ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Понятие и феноменология тревожности в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Особенности проявления тревожности подростков с задержкой
психического развития 17
1.3. Возможности психологической коррекции тревожности подростков с
задержкой психического развития 29
Выводы по первой главе 38
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 39
2.1. Организация, методы и методики исследования 39
2.2. Констатирующий эксперимент и его анализ 41
Выводы по второй главе 54
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 56
3.1. Содержание программы психолого-педагогической коррекции
тревожности подростков с задержкой психического развития 56
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 64
Выводы по третьей главе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЯ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 94
Актуальность исследования. В современном мире количество детей с диагнозом, задержка психического развития, неуклонно растёт. В связи с этим воспитание, обучение и социальная адаптация их становится актуальной психолого-педагогической проблемой. Подростки с задержкой психического развития характеризуются нарушениями поведения, наличием эмоционально-волевой незрелостью, отсутствием чувства ответственности и повышенной внушаемости, что приводит к тревожным расстройствам. Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, чувством опасности. Повышенная тревожность служит причиной многих психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития.
В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи (Р. Бендлер, Дж. Гриндер, П. Жане, Ч. Спилбергер, З. Фрейд, В. Франкл и др.) анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
В настоящее время авторы, таких как Г.С. Абрамова [1], Е.В. Быстрова [14], Ю.П. Галактионова [19], И.В. Долгова [26], М.И. Лисина [42], Б.В. Никишина [60], А.М. Прихожан [67], С.Н. Троценко [78], А.О. Филатова [81] пишут о тенденции увеличения числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эти факты свидетельствуют о необходимости профилактических средств, препятствующих формированию у детей отрицательных черт характера, развитию психосоматических заболеваний, учебных неврозов, снижению самооценки, возникновению трудностей в обучении. Особого внимания требуют дети и подростки с задержкой психического развития (далее по тексту - ЗПР), так как они испытывают намного больше трудностей при поступлении в школу, коммуникацией со сверстниками и учителями, боязни выступления перед классом, например, при рассказывании наизусть стихотворения, ответов у доски и т.п., что вызывает неадекватный уровень тревожности.
Проблема исследования: большое значение имеет изучение особенностей тревожности подростков, имеющих задержку психического развития, с целью вовремя предотвратить появление высоких показателей тревожности. Тревожность у подростков с задержкой психического развития, осложняет их интеграцию в общество, адаптацию к жизни.
Цель исследования: опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию тревожности подростков с задержкой психического развития.
Объект исследования: тревожность подростков с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития .
Задачи исследования:
1. Описать понятие и феноменологию тревожности на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Провести эмпирическое исследование и выявить особенности тревожности подростков с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития, оценить ее эффективность.
Гипотезой исследования: полагаем, что снижение тревожности подростков с задержкой психического развития будет наиболее продуктивно при реализации разработанной нами психологической программы.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
2. Экспериментальное исследование (подбор и обоснование диагностического инструментария, методы наблюдения, беседы, проективной техники);
3. Сравнительный анализ количественных и качественных результатов исследования.
Методологическими основами исследования являются:
- теория А.Р. Лурия, где автор описывает особенности развития головного мозга и мыслительных операций у детей с задержкой познавательного развития;
- исследования Г.С. Абрамовой, выстроенные на анализе практики с точки зрения культурно-исторической теории Л. С. Выготского.
- труды Д.Б. Эльконина, посвященные проблемам теории и истории детства.
- труды Б.С. Волкова, указывающего, что тревожность у подростков, может выступать в качестве реакции организма на негативные социальные ситуации, сопровождающие процесс обучения нормотипичного или с задержкой психического развития ребенка в школе.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 76» (сокращенное наименование МАОУ СШ № 76). В исследовании принимали участие 20 подростков с диагнозом задержка психического развития.
Методики исследования:
1. Шкала личностной тревожности, автор: А.М. Прихожан.
2. Тест тревожности Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен.
3. Методика «Несуществующее животное», автор М.З. Дукаревич.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в пять этапов с октября 2022 года по ноябрь 2023 года.
