Методика реализации исследовательского подхода к изучению многоугольников в курсе геометрии 8 класса с использованием динамических чертежей
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследовательского подхода к изучению геометрии с использованием обучающих возможностей среды Живая математика 6
1.1 Обучающие возможности динамических чертежей при изучении
математики в 7-9 классах 6
1.2 Основные содержательные линии курса геометрии в 8 классе и
планируемые результаты его усвоения 11
1.3 Исследовательские умения как новый образовательный результат 15
Вывод по главе 1 25
Глава 2. Реализация исследовательского подхода при изучении раздела “Четырехугольники”, ориентированное на формирование исследовательских умений 26
2.1 Методика реализации исследовательского подхода при изучении темы
“Многоугольники” с использованием динамических чертежей и результаты апробации 26
2.2 Методика реализации исследовательского подхода при изучении темы
“Параллелограмм и трапеция” с использованием динамических чертежей и результаты апробации 29
Выводы по главе 2 48
Заключение 49
Библиографический список 50
Приложение 1. Таблица “Сумма углов выпуклого n-угольника” 55
Приложение 2. Задачи для формирование исследовательских умений 56
Приложение 3. Анкеты для диагностики исследовательских компетенций у обучающихся 58
Приложение 4. Анкета “Интерес обучающихся к возможностям реализации собственной исследовательской активности в дальнейшем обучении” 60
Приложение 5. Задания для 8 класса на VIII Международном турнире по экспериментальной математике 61
Глава 1. Теоретические аспекты исследовательского подхода к изучению геометрии с использованием обучающих возможностей среды Живая математика 6
1.1 Обучающие возможности динамических чертежей при изучении
математики в 7-9 классах 6
1.2 Основные содержательные линии курса геометрии в 8 классе и
планируемые результаты его усвоения 11
1.3 Исследовательские умения как новый образовательный результат 15
Вывод по главе 1 25
Глава 2. Реализация исследовательского подхода при изучении раздела “Четырехугольники”, ориентированное на формирование исследовательских умений 26
2.1 Методика реализации исследовательского подхода при изучении темы
“Многоугольники” с использованием динамических чертежей и результаты апробации 26
2.2 Методика реализации исследовательского подхода при изучении темы
“Параллелограмм и трапеция” с использованием динамических чертежей и результаты апробации 29
Выводы по главе 2 48
Заключение 49
Библиографический список 50
Приложение 1. Таблица “Сумма углов выпуклого n-угольника” 55
Приложение 2. Задачи для формирование исследовательских умений 56
Приложение 3. Анкеты для диагностики исследовательских компетенций у обучающихся 58
Приложение 4. Анкета “Интерес обучающихся к возможностям реализации собственной исследовательской активности в дальнейшем обучении” 60
Приложение 5. Задания для 8 класса на VIII Международном турнире по экспериментальной математике 61
Основной задачей школы в данный период развития общества является научить растущее поколение обучаться. Образование в нашей стране подвергается изменениям, изменения направлены на отход от только предметных результатов к включению еще метапредметных и личностных результатов.
Новые требования к качеству образования, особенно математического, обусловлены настоятельной необходимостью информационного, демократического, гражданского общества и инновационной экономикой. В концепции развития математического образования в Российской Федерации сказано, что успешная жизнь отдельного человека и страны в целом, развитие экономики нашего государства и так далее во многом зависит от качества именно математического образования.
Одним из основных факторов, которые выделяют И.А. Николаев и Т.Е. Марченко, благодаря которому возможен экономический рывок нашей страны является высококвалифицированная рабочая сила. А для этого необходимо обеспечить высокий уровень математического образования. Одной из задач, которое правительство РФ поставило перед педагогическим сообществом, это обеспечение применения современных технологий в образовательном процессе при одновременном качественном усвоении учебной программы.
Если обратимся к требованиям планируемых результатов усвоения курса математики на ступени основного общего образования, то среди метапредметных результатов увидим исследовательские действия: умение определять понятия, строить обобщение, проводить аналогии, устанавливать связи, логически рассуждать, делать умозаключения и вывод. Поэтому включение динамических чертежей и проведения экспериментов на уроках математики является актуальным в современной школе. Включение проективного и исследовательского метода обучения на сегодняшний день является мировой тенденцией. По результатам международной программы по оценке образовательных достижений в 2018 году Россия занимает 31 место со средним баллом 479. Результаты свидетельствуют о владении учениками ключевыми навыками современного человека, от них зависит успех, раскрытие потенциала и взаимодействие с обществом.
