ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ 18
1.1. Отечественные и зарубежные подходы к понятию «суверенность
личности»» 18
1.2. Социально-психологические особенности личности и психологическая
суверенность: особенности их взаимодействия 37
1.3. Теоретические и практические исследования психологии школьной
среды (школьного психологического пространства) в контексте психологической суверенности 53
1.4. Особенности психологической суверенности подростков: социально-психологический контекст 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 70
ГЛАВА II. Программа эмпирического исследования психологических особенностей подростков с различными уровнями психологической суверенности 72
2.1. Программа эмпирического исследования 72
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТИ 78
3.1. Различия профилей психологической суверенности подростков с
различными уровнями психологической суверенности 78
3.2. Удовлетворенность жизнью подростков с различными уровнями
психологической суверенности 85
3.3. Социально-психологическая адаптация подростков с различными
уровнями психологической суверенности 95
3.4 Субъективное благополучие подростков с различными уровнями
психологической суверенности 102
3.5 Ценности подростков с различными уровнями психологической
суверенности 108
3.6 Описание портретов подростков с различными уровнями
психологической суверенности 123
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 150
Приложения
Актуальность исследования обусловлена ростом социальной городской окружающей среды, прогрессом научно-технического и информационного характера, способствующим увеличению социальных связей, где человек независимо от собственного желания находится во взаимодействии практически постоянно. Границы психологического пространства личности постоянно терпят вмешательство извне, людям трудно своевременно их регулировать, а подросткам в силу кризисных проявлений это сделать еще сложнее. Острым становится вопрос о психологической суверенности личности - «способности человека контролировать и развивать свое личностное пространство путем успешного автономного поведения» [129, с. 67].
Некоторые феномены, оказывающие влияние на формирование психологической суверенности: социальная ситуация развития, в которой ребенок воспитывался в детстве, детско-родительские отношения, тип родительского воспитания, то есть психологическое пространство семьи (или семейная среда) обоснованы Ю.В. Живаевой, А. Л. Журавлёвой, Д.Б. Иркиным, М.А. Ишковой, Н.А. Кондратовой, М.Д. Ктениду, О.А. Шамшиковой, 1.Но1Гшап.Н.С. Дмитриевой, рассмотрена домашняя среда как ресурс психологического благополучия и аутентичности подростков, с акцентом на формировании психологической суверенности внутри собственного жилища, его пространственного оформления. Л.В. Скоровой формулируются первые попытки рассмотрения школьной среды в качестве одной из формирующих психологическую суверенность подростков, но школа прослеживается лишь как место объединения родительского потенциала, акцент смещен на семейную среду. О.Г. Беленко отмечает динамику становления суверенности старших подростков в специально-организованной образовательной среде .
Несмотря на первые частные попытки, общего внимания проблема школьной среды (психологического пространства школы) в формировании психологической суверенности у современных авторов пока не заслужила, именно этим она и привлекательна для нас.
Понимая особенности психологического пространства и «как смыслового отношения человека к реальности, и как конструирования взаимодействия с объектами реальности», а также его организации в связи с взаимоотношениями личности с другими субъектами общей деятельности, которые образовывают динамическую систему отношений и формируют ее [76, с. 286],определяя его как субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни и включающий комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений , с которыми человек себя отождествляет (территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки) (С.К. Нартова-Бочавер, 2008), мы фиксируем основную проблему школьной среды (образовательной среды) нашего времени - невозможность расстановки подростками собственных маркеров территории, вещей, социальных связей, ценностей, привычек. Обращаем внимание на несоответствие школьной среды уровню и потребностям современных подростков, стиля их взаимоотношения с социальной средой, как субъектов, проявляющих активность (О.В. Гурова, О.В. Кружкова, И.В.Воробьева), важной причиной чего является практически не меняющееся с прошлого столетия психологическое пространство школы. Выявление этого несоответствия ставит задачу определения условий школьной среды, которые должны формировать суверенность как основание психологического здоровья прежде всего, как фактор некоторых социально - психологических особенностей, необходимых для выхода личности в культуру, позитивного самоосуществления личности.
При рассмотрении психологического пространства образовательных учреждений (образовательную среду) выделяются структура и особенности (С.К.Бондырева, И.В. Дубровина, С.И.Иванилова, А.С. Марков, В.И.Панов, В.В.Рубцов, И.М. Слободчиков, Б.Д.Эльконин, В.А.Ясвин, А.Бандура, К. Левин, К. Роджерс и др.).При этом актуальны вопросы психологически безопасной и комфортной среды и здоровьесберегающих технологий школ (И.А.Баева, Л.А. Гаязова, В.В. Семикин и др.).
Вместе с тем недостаточно изучены ресурсы психологического пространства школы (образовательной организации), их роль в развитии суверенности психологического пространства личности, механизмы развития и формирования суверенности психологического пространства и самоосуществления личности подростка.
