ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ- МИГРАНТОВ СО СВЕРСТНИКАМИ И СПЕЦИФИКОЙ ИХ ОБЩЕНИЯ 8
1.1. Общение: понятие, функции, структура, приемы, показатели,
барьеры, особенности проявлений в студенчестве 8
1.2. Особенности культурно-языковой нормы в общении 16
1.3. Описание поликультурного пространства г. Красноярска 21
1.4. Анализ типичных ошибок и трудностей в использовании русского
языка как средства межнационального общения на межличностном уровне в России 30
1.5. Специфика общения студентов-мигрантов со сверстниками 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ- МИГРАНТОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 41
2.1. Описание выборки и методик исследования 41
2.2. Анализ результатов исследования 49
2.3. Социально - психологический тренинг, направленный на формирование личных качеств, способствующих эффективному общению студентов-мигрантов 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Актуальность темы исследования. Современные процессы миграции в мире являются одной из ключевых проблем всего человечества. Миграция населения играет огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах. Сутью этого процесса является стремление мигрантов к благополучию и безопасности, которые между собой неразрывно связаны. Важнейшая социально-экономическая функция миграции населения - обеспечение определенного уровня подвижности населения и его территориального перераспределения, в том числе в индустриальные центры и осваиваемые районы. С одной стороны, миграция населения способствует более полному использованию рабочей силы, росту производства, но с другой - последствия миграции сложны и противоречивы. Российская Федерация так же является страной с большим миграционным потоком В Россию ежегодно прибывают более 12 млн. и одновременно выезжают около 11 млн. мигрантов. В первую очередь миграционному наплыву подвергаются крупные города России, такие как Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород, Хабаровск, Чита. Среди миграционного населения большая часть людей - это студенты [25].
За последние годы социальная жизнь людей претерпела существенные изменения в структуре общения и взаимоотношений людей. Подобные изменения происходят и в студенческом коллективе. Проблема формирования культурно-языковой нормы в общении студентов имеет глобальное значение, так как жизнедеятельность человека невозможна без межличностного общения людей. Будущий специалист, обладающий высоким уровнем культуры общения, коммуникативными склонностями и умениями, свободно ориентируется в различных ситуациях своей профессии. От того, на каком уровне культуры общения находится будущий специалист, зависит не только организационный и профессиональный процесс, но и эмоциональное состояние, развитие ценностных ориентаций личности студента, его отношение к процессу своей профессиональной деятельности.
Культура общения в сегодняшних условиях развития страны является одним из важных показателей профессионала. В отечественной психологии проблемой изучения человеческих отношений занимались Л.С.Выготский, A. Н. Леонтьев [33], С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконини др. Проблему изучения социального общения рассматривали Г.М.Андреева [8], А.П. Буева, Б.Ф. Ломов [34]; тему восприятия - А.А.Бодалев [12], В.И. Мясищев; психологические механизмы межличностного общения людей - Р.Х.Шакуров. Проблему культуры общения изучали И.А. Волкова, Л.А.Волович, Е.С. Кузьмин и др. Культура общения как элемент профессиональной культуры профессионала изучается Н.Б. Крыловой; проблема формирования коммуникативных способностей и умений - Х.Й.Лийметсом, В.А. Мудриком [39] и др.; психология общения личности - B. А. Чуфаровским; проблемы формирования культуры межнационального общения - Г.И.Ибрагимовым, К.М. Мамедовым [36] и др. Этническая идентичность является предметом изучения как зарубежных авторов (У. Джемс, М. Мид, Дж. Финни, Э. Фром, Э. Эриксон), так и отечественных исследователей (С.А. Арутюнов, Э.А. Баграмов, Ш.А. Богина., П.И. Гнатенко, В.Н. Павленко, Н.М. Лебедева, В.С. Собкин, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др.).
Рассматривая особый вариант совместной деятельности студентов (образовательную, культурно-досуговую), можно отметить, что проблема психологических барьеров в общении студентов-мигрантов со сверстниками приобретает все большую значимость и важность. Культура общения является значимой для деятельности будущего специалиста, становится важным фактором создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, что позволяет студентам эффективно трудиться, используя коммуникативный потенциал в соответствии со своими склонностями и интересами [21; 23].
Теоретико-методологическую основу исследования составляет совокупность теоретических положений, описывающих человека как субъекта деятельности и общения, раскрывающих способы влияния на активизацию и проявление его сущностных сил (Б.Г. Ананьев [6], М.Я. Басов, С.П. Гальперин, А.Н. Леонтьев [33], Б.Ф. Ломов [34], Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубинштейн, М.А. Холодная и др.).
