Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика разработки элективного курса для учащихся профильных классов по физике

Работа №168384

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ
ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1. Анализ Федеральных Г осударственных стандартов школьного
физического образования 6
1.2. Методические требования к разработке элективных курсов по физике.
10
Выводы по главе 1 15
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 16
2.1. Условия введения элективного курса «Волны вокруг нас» 16
2.2. Содержание материала по темам элективного курса «Волны вокруг
нас» 20
2.2.1. Тема 1. ПОНЯТИЕ О МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЯХ И
ВОЛНАХ 20
2.2.2. Тема 2. ВОЛНЫ НА ВОДЕ 28
2.2.3. Тема 3. ВЕТЕР И ВОЛНЫ 46
2.2.4. Тема 4. ВОЛНЫ И БЕРЕГА 53
2.2.5. Тема 5. ВОЛНЫ НА ПЕСКЕ 71
2.3. Организация и проведение педагогического эксперимента по теме
исследования 89
Заключение 91
Список использованных источников 92

Основным направлением в модернизации российского школьного образования является дифференциация и индивидуализация процесса обучения, что позволяет более полно учитывать интересы, способности и склонности учащихся, а также создавать условия для обучения учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. [14]
В настоящий момент дифференциация и индивидуализация обучения осуществляется посредством введения в 9 классах предпрофильных элективных курсов, в старших классах - профильных курсов. Они способствуют повышению качества образования учащихся и установлению равного доступа к полноценному образованию различных категорий учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.
Предпрофильное обучение в девятых классах планируется, как педагогическая система, которой отводится особое место в целостном учебном процессе. Оно является подсистемой профильного образования старшей школы и выполняет подготовительную функцию. Оно нужно для того, чтобы учащиеся могли определиться в выборе будущего обучения. Предпрофильное обучение строится на основе индивидуализации учебного процесса в малых группах и по индивидуальным учебным планам. Система предпрофильного обучения включает в себя целый ряд педагогических идей, реализация которых приводит к изменению учебно-воспитательного процесса и построению новой системы подготовки девятиклассников. К основным идеям предпрофильного обучения относятся: введение за счет школьного компонента элективных курсов; использование активных методов преподавания элективных курсов; распределение времени прохождения элективных курсов в течение учебного года, при котором допускается, что данный курс не обязательно изучается по одному часу в неделю.
Предпрофильное обучение учащихся можно проводить на использовании безотметочной системы оценивания результатов обучения учащихся.[5]
Система предпрофильного обучения должна создавать условия для самоопределения школьников в выборе профиля обучения, формировании у них готовности и ответственности за сделанный выбор.
Для учащихся это означает, что выбор элективного курса «Волны вокруг нас», должен гарантировать такой уровень обучения, который бы позволял, в дальнейшем, изучение профильных курсов в старших классах.
Существующий уровень подготовки девятиклассников в рамках классического урока в минимальной степени затрагивает прикладной характер физики, в том числе и раздел «Механические колебания и волны». Как показал анализ исследования, проведенного на педагогической практике, учащиеся слабо ориентируются в прикладных вопросах физики.
Таким образом, актуальность исследования определяется недостаточными знаниями в области прикладной физики, что, в свою очередь, не позволяет в достаточной степени осваивать профильные курсы в старших классах.
Проблемой исследования является поиск оптимального содержания элективного курсов, методов и средств реализации данного курса в практику обучения учащихся.
Объектом исследования являются процесс обучения физике учащихся основной школы.
Предметом исследования является методика разработки элективного курса по физике для учащихся основной школы.
Цель исследования: проанализировать раздел «Механические колебания и волны» и выделить основные аспекты прикладного характера данного раздела для разработки содержания элективного курса «Волны вокруг нас».
На основании выделенного объекта и предмета исследования нами была сформулирована следующая гипотеза: познавательный интерес учащихся к разделу «Механические колебания и волны» можно повысить если:
• на занятиях по физике учащихся постоянно знакомить с прикладными вопросами раздела «Механические колебания и волны»;
• разработать содержание, методы и средства реализации элективного курса «Волны вокруг нас» и использовать его в виде предпрофильного курса по физике в основной школе.
В соответствии с обозначенной целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в практике обучения учащихся физике;
2. Проанализировать научно-методическую и методическую литературу по проблеме исследования;
3. Проанализировать раздел «Механические колебания и волны» с целью выделения основных прикладных вопросов;
4. Разработать методику предпрофильного элективного курса «Волны вокруг нас»;
5. Провести педагогический эксперимент по теме исследования на педагогической практике.
Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ; обобщение и систематизация; педагогическое наблюдение; анкетирование; педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент проводился в МБОУ СШ № 27 на педагогической практике. В эксперименте участвовало более 20 учащихся.
По результатам педагогического исследования опубликована статья в сборнике конференции «Молодежь и наука XXI века» «Методика разработки предпрофильного элективного курса по физике».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной выпускной квалификационно работы был проведен анализ Федеральных Государственных стандартов школьного физического образования. Обозначены требования к уровню подготовки выпускников. Рассмотрены методические требования к разработке элективных курсов по физике. Также были обозначены цели элективного курса, гарантированные результаты введения курса, ресурсы для реализации курса и требования к подготовке учащихся, что позволило предложить систему оценивания их учебной деятельности.
Во второй главе были рассмотрены организационно-педагогические условия разработки и внедрения элективных курсов в процессе обучения физике. Было составлено содержание программы, тематическое планирование и краткое содержание для каждой темы курса «Волны вокруг нас».
Цель исследования была выполнена - разработан предпрофильный элективный курс «Волны вокруг нас», который можно использовать в практике обучения учащихся физике. Составлены методические рекомендации для учителей физики по проведению элективных курсов в основной школе.
Все поставленные задачи были выполнены, проведен педагогический эксперимент по проверке знаний по разделу «Механические колебания и волны» с целью доказательства актуальности разработанного нами элективного курса.
Данный элективный курс планируется апробировать в основной школе для доказательства сформулированной нами гипотезы.