Таким образом, фиксируем противоречие между особенностями социальной среды, давящей на границы психологического пространства личности подростка, неизменностью условий психологического пространства школьной среды, которая не соответствует реалиям отношений с социальной средой современного подростка, но в тоже время оказывает влияние на суверенность, а значит и самоосуществление личности и потребностями подростка в психологической суверенности, являющейся условием его развития и самоосуществления.
Актуальность исследования связана с тем, что феномен суверенности в процессе жизнеосуществления подростка обозначен в рамках педагогической социальной психологии, позволяющей определить и описать социально - психологические характеристики уровней суверенности для отображения социальной природы человека, что позволяет рассматривать его как субъекта социокультурной жизни, как субъекта социальных отношений, изучать закономерности поведения и деятельности подростков, обусловленные включением их в образовательную среду.
С.К. Нартова-Бочавер включает психологическую суверенность в систему индивидуально-личностных особенностей, что предполагает ее регулирование на всех уровнях структуры индивидуальности , благоприятствуя решению практических, социальных и экзистенциальных задач личности, что подтверждает возможность оказания влияния на суверенность условий школьной среды.
Ученые считают, что суверенность определяет способы поведения человека, является фактором адаптации. Значение социально-психологических особенностей людей с разными уровнями суверенности обусловливает актуальность эмпирического исследования особенностей подростков с различными уровнями суверенности, для понимания их портретов с целью оказания помощи, в том числе за счет изменения образовательного пространства и особенностей взаимоотношений его участников. До настоящего времени исследования социально - психологических особенностей в зависимости от уровня суверенности немногочисленны, а подростков - тем более.
Таким образом, можно констатировать, что в науке имеется много эмпирических данных, которые отражают особенности суверенности в зависимости от других феноменов, но недостаточно обобщенных взглядов на конкретные уровни суверенности и их подробного описания.
В диссертационном исследовании социально-психологические особенности подростков с различными уровнями суверенности изучаются у представителей мужской и женской выборки. Сравнительное исследование позволяет выявить общие черты и половые различия в проявлении этих особенностей в зависимости от уровня суверенности, что имеет не только теоретическую, но и большую практическую значимость. Так как в подростковом возрасте одна из задач - обрести свою суверенность, в некоторой степени отделить себя от окружающей среды, но, в то же время, уметь развиваться в контакте со средой, идентифицировать себя с ее субъектами, то есть находиться в некотором продуктивном гармоничном взаимодействии, нам кажется важным определение некоторых социально-психологических характеристик личности подростков с целью соотнесения с уровнем суверенности. Это даст возможность оказывать подросткам психологическую помощь по проблемам суверенности через другие психологические особенности, а также выявлять, прогнозировать изменения суверенности с точки зрения социально-психологических особенностей.
Понимая социально-психологические характеристики подростков в зависимости от уровня суверенности, мы сможем определить ряд условий образовательной среды, влияющих на суверенность личности, и соответственно представить возможные варианты психологического дизайна школьной среды.
Степень изученности. В России изучение психологического пространства становится актуальным сравнительно недавно, однако к настоящему моменту накоплено достаточно много трудов по данной проблеме. Я.К. Смирнова констатирует недостаток интегративной и системной позиции в области её теоретического осмысления и эмпирического исследования. Предпосылки развития концепции суверенности прослеживаются у зарубежных авторов (У.Джемс, И.Альтман, Р.Соммер и др.).
Учеными определены понятия «суверенности» (А.Р. Гайнанова, С.К. Нартова-Бочавер) и взаимоопределяющих понятий: «автономия» (Г. Олпорт, А.С. Соренсон, А. Маслоу, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.), «приватность» (И. Альтман, Дж. Боулби, Е. Гринсберг и др.), «личностная дистанция» (Н. Браун, К. Левин, А.Б. Колосов, и др.), «суверенизация личности» (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева), «жизненное пространство» (Н.А.Кондратова, О.В. Пополитова).
У современных исследователей психологическая суверенность связана с самодетерминацией личности и способностью субъекта к целеполаганию (О.Е. Дергачёва, Э. Деси, О.А. Карабанова, Д.А. Леонтьев, Н.Н. Поскребышева, Р. Райн, Е.В. Селезнёва и др.).
Данной проблеме посвящено множество публикаций, рассматривающих структуру суверенности, изучают психические особенности, акцентуации характера, межличностное общение, поведение в
семье и браке, рассматривают суверенность отдельных групп (взаимосвязь компонентов суверенности с чертами личности.
В изучении феномена суверенности на сегодняшний день выделяется два основных подхода: субъектно-средовый (С.К. Нартова-Бочавер), изучается человек в контексте взаимодействия со средой, и системно¬антропологический (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, Э.В. Галажинский), человек выступает как самоорганизующаяся система.
Изучаются механизмы уравновешивания внутренней активности и внешних воздействий, (М.А. Киселёв, В.И. Кузьмина, С. Мадди, Дж. Роттер, Н.Е. Шустов), личностного локуса каузальности (Е.Р. Калитевская).Рассматривается проблема суверенности в процессе самодетерминации (В.И. Моросанова, Г.С. Прыгин, Е.В. Селезнёва). Суверенность рассматривается как основание психологического здоровья (Р.А. Сурвила).
