Введение 3
Глава I. Психолого-педагогический анализ проблемы нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста
1.1 Характеристика основных видов нарушений опорно-двигательного
аппарата обучающихся младшего школьного возраста 8
1.2 Основные проблемы коррекции нарушений опорно-двигательного
аппарата обучающихся младшего школьного возраста 23
1.3 Средства и методы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата
у обучающихся младшего школьного возраста 25
Глава II. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация и этапы исследования 43
Гава III. Теоретическое обоснование, разработка и внедрение методики профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата
обучающихся младшего школьного возраста
3.1 Разработка содержания методики профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата 45
3.2 Внедрение и выявление результативности методики профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего
школьного возраста 57
Заключение 65
Список использованных источников 67
Приложения 75
Младший школьный возраст - самый ответственный период жизни человека, так как в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, моральноволевые и поведенческие качества. Данный период наиболее важный в становлении двигательных функций детей, особенно их физических качеств.
Полноценное воспитание и развитие здорового ребенка в современных условиях возможно только при интеграции лечебно-оздоровительной и образоательной деятельности образовательного учреждения, тесного взаимодействия медицинских работников и педагогов.
В комплексе оздоровительных мероприятий ведущее место отводят физическому упражнениям. Преимущество использования которых перед другими оздоровительными технологиями проявляется в легкости, высокой результативности, доступности и универсальности.
Анализ состояния здоровья обучающихся младшего школьного возраста, свидетельствует, что здоровых обучающихся, не превышает 12-15 % [42,52]. Такое положение связано с недостаточным вниманием родителей к формированию здоровья ребенка в семье.
Недостаточные знания возрастных особенностей физиологии развития детей, применение дома неправильного двигательного режима приводит к тому, что обучающиеся приходят в образовательные организации с неправильной установкой стоп и нарушенной осанкой.
Отмечается, что отсутствие отклонений в состоянии ОДА является непременным условием хорошего функционирования органов и систем и развития организма в целом. В связи с этим, существует необходимость разработки методики физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста, с помощью которой на фоне развития у детей движений соответствующего возрастным нормам, осуществлялась коррекция и профилактика нарушений у них опорно-двигательного аппарата.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Организацией процесса физического воспитания занимающихся с проблемами опорно-двигательного аппарата занимались такие исследователи как: Г.И. Барышев, М.А. Годик, В.А. Запоржанова, В.П. Филина, Н.А. Фомина, О.А. Шевцова и другие.
В процессе анализа научно-методической литературы нами были выявлены следующие противоречия между:
- необходимостью осуществления коррекции и профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста и недостаточно выраженной ориентацией процесса физического воспитания на опорно-двигательный аппарат;
Высоким потенциалом разнообразных форм, средств и методов физического воспитания в коррекции и профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата и недостаточным востребованием данного потенциала в процессе физического воспитания образовательной организации.
Исходя из вышеизложенного, сформулирована проблема исследования: каково влияние средств и методов физической культуры на профилактику нарушении опорно-двигательного аппарата. Актуальность рассматриваемой проблемы, поиск оптимальных путей разрешения данных противоречий предопределили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Методика коррекции и профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста».
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная апробация методики профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методика профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста будет результативным если:
• разработано содержание методики профилактики нарушений опорно - двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста на основе выявленных основных видов нарушении опорно-двигательного аппарата;
• выявлена результативность методики профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
Исходя из гипотезы и цели исследования, в работе были сформулированы основные задачи исследования:
1. Охарактеризовать основные видов и проблемы нарушений опорнодвигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
2. Вывить средства и методы профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся младшего школьного возраста и разработать методику коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
3. Выявить результативность применённой методики
Методологической основой и теоретической базой исследования послужили труды отечественных ученых-теоретиков и практиков, в частности, труды специалистов, раскрывающих основные положения теории и методики физического воспитания: Б.А. Ашмарина, Л.К. Сидорова, Ю.Ф. Курамшина, Л.П. Матвеева, А.Н. Савчука, В.В. Пономарева, Ж.К. Холодова и др.. В изучении построении образовательного процесса с акцентом на опорно-двигательный аппарат Н.А. Агаджанян, P.M. Баевский, , Г.Н. Кассиль, Л.В. Киселев и др..
