Методика профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста
|
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогический анализ проблемы нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста
1.1 Характеристика основных видов нарушений опорно-двигательного
аппарата обучающихся младшего школьного возраста 8
1.2 Основные проблемы коррекции нарушений опорно-двигательного
аппарата обучающихся младшего школьного возраста 23
1.3 Средства и методы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата
у обучающихся младшего школьного возраста 25
Глава II. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация и этапы исследования 43
Гава III. Теоретическое обоснование, разработка и внедрение методики профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата
обучающихся младшего школьного возраста
3.1 Разработка содержания методики профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата 45
3.2 Внедрение и выявление результативности методики профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего
школьного возраста 57
Заключение 65
Список использованных источников 67
Приложения 75
Глава I. Психолого-педагогический анализ проблемы нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста
1.1 Характеристика основных видов нарушений опорно-двигательного
аппарата обучающихся младшего школьного возраста 8
1.2 Основные проблемы коррекции нарушений опорно-двигательного
аппарата обучающихся младшего школьного возраста 23
1.3 Средства и методы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата
у обучающихся младшего школьного возраста 25
Глава II. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация и этапы исследования 43
Гава III. Теоретическое обоснование, разработка и внедрение методики профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата
обучающихся младшего школьного возраста
3.1 Разработка содержания методики профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата 45
3.2 Внедрение и выявление результативности методики профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего
школьного возраста 57
Заключение 65
Список использованных источников 67
Приложения 75
Младший школьный возраст - самый ответственный период жизни человека, так как в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, моральноволевые и поведенческие качества. Данный период наиболее важный в становлении двигательных функций детей, особенно их физических качеств.
Полноценное воспитание и развитие здорового ребенка в современных условиях возможно только при интеграции лечебно-оздоровительной и образоательной деятельности образовательного учреждения, тесного взаимодействия медицинских работников и педагогов.
В комплексе оздоровительных мероприятий ведущее место отводят физическому упражнениям. Преимущество использования которых перед другими оздоровительными технологиями проявляется в легкости, высокой результативности, доступности и универсальности.
Анализ состояния здоровья обучающихся младшего школьного возраста, свидетельствует, что здоровых обучающихся, не превышает 12-15 % [42,52]. Такое положение связано с недостаточным вниманием родителей к формированию здоровья ребенка в семье.
Недостаточные знания возрастных особенностей физиологии развития детей, применение дома неправильного двигательного режима приводит к тому, что обучающиеся приходят в образовательные организации с неправильной установкой стоп и нарушенной осанкой.
Отмечается, что отсутствие отклонений в состоянии ОДА является непременным условием хорошего функционирования органов и систем и развития организма в целом. В связи с этим, существует необходимость разработки методики физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста, с помощью которой на фоне развития у детей движений соответствующего возрастным нормам, осуществлялась коррекция и профилактика нарушений у них опорно-двигательного аппарата.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Организацией процесса физического воспитания занимающихся с проблемами опорно-двигательного аппарата занимались такие исследователи как: Г.И. Барышев, М.А. Годик, В.А. Запоржанова, В.П. Филина, Н.А. Фомина, О.А. Шевцова и другие.
В процессе анализа научно-методической литературы нами были выявлены следующие противоречия между:
- необходимостью осуществления коррекции и профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста и недостаточно выраженной ориентацией процесса физического воспитания на опорно-двигательный аппарат;
Высоким потенциалом разнообразных форм, средств и методов физического воспитания в коррекции и профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата и недостаточным востребованием данного потенциала в процессе физического воспитания образовательной организации.
Исходя из вышеизложенного, сформулирована проблема исследования: каково влияние средств и методов физической культуры на профилактику нарушении опорно-двигательного аппарата. Актуальность рассматриваемой проблемы, поиск оптимальных путей разрешения данных противоречий предопределили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Методика коррекции и профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста».
