Психолого-педагогическая коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Понятие эмоций в отечественной и зарубежной литературе 8
1.2. Развитие эмоций в онтгенезе 13
1.3. Клинико-психологическая характеристика детей с РАС 15
1.4. Особенности эмоциональной сферы детей с РАС 24
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С РАС 30
2.1. Методика организации констатирующего эксперимента 31
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 33
Выводы по второй главе 42
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС 43
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
эмоциональной сферы у старших дошкольников с РАС 43
3.2. Программа психологической коррекции эмоциональной сферы у детей
старшего дошкольного возраста с РАС 50
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 58
Выводы по третьей главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЯ 71
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Понятие эмоций в отечественной и зарубежной литературе 8
1.2. Развитие эмоций в онтгенезе 13
1.3. Клинико-психологическая характеристика детей с РАС 15
1.4. Особенности эмоциональной сферы детей с РАС 24
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С РАС 30
2.1. Методика организации констатирующего эксперимента 31
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 33
Выводы по второй главе 42
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС 43
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
эмоциональной сферы у старших дошкольников с РАС 43
3.2. Программа психологической коррекции эмоциональной сферы у детей
старшего дошкольного возраста с РАС 50
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 58
Выводы по третьей главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЯ 71
Актуальность данной работы объясняется тем, что в последние годы появляется тенденция к увеличению числа детей с расстройством аутистического спектра. Исходя из статистики, можно сделать вывод о том, что во всем мире расстройством аутистического спектра страдают более 10 млн. человек. Ежегодно процент детей, которые рождаются с аутизмом увеличивается на 11-17 процентов.
Такой термин как аутизм, в первый раз применил в 1910 году Эйген Блейлер. Аутизм - это своего рода бегство от реальности. То, что характеризуется фиксацией на внутреннем мире охватывающим аффективные комплексы и переживания. При анализе интроверсии и патопсихологического состояния аутизма существует значительное различие в личностных аспектах, делая его болезненным вариантом интроверсии.
Синдром Аспергера представляет собой аутистическую патологию, которая характеризуется нарушениями в общении, недооценкой реального мира и присутствием ограниченных и стереотипных увлечений. Эти особенности отличают детей с этим синдромом от их сверстников, аналогично ситуации с детским аутизмом.
Синдром Каннера - это расстройство, характеризующееся неравномерным развитием психических, моторных, речевых и эмоциональных функций, а также нарушением социального общения и коммуникации.
Эмоции являются важным аспектом развития ребенка. Они помогают детям понимать свои чувства и эмоции, а также общаться с другими людьми.
В.В. Лебединский говорил о том, что системы эмоций играют важную роль в жизни каждого человека. Они помогают нам контролировать наши чувства и реакции в различных ситуациях.
А.Д. Кошелева считает, что взаимодействие ситуативных эмоций и обобщенных суждений (чувств одного и того же содержания) приводит к тому, что сознание ребенка начинает двигаться непрерывно самостоятельно.
В случае расстройства аутистического спектра искажения психологии ребенка также могут влиять на его эмоциональную сферу. У детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются проблемы с незрелыми эмоциональными реакциями, выражением негативных эмоций, особенно с неразделимостью положительного и отрицательного опыта, а также с распознаванием и отражением эмоций других людей.
Проблема исследования: несмотря на имеющиеся в литературе данные об особенностях эмоциональной сферы у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра, многие вопросы, которые касаются разработки психокоррекционных технологий эмоциональной сферы с использованием современных методов и приемов работы с детьми выбранной категории, недостаточно изучены.
Цель исследования - выявить особенности эмоциональной сферы у дошкольников с РАС, теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования - эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования - программа психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы исследования.
2. Анализ развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.
3. Выявить особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с РАС.
4. Разработать и апробировать программу психологической коррекции эмоциональной сферы детей с РАС, проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования. В ходе исследования мы предположили, что для эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с РАС будет характерно:
1. Трудности в понимании эмоций;
2. Низкий уровень развития эмоциональной сферы;
3. Трудности в выражении эмоций;
4. Трудности в восприятии и понимании эмоциональных состояний.
Использование разработанной нами программы психологической коррекции эмоциональной сферы окажет положительное влияние у данной категории испытуемых.
