Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика формирования метапредметных результатов в процессе обучения математике в условиях e-leaming у обучающихся 6 классов

Работа №168375

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 9
Глава 1. Теоретические аспекты организации обучения математике с использованием концепции e-learning 15
1.1. Сущность e-learning, возможности его использования в
школьном образовании и в обучении математике 15
1.2. Сущность и виды метапредметных результатов обучения в курсе
математики 6 класса 23
1.3. Возможности использования средств e-learning в курсе
математики 6 класса для достижения метапредметных результатов 30
1.4. Структура методики обучения математики с использованием e­
learning для достижения метапредметных результатов 38
Выводы по главе 1 43
Глава 2. Методика использования средств e-learning для достижения
метапредметных результатов обучения математике в 6 классе 45
2.1. Возможности использования средств e-learning в разных темах
курса математики 6 класса 45
2.2. Методы и средства достижения метапредметных результатов с
использованием e-learning 53
2.3. Диагностика и контроль метапредметных результатов обучения
математике в 6 классе 61
2.4. Результаты педагогического эксперимента 70
Выводы по главе 2 75
Заключение 77
Библиографический список 79
Приложение 1 83
Приложение 2 86
Приложение 3 89

Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения требует существенных изменений предметного обучения, в том числе по дисциплине математика. Закон об образовании фактически напрямую рекомендует использовать информационные технологии в обучении. Результаты обучения, требуемые ФГОС, труднодостижимы без активного применения различных электронных средств обучения. Таким образом, концепция e-learning предстаёт как платформа, позволяющая эффективно достигать целей обучения, в том числе обучения математике. Вместе с тем наблюдается недостаточная проработка данного направления для курса математики средней школы, особенно 5-7 классов. Построение методики активного внедрения концепции e-learning в курс математики 6 класса с целью эффективного формирования метапредметных результатов обучения представляется актуальным и необходимым в современных условиях.
Под e-learning мы будем понимать наличие виртуальной обучающей среды или говоря по-другому платформы с широким набором приложений, которые обеспечивают поддержку процесса обучения.
Анализ современной ситуации применения e-learning в обучении математике школьников позволяет выделить следующие противоречия:
• между необходимостью использования электронного обучения в образовательной среде современной школы и недостаточной степенью разработки методик e-learning в обучении математике.
• Между необходимостью формирования метапредметных результатов и недостаточной разработанностью методических и дидактических основ их формирования;
Выделенные противоречия позволили определить проблему исследования какой должна быть методика обучения математике в 6 классе средней школы, разработанная на основе принципов e-learning и формирующая метапредметные образовательные результаты.
Противоречия и проблема позволили выделить объект и предмет исследования.
Объект исследования: процесс обучения математике в 6 классе средней школы.
Предмет исследования: методика обучения математике учащихся 6 классов на основе e-learning, способствующая эффективному достижению метапредметных результатов обучения.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику формирования метапредметных результатов в обучении математике учащихся 6 классов, основанную на принципах использования e-learning.
В соответствии с выделенными проблемой, объектом, предметом и поставленной целью исследования была сформулирована гипотеза исследования: методика обучения математике будет способствовать
формированию метапредметных результатов у школьников 6 классов, если в методике:
1) будут использованы современные методы обучения;
2) будут применяться достижения современных информационных технологий в рамках e-learning-концепции;
3) будет выявлена и уточнена структура и компоненты метапредметных результатов обучения математике, а также пути их формирования;
4) будет разработана система заданий, с использованием интерактивных возможностей современных электронных учебных сред.
Гипотеза, объект и предмет обусловили задачи исследования:
1. Проанализировать сущность e-learning, выявить его характерные особенности и возможности для обучения математике;
2. Изучить требования ФГОС к результатам обучения математике, выделить метапредметные результаты, проанализировать их с точки зрения средств их достижения, выделить те результаты, для достижения которых использование e-learning наиболее эффективно;
3. Разработать структуру методики обучения математике с применением e-learning, способствующей эффективному достижению метапредметных результатов обучения в 6 классе;
4. Разработать методическое обеспечение курса математики 6 класса в e-learning окружении, выступающее средством достижения метапредметных результатов обучения;
5. Разработать систему диагностики и контроля уровня достижения метапредметных результатов обучения;
6. Провести педагогический эксперимент и описать его результаты.
Теоретико-методологические основания исследования: теория содержания основного общего образования и концепция ФГОС (A.M. Кондаков, A.A. Кузнецов); теоретические основы общей теории учения, учебной деятельности и системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина, А.Г. Асмолов, И.А. Зимняя); концепция универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская); личностно-ориентирванный подход (И.А. Зимняя, А.В. Сериков, И.С. Якиманская); теоретические основы методологии педагогического исследования (В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин, И .Я. Лернер); основы теории и методики обучения математике (Н.Я. Виленкин, М.Б. Волович, А.Г. Мордкович, Л.М. Фридман, Г.И. Саранцев, И. С. Якиманская);
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ педагогической,
психологической, методической и предметной литературы по теме исследования, анализ теоретических и эмпирических данных, изучение и обобщение педагогического опыта, сравнительный анализ); эмпирические (наблюдение, опрос, беседа, педагогический эксперимент); методы математической статистики (количественный и качественный анализ данных, графическое представление результатов).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Обоснована возможность использования e-learning в обучении математике в условиях средней школы.
2. Разработана методика обучения математике, формирующая
метапредметные результаты, с использованием средств e-learning.
Теоретическая значимость исследования заключается в описании дидактических условий использования средств e-learning в обучении математике.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики обучения математике, формирующей метапредметные результаты на основе принципов e-learning.
Экспериментальная база и этапы исследований. Опытно­экспериментальная работа по теме исследования осуществлялась на базе ГБОУ Гимназии №11 г. Санкт-Петербург. В педагогическом эксперименте в общей сложности приняли участие 26 человек, из них 15 человек юноши и 11 человек девушки. Возраст обучающихся принимавших участие в диагностировании 13 - 14 лет.
Исследование проводилось с 2016 по 2018 годы и состояло из трех этапов.
Первый этап (2016-2017 гг.) - изучена педагогическая и методическая литература по проблеме исследования; определена проблема исследования и выявлена её актуальность; определена сущность и виды метапредметных результатов обучения; выбор диагностики метапредметных результатов обучения; выявлена сущность, виды и возможности e-learning; выполнено предварительное построение структуры методики обучения математике с помощью средств e-learning.
Второй этап (2017 - 2018 гг.) - уточнены теоретические положения и подходы к построению методики обучения математике для 6 класса с помощью средств e-learning; построена модель методики использования средств e-learning для достижения метапредметных результатов; выстроена система методов и средств обучения; разработан кодификатор к уровню подготовки обучающихся для проведения мониторинга метапредметных результатов обучения математике; разработаны диагностические задания, для определения уровня сформированности метапредметных результатов обучения.
Третий этап (2018 г.) - проведение педагогического эксперимента; анализ и представление результатов эксперимента; формулировка выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются научной обоснованностью исходных теоретических положений, соответствием применяемых в исследовании методов цели и задачам исследования, апробацией результатов исследования в учебном процессе математической подготовки обучающихся 6 классов, подтверждением теоретических выводов анализом экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов. Материалы исследования были представлены на конференциях:
1. Щагольчина Я.В. К вопросу формирования метапредметных результатов обучения математике с помощью e-learning /Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической
конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 2018 г./ отв. ред. М.Б. Шашкина; ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-тим. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - с. 251-253.
2. Щагольчина Я.В. Методы формирования УУД / Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2017 г. Том 2. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. с. 130-131.
3. Щагольчина Я.В. К вопросу о возможностях e-learning в обучении математике / Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2017 г. в 26 частях. Часть 14; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество» 2017. с. 160-161.
По теме исследования опубликовано 3 работы.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (50 источников) и 3 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ нормативных документов: ФГОС ООО, концепции развития математического образования, концепции учебного предмета математика, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования и изучение состояния проблемы на практике продемонстрировали, что вопрос о достижении метапредметных результатов обучения на сегодняшний день значительно возрастает.
В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи:
1. Выявлены характерные особенности и возможности e-learning для обучения математике, а также сущность электронного обучения.
2. Определено содержание метапредметных результатов обучения и выделены те результаты, для достижения которых использование e-learning наиболее эффективно.
3. Разработана структура методики обучения математике с применением e-learning, способствующей эффективному достижению метапредметных результатов обучения в 6 классе (рис. 16).
4. Разработано методическое обеспечение курса математики 6 класса в e-learning окружении, выступающее средством достижения метапредметных результатов обучения.
5. Разработана система диагностики уровня достижения метапредметных результатов обучения (приложение 2,3).
6. Результаты проведенного педагогического эксперимента показали, что использование на уроках e-learning в совокупности с различными методами обучения, увеличивает показателя сформированности УУД. Это связано с тем, что обучающиеся замотивированы в достижении конечно результата. Сам процесс достижения результата интересен для обучающихся, не является однообразным за счет задач творческого, исследовательского и поискового характера.
П1
Проведенное исследование позволило решить все поставленные задачи, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.


