ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИТНЕС-
АЭРОБИКИ КАК ВИДА СПОРТА 5
1.1. Характеристика вида спорта фитнес-аэробика 5
1.2. Анализ исторического развития фитнес-аэробики
как вида спорта 6
1.2.1. Первые аэробические системы и их эволюция 11
1.2.2. Фитнес-аэробика как вид спорта на современном этапе. 15
1.3. Дисциплина «хип-хоп» как часть вида спорта фитнес-
аэробика 17
1.3.1. Стили хип-хопа и их историческое развитие 19
1.3.2. Правила и требования, предъявляемые композициям
в номинации хип-хоп 23
1.4. Критерии оценки выступлений в дисциплине «хип-хоп». 24
Заключение по 1 главе 27
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Методы исследования 30
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫЯВЛЕНИЯ ЗНАЧИМОСТИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ КОМАНД К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИП-ХОП» 32
3.1. Оценка значимости методики подготовки команд
к соревнованиям по фитнес-аэробике дисциплины «хип- хоп» 33
3.2. Выявления особенностей тренировочного процесса хип- 46
хоп команд
3.3. Экспериментальное внедрение методики подготовки к
соревнованиям в тренировочной процесс хип-хоп команд и проверка эффективности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Фитнес-аэробика - это молодой вид спорта, взявший свои корни из фитнеса и включивший в себя самые популярные и современные направления: классическая аэробика, степ-аэробика, хип-хоп-аэробика. Фитнес- аэробика стала качественным средством пропаганды здорового образа жизни. Больше всего этот вид спорта полюбился детьми, подростками и молодежи для которых участие в соревнованиях, конкурсах и шоу-программах является важным мотивационным фактором при занятиях физической культурой. Номинация хип - хоп является самой популярной и быстро развивающейся, количество участников соревнований ежегодно увеличивается, но уровень подготовки команд недостаточно высок. В мире российские команды по хип - хопу занимают одну из лидирующих позиций и задают тенденции развития данного спорта. Все больше и больше тренеров начинают развивать данное направление.
На фоне стремительного развития данного вида ярко заметны изъяны в комплексной подготовке спортсменов, а также нехватка научнометодического обеспечения при подготовке спортсменов в фитнес- аэробике номинации хип-хоп, в связи с этим данная работа является актуальной.
Гипотеза: мы предполагаем, что разработанная нами методика подготовки командк соревнованиям по фитнес-аэробике дисциплины«хип-хоп» повысит уровень результатов команд на соревнованиях различного уровня.
Объект исследования - тренировочный процесс по хип-хопу.
Предмет исследования - подготовка команд к соревнованиям по фит- нес-аэробике дисциплины «хип-хоп».
Цель - разработать и оценить эффективность системы подготовки спортсменов к соревнованиям по фитнес-аэробике дисциплины«хип-хоп».
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Оценка представления тренеров и спортсменов о подготовке команд к соревнованиям.
3. Разработка методики > подготовки команд к соревнованиям по фит- нес-аэробике дисциплины «хип-хоп».
4. Оценить эффективность разработанной методики подготовки команд к соревнованиям по фитнес-аэробике дисциплины «хип-хоп».
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Контрольные испытания (тестирование).
3. Педагогическое наблюдение.
4. Педагогический эксперимент.
5. Математико-статистические методы.
Прежде чем начать подготовку команды к соревнованиям необходимо четко понимать на каком уровне подготовленности сейчас находятся спортсмены относительно каждого вида подготовки, необходимого для качественного выполнения номера (техническая, танцевальная, акробатическая, физическая, музыкальная подготовки). На соревновательный результат команды может влиять большое количество факторов. Для этого тренер занимающейся подготовкой команды должен учесть многие аспекты при подготовке спортсменов в целом и соревновательного номера в частности, опираясь на судейские критерии и требованиях к выступательной композиции.
Для выбора вектора развития команды и определения текущего уровня подготовленности, с целью последующей качественной подготовки команд к соревнованиям. В командах юниорского возраста (12-17 лет) профессиональноспортивной школы танцев по хип-хопу было проведено анкетирование и педагогическое наблюдение. В опросе приняли участие 84 спортсмена и 16 тренеров по следующим блокам: ведение тренировочного процесса, составление композиции, разбор ошибок и пути их устранения. Объективность мнений респондентов проверялось с помощью педагогического наблюдения, которое также было разбито на блоки: цели учебно-тренировочного занятия, распределение тренировочного времени относительно видов подготовки, повышения уровня подготовленности спортсменов в слабых областях, проработка концепции, постановка номера, отработка номера. По результатам этих исследований было установлено, что:
- большинство тренеров, не прорабатывает концепцию номера и не опирается при создании номера на соревновательные критерии, так как не имеют достаточного количества методического материала и не совсем понимают соревновательные требования;
- не равномерно распределяют время на тренировках относительно видов подготовки, что очевидно дает пробелы в подготовленности команды к соревнованиям;
- большая часть тренеров не составляет краткосрочные и долгосрочные планы, также, как и не производит подробный разбор ошибок со спортсменом допущенных на соревнованиях.
