Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика развития информационных компетенций обучающихся основной школы в процессе самостоятельной познавательной деятельности по физике

Работа №168385

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 13
1.1. Содержание понятия информационная компетенция в педагогической
науке 13
1.2. Самостоятельная работа с информационными источниками по физике
как средство развития информационных компетенций 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 35
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ 37
2.1. Структура и содержание системы заданий на основе информационных
источников, направленной на развитие информационных компетенций обучающихся 37
2.2. Экспериментальная проверка функционирования разработанной
методики 53
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70

Актуальность исследования
В результате развития информационного общества изменились запросы, выдвигаемые современным информационным обществом к системе образования. Информационное общество повлияло на содержание Федеральных государственных образовательных стандартов, где изменились требования к уровню подготовки выпускников. Соответственно в Стандарте были выделены и приоритетные направления построения структуры образовательного и воспитательного процессов образовательной организации. Так ключевым в образовательной деятельности стало овладение системой компетенций. ФГООС предполагает, что образовательный процесс осуществляется на основе личностно ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов. Компетентностный подход заключается в формировании ключевых образовательных компетенций, направленных на развитие умений, знаний, способностей, необходимых для эффективной образовательной деятельности.
Одной из ключевых компетенций является информационная компетенция, которая направлена на развитие умений обучающихся по поиску, обработке, анализу, обобщению и интерпретации информации. Формирование информационной компетенции в образовательном процессе происходит через развитие самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Самостоятельная познавательная деятельность является эффективной реализацией личностно ориентированного подхода, она позволяет выстраивать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Проявление самостоятельной познавательной деятельности при изучении физики происходит при выполнении фронтальных ученических работ, проведении домашних экспериментов, подготовке рефератов. Но все эти типы заданий направлены непосредственно на достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в области физики.
Использование в процессе обучения по физике информационных источников при самостоятельной познавательной деятельности будет способствовать не только формированию знаний о процессах, явлениях и законах, но и будут развивать информационные компетенции обучающихся.
Несмотря на то, что на данный момент представлено достаточное количество заданий, посвященных самостоятельной познавательной деятельности, по физике, практически не представлены задания, направленные на работу с информационными источниками, позволяющие развивать информационную компетенцию при самостоятельной познавательной деятельности учащихся согласно требованиям ФГОС.
Таким образом, можно выделить противоречие: необходимость развития информационных компетенций у обучающихся в процессе самостоятельной познавательной деятельности по физике и недостаточным количеством специальных заданий, способствующих развитию информационных компетенций
Исходя из выделенного противоречия, можно обозначить проблему исследования: разработка специальной системы заданий, направленных на развитие информационной компетенции в процессе самостоятельной познавательной деятельности при обучении физике учащихся основной школы.
Целью работы является разработка методики развития информационных компетенций обучающихся основной школы в процессе самостоятельной познавательной деятельности по физике на основе специально разработанной системы заданий, направленной на работу с различными информационными источниками.
Объект исследования - самостоятельная познавательная деятельность обучающихся при изучении физики.
Предмет исследования - применение специальной системы заданий в процессе самостоятельной познавательной деятельности по физике, способствующей формированию информационных компетенций
обучающихся.
Гипотеза исследования - развитие информационных компетенций обучающихся в процессе обучения физике будет иметь положительную динамику, если самостоятельную познавательную деятельность организовать на основе системы специальных заданий, направленных на работу с различными информационными источниками.
Задачи:
1. Выявить необходимые условия для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на основе специальной системы заданий.
2. Разработать и апробировать методику развития информационных компетенций обучающихся основной школы в процессе самостоятельной познавательной деятельности по физике.
3. Выявить динамику уровня развития информационных компетенций обучающихся в ходе осуществления самостоятельной познавательной деятельности по физике.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. теоретические - изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
2. эмпирические - анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ деятельности учащихся, которые использовались с целью диагностики уровня мотивации к изучению предмета физика, познавательного интереса и уровня успеваемости учащихся; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
3. статистические - методы статистики, которые использовались для обработки полученных данных и посредством которых определялись значимость и надежность полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в разработке методики развития информационных компетенций обучающихся в процессе самостоятельной познавательной деятельности по физике с использованием системы заданий, направленной на работу обучающихся с различными по типу и форме информационными источниками.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении в образовательный процесс по физики системы заданий, направленной на работу обучающихся с различных по типу и форме информационными источниками в процессе самостоятельной
познавательной деятельности.
На защиту выносится следующее положение:
Динамика развития информационных компетенций обучающихся будет положительна, в случае организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на основе разработанной методики, направленной на работу с информационными источниками по физике.
Апробация работы осуществлялась на базе «МБОУ СШ №27» города Красноярска.
По теме исследования опубликованы статьи:
1. XX Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА», тема доклада: «Развитие информационных компетенций обучающихся основной школы при работе с текстами физического содержания» (от 26 апреля 2019 года, г. Красноярск).
2. XXI Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых учёных «МОЛОДЁЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА» ,тема доклада : «Методика развития информационных компетенций обучающихся основной школы на основе информационных источников по физике» (от 22 мая 2020 года, г. Красноярск).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение состояния развития информационных компетенций обучающихся основной школы в результате самостоятельной познавательной деятельности с использованием современных информационных источников по физике, а так же анализ литературы по проблеме исследования показали, что проведенное мною исследование необходимо, так как оно обусловлено запросам информационного общества и содержанием Федеральных государственных образовательных стандартов, которые направлены на развитие компетенций, связанных информацией.
Настоящее диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме - разработке специальной системы заданий, направленной на развитие информационной компетенции в процессе самостоятельной познавательной деятельности при обучении физике учащихся основной школы.
Отправной точкой работы явилась выявление сущности содержательной характеристики понятия «информационная компетенция», что позволило рассмотреть данное понятие как способность человека выполнять познавательные и коммуникационные операции информационной деятельности с целью реализации его информационных потребностей как отправителя и получателя информации.
На основе выявленных теоретических положений была разработана система заданий, направленная на формирование информационной компетенции обучающихся при самостоятельной познавательной деятельности с информационными источниками по физике.
Результаты проведенной опытно - экспериментальной работы позволили сделать вывод об эффективности разработанной системы заданий. Обоснованием для результатов являлось выполнение обучающимися разработанных заданий и выявление нами их уровня информационных компетенций. Динамика развития информационных компетенций обучающихся, отраженна на гистограммах, графиках и доказывает
эффективность разработанной информационных компетенций.
Поставленные задачи выполнены, их цель достигнута.
Проведенный педагогический эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу.
Результаты апробации показали, что развитие информационных компетенций обучающихся в процессе обучения физике будет иметь положительную динамику, если самостоятельную познавательную деятельность организовать на основе системы специальных заданий, направленных на работу с различными информационными источниками.


1. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных
компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет- журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. - Режим доступа:
http: //www. eidos.ru/journal/2005/ 1212. htm
2. Тесленко, В.И. Н.А. Эверт Оценка профессиональной компетентности педагога высшей школы [Текст] : сборник / В.И. Тесленко. Оценивание качества педагогического образования: Всероссийское совещание- семинар. - КГПУ. - Красноярск.: 2005. - 176 с.
3. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук; 13.00.08. - Брянск, 2002. - 14 c.
4. Акимов А.М. О подходах к структуре и содержанию информационной
компетентности педагога // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 11 (36). - Новосибирск:
СибАК, 2014. - С. 66-72.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Алексей Николаевич Леонтьев. - 2-е изд., стер. - М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2005 - 352 с.
6. Сластёнин В.А. и др. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 3-е изд. — М. : Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
7. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский — М.: Просвещение, 1985.- 45 с.
8. Давыдова, Л.Н. Различные подходы к определению качества образования / Л.Н. Давыдова // Журнал «Качество. Инновации. Образование». - М., 2005. - №2. - C. 5-8.
9. Браверман Э. М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути / Э. М. Браверман - 2005. - №6.
10. Гендина Н.И. Образование для общества знаний и проблемы
формирования информационной культуры личности / Н.И. Гендина.- 2007. - № 3. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ellib.gpntb.ru
11. Естественные науки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://enauki.prosv.ru/en21013/
12.Загребина М.Г., Плотникова А.Ю., Севостьянова О.В., Смирнова И.В. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Метод. пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Под ред. И.С.Фишман. - Самара, 2006. Вып. 2.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология.: Учебное пособие. - Ростов на Дону: Изд-во —Феникс, 1997. - 480 с.
14. Информационное общество (2011-2020 годы): государственная
программа Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р // Российская Газета. - 16 ноября 2010 г.
15. Клименко, А.В. Обществознание: Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина.- Москва : Изд-во Дрофа, 2004. - 214 с....37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