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная апробация методики профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методика профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста будет результативным если:
• разработано содержание методики профилактики нарушений опорно - двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста на основе выявленных основных видов нарушении опорно-двигательного аппарата;
• выявлена результативность методики профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
Исходя из гипотезы и цели исследования, в работе были сформулированы основные задачи исследования:
1. Охарактеризовать основные видов и проблемы нарушений опорнодвигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
2. Вывить средства и методы профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся младшего школьного возраста и разработать методику коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
3. Выявить результативность применённой методики
Методологической основой и теоретической базой исследования послужили труды отечественных ученых-теоретиков и практиков, в частности, труды специалистов, раскрывающих основные положения теории и методики физического воспитания: Б.А. Ашмарина, Л.К. Сидорова, Ю.Ф. Курамшина, Л.П. Матвеева, А.Н. Савчука, В.В. Пономарева, Ж.К. Холодова и др.. В изучении построении образовательного процесса с акцентом на опорно-двигательный аппарат Н.А. Агаджанян, P.M. Баевский, , Г.Н. Кассиль, Л.В. Киселев и др..
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• разработана и экспериментально обоснована методика профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста, котораяулучшает не только состояние опорно-двигательного аппарата, но и более эффективно повышает уровень физического развития и физической подготовленности.
Теоретическая значимость заключается в обосновании результативности содержания методики обеспечивающей профилактику нарушений опорнодвигательного аппарата у обучающихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость работы заключается в совершенствовании учебновоспитательного процесса по физической культуре обучающихся младшего школьного возраста.
На защиту выносятся следующие положения
1. Первостепенным нарушением работы опорно-двигательного аппарата является нарушение осанки. Выделяются несколько видов неправильной осанки сутулая - кифоз грудного отдела увеличен, грудная клетка уплощена, плечевой пояс сдвинут кпереди. Кифотическая - чаще всего возникает в грудном отделе и проявляется в виде сутулости (круглая спина), а при выраженном искривлении может даже отмечаться горбатость. Различают дугообразный кифоз, при котором происходит искривление определенного отдела позвоночника и угловой кифоз - резкое искривление затрагивает небольшой участок (несколько позвонков).
2. Разработанная методика профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста является много комплексной и включает упражнения направленные на профилактику нарушении осанки и плоскостопия. Методика состоит из упражнений на развитие координации движений, работу с большими гимнастическими мячами, мячами - прыгунами, массажными мячами.
Личное участие обучающегося состоит в:
-самостоятельном проведении теоретического анализа о возможности
использовании средств и методов физического воспитания в профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста;
-формулировке цели и задач исследования, определении гипотезы, положений и этапов исследования;
- проведении педагогического эксперимента, доказавшего результативность применения методики профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась теоретическими аргументациями, комплексной методикой исследования, соответствующей предмету, задачам. Реализацией современных методов статистической обработки данных с использованием компьютерных программ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили положительную оценку на конференциях всероссийского уровня «Адаптация детей и молодежи к современным социально - экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий», (2020).
Основные положения и результаты исследования отражены в 2 работах. Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка, приложений. Текст диссертации изложен на 80 страницах машинописного текста, включает 6 таблиц, 13 рисунков и 1 приложения. Список использованной литературы включает 65 источника.
Полноценное воспитание и развитие здорового ребенка в современных условиях возможно только при интеграции лечебно-оздоровительной и образоательной деятельности образовательного учреждения, тесного взаимодействия медицинских работников и педагогов.
В комплексе оздоровительных мероприятий ведущее место отводят физическому упражнениям. Преимущество использования которых перед другими оздоровительными технологиями проявляется в легкости, высокой результативности, доступности и универсальности.
Анализ состояния здоровья обучающихся младшего школьного возраста, свидетельствует, что здоровых обучающихся, не превышает 12-15 % [42,52]. Такое положение связано с недостаточным вниманием родителей к формированию здоровья ребенка в семье.
Недостаточные знания возрастных особенностей физиологии развития детей, применение дома неправильного двигательного режима приводит к тому, что обучающиеся приходят в образовательные организации с неправильной установкой стоп и нарушенной осанкой.
