Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТНОГО
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Основные подходы к трактовке понятия самоопределения 5
1.2 Концепция профильного обучения
на старшей ступени общего образования 8
1.3 Организация профориентационной работы со школьниками с учётом
образовательных стандартов 18
1.4 Мотивы и основные условия выбора профессии школьников 33
1.5 Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе 35
Выводы по 1 главе 39
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ 40
2.1 Методика изучения профессиональной направленности школьников.... 40
2.2 Анализ результатов анкетирования школьников и их родителей по
выбору профессии 40
2.3 Типичные ошибки при выборе профессии 54
Выводы по 2 главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 61
Всем известный факт о том, что наиболее продуктивный труд, это тот труд которым занимаешься с удовольствием.
Как много переживаний мы испытываем, когда ищем своё место в жизни, и каждый родитель переживает за своего ребенка, когда приходит время окончания школы. Правда стоит заметить, что дожидаясь окончания школы, может случиться так, что будет уже поздно отвечать на самый главный вопрос: «Кем я хочу стать?». В этой работе мы попытались проанализировать интересы детей и их родителей, в малокомплектной школе с помощью тестов и опросов, тестирование проводили по тестам модификации Азбель А.А., а также рассмотрели подходы к организации работы в школах для профессионально ориентированных детей.
Новизна в том, что мы решили определить не только интересы школьников, но и учесть интересы их родителей. Рассмотрена возможность подбора индивидуальных заданий.
Так же в работе рассмотрены различные подходы к трактовке понятия самоопределения и различные виды самоопределения.
Объект исследования: профориентационая работа учителя физики.
Предмет исследования: тесты по профориентации и возможность подбора индивидуальных задач для учащихся. Интересы школьников и их родителей в вопросе профориентации.
Цель исследования:
1. Изучить основные подходы профессионального самоопределения школьников, условия выбора профессии.
2. Выявить интересы, склонности и способности учащихся в профессиональном
выборе.
3. На основе выявленных интересов и склонностей составить практико ориентированные задачи по физике.
В результате проделанной работы были получены результаты, которые помогают в индивидуальном подходе к учащимся. После анализа интересов подростков и их родителей можно сказать, что для сферы их интересов достаточно поверхностного базового изучения физики, исключением является ученица 1. Для работы с данной ученицей возможно составление рекомендаций и советов по поиску интересующей информации. Следует учесть что возраст ученицы 1 достиг 13 лет, и с возрастом интересы могут изменится.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании»//
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1888/
3. Герман, Ирвинг/ Физика организма человека - Москва: Интеллект, 2011
4. Грецов А.Г. Попова Е.Г. Выбери профессию сам. Практикум/ Информацинно-методические материалы для подростков. - СПб., СПбНИИ физической культуры, 2005 г. - 36с.
5. Ланин И.Я/ Внеклассная работа по физике - Москва: Просвещение, 1977.
6. Элементарный учебник физики: Учебное пособие. В 3-х т. /Под ред. Г.С. Ландсберга. Т III. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. - 10-е изд., перераб. -М.: Наука. Главная редакция физико - математической литературы, 1986. - 656 с. ил.
7. Бендюков М. Соломин И. Как стать профессионалом путеводитель
по рынку труда/М. Бендюк//
http://knigi1.dissers.ru/books/library2/2849-1 .php
8. Концепция профильного
обучения//http://pandia.ru/text/77/305/24872.php
9. Кузнецов А. Пинский А. Концепция профильного обучения на
старшей ступени общего образования/А.Кузнецов//Народное образование. Педагогика - 2002 - № 2-3 //
http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-profilnogo-obucheniya-na- starshey-stupeni-obschego-obrazovaniya-ministerstvo-obrazovaniya- rossiyskoy-federatsii-i
10. Организация профориентационной
работы//http://liteeysel.ru/amda/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0
%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F+% D0%BF%D 1 %80%D0%BE%D 1 %84%D0%BE%D 1 %80%D0%B8%D0 %B5%D0%BD%D 1 %82%D0%B0%D 1 %86%D0%B8%D0%BE%D0% BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D 1 %80%D0%B0%D0%B1 %D0%
BE%D 1 %82%D 1 %8Ba/main.html
11. Понятия рынка Tpyga//http://studopedia.su/19 24459 ponyatie-rinka- truda.html
12. Царегородцев В.Л. Профориентация в
школе/В.Л.Царегородцев//Живой журнал Методичка.орг
- 2016. - 20 октября//
http: //www.metodichka.org/news/proforientacij a v shkole/2016-10-20- 784
13. Царегородцев В.Л. Формирование устойчивого интереса к изучению физики у учащихся в условиях сельской школы/В.Л.Царегородцев// Молодежь и наука XXI века. XVI Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых - 2015. - 28-29 мая - С.348-351.