Смирновой Я.К. установлен факт отсутствия построения формализованной модели суверенности и нахождения системной структуры композиции её индикаторов в рамках системного подхода . Она предлагает такую модель, рассматривая жизнеосуществление как суверенность в динамическом ключе, характеризует суверенность через категории хронотопа.
Исследований суверенности в социально-психологическом ключе не так много:проявления процесса суверенизации личности в стратегиях коммуникативного поведения (О.Г. Беленко), в качестве фактора, способствующего развитию ценностно-смыслового пространства личности (Н.В. Буравцова), как «самополагание» (Д.Ю. Дорофеев), депривированность жизненного пространства личности (Н.А. Кондратова, О.В. Пополитова). Практически отсутствуют работы, выполненные в контексте педагогической социальной психологии, которая рассматривает условия среды суверенности, обеспечивающей позитивное самоосуществление личности подростка.
Нами зафиксирован факт отсутствия эмпирических исследований, в которых составлены и описаны социально-психологические портреты подростков с различными уровнями суверенности. К тому же внимание конкретным уровням суверенности подростков практически не уделено.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
1. Концепция психологической суверенности С.К. Нартовой-Бочавер.
2. Представление о «суверенном субъекте» (С.Л. Рубинштейн); идеи о суверенности как форме регуляции целенаправленной активности человека (Г.С. Прыгин).
3. Системно-антропологический подход (Е.В. Клочко, А.В. Клочко, О.М. Краснорядцева, Э.В. Галажинский, О.В. Лукьянов).
4. Теоретические подходы социальной психологии, рассмотрение социально-психологической структуры личности (Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева, В.Г.Крысько, Д.Майерс).
5. Теоретические и эмпирические исследования подросткового возраста и особенностей суверенности в этом возрасте Э.Эриксон, Ж.Пиаже, Л.С. Выготский,Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, Л.Ф. Обухова, А.М. Прихожан,О.В. Беленко. Е. Амангелдикызы, Д.Б.Иркин, Т.Д. Шевеленкова, Л.Д. Скорова и др.
6. Теоретические и эмпирические исследования субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью , адаптации, ценностей и личностных характеристик в зарубежной психологии М. Аргайла, Д. Кэмпбелла, К. Роджерса, Р.Даймонда, Ш.Шварца, Р. Кетелла и в отечественной науке Р.М. Шамионова, Т.А. Молодиченко, Е.М. Паниной, Н.Н.Мельниковой, Л.В. Куликова, Т.В. Буравцовой, Н.В. Казаковой, Н.В. Басалаевой, Ж.А. Левшуновой, Л.В. Карапетян.
7. Теоретические и эмпирические исследования психологии жизненного пространства человека (К. Левин, В.Н. Куницына, З.И. Рябикина, Л.В. Смолова), личного пространства (Р.Соммер, Э.Холл), территориальности и персонализации среды (И.Альтман), психологии среды (Дж.Гибсона и др.), психологии образовательной среды (В.А. Ясвин, В.И. Панов, Ю.Г. Панюкова)
Цель исследования: изучить психологические особенности подростков в зависимости от уровня суверенности и составить обобщенные психологические портреты подростков с различными уровнями психологической суверенности.
Объект исследования: психологическая суверенность личности подростков в контексте ее психологических характеристик .
Предмет исследования: суверенность как фактор проявления определенных психологических особенностей подростков, определяющий взаимное изменение структуры психологического пространства и социального поведения.
Описание выборки. В исследовании приняло участие 190 подростков, 95 мальчиков и 95 девочек, в возрасте 14-15 лет, обучающихся в школах г. Красноярска.
Основная гипотеза исследования заключается в предположении о том, что психологические особенности подростков различаются в зависимости от уровня психологической суверенности.
Дополнительные гипотезы:
1. Существуют различия профилей суверенности подростков с различными уровнями психологической суверенности. Компоненты суверенности, которые являются показателями уровня суверенности для мужской и женской выборки различны.
2. Психологическая суверенность, ее компоненты и уровни взаимосвязаны с психологическими особенностями личности подростков.
3. Существуют различия ценностей и мотивационных целей подростков с различными уровнями психологической суверенности.
Задачи исследования:
1 .Проанализировать основные теоретические подходы к изучению психологической суверенности, социально-психологической структуры личности, особенностей подросткового возраста, психологии школьной (образовательной) среды и выделить методологические основания эмпирического исследования.
2. Изучить взаимосвязь психологической суверенности и ее уровней с психологическими особенностями подростков: удовлетворенностью жизнью как критерием внутренней адаптации подростков, социально-психологической адаптацией, субъективным благополучием в контексте глубины эмоционального дискомфорта, иерархией ценностей, мотивационными целями и потребностями подростков , личностными характеристиками.
3. На основе полученных данных составить обобщенные психологические портреты подростков с различными уровнями психологической суверенности.
