Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития учебно-познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе 6
1.1. Психолого-педагогические основы развития учебно-познавательного
интереса 6
1.2. Развитие учебно-познавательного интереса у младших школьников на
уроках русского языка 16
1.3. Место компьютерных игр на уроках русского языка 29
Выводы по 1 главе 38
Глава 2. Обучающие компьютерные игры как средство развития учебнопознавательного интереса младших школьников к дисциплине «Русский
язык» 40
2.1. Диагностика уровня учебно-познавательного интереса младших
школьников к урокам русского языка 40
2.2. Компоненты развития учебно-познавательного интереса в современных
обучающихся компьютерных играх для младших
школьников 45
Выводы по 2 главе 51
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение 1. Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках 59
Приложение 2. Профилактики зрительного и общего утомления 60
Приложение 3. Методика «Цветные лепестки» (по И.А.Федоровой) 61
Приложение 4. Задания к методике «Конверты» (по Г.И. Щукиной) 62
Приложение 5. Диагностическая программа исследования 64
Приложение 6. Уровни актуального развития учебно-познавательного интереса у учащихся 3 класса 65
Педагогическая наука на протяжении всего своего развития убедительно доказывает, что интерес является одним из самых важных и значимых факторов в процессе изучения чего-либо. В педагогике выделяется особый вид интереса - учебно-познавательный интерес, который может выступать и как мотив учебной деятельности обучающегося, и как эффективный инструмент учителя. Традиционно считается, что на этапе начального образования идет формирование не только основ учебной деятельности, но и учебно-познавательных интересов и познавательной мотивации обучающегося. Очень важно, чтобы процесс обучения вызывал интерес у учащихся. Ведь наличие интереса к предмету вызывают предпосылки появления более сложной его разновидности - учебно-познавательного интереса. А учебно-познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Однако, несмотря на значимость данного фактора, многие ученые-практики отмечают стабильно невысокий уровень интереса обучающихся к урокам одной из базовых дисциплин начальной школы, к урокам русского языка. Знания по русскому языку, полученные детьми в начальных классах, дадут им ключ к познанию, к образованности, обеспечат формирование мировоззрения, развитие мышления и дадут теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических, орфоэпических умений и навыков. Всё это будет способствовать повышению качества знаний, грамотности младших школьников.
Для того чтобы детям хотелось получать знания на уроках русского языка, ученые-методисты и практики рекомендуют выбирать различные формы и методы организации урока, использовать занимательный материал, которые развивают интерес у обучающихся. Во многих исследованиях отмечается, что интерес развивается особенно активно, если используются игровые методы на уроках русского языка.
Огромное влияние на развитие личности современного ребенка накладывает бурное развитие информационных технологий. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ставит владение информационными технологиями в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать, уже к окончанию начальной школы. Основной задачей обучения является формирование умения эффективно владеть технологиями и способами работы с информацией, это создает новый стиль мышления, другие подходы к оценке и решению учебных и жизненных проблем, к организации своей деятельности .
Использование информационно-коммуникационных технологий дает неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления. Повышается мотивация познавательной деятельности учащихся, их заинтересованность в процессе и результате обучения. Информационнокоммуникативные технологии позволяют объединять текстовую, графическую, аудио-видеоинформацию, всё это значительно повышает интерес, качество и успешность обучения
Все это отражает актуальность проблемы развития интереса школьников для современного построения учебного процесса.
Цель: выявить специфические особенности обучающих компьютерных игр как средства развития учебно-познавательного интереса младших школьников.
Объект: учебно-познавательный интерес младших школьников к урокам русского языка
Предмет: обучающие компьютерные игры как средство развития учебно-познавательного интереса младших школьников.
Задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования;
рассмотреть понятие «учебно-познавательный интерес» и
определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста;
...
Одним из важнейших условий эффективности учебного процесса — развитие учебно-познавательного интереса у младших школьников.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования были уточнены понятия интерес, учебно-познавательный интерес, проанализированы пути и средства формирования учебнопознавательного интереса, рассмотрено использование компьютерных игр в качестве средства формирования учебно-познавательного интереса на уроках русского языка.
Исходя из изложенного материала, мы пришли к выводу, что учебно- познавательный интерес - избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
На уроках русского языка развитию учебно-познавательного интереса способствует новизна материала, коммуникационные технологии командного типа (проекты, исследования), создание ситуации успеха, различный занимательный материал, в том числе дидактические и компьютерные игры.
