Введение 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности педагога по изучению вредных привычек младших школьников 6
1.1 Понятие вредных привычек 6
1.2 Особенности вредных привычек младших школьников 8
1.3 Условия предупреждения вредных привычек у младших школьников24
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности вредных привычек у младших школьников 31
2.1 Методы исследования уровня сформированности вредных привычек у
младших школьников 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента36
2.3 Комплекс занятий кружка «Мои привычки» (программа
формирующего эксперимента) 44
Выводы по 2 главе 60
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение А 70
Приложение Б 71
Приложение В 74
Приложение Г 76
Приложение Д 79
Приложение Е 86
Приложение Ж 90
Приложение З 97
Приложение И
Приложение К
Приложение Л
Привычки представляют собой автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей - и у взрослых, и у детей - сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить её будет трудно [17].
Проблему эту решают и психологи, и педагоги, с вредными привычками детей борются и родители. Вредные привычки - весьма распространенное словосочетание, которое особенно часто приходится слышать в последнее время. Сейчас в совокупности это стало одной из самых актуальных и широкомасштабных, а вернее сказать - глобальных, проблем современности. Борьба с ними отнюдь не бесполезна, если проводить ее правильно и применять верные средства для достижения этой цели [15]. Под вредными привычками мы понимаем все то, что не приносит пользу нашему организму. Сюда мы можем отнести, например, привязанность к компьютеру, телевизору и сотовым телефонам.
Заложниками вредных привычек, как правило, становятся люди, испытывающие наиболее часто психологический дискомфорт. Многие вредные привычки, связанные с переживаниями, нервным напряжением, переутомлением уходят своими корнями в детство. Не секрет, что и скорректировать неправильное привычное поведение, проявляющееся в сложных жизненных ситуациях, легче в раннем возрасте, чем в более позднем.
В своем исследовании мы обратим внимание на такие вредные привычки, характерные для младших школьников, которые проявляются в учебном процессе, а также на те, что наблюдаются вне школы.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для овладения учебной деятельностью ребенку необходимо соблюдать правила поведения, уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым. Все это в совокупности приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать невротические расстройства, и, как следствие, привести к появлению тех или иных вредных привычек уже в младшем школьном возрасте [2].
Цель исследования: выявить актуальное состояние сформированности вредных привычек у младших школьников и разработать комплекс занятий кружка «Мои привычки» по их профилактике...
Проблема профилактики вредных привычек в наше время достаточно освещена. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а так же содержание воспитания. К сожалению, родители в семье и учителя в школах недостаточно акцентируют внимание на формировании вредных привычек у младших школьников. Становление многих привычек начинается в раннем детстве. В основе формирования вредных привычек может лежать отсутствие направляющей и побуждающей роли старших. Изучив психолого¬педагогическую и физиологическую литературу по вопросу нашего исследования, мы пришли к выводу, что необходимо выявить уровень сформированности вредных привычек «патологические привычные действия», «гаджетомания», «игровая компьютерная зависимость», «нерациональное питание».
Нами был подобран диагностический инструментарий для определения уровня сформированности у младших школьников вредных привычек. Его реализация позволила заключить, что младшие школьники характеризуются различными уровнями сформированности вредных привычек, хотя преобладают средний и низкий уровни. Характеристики отдельных компонентов в сферах сформированности вредных привычек в целом совпадают с общей картиной.
В результате проведенного нами экспериментального исследования был сделан вывод о том, что включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания, культуры
пользования средствами современной техники (гаджетами, телефонами, компьютерами), в комплексе поможет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и в целом здорового образа жизни. Однако, представляется необходимым проведение дополнительных исследований в дальнейшем в целях получения более точных результатов...
1. Альбанова В.И. Трихотилломания. Российский журнал кожных и венерических болезней, - 2013. -№ 5.
2. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С.. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. - М.: Издательство Института Психотерапии, Издательство НГМА, 2000. - 320 с., Издание второе, исправленное. 2000
3. Бакалова К.А. Проблема интернет-аддикции в современном обществе// IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2012 года// http: //www.rae.ru/forum 2012
4. Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков/ Под общей редакцией проф. Ю.С. Шевченко. - СПб.: Речь, 2003
5. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2007. - №3
6. Буянов М. И. Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков (руководство для врачей и логопедов). - М.: Российское общество медиков-литераторов, - 1995. - 192 с.
7. Васьковский А.М. Гигиеническая оценка питания школьников северных малых городов Красноярского края. Автореф. дисс. к. м. н. Кемерово, 2006. - 22 с.
8. Винникотт Д.В. Игра и реальность. - М.: 2002. - 288 с.
9. Гарбузов В.И. Неврозы и психотерапия. - М.: 2001. - 248 с.
10. Губина В.В. Причины возникновения вредных привычек у младших школьников. Публикация. Новокузнецк, 2018.
11. Гундорова И.В. Формирование нравственных оценок телевизионной информации у младших школьников. Автореф. дисс. к.п.н. Кострома, 2004. - 16 с.
12. Гусак Е.Н. Школа против негативного воздействия сети Интернет на ребёнка//Современный учительский портал// http://easyen.ru/load/ metodika/stati/shkola_protiv_negativnogo_vozdej stvij a_
13. Детская дерматовенерология: учеб. для студентов учреждений
высш. мед. проф. образования / [И.А. Горланов и др.]; под ред. И.А.
Горланова. - М.: Издательский центр «Академия», - 2012. - 352 с.
14. Дудникова Н. Мама, папа, я... и телевизор// http: //semya.potrebitel.ru/data/8/08/06.shtml
15. Зайцев С. Описание 100 вредных детских привычек и как от них избавиться. 2-е издание. М.: 2008. - 320 с...62