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• разработана и экспериментально обоснована методика профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста, котораяулучшает не только состояние опорно-двигательного аппарата, но и более эффективно повышает уровень физического развития и физической подготовленности.
Теоретическая значимость заключается в обосновании результативности содержания методики обеспечивающей профилактику нарушений опорнодвигательного аппарата у обучающихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость работы заключается в совершенствовании учебновоспитательного процесса по физической культуре обучающихся младшего школьного возраста.
На защиту выносятся следующие положения
1. Первостепенным нарушением работы опорно-двигательного аппарата является нарушение осанки. Выделяются несколько видов неправильной осанки сутулая - кифоз грудного отдела увеличен, грудная клетка уплощена, плечевой пояс сдвинут кпереди. Кифотическая - чаще всего возникает в грудном отделе и проявляется в виде сутулости (круглая спина), а при выраженном искривлении может даже отмечаться горбатость. Различают дугообразный кифоз, при котором происходит искривление определенного отдела позвоночника и угловой кифоз - резкое искривление затрагивает небольшой участок (несколько позвонков).
2. Разработанная методика профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста является много комплексной и включает упражнения направленные на профилактику нарушении осанки и плоскостопия. Методика состоит из упражнений на развитие координации движений, работу с большими гимнастическими мячами, мячами - прыгунами, массажными мячами.
Личное участие обучающегося состоит в:
-самостоятельном проведении теоретического анализа о возможности
использовании средств и методов физического воспитания в профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста;
-формулировке цели и задач исследования, определении гипотезы, положений и этапов исследования;
- проведении педагогического эксперимента, доказавшего результативность применения методики профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась теоретическими аргументациями, комплексной методикой исследования, соответствующей предмету, задачам. Реализацией современных методов статистической обработки данных с использованием компьютерных программ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили положительную оценку на конференциях всероссийского уровня «Адаптация детей и молодежи к современным социально - экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий», (2020).
Основные положения и результаты исследования отражены в 2 работах. Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка, приложений. Текст диссертации изложен на 80 страницах машинописного текста, включает 6 таблиц, 13 рисунков и 1 приложения. Список использованной литературы включает 65 источника.
1. В рамках проведенного анализа психолого-педагогической литературы мы выявили основные виды и характеристики нарушений опорно-двигательного аппарата, к котором относится, сколиоз, понижение свод, плоско-вогнутая, кругло-вогнутая и плоская спина.
2. Вывили средства и методы коррекций и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся младшего школьного возраста. К которым можно отнести средства и методы стретчинга положительными качествами, которых являются позы, растягивающую определенную группу мышц. Средства стретчинга способствуют регуляции тонуса мышц, эластичности апоневрозов, сухожилий и прилегающих связок. Средства фитбола, упражнения выполняются на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг. При этом мяч может использоваться как тренажер, как предмет и как утяжелитель, имея вес около 1 кг. Гимнастические мячи больших размеров обладают вибрационным воздействием на организм занимающихся. Вибрация обладает обезболивающим действием, активизирует регенеративные процессы, поэтому применяется при реабилитации после травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Она способствует лучшему оттоку лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц. Вибрация оказывает стимулирующее воздействие на функцию коры надпочечников, усиливает перистальтику кишечника, функцию желудка, печени, улучшает краниосакральную деятельность позвоночника и другие средства описанные в параграфе 1.3..
3. Разработанная методика коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата включала упражнения направленные на исправление выявленных нарушений опорно-двигательного аппарата, игры, закаливающие процедуры и упражнения, направленные на профилактику
плоскостопия.