Теоретическая значимость:
Заключается в расширении представлений об особенностях эмоциональной сферы детей с расстройством аутистического спектра
Практическая значимость:
Заключается в разработке программы психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Представленные материалы диссертационной работы могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов в образовательных учреждениях.
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и научно -методической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: изучение психолого-педагогической
документации на ребёнка, беседа, наблюдение; экспериментальные методы - констатирующий эксперимент.
В процессе исследования были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика диагностики эмоциональной сферы дошкольника (Л.П. Стрелкова);
2. Методика «Восприятие детьми графического изображения эмоций» (Г.В. Фадина);
3. Методика С.Д. Забрамной «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций».
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной и зарубежной психологии: биологическая теория эмоций П.К. Анохина; концепция культурно¬исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского (1934); концепция аффективного развития детей с РАС (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, Е. Григоренко и др.); об особенностях эмоциональной сферы детей с РАС (О.Б. Богдашина), о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о потенциальных возможностях развития ребенка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и др.); возрастная психология (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.С. Мухина и др.);
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в пять этапов с февраля 2022 по март 2023 года.
Первый этап (февраль 2022) - подготовительный. На данном этапе исследования нами были изучены анамнестические сведения на каждого ребенка, были проведены ознакомительные беседы с психологом и детьми, которые позволили установить доверительные отношения с испытуемыми.
Второй этап (май 2022) - психодиагностический. Проведение констатирующего этапа исследования по изучению эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Третий этап (сентябрь 2022 г. - март 2023 г.) - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Четвертый этап (март 2023 г. - май 2023 г.). Сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Пятый этап (май 2023 г. - сентябрь 2023 г.). Формулирование выводов. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, в количестве 81 источника.
Такой термин как аутизм, в первый раз применил в 1910 году Эйген Блейлер. Аутизм - это своего рода бегство от реальности. То, что характеризуется фиксацией на внутреннем мире охватывающим аффективные комплексы и переживания. При анализе интроверсии и патопсихологического состояния аутизма существует значительное различие в личностных аспектах, делая его болезненным вариантом интроверсии.
Синдром Аспергера представляет собой аутистическую патологию, которая характеризуется нарушениями в общении, недооценкой реального мира и присутствием ограниченных и стереотипных увлечений. Эти особенности отличают детей с этим синдромом от их сверстников, аналогично ситуации с детским аутизмом.
Синдром Каннера - это расстройство, характеризующееся неравномерным развитием психических, моторных, речевых и эмоциональных функций, а также нарушением социального общения и коммуникации.
Эмоции являются важным аспектом развития ребенка. Они помогают детям понимать свои чувства и эмоции, а также общаться с другими людьми.
В.В. Лебединский говорил о том, что системы эмоций играют важную роль в жизни каждого человека. Они помогают нам контролировать наши чувства и реакции в различных ситуациях.
А.Д. Кошелева считает, что взаимодействие ситуативных эмоций и обобщенных суждений (чувств одного и того же содержания) приводит к тому, что сознание ребенка начинает двигаться непрерывно самостоятельно.
В случае расстройства аутистического спектра искажения психологии ребенка также могут влиять на его эмоциональную сферу. У детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются проблемы с незрелыми эмоциональными реакциями, выражением негативных эмоций, особенно с неразделимостью положительного и отрицательного опыта, а также с распознаванием и отражением эмоций других людей.
Проблема исследования: несмотря на имеющиеся в литературе данные об особенностях эмоциональной сферы у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра, многие вопросы, которые касаются разработки психокоррекционных технологий эмоциональной сферы с использованием современных методов и приемов работы с детьми выбранной категории, недостаточно изучены.
Цель исследования - выявить особенности эмоциональной сферы у дошкольников с РАС, теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования - эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования - программа психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы исследования.
2. Анализ развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.
3. Выявить особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с РАС.
4. Разработать и апробировать программу психологической коррекции эмоциональной сферы детей с РАС, проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования. В ходе исследования мы предположили, что для эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с РАС будет характерно:
1. Трудности в понимании эмоций;
2. Низкий уровень развития эмоциональной сферы;
3. Трудности в выражении эмоций;
4. Трудности в восприятии и понимании эмоциональных состояний.
Использование разработанной нами программы психологической коррекции эмоциональной сферы окажет положительное влияние у данной категории испытуемых.