Вышеописанные изменения заставляют нас искать пути реализации технологий обучения для продуктивной деятельности, в частности на уроках математики в 7-9 классах.
Решением проблемы организации учебно-исследовательской деятельности занимались Г.Л. Брославская, Ю.В. Громыко, Г.Л. Данильцев, А.В. Леонтович, С.А. Морозова, Е.А. Певцова, Л.Б. Прокофьев, Л.А. Софронова, А.М. Столяренко, В.Е. Столяренко, Л.А. Тысько, Г.А. Ягодин.
Дидактическими и методическими основами, а также методами исследовательского обучения занимались Н.А. Добролюбов, А.А. Королькова, Н.К. Крупская, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.И. Новиков, М.Н. Скаткин, В.П. Ушачев, К.Д. Ушинский.
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: как организовать процесс обучения разделу “Многоугольник” в 8 классе для формирования исследовательских умений у обучающихся?
Цель: разработка методического обеспечения по изучению
многоугольников с позиции реализации исследовательского подхода.
Объектом исследования является процесс обучения математике в 7-9 классах в условиях реализации исследовательского подхода.
Предметом исследования является организация изучения многоугольников с позиции исследовательского подхода.
Гипотеза исследования: если при обучении математике в школе применять специально разработанную методику, основанную на идеях Р.П. Овчинниковой, М.А. Павловой, М.В. Шабановой, А.В. Ястребова и других, то это будет способствовать формированию у обучающихся 7-9 классов исследовательских умений.
Задачи:
1. Изучить существующие описания исследовательских умений как новый образовательный результат.
2. Выявить особенности изучения многоугольников, ориентированные на формирование исследовательских умений.
3. Описать особенности содержания уроков по разделу “Четырехугольники” в 8 классе при условии использования на этих уроках динамических чертежей.
4. Разработать и апробировать компьютерные эксперименты в среде “Живая математика” по разделу “Многоугольники”, ориентированные на формирование у обучающихся исследовательских умений.
Работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены основные содержательные линии курса математики в 7-9 классах и результаты его освоения, также описаны исследовательские умения и возрастные особенности обучающихся в 7-9 классах. Во второй главе проведена методическая разработка уроков по разделу “Четырехугольники”, а также результаты опытно-экспериментальной работы.
Новые требования к качеству образования, особенно математического, обусловлены настоятельной необходимостью информационного, демократического, гражданского общества и инновационной экономикой. В концепции развития математического образования в Российской Федерации сказано, что успешная жизнь отдельного человека и страны в целом, развитие экономики нашего государства и так далее во многом зависит от качества именно математического образования.
Одним из основных факторов, которые выделяют И.А. Николаев и Т.Е. Марченко, благодаря которому возможен экономический рывок нашей страны является высококвалифицированная рабочая сила. А для этого необходимо обеспечить высокий уровень математического образования. Одной из задач, которое правительство РФ поставило перед педагогическим сообществом, это обеспечение применения современных технологий в образовательном процессе при одновременном качественном усвоении учебной программы.
Если обратимся к требованиям планируемых результатов усвоения курса математики на ступени основного общего образования, то среди метапредметных результатов увидим исследовательские действия: умение определять понятия, строить обобщение, проводить аналогии, устанавливать связи, логически рассуждать, делать умозаключения и вывод. Поэтому включение динамических чертежей и проведения экспериментов на уроках математики является актуальным в современной школе. Включение проективного и исследовательского метода обучения на сегодняшний день является мировой тенденцией. По результатам международной программы по оценке образовательных достижений в 2018 году Россия занимает 31 место со средним баллом 479. Результаты свидетельствуют о владении учениками ключевыми навыками современного человека, от них зависит успех, раскрытие потенциала и взаимодействие с обществом.
Вышеописанные изменения заставляют нас искать пути реализации технологий обучения для продуктивной деятельности, в частности на уроках математики в 7-9 классах.
Решением проблемы организации учебно-исследовательской деятельности занимались Г.Л. Брославская, Ю.В. Громыко, Г.Л. Данильцев, А.В. Леонтович, С.А. Морозова, Е.А. Певцова, Л.Б. Прокофьев, Л.А. Софронова, А.М. Столяренко, В.Е. Столяренко, Л.А. Тысько, Г.А. Ягодин.