На основе анализа литературы была выявлена проблема исследования: наличие психологических барьеров в общении студентов-мигрантов со сверстниками.
Цель исследования - особенности психологических барьеров в общении студентов-мигрантов со сверстниками.
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически изучить психологические барьеры в общении
студентов-мигрантов со сверстниками.
2. Рассмотреть особенности культурно-языковой нормы в общении.
3. Эмпирически изучить особенности психологических барьеров в общении студентов-мигрантов со сверстниками.
4. Разработать социально - психологический тренинг, направленный на формирование личных качеств, способствующих эффективному общению студентов-мигрантов.
Предмет исследования - психологические барьеры в общении студентов-мигрантов со сверстниками.
Объект исследования - общение студентов-мигрантов со сверстниками.
Гипотеза исследования - предположим, что:
- для мигрантов студенческого возраста характерны следующие психологические барьеры, мешающие взаимопониманию: подозрительность, эгоистичность, подчиняемость, низкий уровень коммуникативного контроля, низкий уровень ситуативной тревожности. Так как для мигрантов студенческого возраста характерно возникновение психических расстройств, которым могут способствовать как внешние условия, нарушающие привычную жизнедеятельность человека, так и внутренняя (индивидо¬личностная) предрасположенность. Жизненные обстоятельства могут стать толчком к возникновению расстройства, а пограничная личностная организация выполняет роль «патогенной почвы» для превращения временных расстройств в хронические нарушения [47].
- специально организованные занятия, направленные на повышение уровня коммуникативных умений и снижению уровня тревожности, будут способствовать преодолению психологических барьеров у студентов- мигрантов.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Эмпирический метод, который реализовался в приведенных ниже методиках исследования.
- Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).
- Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер).
- Тест оценки коммуникативных умений (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
- Методика исследования ситуативной тревожности (опросник Спилбергера, Ханина).
- Шестнадцатифакторный личностный опросник (Р. Кеттелла).
3. Количественная и качественная обработка результатов.
Теоретическая значимость работы. В результате исследования у студентов-мигрантов были выявлены и экспериментально подтверждены следующие психологические барьеры: подозрительность, эгоистичность, подчиняемость, низкий уровень коммуникативного контроля, низкий уровень ситуативной тревожности, которые создают студентам-мигрантам трудности в общении со сверстниками.
Практическая значимость работы. Результаты, выводы исследования и его методический инструментарий могут быть использованы практикующими психологами ВУЗов с целью коррекции системы отношений субъектов образовательного пространства к студентам мигрантам; для оказания психологической помощи студентам-мигрантам в процессе адаптации к новым социальным ситуациям и для профилактики деструктивных форм общения; для разработки программ подготовки специалистов, работающих со студентами-мигрантами и их семьями; для создания программ социально-психологического тренинга; для повышения социально-психологической компетентности населения полиэтнических регионов; в процессе чтения курсов «Социальная психология», «Психология общения», «Социальная психология мигрантов».
Перспективными исследованиями социально-психологических особенностей общения студентов из семей мигрантов являются: изучение причин удовлетворенности-неудовлетворенности общением, переживания дефицита общения; рассмотрение социально-психологических и личностных особенностей преподавателей в качестве факторов, обуславливающих эффективность взаимодействия со студентами-мигрантами; проведение лонгитюдного исследования социально-психологических особенностей общения студентов-мигрантов; изучение роли социально-психологического тренинга в изменении статуса студентов-мигрантов в студенческом коллективе; определение различий в социально-психологических трудностях общения студентов-мигрантов в зависимости от этнокультурных особенностей их семей.
Организация исследования: Базой исследования является «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева».
Итак, в соответствии с задачами исследования, поставленными в начале работы, были получены следующие результаты.
1. Теоретически изучены психологические барьеры в общении студентов-мигрантов со сверстниками. Исходя из представления о социально-психологических особенностях ситуаций затрудненного общения, а также из тех данных, которые свидетельствуют о трудностях адаптации мигрантов к новой социокультурной среде, был сделан вывод о том, что для выявления социально-психологических особенностей общения студентов- мигрантов и не мигрантов необходимо обратиться к таким показателям общения, как частота возникновения трудностей общения, степень включенности/ отчужденности, выраженность дефицита общения, удовлетворенность отношениями и модальность отношений студентов- мигрантов к значимым для них субъектам общения (учителям, родителям, однокурсника), уровень рефлексии своего статуса в группе как субъекта общения.
Выявили, что механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувств вины, страха, тревоги, низкой самооценки и т.д. Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых экономических, социальных и психологических проблем.
