ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Понятие стрессоустойчивости 7
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 12
1.3. Особенности стрессоустойчивости у детей старшего школьного
возраста 24
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Методика оценки и формирования стрессоустойчивости подростков. .29
2.2. Проведение оценки стрессоустойчивости старших школьников 41
Выводы по второй главе 48
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 50
3.1. Описание программы развития стрессоустойчивости старшеклассников 50
3.2. Анализ полученных результатов 64
Выводы по третьей главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
ЛИТЕРАТУРА 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
Актуальность данного исследования определяется тем, что адаптация человека к трудным ситуациям, заложенная в процессе исторического развития человека, в современном, динамичном, насыщенном трудностями мире является недостаточной. На разных возрастных этапах перед нами возникают различные по содержанию и силе стрессовые ситуации, которые представляют совершенно новые требования к психическим возможностям для успешного переживания, решения и предотвращения их. Особое внимание стоит уделить подростковому возрасту, который характеризуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной практики ребёнка, что необходимо учитывать при рассмотрении проблемы стрессоустойчивости.
Школьная программа не стоит на месте. В связи с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» , образование претерпевает изменения в методах обучения и воспитания, формах проверки знаний на всероссийском и региональном уровне, образовательных и цифровых технологиях. Всё это должно помочь ученикам быть более разносторонними, овладеть большим количеством навыков уже в школе. В свою очередь всё это увеличивает число стрессогенных факторов и сказывается на успеваемости ученика, его поведении, отношении со сверстниками, педагогами и родителями.
Одним из ключевых моментов в сфере стрессоустойчивости старших школьников является подготовка к ОГЭ. Каждый год меняются требования к системе оценки знаний учащихся, что увеличивает число тревожных детей в классе. Высокий уровень стресса может приводить к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Чем больше человек тревожится, тем меньше сил остается на учебную деятельность.
В связи с этим возникают противоречия:
- между важностью проблемы стрессоустойчивости у старших школьников и ее недостаточной теоретической разработкой;
- между широким теоретическим изучением проблемы стрессоустойчивости и слабой разработкой практических технологий формирования стрессоустойчивости;
- между имеющейся потребностью формирования стрессоустойчивости у старших школьников и недостаточным внедрением практических технологий формирования стрессоустойчивости в их учебную деятельность.
Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточной представленности и концептуальности существующих программ формирования стрессоустойчивости старшеклассников.
Объект исследования: стрессоустойчивость школьников подросткового возраста.
Предмет исследования: особенности стрессоустойчивости школьников подросткового возраста и условия ее формирования.
Цель исследования: выявить уровень стрессоустойчивости у учащихся старших классов и разработать программу по её формированию.
Задачи исследования:
• Проанализировать современные подходы к исследованию проблемы стрессоустойчивости.
• Разработать тренинговую программу, направленную на повышение уровня стрессоустойчивости школьников подросткового возраста.
• Провести диагностику уровня стресса и систему мероприятий, способствующую развитию качеств для преодоления трудностей на экспериментальной группе учащихся старших классов.
• Определить результативность тренинговой программы.
Гипотеза исследования: предполагается, что проведение диагностической и практической работы, составленной с учетом личностных особенностей старших школьников, будет способствовать положительной динамике повышения уровня стрессоустойчивости.
Научно-теоретическая значимость эксперимента заключается в систематизации и обобщении теоретических знаний
Практическая значимость: Полученные данные позволяют адресно направить внимание специалистов на разработку и совершенствование методов психологического воздействия при работе с лицами подросткового возраста. Программа тренинга формирования стрессоустойчивости может быть реализована в работе психолого-психологической службы образовательных учреждений с целью улучшения содержания практической работы психолога.
