ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ МИГРАНТОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ- МИГРАНТОВ СО СВЕРСТНИКАМИ И СПЕЦИФИКОЙ ИХ ОБЩЕНИЯ 8
1.1. Общение: понятие, функции, структура, приемы, показатели,
барьеры, особенности проявлений в студенчестве 8
1.2. Особенности культурно-языковой нормы в общении 16
1.3. Описание поликультурного пространства г. Красноярска 21
1.4. Анализ типичных ошибок и трудностей в использовании русского
языка как средства межнационального общения на межличностном уровне в России 30
1.5. Специфика общения студентов-мигрантов со сверстниками 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ- МИГРАНТОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 41
2.1. Описание выборки и методик исследования 41
2.2. Анализ результатов исследования 49
2.3. Социально - психологический тренинг, направленный на формирование личных качеств, способствующих эффективному общению студентов-мигрантов 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ- МИГРАНТОВ СО СВЕРСТНИКАМИ И СПЕЦИФИКОЙ ИХ ОБЩЕНИЯ 8
1.1. Общение: понятие, функции, структура, приемы, показатели,
барьеры, особенности проявлений в студенчестве 8
1.2. Особенности культурно-языковой нормы в общении 16
1.3. Описание поликультурного пространства г. Красноярска 21
1.4. Анализ типичных ошибок и трудностей в использовании русского
языка как средства межнационального общения на межличностном уровне в России 30
1.5. Специфика общения студентов-мигрантов со сверстниками 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ОБЩЕНИИ СТУДЕНТОВ- МИГРАНТОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 41
2.1. Описание выборки и методик исследования 41
2.2. Анализ результатов исследования 49
2.3. Социально - психологический тренинг, направленный на формирование личных качеств, способствующих эффективному общению студентов-мигрантов 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Актуальность темы исследования. Современные процессы миграции в мире являются одной из ключевых проблем всего человечества. Миграция населения играет огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах. Сутью этого процесса является стремление мигрантов к благополучию и безопасности, которые между собой неразрывно связаны. Важнейшая социально-экономическая функция миграции населения - обеспечение определенного уровня подвижности населения и его территориального перераспределения, в том числе в индустриальные центры и осваиваемые районы. С одной стороны, миграция населения способствует более полному использованию рабочей силы, росту производства, но с другой - последствия миграции сложны и противоречивы. Российская Федерация так же является страной с большим миграционным потоком В Россию ежегодно прибывают более 12 млн. и одновременно выезжают около 11 млн. мигрантов. В первую очередь миграционному наплыву подвергаются крупные города России, такие как Москва, Екатеринбург, Нижний Новгород, Хабаровск, Чита. Среди миграционного населения большая часть людей - это студенты [25].
За последние годы социальная жизнь людей претерпела существенные изменения в структуре общения и взаимоотношений людей. Подобные изменения происходят и в студенческом коллективе. Проблема формирования культурно-языковой нормы в общении студентов имеет глобальное значение, так как жизнедеятельность человека невозможна без межличностного общения людей. Будущий специалист, обладающий высоким уровнем культуры общения, коммуникативными склонностями и умениями, свободно ориентируется в различных ситуациях своей профессии. От того, на каком уровне культуры общения находится будущий специалист, зависит не только организационный и профессиональный процесс, но и эмоциональное состояние, развитие ценностных ориентаций личности студента, его отношение к процессу своей профессиональной деятельности.
Культура общения в сегодняшних условиях развития страны является одним из важных показателей профессионала. В отечественной психологии проблемой изучения человеческих отношений занимались Л.С.Выготский, A. Н. Леонтьев [33], С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконини др. Проблему изучения социального общения рассматривали Г.М.Андреева [8], А.П. Буева, Б.Ф. Ломов [34]; тему восприятия - А.А.Бодалев [12], В.И. Мясищев; психологические механизмы межличностного общения людей - Р.Х.Шакуров. Проблему культуры общения изучали И.А. Волкова, Л.А.Волович, Е.С. Кузьмин и др. Культура общения как элемент профессиональной культуры профессионала изучается Н.Б. Крыловой; проблема формирования коммуникативных способностей и умений - Х.Й.Лийметсом, В.А. Мудриком [39] и др.; психология общения личности - B. А. Чуфаровским; проблемы формирования культуры межнационального общения - Г.И.Ибрагимовым, К.М. Мамедовым [36] и др. Этническая идентичность является предметом изучения как зарубежных авторов (У. Джемс, М. Мид, Дж. Финни, Э. Фром, Э. Эриксон), так и отечественных исследователей (С.А. Арутюнов, Э.А. Баграмов, Ш.А. Богина., П.И. Гнатенко, В.Н. Павленко, Н.М. Лебедева, В.С. Собкин, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др.).