Отмечается, что отсутствие отклонений в состоянии ОДА является непременным условием хорошего функционирования органов и систем и развития организма в целом. В связи с этим, существует необходимость разработки методики физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста, с помощью которой на фоне развития у детей движений соответствующего возрастным нормам, осуществлялась коррекция и профилактика нарушений у них опорно-двигательного аппарата.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Организацией процесса физического воспитания занимающихся с проблемами опорно-двигательного аппарата занимались такие исследователи как: Г.И. Барышев, М.А. Годик, В.А. Запоржанова, В.П. Филина, Н.А. Фомина, О.А. Шевцова и другие.
В процессе анализа научно-методической литературы нами были выявлены следующие противоречия между:
- необходимостью осуществления коррекции и профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста и недостаточно выраженной ориентацией процесса физического воспитания на опорно-двигательный аппарат;
Высоким потенциалом разнообразных форм, средств и методов физического воспитания в коррекции и профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата и недостаточным востребованием данного потенциала в процессе физического воспитания образовательной организации.
Исходя из вышеизложенного, сформулирована проблема исследования: каково влияние средств и методов физической культуры на профилактику нарушении опорно-двигательного аппарата. Актуальность рассматриваемой проблемы, поиск оптимальных путей разрешения данных противоречий предопределили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Методика коррекции и профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста».
Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная апробация методики профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методика профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста будет результативным если:
• разработано содержание методики профилактики нарушений опорно - двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста на основе выявленных основных видов нарушении опорно-двигательного аппарата;
• выявлена результативность методики профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
Исходя из гипотезы и цели исследования, в работе были сформулированы основные задачи исследования:
1. Охарактеризовать основные видов и проблемы нарушений опорнодвигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
2. Вывить средства и методы профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся младшего школьного возраста и разработать методику коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
3. Выявить результативность применённой методики
Методологической основой и теоретической базой исследования послужили труды отечественных ученых-теоретиков и практиков, в частности, труды специалистов, раскрывающих основные положения теории и методики физического воспитания: Б.А. Ашмарина, Л.К. Сидорова, Ю.Ф. Курамшина, Л.П. Матвеева, А.Н. Савчука, В.В. Пономарева, Ж.К. Холодова и др.. В изучении построении образовательного процесса с акцентом на опорно-двигательный аппарат Н.А. Агаджанян, P.M. Баевский, , Г.Н. Кассиль, Л.В. Киселев и др..
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• разработана и экспериментально обоснована методика профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста, котораяулучшает не только состояние опорно-двигательного аппарата, но и более эффективно повышает уровень физического развития и физической подготовленности.
Теоретическая значимость заключается в обосновании результативности содержания методики обеспечивающей профилактику нарушений опорнодвигательного аппарата у обучающихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость работы заключается в совершенствовании учебновоспитательного процесса по физической культуре обучающихся младшего школьного возраста.
На защиту выносятся следующие положения
1. Первостепенным нарушением работы опорно-двигательного аппарата является нарушение осанки. Выделяются несколько видов неправильной осанки сутулая - кифоз грудного отдела увеличен, грудная клетка уплощена, плечевой пояс сдвинут кпереди. Кифотическая - чаще всего возникает в грудном отделе и проявляется в виде сутулости (круглая спина), а при выраженном искривлении может даже отмечаться горбатость. Различают дугообразный кифоз, при котором происходит искривление определенного отдела позвоночника и угловой кифоз - резкое искривление затрагивает небольшой участок (несколько позвонков).
2. Разработанная методика профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста является много комплексной и включает упражнения направленные на профилактику нарушении осанки и плоскостопия. Методика состоит из упражнений на развитие координации движений, работу с большими гимнастическими мячами, мячами - прыгунами, массажными мячами.
Личное участие обучающегося состоит в:
-самостоятельном проведении теоретического анализа о возможности
использовании средств и методов физического воспитания в профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста;
-формулировке цели и задач исследования, определении гипотезы, положений и этапов исследования;
- проведении педагогического эксперимента, доказавшего результативность применения методики профилактики нарушении опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась теоретическими аргументациями, комплексной методикой исследования, соответствующей предмету, задачам. Реализацией современных методов статистической обработки данных с использованием компьютерных программ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили положительную оценку на конференциях всероссийского уровня «Адаптация детей и молодежи к современным социально - экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий», (2020).
