РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО
ПОДХОДА В РАБОТЕ С ИСТЕРИЕЙ 13
1.1. Сущность истерии в психологии и психоанализе 13
1.2. Психоанализ как теория и метод лечения 21
1.3. Современные представления об использовании психоанализа в
психологическом консультировании 30
Выводы по Главе 1 37
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В
РАБОТЕ С ИСТЕРИЧЕСКИМ ТИПОМ ЛИЧНОСТИ 39
2.1. Методическая организация исследования 39
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента 47
2.3. Анализ формирующего эксперимента 54
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность исследования. По данным Минздрава на период 2012 г., на первом месте, в списке самых распространенных психических расстройствах у россиян оказались расстройства не психотического характера, которые диагностированы у 2 000 647 пациентов (в 2012 году — у 2 090 683 человек).
При не психотических расстройствах пациент, в целом, адекватно оценивает окружающую обстановку, стремится соответствовать социально принятым нормам, может отдавать себе отчет в том, что болен. К ним относятся, в частности, депрессивные, маниакальные и невротические расстройства.
Такие заболевания нередко связаны с психотравмирующими обстоятельствами и личностными характеристиками больного.
Эти данные представлены на период 2012 г., времени, когда жизнь протекала немного медленнее. Технологический прогресс не был столь стремителен как в современное время, что увеличило количество стрессогенных факторов, оказывающих влияние на человека.
Основываясь на вышесказанном становится очевидным актуальность психологического, а вместе с тем и соматического, здоровья населения. Помимо медикаментозного вмешательства в соматическую симптоматику пациента рекомендуется проходить курс психотерапии, дабы оказать целительное влияние на корень проблемы.
Актуальность выбранной темы в современной психологической и психоаналитической науке стала основополагающим фактором в выборе т психоаналитической психотерапии в работе с истерией (на примере клинического случая)».
Целительную силу слова люди воспринимали еще с древних времен, когда не было самого понятия «терапия», не было понятий «пациент» или «диагноз». Люди интуитивно чувствовали, что при правильно выстроенном диалоге, целительные потоки внутренней энергии помогут человеку снять с плеч гнетущий груз и расстаться с душевной болью. Помимо слова древние целители, знахари, шаманы, маги и т.п. обращали внимание на такие явления как сновидения. Такие исторические факты были описаны в древних письменных источниках, указывавших на то, что уже в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае и Греции присутствовали люди имеющие отношения к тем или иным формам психотерапии. Так, в древней Греции существовал обычай целительного сна в священном храме. Считалось, что сон есть средство общения с богом, благодаря странствующей душе. Раз душа, общаясь с богом, приносит с собой образы в виде сновидений, значит они могут быть расшифрованы.
Как сон, целительным свойством обладало и слово. Благодаря словам осуществлялись заговоры порч, привороты и отвороты. Люди верили в то, что шаманы, благодаря общению с духами, могли влиять на изменение погоды. В общем, к слову относились крайне уважительно.
Учитывая то, что психоанализ вобрал в себя и приумножил те терапевтические инструменты, что были описаны выше, становится неудивительным то, что он оказался эффективным в работе с истерическими пациентами. Ведь вербальное отреагирование своих чувств, фантазий и влечений позволяет значительно снизить стрессовое давление на психику пациента.
Помимо того, что истерическая личность может страдать не психотическими расстройствами, формирование истерического расстройства личности тоже имеет под собой ряд стрессовых ситуаций, которые оказывают влияние, в первую очередь, на родителей, через которых они транслируются для ребенка.
Цель исследования — разработать и апробировать программу психологического консультирования в рамках психоаналитической терапии в работе с истерией.
Объект исследования — процесс снижения истерической симптоматики
Предмет исследования — процесс психоаналитического консультирования как средство снижения истерической симптоматики.
Гипотеза: мы предполагаем, что психологическое консультирование в русле психоаналитической психотерапии клиентов с истерическим расстройством будет успешным, если:
1) будет соблюдаться регулярность индивидуальных встреч;
2) в процессе работы использовать авторский атрибут - психоаналитический мобиль, который позволяет регрессировать клиенту, что обеспечивает более быстрый доступ к бессознательному содержанию клиента
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Определить критерии истерической личности и подобрать диагностический инструментарий.
3. Провести констатирующий эксперимент и обсудить полученные результаты.
4. Разработать и апробировать программу психологического консультирования в русле психоаналитической психотерапии.
5. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.