Рассматривая особый вариант совместной деятельности студентов (образовательную, культурно-досуговую), можно отметить, что проблема психологических барьеров в общении студентов-мигрантов со сверстниками приобретает все большую значимость и важность. Культура общения является значимой для деятельности будущего специалиста, становится важным фактором создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, что позволяет студентам эффективно трудиться, используя коммуникативный потенциал в соответствии со своими склонностями и интересами [21; 23].
Теоретико-методологическую основу исследования составляет совокупность теоретических положений, описывающих человека как субъекта деятельности и общения, раскрывающих способы влияния на активизацию и проявление его сущностных сил (Б.Г. Ананьев [6], М.Я. Басов, С.П. Гальперин, А.Н. Леонтьев [33], Б.Ф. Ломов [34], Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубинштейн, М.А. Холодная и др.).
На основе анализа литературы была выявлена проблема исследования: наличие психологических барьеров в общении студентов-мигрантов со сверстниками.
Цель исследования - особенности психологических барьеров в общении студентов-мигрантов со сверстниками.
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически изучить психологические барьеры в общении
студентов-мигрантов со сверстниками.
2. Рассмотреть особенности культурно-языковой нормы в общении.
3. Эмпирически изучить особенности психологических барьеров в общении студентов-мигрантов со сверстниками.
4. Разработать социально - психологический тренинг, направленный на формирование личных качеств, способствующих эффективному общению студентов-мигрантов.
Предмет исследования - психологические барьеры в общении студентов-мигрантов со сверстниками.
Объект исследования - общение студентов-мигрантов со сверстниками.
Гипотеза исследования - предположим, что:
- для мигрантов студенческого возраста характерны следующие психологические барьеры, мешающие взаимопониманию: подозрительность, эгоистичность, подчиняемость, низкий уровень коммуникативного контроля, низкий уровень ситуативной тревожности. Так как для мигрантов студенческого возраста характерно возникновение психических расстройств, которым могут способствовать как внешние условия, нарушающие привычную жизнедеятельность человека, так и внутренняя (индивидо¬личностная) предрасположенность. Жизненные обстоятельства могут стать толчком к возникновению расстройства, а пограничная личностная организация выполняет роль «патогенной почвы» для превращения временных расстройств в хронические нарушения [47].
- специально организованные занятия, направленные на повышение уровня коммуникативных умений и снижению уровня тревожности, будут способствовать преодолению психологических барьеров у студентов- мигрантов.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Эмпирический метод, который реализовался в приведенных ниже методиках исследования.
- Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).
- Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер).
- Тест оценки коммуникативных умений (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
- Методика исследования ситуативной тревожности (опросник Спилбергера, Ханина).
- Шестнадцатифакторный личностный опросник (Р. Кеттелла).
3. Количественная и качественная обработка результатов.
Теоретическая значимость работы. В результате исследования у студентов-мигрантов были выявлены и экспериментально подтверждены следующие психологические барьеры: подозрительность, эгоистичность, подчиняемость, низкий уровень коммуникативного контроля, низкий уровень ситуативной тревожности, которые создают студентам-мигрантам трудности в общении со сверстниками.