Методологическая база исследования: понятийная база стрессоустойчивости - Л.И. Анциферова, В. В. Бодров, B.X. Варданян, Н. Е. Водопьянова, П.Б. Зильберман, Л. А. Китаев-Смык, М. М., О.В. Лозгачева, В. М. Смирнов, стрессоустойчивость учащихся подросткового возраста - Лизунова Е. В., Андреева И. А., Анохина С. А., Смирнова Е. А., Макадей Л. И., Волосовцева В. В., Семеновских Т. В., Анохина С. А., Бусыгина И.С. и др.). самооценка стрессоустойчивости - Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова, диагностика состояния стресса К. Шрайнер.
Методы исследования: в соответствии с целью и задачами исследования использовались теоретические и эмпирические методы.
Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, системный анализ и интегральный, целостный подходы к ее изучению, моделирование.
Эмпирические: анкетирования, наблюдения, тестирования подростков, определение тенденций их развития, педагогический эксперимент.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Новониколаевской СОШ №9» Иланского р-на в 2018-2019 году. В нем приняли участие 19 человек 14-15 лет.
Структура и объем дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
Итак, стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих. В современных исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов: психофизиологического (тип, свойства нервной системы), мотивации (сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость).
Стрессоустойчивость личности оказывает существенное влияние на поведение человека в трудных жизненных ситуациях. Психология стрессоустойчивости позволяет справиться с отрицательным воздействием стрессовых ситуаций. Человек остается активным, сохраняет собственные убеждения. Мы можем обладать полной уверенностью, что события не выходят из-под нашего контроля, однако в реальности не влияем на ход жизни. Так человек становится менее подверженным психосоматическим или хроническим заболеваниям, постоянные стрессовые ситуации оказывают на организм минимальное влияние.
Основываясь на теоретических и эмпирических базах исследования, была разработана программа коррекции стрессоустойчивости. В исследовании принимали участие 19 человек, 12 женского пола и 7 мужского, в возрасте от 14 до 15 лет, без каких либо психических заболеваний. Использовались следующие методы диагностики.
1. Для выявления уровня стрессоустойчивости личности применялся тест Холмса и Раге;
2. Опросник Кеттелла, как один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности;
3. Для оценки способности адаптации к новым условиям используется методика А. Маклакова и С. Чермянина;
4. Чтобы выявить предрасположенность старших школьников к мотивации на успех или избегание неудач, применяется методика Реана.
Исследуя группу школьников, было выявлено, что у подростков преобладает средний уровень стрессоустойчивости (52,6% подростков). Низкий уровень стрессоустойчивости представлен у 26,4% подростков, высокий уровень имеют 21 % подростков. Следует отметить, что очень высокий уровень стрессоустойчивости у подростков не выявлен. Программа тренинга была рассчитана на 30 занятий по 2 часа в неделю, в течение 15 недель, с каждым испытуемым она проводилась с учетом индивидуального плана и времени каждого подростка в групповой и индивидуальной форме. Общая цель психологической программы состоит в повышении уровня стрессоустойчивости подростков с помощью формирования теоретических и практических навыков.
План программы:
1. Диагностический этап. Оценка стрессоустойчивости. Получение информации, необходимой для формирования субъектами образовательного процесса (учителями, родителями и самим школьником);
2. Консультационный этап. Совместная разработка со школьниками, педагогами или родителями условий, необходимых для достижения планируемых личностных преобразований на основе результатов диагностического исследования
3. Формирующий этап (формирование компонентов стрессоустойчивости)
a) Формирование мотивационного компонента, мотивации на самопознание и саморазвитие. Повышение познавательной компетентности: осознание сущности стрессовой ситуации, своих возможностей и сильных сторон при возникновении трудностей, решении жизненных задач. Осознание собственной индивидуальности.
b) Повышение познавательной компетентности, развитие навыков определения причин возникающих трудностей, расширение опыта их преодоления, Формирование модели стрессоустойчивой личности. Осознание ее личностных механизмов, критериев конструктивного преодоления.
c) Формирование коммуникативной компетентности. Определение модельных характеристик коммуникабельного человека. Оценка потребности в общении.
d) Повышение познавательной компетентности, эмоциональной грамотности. Освоение приемов эффективного общения.
e) Повышение познавательной компетентности. Формирование уверенного поведения, развитие навыков самораскрытия.
f) Повышение познавательной компетентности. Развитие рефлексии и способности к саморегуляции.
g) Преодоление ригидности мышления, развитие креативности, пластичности, творческой активности.