2. Рассмотрены особенности культурно-языковой нормы в общении. Для выявления социально-психологических особенностей общения студентов-мигрантов и не мигрантов необходимо обратиться к таким показателям общения, как частота возникновения трудностей общения, степень включенности/отчужденности, выраженность дефицита общения, удовлетворенность отношениями и модальность отношений студентов- мигрантов к значимым для них субъектам общения (учителям, родителям, однокурсника), уровень рефлексии своего статуса в группе как субъекта общения.
Выявлено, что по оценкам экспертов, Красноярск привлекателен для трудовых мигрантов по нескольким причинам. Во-первых, город характеризуется развитием строительной индустрии, в которой преимущественно заняты мигранты. Во-вторых, немаловажную роль играет активная деятельность соответствующих национально-культурных объединений, в задачи которых входит социальная помощь переселенцам. Много приезжих из соседних областей и республик. Больше всего мигрантов прибывает из Хакассии, Тывы, Бурятии, Иркутской и Кемеровской областей. Прежде всего, их привлекает благоприятная социально-экономическая ситуация, благоустроенность города, наличие программ по поддержке переселенцев, наличие рабочих мест. Красноярск - современный город, где уютно и местным жителям, и приезжим.
3. Эмпирически изучены особенности психологических барьеров в общении студентов-мигрантов со сверстниками.
В результате констатирующего исследования получили, что:
- Данные по тесту Кеттелла показывают, что в группе студентов- мигрантов выше уровень замкнутости, ниже уровень стрессоустойчивости, высокий уровень тревожности. Над изменением уровней данных качеств испытуемых этой группы было предложено поработать в тренинговой программе.
- По методике диагностики межличностных отношений Т. Лири у студентов-мигрантов более выражены такие качества, как: подозрительность, эгоистичность, подчиняемость.
- По методике коммуникативного контроля у студентов-мигрантов более выражен низкий уровень коммуникативного контроля.
- У студентов-мигрантов более выражен низкий уровень коммуникативных умений.
- Уровень ситуативной тревожности испытуемых в группе мигрантов является высоким.
В результате проведения методик был сделан вывод, что группе студентов-мигрантов необходимо провести тренинг, направленный на формирование личных качеств, способствующих эффективному общению.
4. В результате контрольного эксперимента выяснилось, что уровень тревожности студентов-мигрантов понизился. В группе студентов-не мигрантов уровень коммуникативных умений существенно не изменился. В то время как в группе студентов-мигрантов данный показатель существенно изменился, что говорит об эффективности проведенного тренинга.
Для испытуемых группы студентов-мигрантов предлагалось провести социально - психологический тренинг, направленный на формирование личных качеств, способствующих эффективному общению.
В результате контрольного этапа получили, что уровень ситуативной тревожности испытуемых в группе мигрантов изменился и снизился после проведения коррекционной программы. В группе коренных жителей данный показатель существенно не изменился.
Выявлено, что в группе студентов не мигрантов уровень коммуникативных умений существенно не изменился. В то время как в группе студентов-мигрантов данный показатель существенно изменился, что говорит об эффективности проведенного тренинга.
Таким образом, можно с уверенностью говорить, что цель работы достигнута, поставленные задачи решены в полном объеме, выдвинутая перед началом исследования гипотеза доказана.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.М.: Наука, 1980.335с.
2. Авдеева Т.Г. Особенности этнической толерантности младших школьников в поликультурном пространстве школы. // Сибирский вестник специального образования: сетевой журн. 2015. № 1[14]. URL: http://sibsedu.kspu.ru/upl/14-2015/vestnik 1(14)2015 01 .pdf(дата обращения: 18.10.2016).
3. Агреев B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. 240с.
4. Активные методы обучения педагогическому общениюи его оптимизация: Сб. науч. тр. / Сост. А.А. Бодалев.Москва, 1983. 98с.
5. Алешина JI.O. О вежливости, о такте, о деликатности. Л.: Лениздат, 1990. 255с.
6. АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. Л.: Ленин, 1968. 339с.
7. АндреевВ.И. Деловая риторика. Казань: Казан.ун-та, 1993. 251с.
8. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. - 221с.
9. Арефьев А. Падение статуса русского языка на постсоветском пространстве // ДемоскопWeekly: сетевой журн. 2006 № 251 - 252. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0251/tema01.php(дата обращения 12. 04. 2014).
10. БабосовЕ.М. Нравственная культура личности. Мн.: Наука и техника, 1985.184с.
11. Бадмаева Б.Б. Адаптация и социализация: постановка вопроса в педагогическом знании // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2011. №5 (40). С. 129-131.
12. БодалевА.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 272с.
13. Борисенков В.П. и др. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. М.: Ростов-н/Д: РГПУ, 2004. 453 с.