Практическая значимость работы. Результаты, выводы исследования и его методический инструментарий могут быть использованы практикующими психологами ВУЗов с целью коррекции системы отношений субъектов образовательного пространства к студентам мигрантам; для оказания психологической помощи студентам-мигрантам в процессе адаптации к новым социальным ситуациям и для профилактики деструктивных форм общения; для разработки программ подготовки специалистов, работающих со студентами-мигрантами и их семьями; для создания программ социально-психологического тренинга; для повышения социально-психологической компетентности населения полиэтнических регионов; в процессе чтения курсов «Социальная психология», «Психология общения», «Социальная психология мигрантов».
Перспективными исследованиями социально-психологических особенностей общения студентов из семей мигрантов являются: изучение причин удовлетворенности-неудовлетворенности общением, переживания дефицита общения; рассмотрение социально-психологических и личностных особенностей преподавателей в качестве факторов, обуславливающих эффективность взаимодействия со студентами-мигрантами; проведение лонгитюдного исследования социально-психологических особенностей общения студентов-мигрантов; изучение роли социально-психологического тренинга в изменении статуса студентов-мигрантов в студенческом коллективе; определение различий в социально-психологических трудностях общения студентов-мигрантов в зависимости от этнокультурных особенностей их семей.
Организация исследования: Базой исследования является «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева».
За последние годы социальная жизнь людей претерпела существенные изменения в структуре общения и взаимоотношений людей. Подобные изменения происходят и в студенческом коллективе. Проблема формирования культурно-языковой нормы в общении студентов имеет глобальное значение, так как жизнедеятельность человека невозможна без межличностного общения людей. Будущий специалист, обладающий высоким уровнем культуры общения, коммуникативными склонностями и умениями, свободно ориентируется в различных ситуациях своей профессии. От того, на каком уровне культуры общения находится будущий специалист, зависит не только организационный и профессиональный процесс, но и эмоциональное состояние, развитие ценностных ориентаций личности студента, его отношение к процессу своей профессиональной деятельности.
Культура общения в сегодняшних условиях развития страны является одним из важных показателей профессионала. В отечественной психологии проблемой изучения человеческих отношений занимались Л.С.Выготский, A. Н. Леонтьев [33], С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконини др. Проблему изучения социального общения рассматривали Г.М.Андреева [8], А.П. Буева, Б.Ф. Ломов [34]; тему восприятия - А.А.Бодалев [12], В.И. Мясищев; психологические механизмы межличностного общения людей - Р.Х.Шакуров. Проблему культуры общения изучали И.А. Волкова, Л.А.Волович, Е.С. Кузьмин и др. Культура общения как элемент профессиональной культуры профессионала изучается Н.Б. Крыловой; проблема формирования коммуникативных способностей и умений - Х.Й.Лийметсом, В.А. Мудриком [39] и др.; психология общения личности - B. А. Чуфаровским; проблемы формирования культуры межнационального общения - Г.И.Ибрагимовым, К.М. Мамедовым [36] и др. Этническая идентичность является предметом изучения как зарубежных авторов (У. Джемс, М. Мид, Дж. Финни, Э. Фром, Э. Эриксон), так и отечественных исследователей (С.А. Арутюнов, Э.А. Баграмов, Ш.А. Богина., П.И. Гнатенко, В.Н. Павленко, Н.М. Лебедева, В.С. Собкин, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др.).
Рассматривая особый вариант совместной деятельности студентов (образовательную, культурно-досуговую), можно отметить, что проблема психологических барьеров в общении студентов-мигрантов со сверстниками приобретает все большую значимость и важность. Культура общения является значимой для деятельности будущего специалиста, становится важным фактором создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, что позволяет студентам эффективно трудиться, используя коммуникативный потенциал в соответствии со своими склонностями и интересами [21; 23].
Теоретико-методологическую основу исследования составляет совокупность теоретических положений, описывающих человека как субъекта деятельности и общения, раскрывающих способы влияния на активизацию и проявление его сущностных сил (Б.Г. Ананьев [6], М.Я. Басов, С.П. Гальперин, А.Н. Леонтьев [33], Б.Ф. Ломов [34], Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубинштейн, М.А. Холодная и др.).
На основе анализа литературы была выявлена проблема исследования: наличие психологических барьеров в общении студентов-мигрантов со сверстниками.