База исследования: эксперимент осуществлялся входе проведения индивидуальных консультаций на базе кабинета психолога. В нем принимали участие 10 человек в возрасте от 20 до 40 лет.
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психологической, психолого-педагогической и тематической литературы по теме исследования; обобщение практического опыта по работе психологов с истерическими пациентами;
2. Эмпирические - наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент (индивидуальное консультирование);
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемых источников, приложения
1. На основе рассмотренного материала можем сделать вывод о том, что истерический невроз и истерическая личность — это разные понятия. Истерический невроз, как заболевание, может возникнуть у людей с различной личностной структурой. К тому же термин истерический невроз устарел и более не используется в постановке диагноза. Люди с истерическим расстройством личности характеризуются высоким уровнем тревоги, напряженности и реактивности - особенно это касается межличностного плана. Внешняя экстравертированность поведения сопровождается эгоцентричностью, что делает отношения с окружающими поверхностными и нестабильными. Людям с истерическим расстройством личности редко удается выстроить счастливые личные отношения. Родные и близкие становятся свидетелями неадекватного поведения, что влияет на социальные связи. Причиной формирования истерического расстройства личности могут стать как генетическая предрасположенность, так и неблагоприятные условия в детстве, а также стрессовые ситуации. Современная психоаналитическая терапия предполагает, что какой бы не была причина формирования истерического типа личности клиента, его можно адаптировать к более высокому уровню социального взаимодействия.
Проанализировав психоаналитическую литературу, для нас становятся более важным понимание о том, как формировалась теория психоанализа и его техника лечения. Техника психоанализа сначала формировалась как гипнотическая, позже она видоизменилась в ассоциативную. Применение ассоциативной техники привело к пониманию существования у пациентов сопротивления терапевтическому воздействию, что привело к формулированию принципа вытеснения, а вместе с ним и анализу психологических защит. Помимо вытеснения, З. Фрейдом было обнаружено явление трансфера или невроза переноса, что определило направление техники психоанализа как метода лечения. В дополнение к вышесказанному,
З. Фрейдом формируется предположение о том, что для каждого типа личности набор защит будет разным, а трансфер позволяет увидеть, какую-то важную часть, которую разыгрывает пациент в работе с терапевтом. Стоит отметить, что психоаналитический подход хоть и разделился на два направления, все же его цели соответствуют запросам современного общества. В работе с истерией он все еще остается актуален, поскольку изначально был создан как метод лечения этого недуга.
2. На основании анализа научной литературы мы выделили критерии диагностики истерического типа личности, такие как: наличие возбудимого или демонстративного типа акцентуации характера, наличие энергичного и эмоционального типа темперамента и повышенный уровень манипулятивности. В качестве диагностической батареи нами были использованы следующие методики: интерактивная модель интервью Микаэла Балинта, опросник «Акцентуации характера» Шмишека, шкала манипулятивного отношения (Бант), тест темперамента В.М. Русалова, экспертная оценка.
3. Проанализировав проведенные методики, мы можем констатировать, что из десяти испытуемых полностью отвечающий нашим критериям является один испытуемый. Перед проведением исследования мы предположили, что данный испытуемый является подходящей кандидатурой. При проведении интерактивной модели интервью Микаэла Балинта становилось ясно, что данный испытуемый имеет опыт терапевтических отношений с психологом. Запрос в психологической работе касался трудностей во взаимоотношениях с людьми, что отмечается как общая тенденция на фоне полученных результатов. Опросник Шмишека и тест темперамента В.М. Русалова позволил нам определить испытуемого как возбудимую и холеричную личность, что сказывается на взаимоотношениях с людьми. Помимо типа темперамента и акцентуации характера, у испытуемого прослеживаются средние показатели с тенденцией к высокому по шкале манипулятивного отношения.
4. На основе выявленных результатов на этапе констатирующего этапа исследования возникла необходимость в разработке и апробации программы, направленной на помощь пациенту с истерическим расстройством личности в рамках психоаналитического подхода. Программа состояла из трех этапов, на каждом были определены задачи. Программа представляет собой систему индивидуальных встреч в психоаналитическом подходе. Общее количество встреч - 50. Первые 20 встреч преследовали цель создания терапевтического альянса, того безопасного и рабочего пространства внутри терапии, которое способствовало бы раскрытию пациента и вовлечению его в собственные бессознательные процессы. Данные встречи помогли выработать сеттинг и определить цель и технику работы. В основном они были направлены на раскрытие общей истории пациента без генетических интерпретаций или активного вмешательства аналитика. Последующие сессии были направлены на установления сеттинга т.е. установления постоянства времени, количества сессий в неделю и т.п. Следующие 20 встреч преследовали цель анализа материала, продуцируемого пациентом. Также началось развитие эротизированного невроза переноса, что выражалось в сновидениях и атаке на личные границы аналитика. Происходил анализ переноса, конфронтация пациента и вовлечение в анализ бессознательного материала. На данном этапе мы решили ввести авторскую разработку «психоаналитический мобиль».