4. Контрольный этап. Повторная диагностика. Оценка динамики личностных преобразований.
После проведения занятий результаты значительно повысились, показатели стали: средний, выше среднего и высокий. Сравнивая показатели до и после проведения тренинга стрессоустойчивости, можно увидеть, как занятие с подростками способствовали улучшению показателей сопротивляемости стрессу, индивидуально-психологических свойств личности, способности быстрой адаптации к новым условиям, преобладания стремления добиться успеха или избежать неудачи.. Таким образом, в работе было показано, что проведение диагностической и коррекционной работы, составленной с учетом личностных особенностей старших школьников,
1. Айдаралиев А.А., Максимов А.Л. Адаптация человека к экстремальным условиям. - Л.: Наука, 1988.
2. Алексеев А. В. Психомышечная тренировка- метод психической саморегуляции. - М., 2012.- 105 с.
3. Алиев Х.М. Метод «Ключ» в борьбе со стрессом. - Ростов н/Д: Издательство: Феникс, 2011. - 214 стр.
4. Андреева И. А., Анохина С. А. Стресс в подростковом возрасте // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2006. № 4. С. 374-380.
5. Ассаджиоли Р. Психосинтез: Изложение принципов и руководство по технике. М., 1994. - 286 с.
6. Бардецкая Я.В., Кулакова Т.И., Потылицина В.Ю. Основы общей и возрастной психофизиологии: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун¬т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. - 270 с.
7. Бахарев В.Д. Аутотренинг. - М.: Знание, 1992.
8. Берман Р.Э., Клигман Р.М., Джонсон Х.Б. Педиатрия по Нельсону: Пер. с англ. Т. 1. М.: ООО «Рид Элсивер», 2009- С. 132-142.
9. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - 421 с.
10. Берстева С.В. Социальная зрелость старшеклассников как фактор формирования социальной активности // Общество, семья, личность: теория 60 и практика решения актуальных проблем [Текст]: сб. науч. Статей / сост. Ю.В. Братчикова / Урал. Гос. Пед. Ун-т. - Екатеринбург, 2013.
11. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2011. - 298 с.
12. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение: Пер. с англ. - М.: Мир, 1988. - 248 с., ил.
13. Боброва И.А., Чурсинова О.В. Психологическая подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2014.- С.74.
14. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2006. - С. 301-302.
15. Бодров, В.А. Информационный стресс. Учебное пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, 2000. (Современное образование) - С. 81.
16. Бубенко В.Ю., Козлов В.В. Саморегуляция: виды и содержание // Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. 2003. - № 1. -С. 5-7.
17. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян. — М.: Наука, 2008. — 380 с.
18. Варданян Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян. — М.: Наука, 2008. — 380 с.
19. Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян. - М.: Наука, 2008. - С. 242-243.
20. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психол. журн. 1997. - Т. 18. -№2.-С. 58-78.
21. Вергунова В.М., Лейфа А.В. - Благовещенск: Изд-во ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования, 2011. - 104с.
22. Винокурова Г.А., Яшкова А.Н. Технологии психологического сопровождения профильного обучения [Текст] / Г.А. Винокурова, А.Н. Яшкова // Молодежь и общество. - 2011. - №3. - С. 78-123.
23. Власенко И.И. Как удвоить свои способности. Секреты
психологической подготовки к экзаменам. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- 320с. (Серия «Сам себе репетитор»)
24. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - С. 290.
25. Водяха С.А. Психологическое благополучие в образовательном пространстве // Актуальные проблемы психологии личности [Текст]: сб. науч. Статей / сост. Н.Н. Васягина / Урал. Гос. Пед. Ун-т. - Екатеринбург, 2013.
26. Газман О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании //Директор школы. — 2011. — № 3. — с. 51—58.
