ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ВОЛЕВОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7
1.1 Сущность понятия "саморегуляция" 7
1.2 Особенности развития саморегуляции в дошкольном возрасте 9
1.3 Средства развития саморегуляции в дошкольном возрасте 11
Выводы по главе 1 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 15
2.1. Организация и методы исследования 15
2.2. Результаты изучения развития уровня саморегуляции детей 5-6 лет 16
2.3. Обеспечение развития саморегуляции детей старшего дошкольного
возраста посредством конструирования 30
2.4. Результаты контрольного исследования развития саморегуляции детей
старшего дошкольного возраста 38
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Важнейшей составляющей подготовки ребенка к школе является умение управлять своим поведением, контролировать собственные действия, уметь осознанно подчинять свои действия заданным правилам, работать по образцу и словесной инструкции взрослого. Важная предпосылка успешности обучения в школе, а затем в дальнейшей жизни является умение детей самостоятельно организовывать, реализовывать и контролировать собственную активность.
Способность ребёнка к саморазвитию наиболее интенсивно складывается в дошкольном возрасте и самым важным путём развития считается функциональная многогранная саморегуляция. Хотя современная практика обучения детей дошкольного возраста пока ещё не направлена на развитие возможности и способности детей к саморегуляции. И одним из оснований этого считается отсутствие соответствующей целостной педагогической теории.
Образование и воспитание в нашей стране на данный момент рассматривается, как формирование и развитие личности в интересах общества, не соотнесённое с интересами самой личности. Такая цель нуждается в обновлении на основе идеи саморазвития, что "способно привести к продуктивному использованию в социуме открывающихся человеческих потенциалов" .
Наличие способности саморегуляции обеспечивает «умение учиться», определяет потенциал субъектности старшего дошкольника. Отсутствие способности к саморегуляции порождает выраженную зависимость учащегося от внешнего контроля учителей, родителей, вызывает необоснованное снижение активности, внимания, порождает неуверенность в себе, знаниях. Целенаправленная, систематическая работа по формированию у детей с проблемами в поведении навыков саморегуляции способствует выработке у дошкольников социально приемлемых стилей поведения и реагирования, и, в конечном итоге, повышает их социальную успешность
Следует отметить, что в качестве средства, обеспечивающего развитие саморегуляции детей, следует рассматривать деятельность конструирования. В конструировании дети приобретают новые умения, знания, учатся внимательно слушать, самостоятельно выполнять задания. У детей формируется умение самостоятельно выделять этапы создания конструкций и умение планировать. Именно в процессе занятий конструирования у детей воспитывается такие качества как, умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенность, внимательность, аккуратность, самостоятельное достижение поставленной цели.
Поэтому в данном исследовании предпринята попытка выявить эффективность влияния специально организованной деятельности конструирования на развитие саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного процесса дошкольного учреждения. В исследовании использовалось конструирование из бумаги и конструирование со строительным материалом.
Цель исследования: изучить влияние специально организованной деятельности конструирования на развитие саморегуляции детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: саморегуляция детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние специально организованной
деятельности конструирования на развитие саморегуляции детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагается, что организация деятельности
конструирования будет успешно способствовать развитию саморегуляции детей старшего дошкольного возраста при следующих педагогических условиях:
1. Обучать детей конструированию на основе восприятия словесной инструкции педагога.
2. Способствовать развитию у детей умений планировать свою работу, намечать логическую последовательность действий и способов их осуществления.
3. Обеспечивать рефлексивные действия ребёнка с целью оценки конечного результата, посредством соотнесения его с образом или замыслом.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, рассмотреть понятие "саморегуляция", теоретически выявить особенности развития саморегуляции в дошкольном возрасте.
...
Наиболее благоприятным возрастом для зарождения саморегуляции является старший дошкольный возраст, когда дети начинают осознанно выполнять собственные действия. Понятие «саморегуляция» означает контроль и управление своими действиями и психо-эмоциональным состоянием.
Одним из средств развития саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста является конструирование.
Для выявления уровня развития саморегуляции у детей 5-6 лет было проведено исследование по диагностическим методикам «Не подглядывай» и «Дождись своей очереди».
По результатам двух методик в контрольной группе преобладают дети с высоким уровнем развития саморегуляции, а в экспериментальной - дети с низким уровнем развития саморегуляции. Был разработан комплекс мероприятий, направленный на развитие саморегуляции детей посредством организации деятельности конструирования.
Были выделены следующие условия развития саморегуляции детей старшего дошкольного возраста, эффективность которых проверялась на формирующем этапе:
1. Обучать детей конструированию на основе восприятия словесной инструкции педагога.
2. Способствовать развитию у детей умений планировать свою работу, намечать логическую последовательность действий и способов их осуществления.
3. Обеспечить рефлексивные действия ребёнка с целью оценки конечного результата, посредством соотнесения его с образом или замыслом.
Работа по развитию саморегуляции детей старшего дошкольного возраста предполагала организацию занятий по конструированию с последовательным включением выделенных условий. Было проведено более пятнадцати занятий. Эффективность проведённых занятий проверялась нами 47
в ходе проведения контрольного эксперимента по тем же методикам. Исследование показало положительную динамику в развитии уровня саморегуляции в деятельности конструирование у детей: увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем развития саморегуляции.
В процессе конструирования у детей сформировался комплекс следующих умений:
- умение воспринимать словесную инструкцию педагога;
- умение ставить и удерживать цель деятельности;
- умение планировать действия;
- умение определять и сохранять способ действий;
- умение оценивать процесс и результат деятельности.
Так, была проведена работа по развитию саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста в деятельности конструирование.
Таким образом, можно сделать вывод, что конструирование является эффективным средством развития саморегуляции детей старшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий.
1. Абульханова К.А. Субъектноличностные проблемы
саморегуляции // Психология саморегуляции в XXI веке. СПб: Нестор- История, 2011. С. 56-73.
2. Бурыкина М.Ю. Защитные функции замещающего поведения детей с дисгармонией личностных потребностей // Проблемы современной науки, 2011. № 2. С. 63-83.
3. Вербианова О.М. Развитие способности детей дошкольного возраста к саморегуляции в социальном пространстве семьи // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. № 2. С. 184-189.
4. Вилюнас В.К. Психология эмоций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. СПб, 2007. 496 с.
5. Виноградова Г.А., Нурова Н.Е. Особенности эмоциональной саморегуляции детей дошкольного возраста, 2020, С. 45-47.
6. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика: учебное пособие. М.: УРАО, 1997. 182 с.
7. Доценко Е.Л., Богданова М.В. Саморегуляция личности: от защит к созиданию. Тюмень: Мандр и Ка, 2010. 203 с.
8. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М.: Просвещение, 2002. 211 с.
9. Дятлова Н.В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Молодой учёный, 2016. № 14. С. 536-537.
10. Ивренди А. Игра, основанная на выборе, саморегуляция и восприятие чисел // Современное дошкольное образование. Теория и Практика, 2016. № 1. С. 42-51.
11. Изард К.Е. Эмоции человека / Под ред. Л.Я. Гозмана и М.С. Егоровой. М.: Изд-во МГУ, 1980. 439 с.
12. Изотова Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии, 2015. № 1. С. 65-76.
13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. 749 с.
14. Клочко В.Е. Категория саморегуляции в контексте парадигмальных изменений современной психологии // Психология саморегуляции в XXI веке. СПб: НесторИстория, 2011. С. 38-55.
15. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 50 с.
... всего 39 источников