Первый этап - подготовительный (сентябрь 2021 г. - октябрь 2022 г.). В этот период изучались и анализировались психолого-педагогические источники по проблематике исследования, а также изучалось современное состояние проблемы.
Второй этап (ноябрь 2022 г. - декабрь 2022 г.). Производился отбор диагностического материала. Затем проводился констатирующий этап эксперимента с количественным и качественным анализом полученных данных исследования по выявлению особенностей проявления тревожности подростков с задержкой психического развития.
Третий этап (январь 2023 г. - апрель 2023 г.). Теоретическое обоснование, реализация психолого-педагогической программы коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития.
Четвертый этап (май 2023 г. - октябрь 2023 г.). Проведения сравнительного анализа количественных и качественных результатов исследования. Определение эффективности психолого-педагогической программы снижения уровня тревожности подростков с задержкой психического развития.
Пятый этап (ноябрь 2023 г.). Описание выводов исследования.
Оформления текста магистерской диссертации.
Теоретическая основа исследования включает в себя работы по возрастной психологии, психофизиологии подростков с задержкой психического развития: Г.С. Абрамова [1], Н.Л. Белопольская [6], Б.Н. Бубеева [12], М.О. Винник [16], И.Ю. Кулагина [38], Д.Э. Науменко [58]; труды по диагностике и коррекции тревожности: Ю.В. Бобрик [7], Е.В. Быстрова [14], Ю.П. Галактионова [19], И.В. Долгова [26], Б.И. Кочубей [36], М.И. Лисина [42], А.В. Микляева [56]; концепции инклюзивного образования: О.В. Защиринская [29], Т.Г. Неретина [59], Л.М. Шипицина [84].
Теоретическая значимость: выявляется с помощью анализа литературы по проблематике исследования тревожности подростков, что расширяет теоретические вопросы общей и специальной психологии.
Уточнено понятие «тревожность», выделены особенности тревожности подростков с задержкой психического развития.
Практическая значимость: в рамках исследования разработана и апробирована программа психолого-педагогической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития. Данные исследования могут быть полезны для педагогов, психологов, родителям при обращении за психологической помощью подросткам с задержкой психического развития для профилактики и коррекции тревожности.
Сведения об апробации результатов исследования:
1. Мельникова М.П. Тревожность подростков с задержкой психического развития в современных условиях образования: международный научный журнал. «Психология» // «Молодой учёный» - 2023. - № 46 (493).
2. Мельникова М.П. Особенности проявления тревожности подростков с задержкой психического развития / М.П. Мельникова // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сб. ст. по материалам LXXVII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования». - № 11 (77). - М., Изд. «Интернаука», 2023.
3. Мельникова, М.П. Психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков с задержкой психического развития / Технопарк универсальных педагогической конференции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 15 декабря 2023г.) (в печати).
Структура работы: Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (в количестве 96 источников), приложения 3. Общий объём магистерской работы составляет 128 страниц.
Исследовав понятие и феноменологию тревожности, в психолого-педагогической литературе, целесообразно заключить, что тревожность - это подготовка к страху, которая обеспечивает реакцию на страх в опасной ситуации; это переживание эмоционального дискомфорта, которое связано с ожиданием проблем, с предчувствием неминуемой опасности. Проблема тревожности, что возникает у подростков, является актуальной. Чувство тревожности в школьном возрасте неизбежно. Основные причины тревожности у подростков - это учебные перегрузки, неспособность подростка успевать за программой в учебном заведении, неадекватные ожидания со стороны взрослых, неблагоприятные отношения с учителями, смена школьного коллектива или неприятие со стороны детского Также зачастую тревожность у подростков может выступать в качестве реакции организма на негативные социальные ситуации.