Теоретическая значимость:
Заключается в расширении представлений об особенностях эмоциональной сферы детей с расстройством аутистического спектра
Практическая значимость:
Заключается в разработке программы психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Представленные материалы диссертационной работы могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов в образовательных учреждениях.
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и научно -методической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: изучение психолого-педагогической
документации на ребёнка, беседа, наблюдение; экспериментальные методы - констатирующий эксперимент.
В процессе исследования были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика диагностики эмоциональной сферы дошкольника (Л.П. Стрелкова);
2. Методика «Восприятие детьми графического изображения эмоций» (Г.В. Фадина);
3. Методика С.Д. Забрамной «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций».
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной и зарубежной психологии: биологическая теория эмоций П.К. Анохина; концепция культурно¬исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского (1934); концепция аффективного развития детей с РАС (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, Е. Григоренко и др.); об особенностях эмоциональной сферы детей с РАС (О.Б. Богдашина), о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о потенциальных возможностях развития ребенка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и др.); возрастная психология (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.С. Мухина и др.);
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в пять этапов с февраля 2022 по март 2023 года.
Первый этап (февраль 2022) - подготовительный. На данном этапе исследования нами были изучены анамнестические сведения на каждого ребенка, были проведены ознакомительные беседы с психологом и детьми, которые позволили установить доверительные отношения с испытуемыми.
Второй этап (май 2022) - психодиагностический. Проведение констатирующего этапа исследования по изучению эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Третий этап (сентябрь 2022 г. - март 2023 г.) - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Четвертый этап (март 2023 г. - май 2023 г.). Сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Пятый этап (май 2023 г. - сентябрь 2023 г.). Формулирование выводов. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, в количестве 81 источника.
В данной выпускной квалификационной работе было установлено, что данная тема актуальна для специальной психологии и педагогики.
Анализируя общую и специальную психолого-педагогическую литературу, освещающую состояние изученности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, можно утверждать, что эмоциональная сфера играет важную роль в развитии ребёнка и становлении его личности. В настоящий момент нет единого взгляда на сущность и структуру чувств и эмоций. Это подтверждается тем, что ученые не могут прийти к единому мнению. Дискуссии исследователей проводятся на самые разные темы. Например, на тему происхождения и природы эмоций и чувств. Благодаря этому на современном этапе исследования эмоций, существует большое количество базы разноплановых исследований и подходов к изучению эмоциональной сферы. В онтогенезе эмоций человека можно выделить 4 этапа: новорожденный, младенческий, с 3-4 лет до 12-14 и этап формирования высших эмоций, который достигается к 20-22 годам.
У детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются нарушения в эмоциональной сфере, которые могут в значительной степени влиять на их дальнейшее развитие. Таким образом, нарушение эмоциональной сферы является ведущим признаком при расстройстве аутистического спектра. Само понятие «аутистический спектр» ввела британский психиатр Л. Винг. К основным признакам аутизма относят отсутствие потребности в общении и отсутствие целенаправленного поведения, своеобразные страхи, своеобразие моторики, своеобразие речи и ее формирования, стереотипии в поведении, моторике, речи, игре. Существуют такие классификации аутизма как по МКБ-10, DSM-5, О.С. Никольской, Л. Винг, В.М. Башиной, К.С. Лебединской.
Для изучения особенностей эмоциональной сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра был проведён эксперимент на базе МАДОУ 322 «Морозко». В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет с расстройствами аутистического спектра. Исходя из проблемы, цели и задач работы, возможностей учащихся, были подобраны следующие психодиагностические методики:
- Методика «понимание и выражение эмоций» (Л.П. Стрелкова);
- Методика «Восприятие детьми графического изображения эмоциональных состояний (Г.В. Фадина)»;
- Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (С.Д. Забрамная);
При проведении исследования по выявлению особенностей эмоциональной сферы у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра мы сосредоточили внимание на исследовании выражения и понимания эмоций, считая, что данные аспекты эмоциональной сферы являются наиболее важными для успешной деятельности дошкольников данной категории.
В результате констатирующего этапа эксперимента нам удалось выяснить, что как в контрольной, так и в экспериментальной группах у детей преобладает низкий уровень развития эмоциональной сферы. Дети имели низкий уровень понимания, выражения эмоций и эмоциональных состояний.
