Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТИРЕЙ

Работа №168369

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения фонетико­фонематических процессов у учащихся младших классов с дизартрией
1.1. Формирование фонетико-фонематических процессов в онтогенезе 6
1.2. Особенности фонетико-фонематических процессов у детей с
дизартрией 10
1.3. Обзор методик по формированию нарушений фонетико-фонематических
процессов у учащихся младших классов с дизартрией 15
1.4. Интерактивно - коммуникативные технологии в образовании 23
Глава 2. Организация и методика обследования сформированности фонетико-фонематических процессов у младших школьников с дизартрией 28
2.1. Организация и методика исследования фонетико-фонематических
процессов у младших школьников с дизартрией 28
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы по выявлению
особенностей сформированности фонетико-фонематических процессов у младших школьников с дизартрией 39
2.3. Методические рекомендации по развитию фонетико-фонематических процессов у обучающихся младших классов с дизартрией с использованием
интерактивных игр 45
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложение А 61
Приложение Б 63
Приложение В 64
Приложение Г 70
Приложение Д 71
Приложение Ж 72


Актуальность в последние годы одной из самых актуальных проблем является повышение количества детей с разнообразными речевыми нарушениями.
Младший школьный возраст - важный период детства. Одной из главных задач в этот период является развитие правильной и грамотной речи. Ведь речевая функция является одной из наиболее важных функций человека, а правильная речь - возможность успешно освоить грамоту и чтение.
По данным ЦПМПК (Центральная психолого - медико - педагогическая комиссия) среди всех речевых нарушений наиболее распространенным остается дизартрия - нарушение звукопроизношения, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы (далее - ЦНС). При дизартрии страдает произносительная сторона речи. Такие нарушения возникают вследствие нарушения иннервации речевого аппарата. В научной литературе XX в. понятие «дизартрия» использовали для обозначения расстройства членораздельной речи. Речь при дизартрии неразборчива, невнятна, словно «каша во рту».
Недостаток полного функционирования фонетико - фонематических процессов указывает на невозможность правильного произношения звуков. Кроме того, если у ребёнка нарушены фонетико - фонематические процессы, он не может достаточно хорошо овладеть словарным запасом и грамматическим строем речи, что тормозит развитие связной речи ребенка в целом. Это свидетельствует о том, что для устранения тяжелых нарушений речи необходимо проводить специальную работу по коррекции фонематических процессов.
В связи со сложившимися экономическими и эпидемиологическими условиями нам нужно искать новые подходы к организации образовательного процесса для таких детей. Наиболее эффективный метод по коррекции фонетико-фонематических процессов является сочетание основного и дистанционного обучения.
Выбором для навыков формирования фонетико-фонематических процессов через дистанционное обучение послужили интерактивные игры. Потребность в игре у детей младшего школьного возраста обоснована психофизиологическим развитием. Являясь развлечением и отдыхом, игра способна перерасти в обучение и творчество. Игры будут повышать интерес детей к логопедическим занятиям, а также будут доступными для участия родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогической деятельности по развитию фонетико - фонематических процессов у детей.
Проблема исследовательской работы заключается в необходимости найти новые способы по коррекции нарушений формирования фонетико­фонематических процессов у учащихся младших классов с дизартрией.
Объект: фонетико-фонематические процессы детей младшего
школьного возраста с дизартрией.
Предмет: особенности сформированности фонетико-фонематических процессов у младших школьников с дизартрией.
Цель: изучение особенностей фонетико-фонематических процессов у детей с дизартрией и способы коррекции.
Задачи:
1. Изучить логопедическую, психолого-педагогическую,
методическую литературу по проблеме исследования; проанализировать и раскрыть сущность понятий «дизартрия» и «фонематический слух», определить особенности сформированности фонетико-фонематических процессов у учащихся младших классов.
2. Разработать диагностический комплекс по определению уровня сформированности фонетико-фонематических процессов у учащихся младших классов.
3. Составить методические рекомендации по пользованию интерактивного приложения по коррекции фонетико-фонематических процессов у младших школьников с дизартрией.
Гипотеза исследования мы предполагаем, что у младших школьников с дизартрией нарушение фонетико-фонематических процессов будет проявляться в нарушении звукопроизношения, в неумении различать слова близкие по звуковому составу, дифференцировать фонемы, вне сформированности навыков звукового анализа и синтеза, что позволит нам составить методическое обеспечение с использованием интерактивных игр.
Методы: теоретический анализ логопедической, психолого­
педагогической, методической литературы по проблеме исследования, наблюдения, беседы, диагностические задания.
Теоретическая значимость заключается в систематизации данных об особенностях фонетико-фонематических процессов детей с дизартрией и методах коррекции.
Практическая значимость заключается в том, что полученные данные могут быть использованы специалистами, работающими с детьми, имеющими нарушения фонетико-фонематических процессов, а также родителями детей с речевой патологией.
Экспериментальная база: работа проводилась в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №55» Красноярского края г. Красноярска.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Правильная и грамотная речь является основным показателем того, что ребёнок готов к освоению чтения и грамоты. Формирование письменной речи во многом зависит от того насколько у ребёнка развита устная речь. Дети, имеющие нарушения в развитии фонетико-фонематических процессов, в будущем могут столкнуться с трудностями освоения чтения и письма. Одной из проблем, стоящих перед родителями и общеобразовательными организациями - это развитие речи. Понятие развитая речь включает в себя правильное произношение и грамотное построение предложений.
В коррекционную логопедическую работу по формированию фонетико-фонематических процессов включены упражнения не только на их развитие, но также упражнения на развитие звукопроизношения. Своевременная помощь, полученная ребёнком от взрослого, в будущем поможет предотвратить нарушения лексической, грамматической и фонематической сторон речи. Если у ребёнка хорошо развиты фонетико­фонематические процессы, и артикуляция, то ребёнком лучше усваивается правильность звукопроизношения. У детей с нормальным речевым развитием на ранних этапах онтогенеза в определённой последовательности формируется восприятие звуков.
Проблема в формировании фонетико-фонематических процессов у детей с дизартрией на сегодняшний день остаётся одной из самых актуальных в практике логопеда.
Такое нарушение как дизартрия, а также нарушение восприятия ребёнком фонем, является причиной того, что у ребёнка нарушено звукопроизношение, он не может в полном объёме овладеть словарным запасом и грамматическим строем речи. Это приводит к недоразвитию связной речи.
Для устранения речевых нарушений требуется проведение коррекционной логопедической работы по формированию фонетико­фонематических процессов. Коррекционную работу можно провести с использованием новых технологий по средствам интерактивных упражнений. При систематическом использовании таких игр это способствует развитию фонетико-фонематических процессов у детей с дизартрией.
Можно сказать, о том, что гипотеза нашего исследования полностью нашла свое подтверждение.