4. Предложить рекомендации по осуществлению психологического сопровождения подростков с различными уровнями психологической суверенности с акцентом на изменения в образовательной среде .
Методы исследования. В качестве метода организации исследования выступил сравнительный метод. Сбор эмпирических данных проводился с применением методик: опросник «Суверенность психологического пространства-2010» С.К. Нартова-Бочавер, методика У. Шварца для изучения ценностей личности (в варианте В.Н. Карандашева), методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (в адаптации А.К. Осницкого), опросник «Удовлетворенность жизнью» Н.Н. Мельниковой, шкала субъективного благополучия (в адаптации М.В. Соколовой). В исследовании применялись следующие методы математико-статистической обработки данных: первичная описательная статистика (среднее арифметическое значение), U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Пирсона, факторный анализ. Статистические расчеты выполнялись при помощи статистической программы SPSS - 17.
Научная новизна исследования
В диссертационном исследовании впервые в отечественной педагогической психологии был проведен сравнительный анализ психологических особенностей подростков с различными уровнями психологической суверенности.
Установлено, что суверенность является фактором удовлетворенности жизнью, субъективного благополучия, адаптации как внутренних и внешних критериев социальной адаптации.
В отличие от существующих исследований психологической суверенности предпринят комплексный анализ факторов среды в формировании суверенности. Осуществлен разворот взглядов с семейной среды формирования суверенности на школьную (образовательную) среду, анализ ведется с позиции педагогической социальной психологии. Реализован оригинальный подход к исследованию психологической суверенности подростков во взаимосвязи с характеристиками социально - психологической адаптации, удовлетворенности жизнью, субъективного благополучия, ценностей и мотивационных целей.
Оформленные психологические портреты подростков с различными уровнями психологической суверенности описаны в причинно-следственной обусловленности с практически неизменяющимся психологическим пространством образовательной организации с прошлого столетия, не соответствующем потребностям современного подростка.
В ходе теоретического анализа показано, что психологическая суверенность личности является проводником личности , обеспечивающим на начальном этапе успешное взаимодействие со средой (семейной, образовательной), где важное значение имеют психологические особенности личности и условия среды , а затем самостоятельный выход личности в культуру и самоизменение в ней .
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении системного понимания психологической суверенности личности и ее рассмотрения в контексте педагогической социальной психологии, в расширении и конкретизации научных представлений о взаимосвязях суверенности с психологическими особенностями личности. А также состоит в расширении теоретических представлений о суверенности личности в подростковом возрасте. Результаты эмпирического исследования подтверждают, что понимание социально-психологических особенностей подростков в зависимости от уровня суверенности чрезвычайно важно, и вносят вклад в понимание роли суверенности в жизни и развитии подростка.
Составленный автором диагностический комплекс может использоваться в работе психологов для диагностики проблем подростков .
Предложенный набор рекомендаций по работе с подростками из разных групп расширяет поле научно-методической работы , дополняет имеющиеся способы.
Полученные результаты обосновывают содержательные различия в формировании психологической суверенности личности в разных условиях школьной среды, тем самым вносят вклад в область педагогической социальной психологии.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования могут быть полезны специалистам и руководителям учреждений и общественных организаций, занимающихся оказанием медико-социально-психологической помощью лицам подросткового возраста, что позволит им определить ряд причин возможных проблем.
Результаты исследования могут использоваться психологами при разработке программ адаптации подростков; в процессе медиации школьных конфликтов подростков; консультативной и тренинговой работе с подростками, испытывающими трудности во взаимодействии с окружающими, проблемы с удовлетворенностью жизнью, субъективным благополучием, самоопределением, ценностными ориентациями и при подготовке программ формирования суверенности подростков. Также полезны для школьных диагностик по нормативам возраста, в подростковом возрасте особенно важно понимание суверенности.
Результаты актуальны для просветительской работы с администрацией образовательных организаций, педагогами и родителями, при оценке психологически комфортной и безопасной образовательной среды в средней и старшей школе. Полученные данные могут лечь в основу психологического дизайна как школьного, так и домашнего пространства жизни подростков.
Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах высшей школы по дисциплинам: «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология личности».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Существуют различия профилей суверенности подростков с различными уровнями психологической суверенности . Показателем, снижающим суверенность психологического пространства до уровня травмированности, является грубое нарушение суверенности привычек (для девочек-подростков). Приоритетами в формировании суверенности психологического пространства мальчиков-подростков остаются овладение собственным телом, отстаивание приватности территории, свободы выбора личных вещей.У девочек значимо выше проявляется духовное измерение суверенности (суверенность вкусов, ценностей), которое отражает мировоззренческий аспект человеческого бытия, определяющий стратегию жизни.