27. Гумель Е.Б. Особенности взаимосвязи стрессоустойчивости и уровня притязаний личности старшеклассника // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс].
28. Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. Под редакцией и с предисловием В. М. Смирнова и А. И. Трохачева. 1974. Изд-во «Наука», Ленингр. отд., Л. 1-258.
29. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Леонидова И. С. Исследование стратегий психологической защиты старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 151-155.
30. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Леонидова И. С. Исследование стратегий психологической защиты старшеклассников в период подготовки к итоговой государственной аттестации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 151-155.
31. Драчев П.Н., Коледа С.Н. Выживание. - Минск, «Лазурак», 1996.
32. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - Спб.: Речь, 2011. - 256 с. 61
33. Журавлев Д. Экзамен - способ проверки знаний или психологическое испытание? Народное образование. - 2011.-№4. - С. 124- 132.
34. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей.Методсказкотерапии. - СПб.: Речь, 2002. - 176с.
35. Калашникова С.А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности / С.А. Калашникова // Молодой ученый. - 2011. - №8. Т.2. - С. 84-87.
36. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2001. С. 55-81, 96-97.
37. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 243-246. — URL https://moluch.ru/archive/44/5363/(дата обращения: 14.11.2019).
38. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М. : Академический проект, 2009.
39. Коврова М.Ю. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде.// Журнал «Психология и писхопрофилактика».- из-во Костромского ГПУ.-Кострома. 2011.-С.25- 28
40. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., «Просвещение», 1979.
41. Конопкин О.Л. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 2011.
42. Кораблина Е. П. Формирование готовности к оказанию психологической помощи: Учебное пособие. СПб., 2007 Корнейчук Ю.Ю. Методика оценки военно-психологической пригодности специалистов при комплектовании войск ГО: Диссертация на соискание ученой степени кандидата военных наук.- М.:ВНИИ ГОЧС, 1996.
43. Коротченко Н. В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ как инновационная составляющая образовательного процесса // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации». - М: Паганель, 2011.
44. Костылева А. Как успешно сдать ЕГЭ. Технология психологического сопровождения старшеклассников. - «Школьный психолог». - 2012. - № 3.С. 50-57.
45. Краснова Мария Александровна Стрессоустойчивость учащихся
подросткового возраста // Academy. 2016. №6 (9). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/stressoustoychivost-uchaschihsya-podrostkovogo-vozrasta(дата обращения: 14.11.2019).
46. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника. //Психологические особенности формирования личности школьника. Сб. научных трудов. М.,2011. - с.4-11.
47. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В.// Психологическая диагностика. - 2011. - № 3. - С. 18-20.
48. Кубашичева Л.Н. Журнал Austrian Journal of Humanities and Social Sciences Выпуск № 9-10/2014 Стрессоустойчивость старшеклассников как одно из средств развития психического здоровья
49. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. - В кн.: Эмоциональный стресс. - Л., Медицина, 1970.
50. Левагина О. Б. Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 394¬397. 62 25. Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассников).Школьный психолог.-2011.-№9.
51. Леонтьев А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов." Москва, 1993 г.
52. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
53. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Академия, 2011.
54. Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации. дис. . ..канд. психол. наук: Екатеринбург , 2004. - С. 158.
55. Международная научно-практическая Интернет-конференция «Современные направления теоретических и прикладных исследований ‘2013» Терещенко Э.В., Есаян М.Л. Стрессоустойчивость как категория психологии. URLhttps://www.sworld.com.ua/konfer30/805.pdf
56. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина / Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова - СПб., 2001. С.127-129, 138-141.
57. Молчанов С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах // Психологическая наука и образование. 2005. №3. - C. 16-25.
58. Павличенко, Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса [Текст] /Е. Павличенко // Воспитание школьников. - 2011. - №1. - С. 33-41
59. Павлова М. А., Гришанова О. С. «Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности» - Волгоград: Учитель, 2012
60. Платонов К. К. Занимательная психология. - 4-е изд. перераб. - М.: Мол. Гвардия, 1986. - 224 с., ил. - (Эврика).