В соответствии с результатами исследования была разработана программа развития и коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра, рассчитанная на 28 групповых занятий, решающих следующие задачи:
1. Расширение знаний детей об эмоциях и способах их выражения, обогащение словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
2. Развитие и совершенствование умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;
3. Формирование и развитие умения детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);
4. Способствование открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и так далее);
5. Развитие у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.
В результате контрольного этапа эксперимента мы установили, что в контрольной группе у детей значительных изменений в показателях нами не было зафиксировано. У детей все так же преобладает низкий уровень понимания, выражения эмоций и эмоциональных состояний.
В экспериментальной группе зафиксирована положительная динамика. Развилось понимание эмоциональных состояний, дети начали правильно называть и показывать эмоций, делиться своим опытом переживания той или иной эмоции.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра оказалась эффективна. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи были выполнены в полной мере.
Анализируя общую и специальную психолого-педагогическую литературу, освещающую состояние изученности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, можно утверждать, что эмоциональная сфера играет важную роль в развитии ребёнка и становлении его личности. В настоящий момент нет единого взгляда на сущность и структуру чувств и эмоций. Это подтверждается тем, что ученые не могут прийти к единому мнению. Дискуссии исследователей проводятся на самые разные темы. Например, на тему происхождения и природы эмоций и чувств. Благодаря этому на современном этапе исследования эмоций, существует большое количество базы разноплановых исследований и подходов к изучению эмоциональной сферы. В онтогенезе эмоций человека можно выделить 4 этапа: новорожденный, младенческий, с 3-4 лет до 12-14 и этап формирования высших эмоций, который достигается к 20-22 годам.
У детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются нарушения в эмоциональной сфере, которые могут в значительной степени влиять на их дальнейшее развитие. Таким образом, нарушение эмоциональной сферы является ведущим признаком при расстройстве аутистического спектра. Само понятие «аутистический спектр» ввела британский психиатр Л. Винг. К основным признакам аутизма относят отсутствие потребности в общении и отсутствие целенаправленного поведения, своеобразные страхи, своеобразие моторики, своеобразие речи и ее формирования, стереотипии в поведении, моторике, речи, игре. Существуют такие классификации аутизма как по МКБ-10, DSM-5, О.С. Никольской, Л. Винг, В.М. Башиной, К.С. Лебединской.
Для изучения особенностей эмоциональной сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра был проведён эксперимент на базе МАДОУ 322 «Морозко». В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет с расстройствами аутистического спектра. Исходя из проблемы, цели и задач работы, возможностей учащихся, были подобраны следующие психодиагностические методики:
- Методика «понимание и выражение эмоций» (Л.П. Стрелкова);
- Методика «Восприятие детьми графического изображения эмоциональных состояний (Г.В. Фадина)»;
- Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (С.Д. Забрамная);
При проведении исследования по выявлению особенностей эмоциональной сферы у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра мы сосредоточили внимание на исследовании выражения и понимания эмоций, считая, что данные аспекты эмоциональной сферы являются наиболее важными для успешной деятельности дошкольников данной категории.
В результате констатирующего этапа эксперимента нам удалось выяснить, что как в контрольной, так и в экспериментальной группах у детей преобладает низкий уровень развития эмоциональной сферы. Дети имели низкий уровень понимания, выражения эмоций и эмоциональных состояний.
В соответствии с результатами исследования была разработана программа развития и коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра, рассчитанная на 28 групповых занятий, решающих следующие задачи:
1. Расширение знаний детей об эмоциях и способах их выражения, обогащение словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
2. Развитие и совершенствование умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;
3. Формирование и развитие умения детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);
4. Способствование открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и так далее);
5. Развитие у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.
В результате контрольного этапа эксперимента мы установили, что в контрольной группе у детей значительных изменений в показателях нами не было зафиксировано. У детей все так же преобладает низкий уровень понимания, выражения эмоций и эмоциональных состояний.
В экспериментальной группе зафиксирована положительная динамика. Развилось понимание эмоциональных состояний, дети начали правильно называть и показывать эмоций, делиться своим опытом переживания той или иной эмоции.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра оказалась эффективна. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи были выполнены в полной мере.
Подобные работы
- Особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (Московский педагогический государственный университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Формирование социально-бытовых навыков у детей старшего
дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021 - Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности зрительного восприятия у детей старшего дошкольного
возраста с расстройством аутистического спектра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017