Анализ литературы позволил определить роль компьютерной игры как средства развития познавательного интереса. Младший школьный возраст самый обучаемый и те знания, умения и навыки, которые ребёнок получает в начальной школе, становятся основой и средством всей последующей познавательной деятельности. Обучающая компьютерная игра служит для организации игрового процесса; для усвоения и закрепления школьной программы, а также для развития учебно-познавательного интереса у младших школьников.
Для выявления актуального уровня развития учебно-познавательного интереса спланирована и разработана диагностическая программа опытноэкспериментальной работы. Согласно данной программе, выявлено, что большинство младших школьников имеют низкий уровень познавательного интереса. Эти дети отвели место предмету «Русский язык» 6 - 10, предпочли место другим предметам (80%). Но есть группа учащихся (20%), у которых присутствует активность, положительный эмоциональный настрой и следует отметить, устойчивый учебно-познавательный интерес к учебной деятельности. Они поставили предмет «Русский язык» на первые места и выполнили все задания безошибочно.
В связи с недостаточным уровнем развития учебно-познавательного интереса, был проведён анализ компьютерных игр по дисциплине «Русский язык». Простейшее управление, озвученные подсказки и анимационные герои помогут быстро освоиться в игровом мире и выполнять задания без участия взрослого. Яркие, красочные и содержательные рисунки, сопровождающие упражнения, нейтрализуют чувство тревоги, вызывает положительные эмоции, интерес, изменяют мотивацию к учебной деятельности.
В результате анализа, подобранные компьютерные игры будут способствовать формированию учебно-познавательного интереса учащихся к предмету «Русский язык» при наличии лингводидактических и психологопедагогических особенностей. Любая игра несёт в себе содержание, направленное на тренировку, изучение или контроль знаний по разделу. Представление содержания в анализируемых программах отличатся подходами: анимационные игры-путешествия и игры-квесты, графические тренажеры, построенные по аналогии с известной компьютерной игрой ’’Тетрис”. Создание ситуации успеха при использовании обучающих компьютерных игр характеризуется необходимостью доведения решения любой учебной задачи до результата. Проанализированные игры формируют учебно-познавательный интереса у учащихся начальной школы.
Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента, нами были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Ахмедова М.А. Формирование познавательного интереса учащихся
на уроках русского языка /. М.А. Ахмедова:
http://festival.1 september.ru/articles/632925
2. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А. Львов М.Р. Учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. - М.: Академия, 2001.
3. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников /. Э.А. Баранова. - СПб: Речь, 2005.
4. Беляева Е.Б. Компьютерная игра на уроках английского языка в
начальной школе: https: //m. cyberleninka. ru/article/n/kompyutemaya-
igra-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole
5. Бирева А.Н. Использование компьютерных технологий на уроках
русского языка / А.Н. Бирева: http: //nsportal .ru/nachalnaya-
shkola/russkii-yazyk/2012/04/18/ispolzovanie-kompyuternykh- tekhnolo giy-na-urokakh
6. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь /. Ф.А.
Брокгауз, И.А. Ефрон, 1890-1907:
http: //ru.m.wikisourse.org/wiki/ЭСБЕ/Интерес
7. Бузецкая Т.В. Современные педагогические технологии в современной общеобразовательной школе /. Т.В. Бузецкая: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79genera-didactic- techniques/ues/4899-2014
8. Бурминова З.П. Использование ИКТ в учебно-воспитательном
процессе начальной школы /. З.П. Бурминова:
http: //www.utochka.gvarono .ru/metod/opyt/burminova-zp/r2. pdf
9. Варченко В.И. Дидактические условия использования компьютерных технологий в начальной школе /. В.И. Варченко: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/didakticheskie-uslovija- ispolzovanij a-kompj uternyh-tehnologij -v-nachalnoj-shkole. html
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология /. Л.С. Выготский. - М., 1996.
11. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе /. О.И. Г орбич. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
12. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры [Текст]/В.В. Грамолин//Информатика и образование. - 1994.
13. Далингер В.А. Познавательный интерес учащихся и его развитие в
процессе обучения математике /. В.А. Далингер:
http://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnyy-interes-uchaschihsya-i-ego- razvitie-v-protsesse-obucheniya-matematike
14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка /. В.И. Даль, 2008: http: //slovardalj a. net/word.php?wordid=11718
15. Зотова О.А. Игра по русскому языку «Под водой» (3 класс) /. О.А. Зотова: http://pedsovet.su/load/238-1-0-7881
... всего 46 источников