Цель исследования - особенности психологических барьеров в общении студентов-мигрантов со сверстниками.
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически изучить психологические барьеры в общении
студентов-мигрантов со сверстниками.
2. Рассмотреть особенности культурно-языковой нормы в общении.
3. Эмпирически изучить особенности психологических барьеров в общении студентов-мигрантов со сверстниками.
4. Разработать социально - психологический тренинг, направленный на формирование личных качеств, способствующих эффективному общению студентов-мигрантов.
Предмет исследования - психологические барьеры в общении студентов-мигрантов со сверстниками.
Объект исследования - общение студентов-мигрантов со сверстниками.
Гипотеза исследования - предположим, что:
- для мигрантов студенческого возраста характерны следующие психологические барьеры, мешающие взаимопониманию: подозрительность, эгоистичность, подчиняемость, низкий уровень коммуникативного контроля, низкий уровень ситуативной тревожности. Так как для мигрантов студенческого возраста характерно возникновение психических расстройств, которым могут способствовать как внешние условия, нарушающие привычную жизнедеятельность человека, так и внутренняя (индивидо¬личностная) предрасположенность. Жизненные обстоятельства могут стать толчком к возникновению расстройства, а пограничная личностная организация выполняет роль «патогенной почвы» для превращения временных расстройств в хронические нарушения [47].
- специально организованные занятия, направленные на повышение уровня коммуникативных умений и снижению уровня тревожности, будут способствовать преодолению психологических барьеров у студентов- мигрантов.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Эмпирический метод, который реализовался в приведенных ниже методиках исследования.
- Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).
- Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер).
- Тест оценки коммуникативных умений (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
- Методика исследования ситуативной тревожности (опросник Спилбергера, Ханина).
- Шестнадцатифакторный личностный опросник (Р. Кеттелла).
3. Количественная и качественная обработка результатов.
Теоретическая значимость работы. В результате исследования у студентов-мигрантов были выявлены и экспериментально подтверждены следующие психологические барьеры: подозрительность, эгоистичность, подчиняемость, низкий уровень коммуникативного контроля, низкий уровень ситуативной тревожности, которые создают студентам-мигрантам трудности в общении со сверстниками.
Практическая значимость работы. Результаты, выводы исследования и его методический инструментарий могут быть использованы практикующими психологами ВУЗов с целью коррекции системы отношений субъектов образовательного пространства к студентам мигрантам; для оказания психологической помощи студентам-мигрантам в процессе адаптации к новым социальным ситуациям и для профилактики деструктивных форм общения; для разработки программ подготовки специалистов, работающих со студентами-мигрантами и их семьями; для создания программ социально-психологического тренинга; для повышения социально-психологической компетентности населения полиэтнических регионов; в процессе чтения курсов «Социальная психология», «Психология общения», «Социальная психология мигрантов».
Перспективными исследованиями социально-психологических особенностей общения студентов из семей мигрантов являются: изучение причин удовлетворенности-неудовлетворенности общением, переживания дефицита общения; рассмотрение социально-психологических и личностных особенностей преподавателей в качестве факторов, обуславливающих эффективность взаимодействия со студентами-мигрантами; проведение лонгитюдного исследования социально-психологических особенностей общения студентов-мигрантов; изучение роли социально-психологического тренинга в изменении статуса студентов-мигрантов в студенческом коллективе; определение различий в социально-психологических трудностях общения студентов-мигрантов в зависимости от этнокультурных особенностей их семей.
Организация исследования: Базой исследования является «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева».
Итак, в соответствии с задачами исследования, поставленными в начале работы, были получены следующие результаты.
1. Теоретически изучены психологические барьеры в общении студентов-мигрантов со сверстниками. Исходя из представления о социально-психологических особенностях ситуаций затрудненного общения, а также из тех данных, которые свидетельствуют о трудностях адаптации мигрантов к новой социокультурной среде, был сделан вывод о том, что для выявления социально-психологических особенностей общения студентов- мигрантов и не мигрантов необходимо обратиться к таким показателям общения, как частота возникновения трудностей общения, степень включенности/ отчужденности, выраженность дефицита общения, удовлетворенность отношениями и модальность отношений студентов- мигрантов к значимым для них субъектам общения (учителям, родителям, однокурсника), уровень рефлексии своего статуса в группе как субъекта общения.