Дидактическими и методическими основами, а также методами исследовательского обучения занимались Н.А. Добролюбов, А.А. Королькова, Н.К. Крупская, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.И. Новиков, М.Н. Скаткин, В.П. Ушачев, К.Д. Ушинский.
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: как организовать процесс обучения разделу “Многоугольник” в 8 классе для формирования исследовательских умений у обучающихся?
Цель: разработка методического обеспечения по изучению
многоугольников с позиции реализации исследовательского подхода.
Объектом исследования является процесс обучения математике в 7-9 классах в условиях реализации исследовательского подхода.
Предметом исследования является организация изучения многоугольников с позиции исследовательского подхода.
Гипотеза исследования: если при обучении математике в школе применять специально разработанную методику, основанную на идеях Р.П. Овчинниковой, М.А. Павловой, М.В. Шабановой, А.В. Ястребова и других, то это будет способствовать формированию у обучающихся 7-9 классов исследовательских умений.
Задачи:
1. Изучить существующие описания исследовательских умений как новый образовательный результат.
2. Выявить особенности изучения многоугольников, ориентированные на формирование исследовательских умений.
3. Описать особенности содержания уроков по разделу “Четырехугольники” в 8 классе при условии использования на этих уроках динамических чертежей.
4. Разработать и апробировать компьютерные эксперименты в среде “Живая математика” по разделу “Многоугольники”, ориентированные на формирование у обучающихся исследовательских умений.
Работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены основные содержательные линии курса математики в 7-9 классах и результаты его освоения, также описаны исследовательские умения и возрастные особенности обучающихся в 7-9 классах. Во второй главе проведена методическая разработка уроков по разделу “Четырехугольники”, а также результаты опытно-экспериментальной работы.
В ходе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что если на уроках геометрии включать компьютерный эксперимент в среде “Живая математика”, то это будет способствовать формированию у обучающихся 7-9 классов исследовательских умений.
Поставленная цель в начале данной работы была достигнута. Нами были разработаны компьютерные эксперименты в среде “Живая математика” и содержащие их фрагменты уроков для изучения многоугольников, реализующие исследовательский подход.
Отвечая на вопрос, поставленный нами в проблеме исследования, можем сказать, что для формирования исследовательских умений у обучающихся 8 класса при изучении раздела “Многоугольники” необходимо проводить компьютерные эксперименты в среде “Живая математика”.
Поставленные задачи для достижения цели были выполнены:
1. Мы изучили исследовательские умения как новый образовательный результат;
2. Мы выяснили особенности изучения многоугольников, ориентированные на формирование исследовательских умений;
3. Описали особенности содержания уроков по разделу “Четырехугольники” в 8 классе при условии использования на этих уроках динамических чертежей;
4. Разработали и апробировали по разделу “Многоугольники” компьютерные эксперименты в среде “Живая математика”, ориентированные на формирование у обучающихся исследовательских умений.
Данные разработки будут полезны для учителей математики 7-9 классов как на уроках, так и для применения во внеурочной деятельности.
Поставленная цель в начале данной работы была достигнута. Нами были разработаны компьютерные эксперименты в среде “Живая математика” и содержащие их фрагменты уроков для изучения многоугольников, реализующие исследовательский подход.
Отвечая на вопрос, поставленный нами в проблеме исследования, можем сказать, что для формирования исследовательских умений у обучающихся 8 класса при изучении раздела “Многоугольники” необходимо проводить компьютерные эксперименты в среде “Живая математика”.
Поставленные задачи для достижения цели были выполнены:
1. Мы изучили исследовательские умения как новый образовательный результат;
2. Мы выяснили особенности изучения многоугольников, ориентированные на формирование исследовательских умений;
3. Описали особенности содержания уроков по разделу “Четырехугольники” в 8 классе при условии использования на этих уроках динамических чертежей;
4. Разработали и апробировали по разделу “Многоугольники” компьютерные эксперименты в среде “Живая математика”, ориентированные на формирование у обучающихся исследовательских умений.
Данные разработки будут полезны для учителей математики 7-9 классов как на уроках, так и для применения во внеурочной деятельности.