2. Психологическая суверенность, ее компоненты и уровни взаимосвязаны с психологическими особенностями личности подростков . Суверенность может рассматриваться одним из факторов удовлетворенности жизнью как внутреннего критерия адаптации подростков : уровень сверхсуверенности обеспечивает удовлетворенность, а уровень депривированности - неудовлетворенность. Суверенность можно считать одним из показателей эмоционального компонента субъективного благополучия подростков. Уровень психологической суверенности подростков можно считать одним из факторов социально-психологической адаптации. Уровень сверхсуверенности можно рассматривать как фактор успешной адаптации, уровень депривированности - как фактор дезадаптации.
3. Существуют различия ценностей и мотивационных целей подростков с различными уровнями психологической суверенности. Для подростков с уровнем травмированности характерно соединение ценностей открытости к изменениям и самовозвышения. У депривированных подростков замечено противопоставление открытости к изменениям и консерватизма. У подростков с уровнем нормальной суверенности выявлены непротиворечивые отношения ценностей, связанные с желанием аффективно-приятного возбуждения (стремление к позитивному эмоциональному переживанию). У группы со сверхсуверенностью выявлен конфликт типов ценностей самоопределения и возвышения, сохранения - изменения.
4. В зависимости от уровня психологической суверенности и свойственных ему психологических характеристик возможно оказание психологической помощи подросткам, а также составление рекомендаций по психологическому дизайну школьной среды.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась: теоретическим анализом отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования целям и задачам исследования, достаточным объемом и репрезентативностью выборки, применением методов математико - статистического анализа данных, адекватных целям и задачам исследования , качественным анализом результатов.
Апробация работы и ее внедрение
Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии КГПУ им. В.П. Астафьева, заседаниях методического объединения педагогов-психологов Свердловского района г. Красноярска, на расширенных заседаниях педагогических коллективов школ Свердловского района г. Красноярска, на I Городской ярмарке психологического мастерства в г.Красноярске. Теоретические и практические результаты исследования докладывались и обсуждались: на Международной конференции «Молодежь и наука XXI века», КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015 год; «Личность в изменяющихся социальных условиях» III международная научно¬практическая конференция, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015 год; на Зимней Психологической Школе СПбГУ в Ленинградской области в 2014 и 2015 годах.
Результаты исследования использованы автором при публикации 5 научных работ, в том числе 2 статьи, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих 11 параграфов, включающих выводов, заключения, списка литературы, включающего 223 источников, из них 26на иностранных языках, и 3 приложений.
1 .Психологическая суверенность, согласно концепции С.К. Нартовой- Бочавер, отражает способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основываясь на обобщенном опыте успешного автономного поведения. Она может быть описана как состояние границ психологического пространства, являющихся инструментом равноправного взаимодействия и селекции внешних явлений , обозначающих пределы личной ответственности и определяющих идентичность личности.
2. Противоречие между особенностями социальной среды, давящей на границы психологического пространства личности подростка, неизменностью условий психологического пространства школьной среды , которая не соответствует реалиям отношений с социальной средой современного подростка, но в тоже время оказывает влияние на суверенность, а значит и самоосуществление личности и потребностями подростка в психологической суверенности, являющейся условием его развития и самоосуществления.
3. Предложен собственный взгляд на феномен суверенности подростков с позиции педагогической социальной психологии , притом рассмотрены в совместимости два подхода на проблему: субъетно-средовой и системно-антропологический. Рассмотрен феномен суверенности как уникального объединения факторов среды и признаков благополучия самоосуществления. Суверенность как посредник, который сопровождает переход человека от взаимодействия со средой (семейной и школьной) к самоосуществлению, а социально-психологические особенности в этом помогают.
4. В исследованиях замечены явления, обусловленные влиянием школьной среды (предметной, информационной, социальной) и связанных с этим психических представлений и переживаний подростка, занимающих значимую часть его жизненного пространства и оказывающих на него влияние. Представлены некоторые средовые характеристики в школах, влияющие на уровень депривацию подростков: физическое средовое пространство кабинетов малонасыщенное и неуютное, отсутствие наглядного материала, некачественный ремонт, отсутствуют живые растения, сочетания в интерьере кабинетов: цвет стен и дизайн, освещение, старая мебель, что в совокупности вызывает ощущения беспорядка и упадка, провоцируют дальнейшие деструктивные действия подростков. А также транслируемая информация в школе.
5. Результаты исследования подтвердили, что отдельные измерения психологического пространства личности, отражающие физические (собственное тело, территория, личные вещи), социальные (временной режим, социальные связи) и духовные (вкусы, ценности) аспекты человеческого бытия воспринимаются и осознаются подростками как равнозначимые. С повышением уровня отдельных измерений психологического пространства в группах мальчиков и девочек значимо повышается общий уровень суверенности психологического пространства .
6. Суверенность может рассматриваться одним из факторов удовлетворенности жизнью как внутреннего критерия адаптации подростков : уровень сверхсуверенности обеспечивает удовлетворенность , а уровень депривированности - неудовлетворенность. Суверенность можно считать одним из показателей эмоционального компонента субъективного благополучия подростков. Уровень психологической суверенности подростков можно считать одним из факторов социально-психологической адаптации. Уровень сверхсуверенности можно рассматривать как фактор успешной адаптации, уровень депривированности - как фактор дезадаптации.