14. Бучилова И. А., Алиева Т. И. Особенности социокультурной адаптации
детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях двуязычия в семьях мигрантов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. - С. 1321- 1325. URL: http://e-
копсер1.ги/2015/85265.й1ш(дата обращения 23.07. 2016).
15. Гриценко В.В., Константинов В.В. Тренинг оптимизации процесса социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов: учеб, метод. Пособие. // Балашов :Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 2004.
16. Гуляева А.Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов // Электорнный журнал «Психологическая наука и образование», 2010. № 5. С. 158 - 167.
17. ДобровичА.Б. Общение: наука и искусство. М.: Звание, 1980. 160с.
18. ЕрастовН.П. Психология общения: пособие для студентов - психологов. Ярославль, 1979. 96с.
19. Жуина Д.В., Ковалева Н.А. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации мигрантов: программа. Мордов. гос. пед. ин т. Саранск, 2012. 68 с.
20. Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А.Актуальные проблемы обучения детей мигрантов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. № 2. С.34 - 36.
21.Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации. // Социологические исследования, 2013. № 2. С.80 - 91.
22. ИвановаЕ.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб: Рига,
Эксперимент, 2007. 69с.
23. ИльяеваИ.А. Культура общения. Опыт философско-методического
анализа. Воронеж, 2009. 168с.
24. Кабылбекова З.Б. Теоретико-методологические основы формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ: автореф.дис. ... д-ра пед. наук. Шымкент, 2010.
25. Константинов В.В. Адаптационный процесс у мигрантов и их психологические характеристики (на материалах Приволжского федерального округа) // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2012. №2 (20). С. 114 - 122.
26. Константинов В.В., Ковалева Н.А. Социально - психологический анализ феномена расставания мигрантов с родиной. Пенза: ПГПУ, 2010.100 с.
27. КрижанскаяЮ.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. СПб.: Питер, 2004. 282с.
28. КрыловаН.Б. Формирование культуры будущего специалиста: метод, пособие. М.: Высшая школа, 1990. 142с.
29. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.: Наука, 1993. 340 с.
30. Лебедева Н.М. Психологические исследования этнической толерантности / под ред. Н.М. Лебедева, В.Ю. Хотынец. Екатеринбург, 2003.
31. ЛевитанК.М. Культура педагогического общения. Иркутск: КГУ, 1995. 104с.
32. Леонтьев А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии, 1979. №1.С. 121 - 132.
33. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1972. 318с.
34. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Академия, 1976. 218с.
35. ЛупьянЯ.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Мн.: Высшая школа, 1986. 206с.
36. МагомедовА.М. Воспитание у молодежи культуры межнационального общения. // Советская педагогика, 1989. №10. С. 29 - 32.
37. Магомедова Е.В. Толерантность как принцип культуры: Автореф.дис. ... канд. филос. наук. Е.В. Магомедова. Ростов н/Д. 1999. 22 с.
38. Матис В.И. Педагогика межнационального общения: учебник для вузов. Матис. Барнаул: БГПУ. 2003. 152 с.
39. МудрикА.В. Коммуникативная культура личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. М.: Педагогика, 2009. С. 56 - 67.
40. Налчаджян А.А. Этнопсихология: учебник для вузов, 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 381 с.
41. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1994. 178с.
42. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М.: МГУ, 1987. 122с.
43. ПетровскаяЛ.А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 2009. 216с.
44. Сапожникова И.С. Психологическая адаптация подростков-мигрантов как компонент безопасности муниципального образовательного пространства: дис. .канд. психол. наук. Р/н-Д., 2007. 176 с.
45. Солдатова Г.У. Психологическая помощь мигрантам. М.: Смысл, 2002. 71с.
46. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности.М., Смысл, 1998. 320 с.
47. Солдатова Г.У. Психология беженцев и вынужденных переселенцев. М.: Смысл, 2001. 99с.
48. Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: материалы 2-й Международной научно-практической конференции. М.: Перо, 2014. 226 с.
49. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2008. 368 с.
50. Уфимцева Л.П., Мацкевич А.В., Доманецкая Л.В. Формирование толерантности у дошкольников в условиях интегрированного обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. №1. С.3-5.
51. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002 356с.
52. Хотинец В.Ю. Исследование различных форм выражения этнического самосознания у студентов удмуртов // Психологический журнал. - Т.18. -№ 14. 1997. С. 36 - 42.
53. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 317 с.
54. Konstantinov. V., RuchkovaN., VershininaM. GroupandPersonality: CrossRoad of Cultures. Publishing House “S&IC”. St. Louis (USA), 2013.