Основные положения и результаты исследования отражены в 2 работах. Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка, приложений. Текст диссертации изложен на 80 страницах машинописного текста, включает 6 таблиц, 13 рисунков и 1 приложения. Список использованной литературы включает 65 источника.
1. В рамках проведенного анализа психолого-педагогической литературы мы выявили основные виды и характеристики нарушений опорно-двигательного аппарата, к котором относится, сколиоз, понижение свод, плоско-вогнутая, кругло-вогнутая и плоская спина.
2. Вывили средства и методы коррекций и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся младшего школьного возраста. К которым можно отнести средства и методы стретчинга положительными качествами, которых являются позы, растягивающую определенную группу мышц. Средства стретчинга способствуют регуляции тонуса мышц, эластичности апоневрозов, сухожилий и прилегающих связок. Средства фитбола, упражнения выполняются на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг. При этом мяч может использоваться как тренажер, как предмет и как утяжелитель, имея вес около 1 кг. Гимнастические мячи больших размеров обладают вибрационным воздействием на организм занимающихся. Вибрация обладает обезболивающим действием, активизирует регенеративные процессы, поэтому применяется при реабилитации после травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Она способствует лучшему оттоку лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц. Вибрация оказывает стимулирующее воздействие на функцию коры надпочечников, усиливает перистальтику кишечника, функцию желудка, печени, улучшает краниосакральную деятельность позвоночника и другие средства описанные в параграфе 1.3..
3. Разработанная методика коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата включала упражнения направленные на исправление выявленных нарушений опорно-двигательного аппарата, игры, закаливающие процедуры и упражнения, направленные на профилактику
плоскостопия.
4. Проведенный педагогический эксперимент показал, что разработанная методика улучшает не только состояние опорнодвигательного аппарата, но и более результативно повышает уровень физического развития и физической подготовленности обучающихся, чем занятия, проводимые по традиционной методике.
2. Вывили средства и методы коррекций и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у обучающихся младшего школьного возраста. К которым можно отнести средства и методы стретчинга положительными качествами, которых являются позы, растягивающую определенную группу мышц. Средства стретчинга способствуют регуляции тонуса мышц, эластичности апоневрозов, сухожилий и прилегающих связок. Средства фитбола, упражнения выполняются на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг. При этом мяч может использоваться как тренажер, как предмет и как утяжелитель, имея вес около 1 кг. Гимнастические мячи больших размеров обладают вибрационным воздействием на организм занимающихся. Вибрация обладает обезболивающим действием, активизирует регенеративные процессы, поэтому применяется при реабилитации после травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Она способствует лучшему оттоку лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц. Вибрация оказывает стимулирующее воздействие на функцию коры надпочечников, усиливает перистальтику кишечника, функцию желудка, печени, улучшает краниосакральную деятельность позвоночника и другие средства описанные в параграфе 1.3..
3. Разработанная методика коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата включала упражнения направленные на исправление выявленных нарушений опорно-двигательного аппарата, игры, закаливающие процедуры и упражнения, направленные на профилактику
плоскостопия.
4. Проведенный педагогический эксперимент показал, что разработанная методика улучшает не только состояние опорнодвигательного аппарата, но и более результативно повышает уровень физического развития и физической подготовленности обучающихся, чем занятия, проводимые по традиционной методике.
Подобные работы
- Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2023 - Коррекционная работа специального психолога по преодолению школьной дезадаптации у обучающихся с нарушениями опорно - двигательного аппарата на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Корригирующая гимнастика по формированию осанки у обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - Занятия для развития двигательных навыков подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Шахматный тренинг в физическом воспитании обучающихся в начальных классах общеобразовательной школы с заболеванием опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика нарушений основных соматоскопических показателей младших школьников посредством комплекса занятий «Береги свое здоровье»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Методика коррекций осанки у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





