Психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Понятие и феноменология тревожности в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Особенности проявления тревожности подростков с задержкой
психического развития 17
1.3. Возможности психологической коррекции тревожности подростков с
задержкой психического развития 29
Выводы по первой главе 38
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 39
2.1. Организация, методы и методики исследования 39
2.2. Констатирующий эксперимент и его анализ 41
Выводы по второй главе 54
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 56
3.1. Содержание программы психолого-педагогической коррекции
тревожности подростков с задержкой психического развития 56
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 64
Выводы по третьей главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЯ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 94
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Понятие и феноменология тревожности в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Особенности проявления тревожности подростков с задержкой
психического развития 17
1.3. Возможности психологической коррекции тревожности подростков с
задержкой психического развития 29
Выводы по первой главе 38
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 39
2.1. Организация, методы и методики исследования 39
2.2. Констатирующий эксперимент и его анализ 41
Выводы по второй главе 54
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 56
3.1. Содержание программы психолого-педагогической коррекции
тревожности подростков с задержкой психического развития 56
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 64
Выводы по третьей главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЯ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 94
Актуальность исследования. В современном мире количество детей с диагнозом, задержка психического развития, неуклонно растёт. В связи с этим воспитание, обучение и социальная адаптация их становится актуальной психолого-педагогической проблемой. Подростки с задержкой психического развития характеризуются нарушениями поведения, наличием эмоционально-волевой незрелостью, отсутствием чувства ответственности и повышенной внушаемости, что приводит к тревожным расстройствам. Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, чувством опасности. Повышенная тревожность служит причиной многих психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития.
В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи (Р. Бендлер, Дж. Гриндер, П. Жане, Ч. Спилбергер, З. Фрейд, В. Франкл и др.) анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
В настоящее время авторы, таких как Г.С. Абрамова [1], Е.В. Быстрова [14], Ю.П. Галактионова [19], И.В. Долгова [26], М.И. Лисина [42], Б.В. Никишина [60], А.М. Прихожан [67], С.Н. Троценко [78], А.О. Филатова [81] пишут о тенденции увеличения числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эти факты свидетельствуют о необходимости профилактических средств, препятствующих формированию у детей отрицательных черт характера, развитию психосоматических заболеваний, учебных неврозов, снижению самооценки, возникновению трудностей в обучении. Особого внимания требуют дети и подростки с задержкой психического развития (далее по тексту - ЗПР), так как они испытывают намного больше трудностей при поступлении в школу, коммуникацией со сверстниками и учителями, боязни выступления перед классом, например, при рассказывании наизусть стихотворения, ответов у доски и т.п., что вызывает неадекватный уровень тревожности.
Проблема исследования: большое значение имеет изучение особенностей тревожности подростков, имеющих задержку психического развития, с целью вовремя предотвратить появление высоких показателей тревожности. Тревожность у подростков с задержкой психического развития, осложняет их интеграцию в общество, адаптацию к жизни.
Цель исследования: опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию тревожности подростков с задержкой психического развития.
Объект исследования: тревожность подростков с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития .
Задачи исследования:
1. Описать понятие и феноменологию тревожности на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Провести эмпирическое исследование и выявить особенности тревожности подростков с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития, оценить ее эффективность.
Гипотезой исследования: полагаем, что снижение тревожности подростков с задержкой психического развития будет наиболее продуктивно при реализации разработанной нами психологической программы.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
2. Экспериментальное исследование (подбор и обоснование диагностического инструментария, методы наблюдения, беседы, проективной техники);
3. Сравнительный анализ количественных и качественных результатов исследования.
Методологическими основами исследования являются:
- теория А.Р. Лурия, где автор описывает особенности развития головного мозга и мыслительных операций у детей с задержкой познавательного развития;
- исследования Г.С. Абрамовой, выстроенные на анализе практики с точки зрения культурно-исторической теории Л. С. Выготского.
- труды Д.Б. Эльконина, посвященные проблемам теории и истории детства.
- труды Б.С. Волкова, указывающего, что тревожность у подростков, может выступать в качестве реакции организма на негативные социальные ситуации, сопровождающие процесс обучения нормотипичного или с задержкой психического развития ребенка в школе.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 76» (сокращенное наименование МАОУ СШ № 76). В исследовании принимали участие 20 подростков с диагнозом задержка психического развития.
Методики исследования:
1. Шкала личностной тревожности, автор: А.М. Прихожан.
2. Тест тревожности Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен.