61. Практикум по возрастной психологии: учеб.пособие / Под. ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.: ил.
62. Приемы психическойсаморегуляции Практическое пособие. - М., ПАВС, 1992.
63. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11классы).- М.:ВАКО, 2013.
64. Психодиагностика стресса: практикум/ сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.
65. Психологические последствия воздействия боевой обстановки. - М.: МО РФ, 1992.
66. Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы.- М.:ВАКО, 2011
67. Селье Г. Стресс без дистресса.- Рига: Виеда, 2009. - 192 стр.
68. Семаго М.М. Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель / Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2010. С. 24— 37.
69. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. (Библиотека психолога практика) — М.: АРКТИ, 2005.
70. Серегина Е.А. Здоровьесберегающая подготовка старшеклассников к единому государственному экзамену / Е.А. Серегина // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2011. — № 10. — С. 170—174.
71. Синягина Н.Ю. Психология и педагогика. // под ред. А.А.Бодалева. - М.: Институт психотерапии, 2012.- авторский текст С. 229- 250 63
72. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. Ред Семаго М.М., С.В. Алехиной,— М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
73. Социальная психология. - М.: Политиздат, 1975.
74. Стебенева Н., Королева Н. Путь к успеху (программа психологопедагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ).Из материалов сайта Липецкого областного центра психологопедагогической и социальной помощи детям и подросткам.
75. Стрелков И.А. О проблеме психологического благополучия / неблагополучия в современной психологии // [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.centr-obrazovaniya.ru/strelkov.html.
76. Учебник спасателя/ С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов и др.; под общ.ред. Ю.Л. Воробьева - 2 изд., перераб. и доп.- Краснодар, «Сов. Кубань», 2002. - 528 с. - ил.
77. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. №68-ФЗ.
78. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 г. №151-ФЗ.
79. Филакова Е.М., Шабатина Ю.А. Модель психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ. [Электронный ресурс] - http://festival.1september.ru /articles/569551/ 40.
80. Филимоненко Ю.И. Показатели успешности психической саморегуляции//Вестник ЛГУ. Экономика. Философия. Право. - 2012. № 23. - С. 78-80.
81. Фопель К. На пороге взрослой жизни. — М.: Генезис, 2011.- С.208.
82. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Перевод с английского и примечания А. И. Фета, 2016. Пер. изд.: Horney K. Neurotiska personlighet av var tid. Philosophical arkiv, Nykuping (Sweden).
83. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2011. - № 1. Т.10. - С. 6-19.
84. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. — 2011. — Т. 10. — № 1. — С. 6—19.
85. Чеботарева Е. Как психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ // «Школьный психолог» № 8, 2011.
86. Чибисова М. Ю. Единый государственный экзамен (Психолог в школе).- М.: Генезис, 2009.
87. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. — М.: Генезис, 2009. 64
88. Чуча О. Психологическая готовность к ЕГЭ. [Электронный ресурс]http://www.proforientator.ru/index.php?
option=com_content&view=article &id=386:2010-05-28-13-10-
37&catid=20:2009-11-10-14-33-40.
89. Швалева Н.М. Психотехники развития и саморазвития личности: опыт создания и практического использования [Электронный документ] / Н.М. Швалева // http://pn.pglu.ru
90. Шевцов С.А. Горе от ума. Школьный психолог. -2011.- № 8.
91. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. - СПб.: Речь, 2012. - 144 с.
92. Шубина Л.С. Психическая саморегуляция как средство адаптации к учительской профессии//Взаимосвязь убеждения и внушения в педагогическом процессе. Пермь, 2012. С. 97-104.
93. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2012. - 256 с.
94. Ярская-Смирнова Я.И., Маркина В.М. Социально-опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки - М.: Вариант, 2015 - 100 с. [51].
95. Arnold М.В: Stress and emotion // Psychological stress.- New York, 1967.- P. 123-140.