именно бросков в кольцо, и недостаточной разработанностью методик по использованию альтернативных средств обучения в учебной программе.
Цель исследования - обосновать и разработать комплекс упражнений с использованием альтернативных средств для обучения броскам в баскетболе обучающихся 10 классов.
Объект исследования - учебный процесс обучающихся 10 классов.
Предмет исследования - комплекс упражнений с использованием альтернативных средств.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть анатомо-физиологические особенности у обучающихся 10 классов.
2. Изучить влияние альтернативных средств на обучение броскам в баскетболе.
3. Разработать и апробировать комплекс средств повышения эффективности обучения броскам в баскетболе обучающихся 10 классов с использованием альтернативных средств.
4. Оценить результативность разработанного комплекса упражнений, направленного на повышение эффективности обучения броскам в кольцо в баскетболе.
Гипотеза исследования - использование альтернативных средств обучения увеличит эффективность обучения броску в баскетболе у обучающихся 10 классов.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы преподавателями, для повышения качества работы с обучающимися 10 классов.
База исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ «Средняя школа № 155» им Героя Советского Союза Мартынова Д.Д. В исследовании были задействованы 10 «А» и 10 «Б» класс в количестве 40 обучающихся, в экспериментальную и контрольную группу входили по 10 мальчиков и 10 девочек.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ «Средняя школа № 155» им Героя Советского Союза Мартынова Д.Д.
1. В этом исследовании была сделана попытка объективизировать структуру технической подготовки на основе изучения ее количественных характеристик, а именно бросков в кольцо. Результаты теоретических исследований показывают, что структура соревновательной деятельности на сегодня состоит из штрафных бросков, бросков со среднего расстояния, 3-х очковых бросков, которые имеют соответствующую эффективность.
2. Комплекс тренировочных средств, состоящий из трех блоков (ABC), направленный на повышение эффективности бросков в движении предполагает использование упражнений для развития способности к сохранению динамического равновесия: блок A включает в себя упражнения с полусферой Bosu; блок B включает упражнения с подушкой BalancePad; блок C включает упражнения с Resistanceband.
3. Контрольная и экспериментальная группы баскетболистов показали высокую степень неточности при выполнении упражнения на сохранение динамического равновесия до педагогического эксперимента. После применения разработанного комплекса средств результаты в экспериментальной группе достоверно повысились, о чём свидетельствуют статистически достоверные различия.
Использование в учебно-тренировочном процессе экспериментальной группы комплекса средств, направленного на развитие сохранения равновесия, позволяет повысить точность бросков в движении, а значит и эффективность игровой деятельности.
1. Анискина, С.Н. Методика обучения технике баскетбола /Анискина С.Н. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 80с.
2. Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют // Физкультура в школе.- 2015. - №7.- С. 15-17.
3. Белов, С.А. Баскетбол. Броски по кольцу/ Белов С.А. // Физкультура в школе. - 2012. - №6.-С. 17-18.
4. Баскетбол: Учебник / Ю.М. Портнов. - М: Физкультура и спорт, 2008. - 101 с.
5. Гомельский, А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000
баскетбольных упражнений /А.Я. Гомельский. - М.: ФАИР, 2007. - 224 с.
6. Гомельский А.Я. Баскетбол. Техника и тактика / Гомельский А.Я. - М.: ФАИР, 2011. - 115 с.
7. Губа В.П., Особенности отбора в баскетболе / В.П.Губа, С.Г.Фомин, С.В. Чернов. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 144 с.
8. Данилов В.А. Повышение эффективности игровых действий в баскетболе: автореферат дис...докт. пед. наук/ Данилов В.А. -М, 2012. - 43с.
9. Девяткин, Ю.П. Оценивание выступления в соревнованиях баскетбольной команды: Методические рекомендации / Девяткин Ю.П., Цимбалюк В.А., Ячменев Л.А. - Омск: Омский ГИФК, 2008. - 40с.
10. Джон, Р. Современный баскетбол/ Джон Р., Вуден. - М.:
Физкультура и спорт, 2003. - 58с.
11. Донован, Б. Упражнения для совершенствования // Планета баскетбол. - 2006. - №1. -С.23-26.
12. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения: Учебник / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия, 2006. - 518 с.
13. Зельдович, Т. Подготовка баскетболистов/ Зельдович Т.,
Кершинас С. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 48с.
14. Катранов, А.Г. Баскетбол: Учебное пособие/ А.Г. Катранов, А.В. Самсонова; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб.: Спб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. - 131с.
15. Коузи, Б. Анализ и концепции в современном баскетболе/ Коузи Б., Пауэр Ф. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 183с.
... всего 51 источников