1. Акименко В.М. Логопедический букварь - Ростов - на Дону, «Феникс», 2017
2. Александрова Т.В. Живые звуки, Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. - СПб: Детство-пресс, 2005 - 48с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова - СПб: издательство «Лань» 1999. - 112 с.
5. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб.пособие для студ. вузов [Текст] / Е.Ф. Архипова - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 319 с.
6. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2007. - 295 с.
7. Байбародова Л.В., Пономарева В.М. Взаимодействие педагога и родителя в процессе подготовки детей к обучению в школе. // Ярославский педагогический вестник - 2014 - № 3 - Том II, с. 13-19
8. Балабанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В., Воробей Т.Т.,
Лалаева Р.И., Липакова В.И., Логинова Е.А., Лопатина Л.В., Нищева Н.В., Павлова Л.Н., Прищепова И.В., Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С., Титоваи Т.А., Чистович И.А., Чуйкова Г.Н., Яковлев С.Б., Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций [Текст] / -С-Пб.:
«Детство-Пресс», 2000. - 222 с.
9. Бачина О.В., Самородова Л.М. Б32 Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи
10. ВаренцоваН.С., Колесникова Е.В.Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 1997. 221с.
11. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: Академия, 2005. - 334 с.
12. Власенко И.Т. Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. / И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина - М, 1970
13. Власова, Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М., [Текст]: / Т.А. Власова, М. С. Певзнер 1973. - 337 с.
14. Волковой Л.С. и Селиверстова В.И. Хрестоматия по логопедии [Текст]:Учеб.пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 т.- М.: ВЛАДОС, 2007.
15. Волкова Л.С. Рекомендации к системе обследования фонематической стороны речи у дошкольников с ЗПР / Л.С. Волкова, Г.Г. Голубева // Дефектология. - 1995. - № 2, С. 18-25
Методика обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР c учетом особенностей их психической деятельности....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