Выявили, что механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувств вины, страха, тревоги, низкой самооценки и т.д. Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых экономических, социальных и психологических проблем.
2. Рассмотрены особенности культурно-языковой нормы в общении. Для выявления социально-психологических особенностей общения студентов-мигрантов и не мигрантов необходимо обратиться к таким показателям общения, как частота возникновения трудностей общения, степень включенности/отчужденности, выраженность дефицита общения, удовлетворенность отношениями и модальность отношений студентов- мигрантов к значимым для них субъектам общения (учителям, родителям, однокурсника), уровень рефлексии своего статуса в группе как субъекта общения.
Выявлено, что по оценкам экспертов, Красноярск привлекателен для трудовых мигрантов по нескольким причинам. Во-первых, город характеризуется развитием строительной индустрии, в которой преимущественно заняты мигранты. Во-вторых, немаловажную роль играет активная деятельность соответствующих национально-культурных объединений, в задачи которых входит социальная помощь переселенцам. Много приезжих из соседних областей и республик. Больше всего мигрантов прибывает из Хакассии, Тывы, Бурятии, Иркутской и Кемеровской областей. Прежде всего, их привлекает благоприятная социально-экономическая ситуация, благоустроенность города, наличие программ по поддержке переселенцев, наличие рабочих мест. Красноярск - современный город, где уютно и местным жителям, и приезжим.
3. Эмпирически изучены особенности психологических барьеров в общении студентов-мигрантов со сверстниками.
В результате констатирующего исследования получили, что:
- Данные по тесту Кеттелла показывают, что в группе студентов- мигрантов выше уровень замкнутости, ниже уровень стрессоустойчивости, высокий уровень тревожности. Над изменением уровней данных качеств испытуемых этой группы было предложено поработать в тренинговой программе.
- По методике диагностики межличностных отношений Т. Лири у студентов-мигрантов более выражены такие качества, как: подозрительность, эгоистичность, подчиняемость.
- По методике коммуникативного контроля у студентов-мигрантов более выражен низкий уровень коммуникативного контроля.
- У студентов-мигрантов более выражен низкий уровень коммуникативных умений.
- Уровень ситуативной тревожности испытуемых в группе мигрантов является высоким.
В результате проведения методик был сделан вывод, что группе студентов-мигрантов необходимо провести тренинг, направленный на формирование личных качеств, способствующих эффективному общению.
4. В результате контрольного эксперимента выяснилось, что уровень тревожности студентов-мигрантов понизился. В группе студентов-не мигрантов уровень коммуникативных умений существенно не изменился. В то время как в группе студентов-мигрантов данный показатель существенно изменился, что говорит об эффективности проведенного тренинга.
Для испытуемых группы студентов-мигрантов предлагалось провести социально - психологический тренинг, направленный на формирование личных качеств, способствующих эффективному общению.
В результате контрольного этапа получили, что уровень ситуативной тревожности испытуемых в группе мигрантов изменился и снизился после проведения коррекционной программы. В группе коренных жителей данный показатель существенно не изменился.
Выявлено, что в группе студентов не мигрантов уровень коммуникативных умений существенно не изменился. В то время как в группе студентов-мигрантов данный показатель существенно изменился, что говорит об эффективности проведенного тренинга.
Таким образом, можно с уверенностью говорить, что цель работы достигнута, поставленные задачи решены в полном объеме, выдвинутая перед началом исследования гипотеза доказана.
1. Теоретически изучены психологические барьеры в общении студентов-мигрантов со сверстниками. Исходя из представления о социально-психологических особенностях ситуаций затрудненного общения, а также из тех данных, которые свидетельствуют о трудностях адаптации мигрантов к новой социокультурной среде, был сделан вывод о том, что для выявления социально-психологических особенностей общения студентов- мигрантов и не мигрантов необходимо обратиться к таким показателям общения, как частота возникновения трудностей общения, степень включенности/ отчужденности, выраженность дефицита общения, удовлетворенность отношениями и модальность отношений студентов- мигрантов к значимым для них субъектам общения (учителям, родителям, однокурсника), уровень рефлексии своего статуса в группе как субъекта общения.