5. На данный момент после проведения 50 сессий, нам удалось избавиться от симптома скованности при коммуникации. Составленная программа основана на психоаналитическом подходе, включает в себя анализ сновидений, мечтаний, ассоциаций, весь материал, который предоставляет клиент. Данная программа может быть использована психологами и психотерапевтами для восстановления психологического баланса у людей с истерическим типом личности.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с.
2. Александровский Ю.А. Глазами психиатра, второе, дополнительное издание, М.: Советская Россия, 1985. 256 с.
3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1993. 400 с.
4. Берн Э., Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. С- Петербург, 1994. 432 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., Просвещение, 1968. 464 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные
психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
7. Большой толковый медицинский словарь Hysteria // Oxford Concise medical dictionary / Под ред. Г. Л. Билича. — М.: Вече: АСТ, 2001.]
8. Бородин М.Ю., Гордиенко Е.В. Очерк о психоаналитическом мобиле в
процессе психоаналитической психотерапии: статья. — Austria:
Osterreichisches Multiscience Journal, 2021. — 63 с.
9. Бородин М.Ю., Гордиенко Е.В. Сущность истерии в психоанализе: статья. — Москва: XLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум», 2021.
10. Буянов М.И., Беседа о детской психиатрии: Кн. для учителя.: Просвещение, 1986. 208с.
11. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд. Московского университета, 1984
12. Волошинов В.Н. (М. М. Бахтин). ФРЕЙДИЗМ. Комментарии В. Махлина. «Лабиринт», 1993 г.)
13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, 2004. 512 с.
14. Гериш А.Г., Баженов Н.Н. Большая медицинская энциклопедия / Б.В. Петровский. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1981. Т. 2.
15. Гиндикин В.Я. Справочник. Соматогенные и соматоформные психические расстройства, изд: Триада-Х, 2000
16. Головин С.Ю. Словарь психолога практика. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Харвест, 2007. 976 с.
17. Гринсон Ральф Р. Техника и практика психоанализа. Когито-Центр, 2018. 476 с.
18. Джерольд К., Хэл С.Я ненавижу тебя, только не бросай меня. Пограничные личности и как их понять. - СПб.: Питер, 2018. 304 с.
19. Дэр К., Холдер А., Сандлер Д.: «Пациент и психоаналитик: основы психоаналитического процесса»: Когито-Центр; 2007
20. Зверева Н.В. Клиническая психология детей и подростков: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. Т.Г. Горячева. М.: Издательский центр Академия, 2013. 272 с.
21. Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа: Пер. с англ. М.: Академический Проект, 2001. 368 с.
22. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. 3-е изд. Изд: Питер, 2002
23. Клиническая психология. / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб. 2003. 1312 с.
24. Кляйн М. Психоаналитическая игровая техника: ее история и значение (источник: https://www.psychol-ok.ru/lib/klein/pitis/pitis_01.html)
25. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. Когито-Центр, 2007
26. Копытин А.И. Арт-терапия новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина.
- М.: Когито-Центр, 2006. 336 с.
27. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: Учебник. М.: Медицина, 1995.608 с.
28. Крайг Г. Психология развития, СПб, 2005
29. Кречмер Э. Об истерии. Санкт-Петербург, изд-во: Питер, категория: Медицина / на русском языке.
30. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология.2-е и перераб. и доп. М.: Медицина, 1984, 272 с.
31. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2
32. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / 10-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр Академия. - 608 с. 2006
33. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. Бодалева А. А) М.: Модэк МПСИ, 2004.
34. Национальная психологическая энциклопедия. [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/travma-psihicheskaja.html
35. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: изд. Речь
36. Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых: Питер; СПб.; 2011. 69 c.
37. Павлов И.П. Полное собрание трудов. М. Л.: Изд-во АН СССР, 1946. Т.
2.
38. Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка /Москва: Издательство АСТ, 2017. 288 с.
39. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний // М.: Институт Психологии РАН, 2008.
40. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского М.: Политиздат, 1990. 449с.
41. Пушкина Т. П., Медицинская психология / Т. П. Пушкина. Медицинская психология. /Автор-составитель Т. П. Пушкина. Новосибирск: Научно¬учебный центр психологии НГУ, 1996.
42. Реан А.А., Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
43. Решетников М.М., Психическое расстройство. Лекции/СПБ.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2008. 272с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 720 с.
45. Руководство по психотерапии. Под ред. В.Е. Рожнова. 2-е изд., Т.: 1979. 620 с.
46. Рустанович А.В., Шамрей В.К. Семиотика и диагностика психических расстройств: Учебное пособие. СПб: ВМедА, 1995. 79 с.
47. Семичев С.Б. Теория кризисов и психопрофилактика. Л.1972
48. Свядощ А.М. Неврозы. М.: Медицина, 1982. 336 с.
49. Сметанников П.Г. Психиатрия: Краткое руководство для врачей. СПб.: Изд-во СПбМАПО, 1994. 304 с.
50. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987. с.31.
51. Фрейд А. Детский психоанализ. СПб.: Питер, 2003. 477 с.
52. Фрейд З. Психоанализ детских страхов/ пер. с нем. А.М. Боковикова. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. 288 с.
53. Фрейд 3. Психоанализ и учение о характерах. М.: Госиздат, 1923. Перевод В. А. Белоусова
54. Фрейд З., Брейер Й. «Исследование истерии» Перевод Сергей Панков - ВЕИП.: Санкт-Петербург, 2005.
55. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции; пер. с нем. Г.В. Барышниковой; под ред. Е. Е. Соколовой и Т.В. Родионовой.СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. 448 с.
56. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. Толкование сновидений. Пять лекций о психоанализе: [перевод с немецкого] Москва: Издательство Э,2017. 608 с.
57. Фрейд З. Знаменитые случаи из практики. М.: Когито-Центр, 2007
58. Шарко, Ж.М. Клинические лекции по нервным болезням / Prof. Charcot; Пер. Лидии Ковалевской; Под ред. э.о. проф. П.И. Ковалевского. Харьков: Арх. психиатрии, нейрол. и судеб. психопатологии, ценз., 120 с.
59. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. с.
36.
60. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006.
61. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2006. 384 с.
62. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ.
СПб.: Ленато, ACT, Фонд Университетская книга, 1996.592 с.
63. Большая медицинская энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--90aw5c.xn--
c1avg/index.php/%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%98%D0%AF
64. B 17.[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.b17.ru/article/3295/
65. B17.[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.b17.ru/article/287465/
66. Chelsma.[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.chelsma.ru/files/misc/diagnostika isterii(1).pdf
67. Freudproject.[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://freudproject.ru/?p=12139
68. Gazeta.ru.[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.gazeta.ru/science/2019/03/03 a 12220855.shtml
69. Krasotaimedicina.[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija neurology/hysterical-neurosis
70. Mnogovoprosov.[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //mno govopro sov.ru/isterik-kto-eto-takoy/
71. Pseudology.[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.pseudology.org/psyhology/Freid Histeriya i Strakh.pdf
72. Pikabu.[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://pikabu.ru/story/lechenie zhenskoy isterii ili beshenstvo matki 6148361
73. Psychic.ru.[3neKTpoHHbiH ресурс]. Режим доступа:
https://psychic.ru/acrobat/Freyd Z konechnyi i beskonechnyj analiz.pdf
74. Psychoanalysis.by.[Элeктpoнный ресурс]. Режим доступа:
https: //psychoanalysis.by/wp-content/uploads/2017/12/%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D 1 %88-%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D 1 %82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D 1 %81 -%D0%A 1 %D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D 1 %80%D 1%8C-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D 1 %81 %D0%B8%D 1 %85%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D 1 %83 .pdf
75. Psychoanalyst.[Элeктpoнный ресурс]. Режим доступа:
https://www.psychoanalyst.ru/psychology/psychoanalysis and psychoanalytic psychotherapy.php
76. Schaeffer J. L’hysterie: une libido en crise face a la difference des sexes // Le Guen A., Anargyros A., Janin C. (dir.) Hysterie. Paris: Presses Universitaires de France, 2000. - P. 107-138.
77. Slovaronline.[Элeктpoнный ресурс]. Режим доступа:
https://809.slovaronline.com/4001 -%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D 1 %80%D0%BE%D0%B7 %D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%B8