3. Методика «Несуществующее животное», автор М.З. Дукаревич.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в пять этапов с октября 2022 года по ноябрь 2023 года.
Первый этап - подготовительный (сентябрь 2021 г. - октябрь 2022 г.). В этот период изучались и анализировались психолого-педагогические источники по проблематике исследования, а также изучалось современное состояние проблемы.
Второй этап (ноябрь 2022 г. - декабрь 2022 г.). Производился отбор диагностического материала. Затем проводился констатирующий этап эксперимента с количественным и качественным анализом полученных данных исследования по выявлению особенностей проявления тревожности подростков с задержкой психического развития.
Третий этап (январь 2023 г. - апрель 2023 г.). Теоретическое обоснование, реализация психолого-педагогической программы коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития.
Четвертый этап (май 2023 г. - октябрь 2023 г.). Проведения сравнительного анализа количественных и качественных результатов исследования. Определение эффективности психолого-педагогической программы снижения уровня тревожности подростков с задержкой психического развития.
Пятый этап (ноябрь 2023 г.). Описание выводов исследования.
Оформления текста магистерской диссертации.
Теоретическая основа исследования включает в себя работы по возрастной психологии, психофизиологии подростков с задержкой психического развития: Г.С. Абрамова [1], Н.Л. Белопольская [6], Б.Н. Бубеева [12], М.О. Винник [16], И.Ю. Кулагина [38], Д.Э. Науменко [58]; труды по диагностике и коррекции тревожности: Ю.В. Бобрик [7], Е.В. Быстрова [14], Ю.П. Галактионова [19], И.В. Долгова [26], Б.И. Кочубей [36], М.И. Лисина [42], А.В. Микляева [56]; концепции инклюзивного образования: О.В. Защиринская [29], Т.Г. Неретина [59], Л.М. Шипицина [84].
Теоретическая значимость: выявляется с помощью анализа литературы по проблематике исследования тревожности подростков, что расширяет теоретические вопросы общей и специальной психологии.
Уточнено понятие «тревожность», выделены особенности тревожности подростков с задержкой психического развития.
Практическая значимость: в рамках исследования разработана и апробирована программа психолого-педагогической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития. Данные исследования могут быть полезны для педагогов, психологов, родителям при обращении за психологической помощью подросткам с задержкой психического развития для профилактики и коррекции тревожности.
Сведения об апробации результатов исследования:
1. Мельникова М.П. Тревожность подростков с задержкой психического развития в современных условиях образования: международный научный журнал. «Психология» // «Молодой учёный» - 2023. - № 46 (493).
2. Мельникова М.П. Особенности проявления тревожности подростков с задержкой психического развития / М.П. Мельникова // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сб. ст. по материалам LXXVII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования». - № 11 (77). - М., Изд. «Интернаука», 2023.
3. Мельникова, М.П. Психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития / Технопарк универсальных педагогической конференции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 15 декабря 2023г.) (в печати).
Структура работы: Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (в количестве 96 источников), приложения 3. Общий объём магистерской работы составляет 128 страниц.
В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи (Р. Бендлер, Дж. Гриндер, П. Жане, Ч. Спилбергер, З. Фрейд, В. Франкл и др.) анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
В настоящее время авторы, таких как Г.С. Абрамова [1], Е.В. Быстрова [14], Ю.П. Галактионова [19], И.В. Долгова [26], М.И. Лисина [42], Б.В. Никишина [60], А.М. Прихожан [67], С.Н. Троценко [78], А.О. Филатова [81] пишут о тенденции увеличения числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эти факты свидетельствуют о необходимости профилактических средств, препятствующих формированию у детей отрицательных черт характера, развитию психосоматических заболеваний, учебных неврозов, снижению самооценки, возникновению трудностей в обучении. Особого внимания требуют дети и подростки с задержкой психического развития (далее по тексту - ЗПР), так как они испытывают намного больше трудностей при поступлении в школу, коммуникацией со сверстниками и учителями, боязни выступления перед классом, например, при рассказывании наизусть стихотворения, ответов у доски и т.п., что вызывает неадекватный уровень тревожности.
Проблема исследования: большое значение имеет изучение особенностей тревожности подростков, имеющих задержку психического развития, с целью вовремя предотвратить появление высоких показателей тревожности. Тревожность у подростков с задержкой психического развития, осложняет их интеграцию в общество, адаптацию к жизни.
Цель исследования: опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию тревожности подростков с задержкой психического развития.
Объект исследования: тревожность подростков с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития .
Задачи исследования:
1. Описать понятие и феноменологию тревожности на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Провести эмпирическое исследование и выявить особенности тревожности подростков с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития, оценить ее эффективность.
Гипотезой исследования: полагаем, что снижение тревожности подростков с задержкой психического развития будет наиболее продуктивно при реализации разработанной нами психологической программы.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
2. Экспериментальное исследование (подбор и обоснование диагностического инструментария, методы наблюдения, беседы, проективной техники);
3. Сравнительный анализ количественных и качественных результатов исследования.
Методологическими основами исследования являются:
- теория А.Р. Лурия, где автор описывает особенности развития головного мозга и мыслительных операций у детей с задержкой познавательного развития;
- исследования Г.С. Абрамовой, выстроенные на анализе практики с точки зрения культурно-исторической теории Л. С. Выготского.
- труды Д.Б. Эльконина, посвященные проблемам теории и истории детства.
- труды Б.С. Волкова, указывающего, что тревожность у подростков, может выступать в качестве реакции организма на негативные социальные ситуации, сопровождающие процесс обучения нормотипичного или с задержкой психического развития ребенка в школе.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 76» (сокращенное наименование МАОУ СШ № 76). В исследовании принимали участие 20 подростков с диагнозом задержка психического развития.
Методики исследования:
1. Шкала личностной тревожности, автор: А.М. Прихожан.
2. Тест тревожности Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен.
3. Методика «Несуществующее животное», автор М.З. Дукаревич.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в пять этапов с октября 2022 года по ноябрь 2023 года.
Первый этап - подготовительный (сентябрь 2021 г. - октябрь 2022 г.). В этот период изучались и анализировались психолого-педагогические источники по проблематике исследования, а также изучалось современное состояние проблемы.
Второй этап (ноябрь 2022 г. - декабрь 2022 г.). Производился отбор диагностического материала. Затем проводился констатирующий этап эксперимента с количественным и качественным анализом полученных данных исследования по выявлению особенностей проявления тревожности подростков с задержкой психического развития.
Третий этап (январь 2023 г. - апрель 2023 г.). Теоретическое обоснование, реализация психолого-педагогической программы коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития.
Четвертый этап (май 2023 г. - октябрь 2023 г.). Проведения сравнительного анализа количественных и качественных результатов исследования. Определение эффективности психолого-педагогической программы снижения уровня тревожности подростков с задержкой психического развития.
Пятый этап (ноябрь 2023 г.). Описание выводов исследования.
Оформления текста магистерской диссертации.
Теоретическая основа исследования включает в себя работы по возрастной психологии, психофизиологии подростков с задержкой психического развития: Г.С. Абрамова [1], Н.Л. Белопольская [6], Б.Н. Бубеева [12], М.О. Винник [16], И.Ю. Кулагина [38], Д.Э. Науменко [58]; труды по диагностике и коррекции тревожности: Ю.В. Бобрик [7], Е.В. Быстрова [14], Ю.П. Галактионова [19], И.В. Долгова [26], Б.И. Кочубей [36], М.И. Лисина [42], А.В. Микляева [56]; концепции инклюзивного образования: О.В. Защиринская [29], Т.Г. Неретина [59], Л.М. Шипицина [84].
Теоретическая значимость: выявляется с помощью анализа литературы по проблематике исследования тревожности подростков, что расширяет теоретические вопросы общей и специальной психологии.
Уточнено понятие «тревожность», выделены особенности тревожности подростков с задержкой психического развития.
Практическая значимость: в рамках исследования разработана и апробирована программа психолого-педагогической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития. Данные исследования могут быть полезны для педагогов, психологов, родителям при обращении за психологической помощью подросткам с задержкой психического развития для профилактики и коррекции тревожности.
Сведения об апробации результатов исследования:
1. Мельникова М.П. Тревожность подростков с задержкой психического развития в современных условиях образования: международный научный журнал. «Психология» // «Молодой учёный» - 2023. - № 46 (493).
2. Мельникова М.П. Особенности проявления тревожности подростков с задержкой психического развития / М.П. Мельникова // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сб. ст. по материалам LXXVII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования». - № 11 (77). - М., Изд. «Интернаука», 2023.
3. Мельникова, М.П. Психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития / Технопарк универсальных педагогической конференции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 15 декабря 2023г.) (в печати).
Структура работы: Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (в количестве 96 источников), приложения 3. Общий объём магистерской работы составляет 128 страниц.