1. Алексюк А.Н., Общие методы обучения в школе. — К.: Радянська школа, 1983. — 244с.
2. Арнольд В.И. Что такое математика? — М.: МЦНМО, 2012.
3. Асмолов А.Т., Бурменская Г.В., Володарская ИЛ. И др.
Формирование УУД в основной школе. — М.: Просвещение, 2010.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика. Под редакцией М.: Просвещение, 1983
5. Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. культурно-историческая системно - деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования //Вопросы психологии. - 2007. - №4
6. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. Науч. Конф. (г. Санкт- Петербург, январь 2014 г.). — спб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.
7. Гилярова М.Г. Повышение мотивации обучения через
использование интерактивных элементов электронных
образовательных ресурсов // Информатика и образование. - 2012. - № 10
8. Глейзер Г.Л. История математики в школе VII-VIII. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982. — 240 с.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р.
10. Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально­психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.263-265.
11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[Электронный ресурс] . - Режим доступа: http://school-
collection.edu.ru/ . - (Дата обращения: 14.04.2014).
12. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
13. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.
14. Куренкова Ю.В. Образовательные результаты в педагогической практике // Народное образование. - 2012. - №1.
15. Леонтьева Н.Р. Жизнь на уроках должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия / Учительская газета. - 2009. - 13 янв. - № 1- 2. - с. 23...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