Имеются определенные особенности проявления тревожности подростков с задержкой психического развития. Характеризуется задержка психического развития такими признаками такие, как неустойчивость внимания, низкий уровень вербальной памяти и продуктивного запоминания и задержка развития абстрактно-логического мышления, слабость волевых усилий, недостаточная самостоятельность и внушаемость, личностная зрелость в целом. Уровень тревожности, соответствующий норме, необходим для эффективной адаптации к реальности. Высокий уровень тревожности - это проявления психического неблагополучия, является субъективным показателем. Возраст 13-14 лет более сложно воспринимается подростками, который связан с пиком эмоциональной напряженности и трактуется Л.С. Выготским (1982) как кризис 13 лет. Тревожные подростки с ЗПР обладают склонность к вредоносным расстройствам невротического характера.
Цель эмпирического исследования заключалась в разработке психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию тревожности подростков с задержкой психического развития. Базой эмпирического исследования послужила средняя школа № 76 г. Красноярск. В обследовании принимало участие 20 подростков с задержкой психического развития в возрасте 13-14 лет: 10 человек являлись экспериментальной группой, принимающей участие в формирующем этапе эксперимента, и 10подростков будут представлять собой контрольную группу, которая в эксперименте не участвовала. Методики, используемые в исследовании: Шкала личностной тревожности, автор: А.М. Прихожан, Тест тревожности Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен и Методика «Несуществующее животное».
Проанализировав полученные результаты констатирующего этапа эксперимента, были установлены особенности проявления тревожности подростков с задержкой психического развития. Благодаря проведённому эксперименту, была выявлена тревожность в каждой исследуемой группе (в контрольной группе и экспериментальной группе). Подростки обеих групп демонстрировали нежелание обучаться в школе, замкнутость, низкая самооценка, они боялись поднять руку или отвечать перед всем классом, наблюдалось отсутствие коммуникации. В подростковом возрасте накапливаются множество причин, которые вызывают тревогу с определенными проблемами. Эта категория детей страдает из-за собственной внешности, межличностных отношений и от проблем в учебной деятельности.
Выявленные результаты диагностики привели нас к выводу о необходимости проведения психолого-коррекционных мероприятий по снижению тревожности подростков с задержкой психического развития.
Цель формирующего этапа эксперимента заключалась в разработке и апробации программы психолого-педагогической коррекции тревожности подростков с задержкой психического развития. Необходимо подчеркнуть, что в данном этапе будут принимать участие подростки экспериментальной группы. Программа была направлена на снижение уровня тревожности у подростков с задержкой психического развития. Контингент программы
84 составляли подростки экспериментальной группы с ЗПР в возрасте 13-14 лет. Ведущим методом снижения уровня тревожности стал метод проблемной ситуации.
Первый блок был направлен на снижение самооценочной тревожности. Чтобы развивать представления о собственной уникальности каждого подростка с задержкой психического развития и формировать адекватную самооценку. Второй блок был направлен на снижение межличностной тревожности. Чтобы обучать способам взаимодействия и выражать свои мысли, чувства. Третий блок был направлен на снижение уровня школьной тревожности. Чтобы научить подростков снимать эмоциональное напряжение, формировать навык публичных выступлений и повышать учебную мотивацию.
Результаты контрольного эксперимента контрольной группы почти не изменились. Эти участники подвержены стрессу и чувству страха. Характеризуются внешне эмоциональной выраженностью, чувством чувство внутреннего стеснения, тревоги.
Результаты контрольного эксперимента экспериментальной группы показали, что подростки с задержкой психического развития научились отстаивать свою самостоятельность, удовлетворять потребности в самопознании самоутверждении. В результате этого у них появилось уверенность в себе и способность полагаться на себя. Подростки с задержкой психического развития смогли развить умение выражать свои мысли и чувства и воспитывать уверенность в себе. Сформировались правила поведения, позволяющие в дальнейшем справляться с защитной агрессией, пониженной самооценкой, быть уверенным в себе и вступать в коммуникацию со сверстниками.
Таким образом, в рамках исследования была подтверждена его гипотеза. Цель исследования достигнута.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М. Юрайт, 2014. - 86 с.
2. Александрова, К.Ю. «Преодоление тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях интегрированного и инклюзивного обучения» // Специальное инклюзивное образование: материалы международной научно-практической конференции «Чтения Ушинского» (03.03.2021 г.) - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. - 41 с.