Исследовав понятие и феноменологию тревожности, в психолого-педагогической литературе, целесообразно заключить, что тревожность - это подготовка к страху, которая обеспечивает реакцию на страх в опасной ситуации; это переживание эмоционального дискомфорта, которое связано с ожиданием проблем, с предчувствием неминуемой опасности. Проблема тревожности, что возникает у подростков, является актуальной. Чувство тревожности в школьном возрасте неизбежно. Основные причины тревожности у подростков - это учебные перегрузки, неспособность подростка успевать за программой в учебном заведении, неадекватные ожидания со стороны взрослых, неблагоприятные отношения с учителями, смена школьного коллектива или неприятие со стороны детского Также зачастую тревожность у подростков может выступать в качестве реакции организма на негативные социальные ситуации.
Имеются определенные особенности проявления тревожности подростков с задержкой психического развития. Характеризуется задержка психического развития такими признаками такие, как неустойчивость внимания, низкий уровень вербальной памяти и продуктивного запоминания и задержка развития абстрактно-логического мышления, слабость волевых усилий, недостаточная самостоятельность и внушаемость, личностная зрелость в целом. Уровень тревожности, соответствующий норме, необходим для эффективной адаптации к реальности. Высокий уровень тревожности - это проявления психического неблагополучия, является субъективным показателем. Возраст 13-14 лет более сложно воспринимается подростками, который связан с пиком эмоциональной напряженности и трактуется Л.С. Выготским (1982) как кризис 13 лет. Тревожные подростки с ЗПР обладают склонность к вредоносным расстройствам невротического характера.
Цель эмпирического исследования заключалась в разработке психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию тревожности подростков с задержкой психического развития. Базой эмпирического исследования послужила средняя школа № 76 г. Красноярск. В обследовании принимало участие 20 подростков с задержкой психического развития в возрасте 13-14 лет: 10 человек являлись экспериментальной группой, принимающей участие в формирующем этапе эксперимента, и 10подростков будут представлять собой контрольную группу, которая в эксперименте не участвовала. Методики, используемые в исследовании: Шкала личностной тревожности, автор: А.М. Прихожан, Тест тревожности Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен и Методика «Несуществующее животное».
Проанализировав полученные результаты констатирующего этапа эксперимента, были установлены особенности проявления тревожности подростков с задержкой психического развития. Благодаря проведённому эксперименту, была выявлена тревожность в каждой исследуемой группе (в контрольной группе и экспериментальной группе). Подростки обеих групп демонстрировали нежелание обучаться в школе, замкнутость, низкая самооценка, они боялись поднять руку или отвечать перед всем классом, наблюдалось отсутствие коммуникации. В подростковом возрасте накапливаются множество причин, которые вызывают тревогу с определенными проблемами. Эта категория детей страдает из-за собственной внешности, межличностных отношений и от проблем в учебной деятельности.
Выявленные результаты диагностики привели нас к выводу о необходимости проведения психолого-коррекционных мероприятий по снижению тревожности подростков с задержкой психического развития.
Цель формирующего этапа эксперимента заключалась в разработке и апробации программы психолого-педагогической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития. Необходимо подчеркнуть, что в данном этапе будут принимать участие подростки экспериментальной группы. Программа была направлена на снижение уровня тревожности у подростков с задержкой психического развития. Контингент программы
84 составляли подростки экспериментальной группы с ЗПР в возрасте 13-14 лет. Ведущим методом снижения уровня тревожности стал метод проблемной ситуации.
Первый блок был направлен на снижение самооценочной тревожности. Чтобы развивать представления о собственной уникальности каждого подростка с задержкой психического развития и формировать адекватную самооценку. Второй блок был направлен на снижение межличностной тревожности. Чтобы обучать способам взаимодействия и выражать свои мысли, чувства. Третий блок был направлен на снижение уровня школьной тревожности. Чтобы научить подростков снимать эмоциональное напряжение, формировать навык публичных выступлений и повышать учебную мотивацию.
Результаты контрольного эксперимента контрольной группы почти не изменились. Эти участники подвержены стрессу и чувству страха. Характеризуются внешне эмоциональной выраженностью, чувством чувство внутреннего стеснения, тревоги.
Результаты контрольного эксперимента экспериментальной группы показали, что подростки с задержкой психического развития научились отстаивать свою самостоятельность, удовлетворять потребности в самопознании самоутверждении. В результате этого у них появилось уверенность в себе и способность полагаться на себя. Подростки с задержкой психического развития смогли развить умение выражать свои мысли и чувства и воспитывать уверенность в себе. Сформировались правила поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с защитной агрессией, пониженной самооценкой, быть уверенным в себе и вступать в коммуникацию со сверстниками.
