ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 8
1.1. Понятие творческих способностей, психолого-педагогические
особенности их развития в отечественных и зарубежных исследования 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Методы и приемы ТРИЗ как средство развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Диагностика развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 34
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 48
2.3. Результаты контрольного эксперимента 52
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 8
1.1. Понятие творческих способностей, психолого-педагогические
особенности их развития в отечественных и зарубежных исследования 8
1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 17
1.3. Методы и приемы ТРИЗ как средство развития творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Диагностика развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 34
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 48
2.3. Результаты контрольного эксперимента 52
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
В обществе социальные и экономические преобразования устанавливают необходимость формирования творчески активной личности. Умением обладать способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Перед специалистами образования встает важная задача по развитию творческого потенциала дошкольников.
Дошкольная педагогическая наука и практика решает задачи создания наиболее эффективных условий для формирования творческих способностей детей, осуществляет поиск наиболее оптимальных форм и методов работы с детьми. Для выявления творческого потенциала ребенка исследователями выявлены черты, характеризующие наличие творческих способностей у дошкольника. Ребенок с творческим началом самостоятелен, активен и предприимчив, применяет уже освоенные способы работы к новому содержанию, находит нестандартные способы решения задач.
В российских концепциях и моделях обучения ясно наблюдается преимущество развития творческой личности, ее способность к саморазвитию и самосовершенствованию, а также овладение опытом творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений к миру, к людям и самому себе.
В настоящее время общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе и к первой его ступени - дошкольному образованию, которое создано государством для выполнения социального заказа. Одним из ведущих направлений его инновационной деятельности, с учетом требований ФГОС ДО, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Следовательно, современному обществу необходима педагогика творчества, где знания не передаются, а создаются в процессе познания и преобразования, что и позволяет ребенку быть субъектом образования. На наш взгляд, успешность процесса введения ФГОС ДО в систему дошкольных образовательных учреждений и реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» может быть обеспечена при создании в детском саду условий, способствующих полноценному развитию у воспитанников таких качеств, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. - всего того, что в совокупности составляет творческие способности.
Такого рода новации предполагают изменение подхода к организации воспитательного и образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении не через системы занятий, а посредством других, адекватных форм образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Современные проблемы творческого процесса, раскрытие креативного потенциала личности поднимались в трудах многих отечественных ученых: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, A.M. Матюшкина, С.Л. Рубинштейна и др.
В психолого-педагогических исследованиях отмечаются огромные потенциальные возможности детей дошкольного возраста, являющиеся предпосылкой, основанием для развития творческих способностей (Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, Р.Б. Стеркина, В.Т. Кудрявцев, В.А. Петровский и др.). Особый интерес в этой связи вызывает старший дошкольный возраст. В психологии и педагогике изучались, в частности, специфика и пути развития творческих способностей детей в разных видах продуктивной деятельности З.Н. Грачевой, Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной и др.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность для дошкольного педагогического образования, послужили основанием для определения темы исследования «Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
заключается в необходимости обеспечения наиболее полного соответствия творческих способностей дошкольников современным условиям действительности с одной стороны и возможностями их развития в рамках целостного воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения и недостаточным использованием такого прогрессивного метода как ТРИЗ.
Цель исследования - на основе теоретического анализа научной литературы выделить и реализовать психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - влияние специально организованных психолого-педагогических условий на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - эффективному развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет способствовать реализация следующих психолого-педагогических условий:
- целенаправленный отбор и использование методов ТРИЗ, отвечающих развитию заданных качеств творческого мышления и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
- поэтапное усложнение заданий, выполняемых детьми;
- стимулирование творческой деятельности детей посредством недирективного педагогического руководства.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить сущность и основное содержание понятий «творческие способности», «творческие мышление», «творческое воображение».
3. Подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Выделить и реализовать психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. С помощью контрольного эксперимента проверить эффективность психолого-педагогических условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Методы и методики исследования:
- анализ научной и педагогической литературы по вопросам развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
- эксперимент, в качестве средств диагностики творческих способностей использовались диагностические методики:
1. «Как спасти зайку?», автор В. Синельников.
2. «Где чьё место?», автор В. Кудрявцев.