3. Аникеев, Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Просвещение, 2017. - 300 с.
5. Астапов, В.М. тревожность у детей / В.М. Астапов. Москва: ПЕР СЭ, 2018. -160 с.
6. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности подростков с задержкой психического развития: монография. - М.: УРАО, 1999. - 146 с.
7. Бобрик, Ю.В. Медицинские и педагогические аспекты тревожности у подростков с задержкой психического развития // Таврический журнал психиатрии. С: психологические науки. - 2019. - № 2 (71). - С. 31-34.
8. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова
В.П. Зинченко. - М.: Прайм - Еврознак, 2009. - 672 с.
9. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. / Н.Ю. Борякова - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
10. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / сост. И.В. Дубровина, Н.И. Гуткина, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых. Санкт- Петербург, 2008. - 398 с.
11. Бочева, Н.А. Ситуативная тревожность как один из факторов обучения в школе // Вестник МГОУ. Серия: психологические науки. - 2021. - №3. - С. 87-90.
12. Бубеева, Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Бурятского государственного университета. - 2020. - № 1. - С. 221-225.
13. Бурлачук, Л.Ф. Словарь - справочник по психодиагностике. - СпБ.: Питер, 2006. - 528 с.
14. Быстрова, Е.В. Изучение особенностей проявления тревожности // Современные научные исследования и инновации. - 2019. - № 9. -
С.15-18.
15. Волков, Б.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов. Часть 1. От рождения до школы. - М.: Владос, 2005. - 366 с.
16. Винник, М.О. Задержка психического развития.
Методологические принципы и технологии диагностической коррекционной работы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 160 с.
17. Власова, Т.А. Подростки с задержкой психического развития /Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина. - М.: Смоленск, 1990. - 182 с.
18. Выготский, Л.С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л. В. Выготский. Москва: Говорящая книга, 2014. - 225 с.
19. Галактионова, Ю.П. Хочу стать смелее! Как помочь педагогу в работе с тревожными детьми // Школьный психолог, 2016. - № 1. - С. 38-39
20. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2003.- 694 с.
21. Горбатов, Д.С. Общепсихологический практикум: учеб. Пособие для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - 307 с.
22. Давыдов, В.В. Психологический словарь / В.В. Давыдов - М.: Педагогика, 1986. - 272 с.
23. Данилков, А.А. Психологические средства регуляции ситуативной тревожности в условиях временного детского коллектива: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Новосибирск: НГУ, 2020. - 23 с.
24. Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А.
Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. Москва: издательство
Педагогика, 1984. - 256 с.
25. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития: практикум по психодиагностике. СпБ.: Речь, 2012. - 171с.
26. Долгова, В.И. Исследование уровня школьной тревожности у школьников с задержкой психического развития // Научно - методический электронный журнал «Концепт» - 2022. - № 14. - С. 110-114.
27. Доминикевич, С.А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук / С. А. Доминикевич. - М.: 1977. - 24 с.
28. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого¬педагогического обследования подростков» С.Д. Забрамной, О.В. Боровика: Пособие психолого-педагогических комиссий. - М.: Владос, 2003 - 32 с.
29. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии / О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2003. - 384 с.
30. Защиринская, О.В. Психология, изучение, социализация, психокоррекция. - СпБ.: Речь, 2013. - 432 с.
31. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СпБ.: Речь, 2018. - 310 с.
32. Игумнова, Т.Т. Арт-терапия и ее использование в практике общеобразовательного учреждения // Психология, социология и педагогика.
- 2021. - № 3. - С. 3-8.
33. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - Санкт- Петербург,
2021. - 752 с.
34. Исаев Д.Н., Елисеев П. Г. Опыт применения тестов тревожности и невротизма в изучении детей с задержкой психического развития. // Дефектология. - 1999. № 4. С. 27-31.
35. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - Москва Феникс, 2015. - 352 с.
36. Кочубей, Б.И. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. - 2018.
- № 9. - С. 55-58.
37. Кузнецова Л.В., Айзенберг Б. И. Разные формы психологической помощи в школе-интернате для детей с задержкой психического развития. // Дефектология. - 1990 № 2. С. 21-23.
38. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: РОУ, 2016. - 186 с.
39. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СпБ.: Речь, 2013. - 256 с.
40. Лебединская, К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /под ред. К.С. Лебединской. - М.: Издательский центр «Академия», 1982. - 340 с.
41. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематик и задержки психического развития // Дефектология. - 2016. - № 3. - С. 15-27.
42. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СпБ.: Питер, 2009. - 246 с.
43. Лихи, Р. Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 368 с.
44. Лубовский, В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности подростков с ЗПР // Дефектология. - 2016. - № 23. - С. 41-50.
45. Лубовский, В.И. Обучение детей с задержкой психического развития / В.И. Лубовский. - Смоленск.: 1994. - 276 с.
46. Львов, М.Р. Школа творческого мышления. - М.: Просвещение,
2011. - 110 с.
47. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СпБ.: Речь, 2007. - 136 с.
48. Майоров, Р.В. Особенности показателей тревожности и адаптации у часто болеющих детей. - Тверь: Тверская государственная медицинская академия, 2018. - 235 с.
49. Макаренко, А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. В 9-ти томах. Нижний Новгород, 2017. - 217 с.
50. Малахова, А.Н. Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей и подростков. - Ростов на Дону: Детство-пресс, 2020. - 208 с.
51. Малкова, Е.Е. Тревожность и развитие личности в норме и при патологии: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. СпБ.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. - 40 с.
52. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - Санкт-Петербург: Речь, 2001. - 220 с.
53. Медведева, Е.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. - М.: Академия, 2021. - 246 с.
54. Мид, М. Смысл тревоги. - Москва, 2001. - 416 с.
55. Мерлин, В.С. Методы исследования нервно-физиологических основ психической деятельности человека. - М.: АПН, 2013. - 166 с.
56. Микляева, А.В. Диагностика, профилактика, коррекция. - СпБ.: Речь, 2014. - 248 с.
57. Нарзулаев, С.Б. Проблемы изучения подростков с задержкой психического развития в общеобразовательном учреждении // Вестник ТГПУ. Серия: Науки об образовании. - 2018. - № 2 (104). - С. 39-41.
58. Науменко, Д.Э. Психолого-педагогическая диагностика школьной тревожности у детей с ЗПР психогенного происхождения // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI международной научной конференции. - СпБ.: Заневская площадь, 2014. - 264 с.
59. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: учебно-методический комплекс. - М.: МПСИ, 2018. - 376 с.
60. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. - М.: Владос, 2014. - 128 с.
61. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие. - М.: Элита, 2016. - 287 с.
62. Павлий, Т.Н. Исследование особенностей аффективного развития детей с задержкой психического развития: Канд. Дис. / Т.Н. Павлий. - М.: 1997. - 184 с.
63. Павлова, М.А. Психогимнастические упражнения для школьников. Разминки, энергизаторы, активаторы. - Волгоград: Учитель, 2022. - 88 с.
64. Психология для педагогов [Электронный ресурс] URL: www.psychology.ru(дата обращения: 13.06.2023)
65. Полянская, В.Н. Коррекция тревожности школьников. Методы и методики [Электронный ресурс] - URL: http://www.trevozhn.org(дата обращения: 14.06.2023)
66. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: НПО «МОДЭК», 2020. - 212 с.
67. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Санкт-Петербург, 2007. - 192 с.
68. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия: учебное пособие для студентов факультетов психологии / составитель О.В. Защиринская. - СпБ.: Речь, 2014. - 77с.
69. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей и специальной психологии. Москва, 1973. - 479 с.
70. Саленко, Н.А. Роль эмоций в развитии школьника // Молодой ученый. - М.: МГУ. - 2017. - № 37. - С.25-39.
71. Семенюк, Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное / Л. М. Семенюк. - М.: Институт практической психологии. - 1996. - 304 с.
72. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в подростковом возрасте / А.В. Семенович. - М.: Академия. - 2012. - 232 с.
73. Симановский, А.Э. Психология обучения и воспитания: учебное пособие академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2019. - 121 с.