Таким образом, в рамках исследования была подтверждена его гипотеза. Цель исследования достигнута.
Имеются определенные особенности проявления тревожности подростков с задержкой психического развития. Характеризуется задержка психического развития такими признаками такие, как неустойчивость внимания, низкий уровень вербальной памяти и продуктивного запоминания и задержка развития абстрактно-логического мышления, слабость волевых усилий, недостаточная самостоятельность и внушаемость, личностная зрелость в целом. Уровень тревожности, соответствующий норме, необходим для эффективной адаптации к реальности. Высокий уровень тревожности - это проявления психического неблагополучия, является субъективным показателем. Возраст 13-14 лет более сложно воспринимается подростками, который связан с пиком эмоциональной напряженности и трактуется Л.С. Выготским (1982) как кризис 13 лет. Тревожные подростки с ЗПР обладают склонность к вредоносным расстройствам невротического характера.
Цель эмпирического исследования заключалась в разработке психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию тревожности подростков с задержкой психического развития. Базой эмпирического исследования послужила средняя школа № 76 г. Красноярск. В обследовании принимало участие 20 подростков с задержкой психического развития в возрасте 13-14 лет: 10 человек являлись экспериментальной группой, принимающей участие в формирующем этапе эксперимента, и 10подростков будут представлять собой контрольную группу, которая в эксперименте не участвовала. Методики, используемые в исследовании: Шкала личностной тревожности, автор: А.М. Прихожан, Тест тревожности Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен и Методика «Несуществующее животное».
Проанализировав полученные результаты констатирующего этапа эксперимента, были установлены особенности проявления тревожности подростков с задержкой психического развития. Благодаря проведённому эксперименту, была выявлена тревожность в каждой исследуемой группе (в контрольной группе и экспериментальной группе). Подростки обеих групп демонстрировали нежелание обучаться в школе, замкнутость, низкая самооценка, они боялись поднять руку или отвечать перед всем классом, наблюдалось отсутствие коммуникации. В подростковом возрасте накапливаются множество причин, которые вызывают тревогу с определенными проблемами. Эта категория детей страдает из-за собственной внешности, межличностных отношений и от проблем в учебной деятельности.
Выявленные результаты диагностики привели нас к выводу о необходимости проведения психолого-коррекционных мероприятий по снижению тревожности подростков с задержкой психического развития.
Цель формирующего этапа эксперимента заключалась в разработке и апробации программы психолого-педагогической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития. Необходимо подчеркнуть, что в данном этапе будут принимать участие подростки экспериментальной группы. Программа была направлена на снижение уровня тревожности у подростков с задержкой психического развития. Контингент программы
84 составляли подростки экспериментальной группы с ЗПР в возрасте 13-14 лет. Ведущим методом снижения уровня тревожности стал метод проблемной ситуации.
Первый блок был направлен на снижение самооценочной тревожности. Чтобы развивать представления о собственной уникальности каждого подростка с задержкой психического развития и формировать адекватную самооценку. Второй блок был направлен на снижение межличностной тревожности. Чтобы обучать способам взаимодействия и выражать свои мысли, чувства. Третий блок был направлен на снижение уровня школьной тревожности. Чтобы научить подростков снимать эмоциональное напряжение, формировать навык публичных выступлений и повышать учебную мотивацию.
Результаты контрольного эксперимента контрольной группы почти не изменились. Эти участники подвержены стрессу и чувству страха. Характеризуются внешне эмоциональной выраженностью, чувством чувство внутреннего стеснения, тревоги.
Результаты контрольного эксперимента экспериментальной группы показали, что подростки с задержкой психического развития научились отстаивать свою самостоятельность, удовлетворять потребности в самопознании самоутверждении. В результате этого у них появилось уверенность в себе и способность полагаться на себя. Подростки с задержкой психического развития смогли развить умение выражать свои мысли и чувства и воспитывать уверенность в себе. Сформировались правила поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с защитной агрессией, пониженной самооценкой, быть уверенным в себе и вступать в коммуникацию со сверстниками.
Таким образом, в рамках исследования была подтверждена его гипотеза. Цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Исследование жизнестойкости подростков с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности учебной мотивации к школьному обучению младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Особенности учебной мотивации школьному обучению у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Психологическая коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая коррекция эмоционального состояния студентов в период подготовки к экзаменационной сессии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018