1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897 (в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”
3. “Примерная основная образовательная программа основного общего образования” одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
4. Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413 ( в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”
5. “Примерная основная образовательная программа среднего общего образования” одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
6. Белостоцкий И. И. Наблюдения над знаками ряби / И. И. Белостоцкий // Известия ВГО. - Т. 72. - 1940. - № 2. - С. 225-238.
7. Бернштейн Л.Б., Силаков В.Н., Гельфер С.Л. и др. Приливные электростанции. Кн. 2. М.: АО «Институт Гидропроект», 1994. 262 с.
8. Бычков В.С. Морские нерегулярные волны / В.С. Бычков, С.С. Стрекалов.
- М.: Наука, 1971. - 132 с.
9. Великанов М. А. Гидрология суши / М. А. Великанов. - Л.: Гидрометеоиздат, 1981. - 310 с.
10. Воробьев Ю.Л. Цунами: предупреждение и защита / Ю.Л. Воробьев, В.А. Акимов, Ю.И. Соколов. - М.: Вектор ТиС. - 2006. - 272.
11. Галюжин С. Д. Энергетическая проблема XXI века / С.Д. Галюжин, Д.С.
Галюжин, О.М. Лобикова // Вестник Белорусско-Российского университета. - 2007. - № 4. - С. 152-161.
12. Гарвей Дж. Атмосфера и океан: Наша жидкая окружающая среда / Дж. Гарвей; пер. с англ. А.Ю. Краснопевцева, А.Е. Сузюмова. - М.: Прогресс, 1982. - 184 с.: ил.
13. Гайсина Г.А. Энергия водных источников / Г.А. Гайсина, Ю.Ф. Аюпова // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. - 2018. - С. 26-27.
14. Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе / Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 173-179.
15. Кадомцев Б.Б. Волны вокруг нас / Б.Б Кадомцев, В.И. Рыдник - М.: Знание, 1981. - 152 с.: ил....37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