74. Степанова, О.П. Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа. - М.: Флинта, 2021. - 80 с.
75. Специальная психология: учебное / под ред. В.И. Лубовского. - Москва, 2007. - 460 с.
76. Тарасова, С.Ю. Школьная тревожность. Причины, следствия и профилактика. - М.: Генезис, 2016. - 144 с.
77. Терехина, Т.В. Психолого-педагогическая коррекция. Учебно-методическое пособие. Краснодар, 2013. - 281 с.
78. Тест «Несуществующее животное» // Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - Москва, 2001. - 420 с.
79. Троценко, С.Н. Особенности школьной тревожности обучающихся, с задержкой психического развития // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2021. - № 23. - С. 56-60.
80. Федеральный Государственный образовательный стандарт
[Электронный ресурс] URL: http://standart.edu.ru/(дата обращения:
20.06.2023).
81. Фрейд, 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред. М.Г. Ярошевский. Москва: издательство Просвещение. 1990. - 448 с.
82. Филатова, А.О. Тревожность как фактор социального развития в младшем подростковом возрасте: автореферат диссертации на соискание кандидата психологических наук. - М.: РГБ ОД, 2015. - 117 с.
83. Цветкова, Н.В., Иванова С.И. Психологические защиты
подростков с задержкой психического развития, воспитывающих в учреждениях закрытого типа // Научно-методический электронный журнал « Концепт». - 2021. - Т. 8. - С. 109-115. - URL: http: Ze-koncept.ru/
2021/56130.htm. (дата обращения: 15.12.2021).
84. Чутко, Л.С. Тревожные расстройства. - СпБ.: ЭБИ, 2020. - 192 с.
85. Шипицина, Л.М. Специальная психология: учебник для
академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2017. - 287 с.
86. Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А. М. Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. Санкт-Петербург, 2002. - 64 с.
87. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М.:
Педагогика, 2009. - 294 с.
88. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - Москва, 1978. - 128 с.
89. Эриксон, Э.Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. - Санкт-Петербург: изд-во Летний сад, 2000. - 87 с.
90. Bouras N, Jacobson J. Mental health care for people with mental retardation: a global perspective. World Psychiatry. 2002 Oct;1(3):162-5. PMID: 16946844; PMCID: PMC1489845.
91. Cialdini Robert B. Influence: The Psychology of Persuasion /Robert B. Cialdini. - London: New Publisher, 2015. - 312 p
92. Heath Dan. How to Solve Problems Before They Happen. - New- York: B-press, 2019. - 286 p.
93. Levy, H.B. Minimal brain dysfunction/specific learning disability: a clinical approach for the primary physician // South Med J., 1976. № 69, С. 642-653.[электронный ресурс] URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1273628(дата обращения 02.12.2022).
94. Marantz, R.H. Understanding the Anxious Mind. The New York
Times Magazine for the primary physician, 2009. № 29. URL:
http: //www.nytimes.com/2009/10/04/magazine/04anxiety-t.html(дата обращения 13.11.2023).
95. Nemerimana M., Chege M.N., Odhiambo EA. Risk Factors Associated with Severity of Nongenetic Intellectual Disability (Mental Retardation) among Children Aged 2-18 Years Attending Kenyatta National Hospital. NeurolResInt. 2018 Apr 18; 2018:6956703. doi: 10.1155/2018/6956703. PMID: 29850243; PMCID: PMC5932422.
96. Salvador-Carulla L, Reed G.M., Vaez-Azizi L.M., Cooper S.A., Martinez-Leal R., Bertelli M., Adnams C., Cooray S., Deb S., Akoury-Dirani L., Girimaji S.C., Katz G., Kwok H., Luckasson R., Simeonsson R., Walsh C., Munir K., Saxena S. Intellectual developmental disorders: towards a new name, definition and framework for "mental retardation/intellectual disability" in ICD-11. World Psychiatry. 2011 Oct;10(3):175-80. doi: 10.1002/j.2051-5545. 2011.tb00045. x. PMID: 21991267; PMCID: PMC3188762.