Структура работы. Работа состоит и введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Дошкольная педагогическая наука и практика решает задачи создания наиболее эффективных условий для формирования творческих способностей детей, осуществляет поиск наиболее оптимальных форм и методов работы с детьми. Для выявления творческого потенциала ребенка исследователями выявлены черты, характеризующие наличие творческих способностей у дошкольника. Ребенок с творческим началом самостоятелен, активен и предприимчив, применяет уже освоенные способы работы к новому содержанию, находит нестандартные способы решения задач.
В российских концепциях и моделях обучения ясно наблюдается преимущество развития творческой личности, ее способность к саморазвитию и самосовершенствованию, а также овладение опытом творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений к миру, к людям и самому себе.
В настоящее время общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе и к первой его ступени - дошкольному образованию, которое создано государством для выполнения социального заказа. Одним из ведущих направлений его инновационной деятельности, с учетом требований ФГОС ДО, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Следовательно, современному обществу необходима педагогика творчества, где знания не передаются, а создаются в процессе познания и преобразования, что и позволяет ребенку быть субъектом образования. На наш взгляд, успешность процесса введения ФГОС ДО в систему дошкольных образовательных учреждений и реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» может быть обеспечена при создании в детском саду условий, способствующих полноценному развитию у воспитанников таких качеств, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. - всего того, что в совокупности составляет творческие способности.
Такого рода новации предполагают изменение подхода к организации воспитательного и образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении не через системы занятий, а посредством других, адекватных форм образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Современные проблемы творческого процесса, раскрытие креативного потенциала личности поднимались в трудах многих отечественных ученых: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, A.M. Матюшкина, С.Л. Рубинштейна и др.
В психолого-педагогических исследованиях отмечаются огромные потенциальные возможности детей дошкольного возраста, являющиеся предпосылкой, основанием для развития творческих способностей (Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, Р.Б. Стеркина, В.Т. Кудрявцев, В.А. Петровский и др.). Особый интерес в этой связи вызывает старший дошкольный возраст. В психологии и педагогике изучались, в частности, специфика и пути развития творческих способностей детей в разных видах продуктивной деятельности З.Н. Грачевой, Р.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной и др.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность для дошкольного педагогического образования, послужили основанием для определения темы исследования «Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
заключается в необходимости обеспечения наиболее полного соответствия творческих способностей дошкольников современным условиям действительности с одной стороны и возможностями их развития в рамках целостного воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения и недостаточным использованием такого прогрессивного метода как ТРИЗ.
Цель исследования - на основе теоретического анализа научной литературы выделить и реализовать психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - влияние специально организованных психолого-педагогических условий на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - эффективному развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет способствовать реализация следующих психолого-педагогических условий:
- целенаправленный отбор и использование методов ТРИЗ, отвечающих развитию заданных качеств творческого мышления и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста;
- поэтапное усложнение заданий, выполняемых детьми;
- стимулирование творческой деятельности детей посредством недирективного педагогического руководства.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить сущность и основное содержание понятий «творческие способности», «творческие мышление», «творческое воображение».
3. Подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Выделить и реализовать психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. С помощью контрольного эксперимента проверить эффективность психолого-педагогических условий развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Методы и методики исследования:
- анализ научной и педагогической литературы по вопросам развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
- эксперимент, в качестве средств диагностики творческих способностей использовались диагностические методики:
1. «Как спасти зайку?», автор В. Синельников.
2. «Где чьё место?», автор В. Кудрявцев.
Структура работы. Работа состоит и введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В ходе анализа научных источников по проблеме развития творческих способностей в период дошкольного детства нами выявлено, что в современной психологии творческие способности преимущественно рассматриваются как индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения творческой деятельности различного вида и характера. В основе творческих способностей лежат такие процессы, как процессы воображения и процессы мышления. Период дошкольного детства характеризуется богатыми возможностями для развития творческих способностей. Вместе с тем, эти возможности с течением времени утрачиваются, поэтому так важно развивать творческие способности именно в период дошкольного детства.
