ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
1. 1 Исторический экскурс к истории применения проектной технологии . 10
1.2 Принципы проектной технологии обучения 15
1.3 Возможности проектной технологии в образовании 22
1.4 Типология и классификация проектов 30
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ
2.1 Психолого-педагогические условия проектирования 38
2.2 Проектная технология в классно-урочной системе 43
2. 3 Этапы работы на уроках обществознания в проектной технологии .... 49
2.4 Упражнения для развития проектных умений на уроках
обществознания 55
Выводы по 2 главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Список источников: 67
Список литературы: 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 95
Актуальность. Современный процесс образования находится в поиске более результативных технологий, которые могли бы помочь в развитии творческих навыков учащихся и формируют способности саморазвития и самообразования. В учебном процессе по обществознанию эти требования можно выполнить с помощью введения в процесс обучения элементов проектной технологии.
Использование метода проекта в процессе обучения несет в себе единственную сложность, которую необходимо исключить - не все педагоги готовы стать научными руководителями группы школьников, так как они не обладают необходимыми знаниями и умениями. Такая технология требует высокой квалификации педагога и оптимальный уровень знания своего предмета.
Проектная технология создает систему эффективных обратных связей и развивает как личность не только учащегося, но и педагога. Эта технология формирует новые возможности для совершенствования профессионального мастерства и способствует углублению педагогического сотрудничества, что, в итоге, максимально улучшает учебный процесс и повышает его эффективность.
Основу технологии проекта на уроках обществознания, составляет идея направленной деятельности школьников на ощутимый результат, который возможно получить при решении значимой проблемы. Полученный опыт деятельности, в проектной технологии, становится достоянием ученика и соединяет в себе не только знания, но и компетенции, умения и ценности, важные для изучения самого предмета и для будущего применения их в жизни.
Степень изученности. История метода проектов связана с именами Д. Дьюи , В. Килпатрика , Э.Коллингса , а в отечественной педагогике - с именами С. Т Шацкого и И. Ф. Свадковского. Исследования современного периода проектов базируется на научных идеях В. В. Гузеева , М. Кноль, Т.А. Новиковой , Н. Ю. Пахомовой , В. В Яковлева и других...
В условиях личностно-ориентированного образования возрастает роль проектного обучения, которое позволяет активизировать деятельность учащихся, в частности, на уроках обществознания при выполнении исследовательских проектов.
Использование метода проектов в 6 классе имеет свои преимущества: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность учеников, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закреплённость знаний, сознательная дисциплинированность группы и т.д.
Приобретенный опыт, в рамках работы доказывает, что указанный метод разрушает школьную рутину. Именно эта педагогическая технология позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
Среди результатов применения метода проектов на уроках обществознания можно выделить новые знания в области предмета, личностно и социально ориентированные качества.
К результатам в области обществознания отнесем: приобретение навыков информационно-поисковой и исследовательской деятельности; усвоение учебного материала; расширение и углубление знаний по основным содержательным линиям базового курса обществознания; к личностно ориентированным: развитие личностных качеств учащихся;
совершенствование учебных компетенций; к социально значимым - формирование навыков коллективной деятельности учащихся; умение аргументировано отстаивать свою точку зрения; способность рефлексивной оценки собственной деятельности...
1. Анохина, Г. М. Ученик—субъект деятельности и собственного развития в личностно-ориентированной технологии обучения // Вестник Московского университета. - 2010. - №1. - С. 28-35.
2. Балаян, Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии.
- 1997. - №1. - С. 116-119.
3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе /Н.В Белобородов//Школьное образование. - М.: Аркти, 2006. - 168 с.
4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе // Изд-во Моск. Ун-та, 2000. - 47 с.
5. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие
мотивации // Народное образование. - 2000. - №9. - C. 177-180.
6. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетеностно-ориентированного образовании. - Самара: Учебная литература, 2006. - 159 с.
7. Горлицкая, С.И. История метода проектов / С. И. Горлицкая // Компьютерные инструменты в образовании. - 2001. - № 5. - с. 4-6.
8. Гузеев, В.В. Эффективные образовательные технологии / В.В. Гузеев // НИИ школьных технологий. - 2006.
9. Заир-Бек, Е. С. Педагогическое проектирование в системе образования: Общая теория проектирования / Е. С. Заир-Бек. - СПб.: СПб ГУПМ. - 1994. - С. 25-82.
10. Зимняя, И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А.Зимняя, Т.Е.Сахарова // Иностранные языки в школе. - 2001. - №3. - 321с.
11. Карпович Д.И., Бондаренко Л.В. Практика становления классно-предметной системы обучения. - Красноярск. 2015. - 151 с.
12. Килпатрик, У Х. Предисловие / У Х. Килпатрик, Е. Коллингс Опыт работыамериканскойшколыпометоду проектов. - М., 1926. - Т. 10. -379с.
13. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М: Омега-Л, 2005. - 213 с.
14. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика
профессионального образования. - М: Омега-Л, 2007. - 324 с.
15. Майкова И.Ю. Педагогические функции метода проекта в условиях их реализации в сельской школе: дис. ... канд. пед. наук: 22.00.04. - Томск, 1995. - 182 с...44