7. Существуют различия ценностей и мотивационных целей подростков с различными уровнями психологической суверенности. Для подростков с уровнем травмированности характерно соединение ценностей открытости к изменениям и самовозвышения. У депривированных подростков замечено противопоставление открытости к изменениям и консерватизму. У подростков с уровнем нормальной суверенности выявлены непротиворечивые отношения ценностей, связанные с желанием аффективно-приятного возбуждения (оба вызывают стремление к позитивному эмоциональному переживанию). У Группы со сверхсуверенностью выявлен конфликт типов ценностей самоопределения и возвышения, сохранения - изменения.
8. В зависимости от уровня психологической суверенности и свойственных ему психологических характеристик возможно оказание психологической помощи, а также составление рекомендаций по психологическому дизайну школьной среды .
9. Данное исследование не претендует на завершенность, творческий научный замысел исследователя ищет отражение в практической работе по организации эффективного сопровождения подростков с различными уровнями психологической суверенности в рамках школьной среды . Собственная разработка необычной формы группового консультирования «Театрально-психологическая гостиная», зарекомендовавшая себя при написании магистерской диссертации послужит основой для изменения школьной среды, психологически-комфортного и безопасного для участников формирования суверенности.
1. Абрамова Ю.Г. Психология среды: истоки и направления // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 130-137.
2. Абульханова-Славская К. А. Проблема определения субъекта в психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания. Москва- Воронеж, 2001. С. 36-52.
3. Амангелдикызы Е. Особенности психологической суверенности и защитно-компенсаторных механизмов в подростковом возрасте //Вестник Казахского Национального медицинского университета, 2015. №. 2. С. 210-215.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. 1968. 421 с.
5. Андреева Г. М. и др. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 367с.
6. Андреенкова Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов // Мониторинг. 2010. №5 (99). С.189-215.
7. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психол. журн. 1992. № 5. С. 12-25.
8. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. - Прогресс, 1990. 567 с.
9. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.- М., 2003.
10. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды и психическое здоровье учащихся //Психология здоровья (школьный возраст). - 2008. - С. 361-387.
11. Баева И. А., Гаязова Л. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение //Психологическая наука и образование PSYEDU. ru. - 2012. - Т. 2012. - №. 3. С. 123-134
12. Баева Ирина Александровна, Семикин Виктор Васильевич Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. №12.
13. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений //М.: Апрель-Пресс. - 1999.
14. Барканова О.В., Петрищев В.И. Особенности социально¬психологической адаптации подростков из семей мигрантов //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2013. - №. 2 (24). С. 151-155
15. Беккер И. Л., Журавчик В. Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2009. №16. С. 34-44
16. Беленко, О. Г. Проявление процесса суверенизации личности в стратегиях коммуникативного поведения : дис. ... канд. псих. наук : 19.00.01 / О. Г. Беленко. - Барнаул, 2006. - 19 с.
17. Бескова Т. В. Удовлетворенность жизнью и отношение к успеху и неудачам Другого: гендерный и возрастной аспект // Теория и практика общественного развития. 2013. №1. С.92-96
18. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.
19. Божович, Л. И. Опыт экспериментального исследования произвольного поведения / Л. И. Божович, Л. С. Славина, Т. В. Ендовицкая // Вопросы психологии. - 1976. - № 4. - С. 55 - 68.
20. Боулби Д., Бурменская Г. В. Привязанность. - М. : Гардарики, 2003. 331с.
21. Боуэн М. О процессах дифференциации Я в родительской семье //Теория семейных систем М. Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика.-М.: Когито-центр. - 2008. 233 с.
22. Братусь Б. С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии //Психология с человеческим лицом : гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/Под ред. ДА Леонтьева, ВГ Щур. М.: Смысл. 1997. С. 67-91
23. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб., 2003. 344 с.
24. Буравцова Н.В. Суверенность психологического пространства как фактор, способствующий развитию ценностно-смыслового пространства личности // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология, 2008. Т. 2. № 1. С. 45-49.
25. Валединская О.Р., Нартова-Бочавер С.К. Личное пространство человека и возможности его «измерения» // Психология зрелости и старения. М., 2002. Лето. С.60-77.
26. Варга А. Я. Типы неправильного родительского отношения //Автореф. дисс... канд. психол. наук. - 1987. 19 с.
27. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
28. Водичар Е.А., Орлик Л.А. Взаимосвязь суверенности психологического пространства человека и специфики его межличностных отношений// Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки, 2016. №1 (27). С. 48-56.
29. Воробьева И. В. Подростковый вандализм: мотивы и возможные личностные детерминанты // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2012. №9. С.208-213
30. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. в пяти томах. М., 1982. Том 4. 426 с.
31. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2 - 3 : Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1983. - 368 с.
32. Галажинский Э. В. Системная детерминация самореализации личности //Автореф. дисс. на соис. ученой степени д. псх. н.-Барнаул: БГПУ. - 2002.