Творческие способности проявляются в стремлении и эмоциональном отношении, в интересе к творческой деятельности. Творческие способности проявляются в качестве знаний, в уровне логического, а также творческого мышления и воображения, настойчивости и самостоятельности в творческом поиске и обеспечивают формирование субъективно нового в той или иной области деятельности.
Для детей 5-6 лет характерным является наличие таких особенностей, как познавательная активность, стремление к поиску, интерес к творческой деятельности, склонность к подражанию, повышенный уровень эмоциональной и возбудимости. Для активизации творческого потенциала личности особенно важным является специально организованная игровая деятельность.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, удалось выявить те ресурсы, с помощью которых ТРИЗ технология дает возможность развивать творческое воображение старших дошкольников. Содержимое занятий и упражнений, направленное на создание нового образа; открытый характер заданий, позволяющий направлять воображение на создание чего-то другого и оригинального; интересная и эмоционально вовлекающая творческая деятельность, которая интересна детям; возможность для развития всех психических процессов, позволяет формировать творческие коллективы и сильные творческие личности, способные решать нетривиальные идеи в условиях здоровьесберегающей психологически безопасной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.
Для исследования психолого-педагогических условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста было спланировано и осуществлено экспериментальное исследование. Участниками исследования стало 28 старших дошкольников, составляющие экспериментальную и контрольную группы исследования. Процедура эксперимента включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
В ходе констатирующей диагностики было определено, что большинство детей старшего дошкольного возраста характеризуются сниженным уровнем развития творческих способностей. В группах исследования диагностируется преимущественно средний и низкий уровень развития творческого воображения и мышления.
Была осуществлена процедура целенаправленного формирующего воздействия средствами ТРИЗ, в рамках которого был реализован ряд педагогических условий, как мы предполагаем, способствовавших развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. И разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
На контрольном этапе исследования была выполнена процедура повторной диагностики, в ходе которой была выявлена положительная динамика показателей развития творческих способностей детей в экспериментальной группе. Полученные в исследовании данные говорят о 64
том, что процедура целенаправленного формирующего воздействия была эффективной и способствовала развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Основная гипотеза исследования подтверждается полностью.
Творческие способности проявляются в стремлении и эмоциональном отношении, в интересе к творческой деятельности. Творческие способности проявляются в качестве знаний, в уровне логического, а также творческого мышления и воображения, настойчивости и самостоятельности в творческом поиске и обеспечивают формирование субъективно нового в той или иной области деятельности.
Для детей 5-6 лет характерным является наличие таких особенностей, как познавательная активность, стремление к поиску, интерес к творческой деятельности, склонность к подражанию, повышенный уровень эмоциональной и возбудимости. Для активизации творческого потенциала личности особенно важным является специально организованная игровая деятельность.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, удалось выявить те ресурсы, с помощью которых ТРИЗ технология дает возможность развивать творческое воображение старших дошкольников. Содержимое занятий и упражнений, направленное на создание нового образа; открытый характер заданий, позволяющий направлять воображение на создание чего-то другого и оригинального; интересная и эмоционально вовлекающая творческая деятельность, которая интересна детям; возможность для развития всех психических процессов, позволяет формировать творческие коллективы и сильные творческие личности, способные решать нетривиальные идеи в условиях здоровьесберегающей психологически безопасной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.
Для исследования психолого-педагогических условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста было спланировано и осуществлено экспериментальное исследование. Участниками исследования стало 28 старших дошкольников, составляющие экспериментальную и контрольную группы исследования. Процедура эксперимента включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
В ходе констатирующей диагностики было определено, что большинство детей старшего дошкольного возраста характеризуются сниженным уровнем развития творческих способностей. В группах исследования диагностируется преимущественно средний и низкий уровень развития творческого воображения и мышления.
Была осуществлена процедура целенаправленного формирующего воздействия средствами ТРИЗ, в рамках которого был реализован ряд педагогических условий, как мы предполагаем, способствовавших развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. И разработаны методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
На контрольном этапе исследования была выполнена процедура повторной диагностики, в ходе которой была выявлена положительная динамика показателей развития творческих способностей детей в экспериментальной группе. Полученные в исследовании данные говорят о 64
том, что процедура целенаправленного формирующего воздействия была эффективной и способствовала развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Основная гипотеза исследования подтверждается полностью.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017



