Введение 3
Глава 1. Теоретические основы создания виртуальной экскурсии 6
1.1. Характеристика виртуальной экскурсии 6
1.2. Требования к проведению виртуальной экскурсии по биологии 13
Глава 2. Методические основы организации и проведения виртуальной экскурсии 17
2.1. Методические основы создания виртуальной экскурсии 17
2.2. Проверка результативности использования виртуальной экскурсии ... 47
Выводы 56
Список литературы 57
Приложения 60
С принятием новых образовательных стандартов возникает
необходимость к формированию у обучающихся «основ экологической грамотности: выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных» (ФГОС ООО п. 11.7). Реализовать данные предметные результаты можно используя виртуальные экскурсии. Однако в настоящее время при обучении биологии виртуальные видео-экскурсии используются редко или не используются вообще, и отсутствуют четкие методические рекомендации по их созданию.
Экскурсия позволяет применить дифференцированный подход, тем самым осуществляя индивидуализацию в обучения. Возможность учесть разносторонний интерес обучающихся, повысить мотивацию к обучению, углубить и расширить знания в нужном направлении. (Смирнова Н.З., 2007).
Не всегда есть возможность проведения экскурсии в природу, в зоопарк, в заказник, чтобы познакомиться с биоразнообразием животных. Причин множественное количество - это скрытный образ жизни животных, неблагоприятные климатические условия, дальнее расположение от образовательного учреждения и другие. Возможность провести виртуальную экскурсию есть всегда.
Объект исследования: популяризация знаний обучающихся о заказнике «Тайбинский» и редких и находящихся под угрозой исчезновения животных.
Предмет исследования: виртуальная экскурсия, как средство
популяризации знаний о заказнике «Тайбинский» и редких и находящихся под угрозой исчезновения животных.
Цель работы: Разработать виртуальную экскурсию в заказник «Тайбинский» для обучающихся на уроках биологии.
Задачи:
1. Изучить литературу об особенностях организации, составлении и проведении виртуальной экскурсии.
2. Разработать виртуальную экскурсию на тему: «Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные заказника Тайбинский»
3. Провести проверку выдвинутых положений в условиях педагогического эксперимента
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана и внедрена в учебный процесс методика организации и проведения виртуальной экскурсии, разработана виртуальная видеоэкскурсия для обучающихся 9 класса на примере заказника «Тайбинский».
Для решения поставленных задач применялся комплекс теоретических, и эмпирических методов исследования. Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение понятий, обобщение, аналогия. Эмпирические методы: изучение литературы, документов и результатов деятельности, тестирование обучающихся, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Благовещенская средняя общеобразовательная школа» Ирбейского района Красноярского края, находящаяся по адресу с.Благовещенка ул. Трактовая, дом 9.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на XK всероссийской научнопрактической конференции «Методика обучения дисциплинам
естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы» по теме: Виртуальная экскурсия по биологии на примере заказника Тайбинский, в рамках XXI международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (апрель 2020 год).
Наше исследование проходило в 3 этапа:
На первом этапе осуществлялся анализ литературы по теоретическим основам, методическим рекомендациям для создания виртуальной экскурсии, разрабатывалась структура выпускной квалификационной работы, осмысливались теоретические основы исследования.
На втором этапе проходило педагогическое исследование с использованием педагогического эксперимента. Педагогический
эксперимент — это комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез. Этапы педагогического исследования включают: Во-первых, включение в урочный процесс по биологии проведения виртуальной экскурсии в рамках учебной программы по биологии в 9 классе. Во-вторых, проведение первичной педагогической диагностики. В-третьих, проведение вторичной педагогической диагностики по результатам завершенного эксперимента.
На третьем этапе был проведен анализ полученные данных, оформлялись результаты исследования.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из титульного листа, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. На основании литературных данных выделены особенности организации, составления и проведения виртуальной экскурсии в заказник по изучению биоразнообразия редких и находящихся под угрозой исчезновения животных
2. Разработана виртуальная экскурсия, которая позволит расширить и углубить знания обучающихся о биоразнообразие животных обитающих на территории заказника;
3. Выдвинутые положения были проверены в условиях педагогического эксперимента и подтверждены результатами тестирования, представлена динамика увеличения количества правильных ответов, что обеспечивает достижение более высоких образовательных результатов.
Основные результаты исследования были опубликованы в сборнике XK всероссийской научно-практической конференции «Методика обучения дисциплинам естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы» по теме: Виртуальная экскурсия по биологии на примере заказника
«Тайбинский», в рамках XXI международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (апрель 2020 год).
Таким образом, использование на уроках биологии виртуальных видеоэкскурсий будет способствовать повышению качественной успеваемости обучающихся. Поставленная цель достигнута, поставленные задачи решены.
1. Баранов А. А., Воронина К.К.. Большой подорлик - Aquila clanga Pallas, 1811. // Красная книга Красноярского края. Т. 1. Красноярск, 2011.С.75
2. Баранов А. А., И.К. Гаврилов. Черный аист - Ciconia nigra Linnaeus, 1758. // Красная книга Красноярского края. Т. 1. Красноярск, 2011.с.54
3. Баранов А.А., Банникова К.К. Биоразнообразие позвоночных животных Средней Сибири: учеб-ное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 460 с.
4. Баранчиков Ю.Н. Аполлон - Parnassius apollo Linnaeus, 1758. // Красная книга Красноярского края. Т. 1. Красноярск, 2011.с.33
5. Борисова Е.В. Сенница Геро - Coenonympha hero Linnaeus, 1761 // Красная книга Красноярского края. Т. 1. Красноярск, 2011.с.37
6. Борисова Е.В., Баранчиков Ю.Н. Лента орденская голубая - Catocala fraxini Linnaeus, 1758. // Красная книга Красноярского края. Т. 1. Красноярск, 2011.с.31
7. Гаврилов И.К. Редкие животные Ирбейского района. Красноярск: РИО КГПУ, 2003. 204-215 с.
8. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий от 03.02.2017
9. Дирекция по ООПТ Красноярского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.doopt.ru/?id=469 (дата обращения: 02.03.2021)
10. Екимов Е.В., Баранов А.А. Воробьиный сыч - Glaucidium passerinum Linnaeus, 1758//Красная книга Красноярского края. Т. 1. Красноярск, 2011.с.124
11. Жиленко (Ефанова) Н.А., Соколов Г.А. Ночница Иконникова - Myotis ikonnikovi Ognev, 1912. // Красная книга Красноярского края. Т. 1. Красноярск, 2011.с.138
12. Интерактивные уроки "Курс на ООПТ" [Электронный ресурс]. URL: http://www.doopt.ru/?id=3563 (дата обращения: 16.03.2021)
13. Использование видеоматериалов в процессе преподавания биологии
[Электронный ресурс]. URL: http: //bank. orenipk.ru/T ext/t20 388.htm
(дата обращения: 27.04.2021)
14. Материалы комплексного экологического обследования // Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН. Красноярск, 2018
15. Министерство экологии и природопользования Красноярского края
[Электронный ресурс]. URL:
http://mpr.krskstate.ru/kadastr ootp/zakazniki/0/id/18325 (дата
обращения: 15.01.2021)...26