33. Галажинский, Э. В. Системно - динамический подход к исследованию жизнеспособности человека / Э. В. Галажинский, Е. А. Рыльская // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 338 (сент.). - С. 169 - 173.
34. Гартли Д. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях. Пер. ЕС Лагутина //Английские материалисты XVIII в. - 1967. - Т. 2. - С. 193-374
35. Гаурилюс А. и др. Смысложизненные ориентации подростков //Современное общество: проблемы, идеи, инновации. 2017. №. 6. С. 43¬45.
36. Головаха Е.И., Кроник А.А. Жизненный путь и среда обитания человека / Психология и архитектура. Ч. 1. / Под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса, Ю. Круусвалла. Таллин, 1983. С. 191-193.
37. Головей Л.А., Данилова М.В., Данилова Ю.Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков // Социальная психология и общество. 2017. Т.8. №1. С. 108—125. DOI:10.17759/sps.2017080107
38. Городилина М. В. Суверенность психологического пространства личности как фактор медиабезопасности // Вестник ЧелГУ. 2013. №21 (312). С.157-158
39. Грачев А.А. Организационные факторы удовлетворенности трудом и жизнью рабочих и служащих // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №62. С.225-230
40. Гурова О. В., Кружкова О. В. Школьный графический вандализм как реакция на депривацию субъектных потребностей учащихся // Вестник Костромского государственного университета . Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. №1. С.150-155
41. Дарвин Ч. Проиисхождение видов путём естественного отбора. 1987. 600
с.
42. Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации. Под ред. Леонтьева Д. А. М.: Смысл, 2002, С. 103-121
43. Деркач А. А., Селезнева Е. В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. - Изд-во Московского психолого-социального ин-та; 2006. 236 с.
44. Джемс У. Психология. Петроград, 1922. 445 с.
45. Дмитриева Н. С. Модель жизненного пространства у подростков: предпосылки и направления исследования //Актуальные проблемы психологического знания. - 2013. - №. 3. - С. 90-98.
46. Додова Л. М., Константиниди Л. Ю. Роль образовательной среды в личностно-психологическом становлении воспитанников кадетских корпусов //Евразийский союз ученых. - 2015. - №. 6-6. - С. 54-56.
47. Доля, А. А. Социально - психологические особенности жизненных перспектив безнадзорных подростков с различными ценностно - смысловыми ориентациями : дис. ... канд. псих. наук : 19.00.05 / А. А. Доля. - М., 2010. - 215 с.
48. Дорофеев Д. Ю. Проблемы современной философской антропологии: спонтанность и суверенность человека //Вестник Ленинградского государственного университета им. АС Пушкина. - 2009. - Т. 2. - №. 3. С.67-73
49. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте //Вопросы психологии. - 1972. - №. 2. - С. 25-38
50. Дубинин С . Н. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков //Среднее профессиональное образование. - 2009. - №. 4.С. 41-56
51. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи //Возрастные особенности психического развития детей. - 1982. - С. 12-18.
52. Елшанский С.П., АнуфриевА.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии шкалы удовлетворенности жизнью // СИСП. 2015. №9 (53). С.444-458
53. Ждан А. Н. История психологии //От античности до наших дней. - 1990. 577 с.
54. Живаева Ю. В. Исследование стратегий жизненного самоосуществления людей с различными социокультурными характеристиками //Психология обучения. - 2011. - №. 11. - С. 49-58.
55. Журавлев И.В., Тхостов А.Ш. Феномен отчуждения: стратегии концептуализации и исследования // Психол. журн. 2002. Том 23. № 5. С. 42-58.
56. Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей // Психол. наука и образование. 2001. № 4. С. 22 - 27.
57. Иванилова С. И. Образовательная среда начальной школы как фактор развития учащихся: Автореф. диссерт. канд. пед. наук: 13.00. 01 //Москва. - 2001.
58. Иванова Г.И. Принципы формирования архитектурной пространственной среды с учетом особенностей возрастного восприятия. М., 1993.
59. Иркин Д.Б., Шевеленкова Т.Д. Суверенность психологического пространства личности подростков и ее взаимосвязь с уровнем невротизации и представлениями подростков об их воспитании родителями //Психология и право. 2011. №. 3. С. 55-65.
60. Ишкова М. А. Феномен границы в детерминации активности ребенка //Автоеф. дис.... канд. психол. наук. - 1998. - Т. 19. - №. 11.
61. Кабрин В. И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности. 2005. 340 с.
62. Каганов Г.З. К вопросу о параметризации среды // Психология и архитектура. Ч. 1 / Под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса, Ю. Круусвалла. Таллин, 1983. С. 49-52.
63. Казакова Т.В., Басалаева Н.В., Левшунова Ж.А. Взаимосвязь показателей личностной суверенности и психологического благополучия студентов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014. №4 (30). С.121-125.