Выявили, что механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувств вины, страха, тревоги, низкой самооценки и т.д. Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых экономических, социальных и психологических проблем.
2. Рассмотрены особенности культурно-языковой нормы в общении. Для выявления социально-психологических особенностей общения студентов-мигрантов и не мигрантов необходимо обратиться к таким показателям общения, как частота возникновения трудностей общения, степень включенности/отчужденности, выраженность дефицита общения, удовлетворенность отношениями и модальность отношений студентов- мигрантов к значимым для них субъектам общения (учителям, родителям, однокурсника), уровень рефлексии своего статуса в группе как субъекта общения.
Выявлено, что по оценкам экспертов, Красноярск привлекателен для трудовых мигрантов по нескольким причинам. Во-первых, город характеризуется развитием строительной индустрии, в которой преимущественно заняты мигранты. Во-вторых, немаловажную роль играет активная деятельность соответствующих национально-культурных объединений, в задачи которых входит социальная помощь переселенцам. Много приезжих из соседних областей и республик. Больше всего мигрантов прибывает из Хакассии, Тывы, Бурятии, Иркутской и Кемеровской областей. Прежде всего, их привлекает благоприятная социально-экономическая ситуация, благоустроенность города, наличие программ по поддержке переселенцев, наличие рабочих мест. Красноярск - современный город, где уютно и местным жителям, и приезжим.
3. Эмпирически изучены особенности психологических барьеров в общении студентов-мигрантов со сверстниками.
В результате констатирующего исследования получили, что:
- Данные по тесту Кеттелла показывают, что в группе студентов- мигрантов выше уровень замкнутости, ниже уровень стрессоустойчивости, высокий уровень тревожности. Над изменением уровней данных качеств испытуемых этой группы было предложено поработать в тренинговой программе.
- По методике диагностики межличностных отношений Т. Лири у студентов-мигрантов более выражены такие качества, как: подозрительность, эгоистичность, подчиняемость.
- По методике коммуникативного контроля у студентов-мигрантов более выражен низкий уровень коммуникативного контроля.
- У студентов-мигрантов более выражен низкий уровень коммуникативных умений.
- Уровень ситуативной тревожности испытуемых в группе мигрантов является высоким.
В результате проведения методик был сделан вывод, что группе студентов-мигрантов необходимо провести тренинг, направленный на формирование личных качеств, способствующих эффективному общению.
4. В результате контрольного эксперимента выяснилось, что уровень тревожности студентов-мигрантов понизился. В группе студентов-не мигрантов уровень коммуникативных умений существенно не изменился. В то время как в группе студентов-мигрантов данный показатель существенно изменился, что говорит об эффективности проведенного тренинга.
Для испытуемых группы студентов-мигрантов предлагалось провести социально - психологический тренинг, направленный на формирование личных качеств, способствующих эффективному общению.
В результате контрольного этапа получили, что уровень ситуативной тревожности испытуемых в группе мигрантов изменился и снизился после проведения коррекционной программы. В группе коренных жителей данный показатель существенно не изменился.
Выявлено, что в группе студентов не мигрантов уровень коммуникативных умений существенно не изменился. В то время как в группе студентов-мигрантов данный показатель существенно изменился, что говорит об эффективности проведенного тренинга.
Таким образом, можно с уверенностью говорить, что цель работы достигнута, поставленные задачи решены в полном объеме, выдвинутая перед началом исследования гипотеза доказана.
Подобные работы
- Психологическая программа сопровождения адаптации первокурсников педагогического вуза
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2024 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ К ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ТРАСЛОКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИГРАНТОВ В ТОМСКЕ ИЗ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Бакалаврская работа, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2025 - Социальная адаптация сельской молодежи в студенческой среде
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2012 - ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОБЩЕНИЮ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2017 - Особенности интеллектуальной деятельности и уровень тревожности у подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018