Дополнительно для определения уровня команд были проведены тренировочные занятия-тесты, на которых спортсмены выполняли задание тренера (разучивания сложной хореографии различных стилей, сдача нормативов физической подготовленност и, выполнение сложных акробатических элементов, сдача норм технического исполнения базовых элементов стилей). Также были взяты в учет мнение судейской коллегии (фитбеки) с последнего чемпионата, на которые мы также опирались, привнося изменения в тренировочный процесс.
Проведя данные исследования, мы выявили полноценную картину уровня подготовленности спортсменов в команде, а также определили все недочеты тренировочного процесса.
В рамках педагогического эксперимента в педагогический процесс были включены новые методики работы тренера по подготовке команд, четкий план построения соревновательного номера, методы отработки синхрона композиции, построение краткосрочных и долгосрочных тренировочных и соревновательных планов.
Проверка эффективности новой методики подготовки команд к соревнованиям проходила на крупном старте Чемпионате Красноярского края по фитнес-аэробике 2018 года, где команда, участвовавшая в эксперименте, очень сильно повысила свой уровень подготовленности по всем видом подготовки и заняла первое место, результат проведенной работы виден не только по итоговому рангу команды, но и по взятому повторному мнению судейской коллегии (фитбеку), где судьи единогласны указали на значительный рост уровня команды и интересный качественно выполненный номер, подходящий по критериям соревнований.
Исходя из этогоможно сделать вывод, что разработанная нами в ходе исследования методика подготовки команд к соревнованиям по фитнес- аэробике дисциплины «хип-хоп» является качественной и эффективной.
1. Семенова Ю.В. Фитнес-аэробика - одно из средств реформирования
физического воспитания студентов вузов / Ю.В.Семенова, П.Е.Артамонова // Актуальные проблемы развития спортивных танцев, аэробики и фитнеса: сборник трудов Всероссийской научно
практической конференции 28-29 октября 2010г./ФГОУВПО “Волгоградская государственная академия физической культуры”. - Волгоград,2010.-С.62-65.
2. Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. — 91 с.
3. Штода М.Л. Программа дисциплины "Теория и методика фитнес- аэробики" для ВУЗов // М.Л.Штода, Е.Ю.Платонова // Актуальные проблемы развития спортивных танцев, аэробики и фитнеса: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции 28-29 октября 2010. / ФГОУВПО "Волгоградская государственная академия физической культуры". - Волгоград: ВГАФК, 2010. - С. 73-75.
4. Борилкевич В.Е. Об идентификации понятия «фитнес» / В.Е. Борилке- вич // Теория и практика физической культуры. 2003. №2. С. 45-47.
5. История фитнеса. Как все начиналось: Лисицкая Т.С. - 2012. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 12.03.2012. URL: http://dream-and- dance. com/vo smoj -vypusk-maj -1987-go da-ritmicheskoj - gimnastiki. html
6. Фитнес как вид спорта- [Электронный ресурс]. URL: http://sport-at- home.ru/fitnes-kak-vid- sporta.html
7. Откуда взялся фитнес? - [Электронный ресурс]. URL: http://sportkompas.ru/stati/otkuda-vzyalsya-fitnes/
8. Фитнес: [учеб. пособие] / О.В.Сапожникова; М-во образования
и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 144 с.
9. Студенческий научный форум - 2015. [Электронный ресурс].
URL:https://scienceforum.ru/2015/article/2015015239
10. История развития фитнеса как вида двигательной активности населения: Чапкович Ж.А. - 2016. [Электронный ресурс]. URL:
http://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/chapkovich z.a.112 1 16 8 173 2016.pdf
11. Фитнес: описание, история возникновения, виды - [Электронный ресурс]. URL: http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/fitnes/
12. Возникновение и развитие аэробики- [Электронный ресурс]. URL: https: //works .doklad.ru/view/4HUcuO2nDpY.html
13. История возникновения и эволюция фитнеса. Туризм. - 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=731146
14. БорилкевичВ.Е. Об идентификации понятия «фитнес» /
A. Е.Борилкевич // Теория и практика физической культуры. 2003. №2.
B. 45-47.
15. Аэробика. Теория и методика проведения занятия: учебное пособие для студентов вузов физической культуры/ Под ред. Е.Б. Мякинченко
и М.П.Шестакова. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 304 с.
... всего 50 источников