64. Казин Э.М., Свиридова И.А., Четверик О.Н., Зарченко П.Ю., Тарасова О.Л., Шерер Т.И., Федоров А.И. Влияние возрастных, гендерных и типологических особенностей подростков на формирование адаптивных возможностей в условиях обучения в основной школе. Сообщение 1: возрастные и гендерные особенности психофизиологического развития и социально- психологической адаптации младших и старших подростков // Вестник КемГУ. 2017. №1 (69). С.112-123
65. Калитеевская Е. Р., Леонтьев Д. А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте //Вопросы психологии. - 2006. - №. 3. - С. 49-55.
66. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. М., 2001.
67. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности . - СПб .: Речь, 2004. 67 с.
68. Карапетян, Л.В. Исследование благополучия в отечественной психологии// Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2017. №2 (40).С. 132¬137.
69. Клочко, А. В. Проблема личности в психологии в контексте понимания человека как открытой системы : дис. ... канд. псих. наук / А. В. Клочко. - Барнаул, 2001. - 19 с.
70. Клочко, А. В. Суверенность как результат становления человека в совмещенной психологической системе / А. В. Клочко, О. М. Краснорядцева // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. Сер. Психолого - педагогические науки. - Барнаул, 2001. - № 1. - С. 4 - 8.
71. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд/ Под редакцией Г.В. Залевского. Томск: Издательство Томского университета, 1999. 154 с.
72. Клочко, В. Е. Ментальное пространство личности как предмет профессионально - психологического осмысления / В. Е. Клочко // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность - коммуникация - толерантность / под ред. В. И. Кабрина. - Томск : Томский гос. ун - т, 2002. - С. 30 - 44.
73. Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Суверенность как результат становления человека в совмещенной психологической системе // Вестник БГПУ: Психолого-педагогические науки. 2001. № 1. С. 4-8.
74. Клочко В. Е., Лукьянов О. В. Личностная идентичность и проблема
устойчивости человека в меняющемся мире: системно¬
антропологический ракурс // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. №324. С.333¬336
75. Кондратова Н. А. Теоретические предпосылки и содержание понятия «жизненное пространство личности» // Вестник Московского Ун-та. Сер. 14, Психология, 2009. №2. С. 18 - 30.
76. Кондратова Н.А., Пополитова О.В. Суверенность - депривированность жизненного пространства личности подростков и переживание ими страха и тревожности // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования: сб. статей / сост. Е. В. Иванов; Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого. Вып. 12., 2010. С. 285-290.
77. Кондрашкин А. В., Хломов К. Д. Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации // Психология. Журнал ВШЭ. 2012. №3. С.102-113
78. Коптева Н.В. Онтологическая уверенность и психологическая суверенность / Н.В. Коптева //Мир науки, культуры, образования, 2010. № 1. С. 15-22.
79. Кочарян А.С., Макаренко А.А., Чжао Синь // Перспективы Науки и Образования. Международный электронный научный журнал. 2016. 1 (19) с. 35-39.
80. Краснорядцева О. М., Гайнанова А. Р. Типологические особенности проявлений становления Я-концепции подростков // СПЖ. 2008. №29. С.74-78
81. Крищенко Е. П., Мозговая Н. Н. Социально-психологическая адаптация подростков с различной функцией психологической границы личности //Психология обучения. - 2016. - №. 8. - С. 105-117.
82. Крысько В. Г. Социальная психология. - Эксмо, 2010. 250с.
83. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворённости жизнью// Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций/ Под ред. В.Ю. Большакова. - СПб.: СПбГУ, 2000. - С. 476-510.
84. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. 2004. 288 с.
85. Купрейченко А. Б., Журавлев А. Л. Психология доверия и недоверия. - Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии РАН, 2008. 301с.
86. Лакосина Н. В. Динамика удовлетворенности жизнью в результате фотовизуализации жизненных событий // Российский психологический журнал. 2009. №3. С.65-67
87. Лакосина Н.В. Возрастная динамика показателей отношения к жизни в результате фотовизуализации жизненных событий // Северо-Кавказский психологический вестник. 2010. №1. С.42-45
88. Лапшин В.А. «Вещный мир» как предисловие к сообщению (на материале художественной литературы) // Социально-психологические основы средообразования / Под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса и Ю. Круусвалла. Таллин, 1985. С. 111-112.
89. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика : монография. Белгород, 2002. 200 с.
90. Ласточкина М. А. Факторы удовлетворенности жизнью : оценка и эмпирический анализ // Проблемы прогнозирования. 2012. №5. С.132-141
91. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. - СПб. : Речь,
2000. - 368 с.
92. Левкова, Т. В. Суверенность психологического пространства как основа психологического здоровья личности / Т. В. Левкова // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом - Алейхема. -
2010. - № 1 - 2. - С. 63 - 67.
93. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского // Вопр. психол. 1998. № 1. С. 108-124.
94. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - 2 - е изд. - М. : Политиздат, 1977. - 304 с.
95. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении //СПб.: Питер. 2009. Т. 5. 320. с.
96. Литвиненко Н.В. Социально-психологическая адаптация младших подростков: индивидуально-личностный подход // Наука и школа. 2007. №5. С.52-55