4. Проведенный педагогический эксперимент показал, что разработанная методика улучшает не только состояние опорнодвигательного аппарата, но и более результативно повышает уровень физического развития и физической подготовленности обучающихся, чем занятия, проводимые по традиционной методике.
1. Агаева В.Р., Беляева Т.А. Здоровьесберегающие технологии - основа образовательного процесса в образовательном учреждении [Текст] //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2016. № 1 (67). - С. 49-53.
2. Адаптационный потенциал школьников гимназии №4 Йошкар-Олы [Текст] / А.Н.Баранова, Н.В. Илюшечкина, Л.А. Илюшечкина [и др.] // В сборнике: Современные проблемы медицины и Естественных наук. сборник статей Всероссийской научной конференции. ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». - 2017. - С. 195-199.
3. Анализ состояния здоровья подростков Воронежской области: основные тенденции, факторы риска и возможности их профилактики [Текст] / И.Э.Есауленко, Т.Н.Петрова, В.И.Попов [и др.] // В сборнике: Новой школе - здоровые дети. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 63-65.
4. Андреев, Д.А., Карамзин, В.В., Парастаев, С.А. Интегральная характеристика эффективности постурального контроля как концептуальная платформа для оптимизации реабилитационных и восстановительных программ в спорте [Текст] / Д.А. Андреев, В.В. Карамзин, С.А. Парастаев // ВЕСТНИК РГМУ - 2017. - №6. - С .512
5. Андриянов С.В., Чернышков Д.В. Коммуникативный подход в современных практиках здоровьесбережения (на примере школ здоровья) //Социология медицины.
2016. Т. 15. № 1. - С. 48-51.
6. Андриянова Е.А., Кузнецова М.Н., Чернышкова Е.В. Современные рискогенные практики здоровьесбережения [Текст] //В сборнике: Жизненный мир личности: исследовательские перспективы: материалы международной научнопрактической конференции "Практики заботы в современном обществе": Сборник научных трудов. 2018. С. 8-13.
7. Андрюхина Л.М. Роль эмоционального лидерства в креативных практиках здоровьесбережения //В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей XI Международной научно-практической конференции.
2017. С. 235-239.
8. Антонова, Е.В. Особенности отношения подростков к физической культуре и спорту [Текст] / Е.В.Антонова // Педиатрическая фармакология. - 2009. - Т. 6. - № 4.- С. 120-122.
9. Анфиногенова, О.Б. Параметры качества жизни здоровых подростков г. Кемерово [Текст] / О.Б.Анфиногенова, О.В.Шмакова, Е.Г.Рудаева // Евразийский союз учёных. - 2015. - №7-3 (16). - С. 23 - 24.
10. Артеменков А.А., Сапожников Н.И. Методика измерения подвижности позвоночника с акцентом на расслабление [Текст] / А.А. Артеменков, Н.И. Сапожников // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 6. - С. 4-6
11. Баранов, А.А., Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения [Текст] // Казанский медицинский журнал / А.А. Баранов.- 2018. - № 4. - С. 698 - 705
12. Баранов, А.А. Охрана здоровья детей в системе государственной политики [Текст] / А.А.Баранов, Т.В.Яковлева, Ю.Е.Лапин // Вестник Российской академии медицинских наук. - 2011. - № 6. - С. 8 - 12.
13. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохране-ния и укрепления [Текст] / А.А.Баранов, В.Ю. Альбицкий // Казанский медицинский журнал. - 2018. - Т. 99. - № 4. - С. 698 - 705.
14. Безопасность и здоровьесберегающие технологии в образовании: монография / А.П. Григоренко [и др.]. / Под ред. Н.В. Лалетина. - Красноярск: Центр информации, 2011. - 194 с.
15. Белобородова, Н.С. Подготовка педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий как условие, обеспечивающее минимизацию рисков для здоровья детей в процессе обучения [Текст] / Н.С.Белобородова, И.В.Кузнецова, И.А.Сулима // Гуманизация образования. - 2017.- № 4. - С.79 - 84...65