Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

Работа №168336

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2023
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Понятие эмоций в отечественной и зарубежной литературе 8
1.2. Развитие эмоций в онтгенезе 13
1.3. Клинико-психологическая характеристика детей с РАС 15
1.4. Особенности эмоциональной сферы детей с РАС 24
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С РАС 30
2.1. Методика организации констатирующего эксперимента 31
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 33
Выводы по второй главе 42
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС 43
3.1. Научно-теоретические и методологические подходы к коррекции
эмоциональной сферы у старших дошкольников с РАС 43
3.2. Программа психологической коррекции эмоциональной сферы у детей
старшего дошкольного возраста с РАС 50
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 58
Выводы по третьей главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЯ 71

Актуальность данной работы объясняется тем, что в последние годы появляется тенденция к увеличению числа детей с расстройством аутистического спектра. Исходя из статистики, можно сделать вывод о том, что во всем мире расстройством аутистического спектра страдают более 10 млн. человек. Ежегодно процент детей, которые рождаются с аутизмом увеличивается на 11-17 процентов.
Такой термин как аутизм, в первый раз применил в 1910 году Эйген Блейлер. Аутизм - это своего рода бегство от реальности. То, что характеризуется фиксацией на внутреннем мире охватывающим аффективные комплексы и переживания. При анализе интроверсии и патопсихологического состояния аутизма существует значительное различие в личностных аспектах, делая его болезненным вариантом интроверсии.
Синдром Аспергера представляет собой аутистическую патологию, которая характеризуется нарушениями в общении, недооценкой реального мира и присутствием ограниченных и стереотипных увлечений. Эти особенности отличают детей с этим синдромом от их сверстников, аналогично ситуации с детским аутизмом.
Синдром Каннера - это расстройство, характеризующееся неравномерным развитием психических, моторных, речевых и эмоциональных функций, а также нарушением социального общения и коммуникации.
Эмоции являются важным аспектом развития ребенка. Они помогают детям понимать свои чувства и эмоции, а также общаться с другими людьми.
В.В. Лебединский говорил о том, что системы эмоций играют важную роль в жизни каждого человека. Они помогают нам контролировать наши чувства и реакции в различных ситуациях.
А.Д. Кошелева считает, что взаимодействие ситуативных эмоций и обобщенных суждений (чувств одного и того же содержания) приводит к тому, что сознание ребенка начинает двигаться непрерывно самостоятельно.
В случае расстройства аутистического спектра искажения психологии ребенка также могут влиять на его эмоциональную сферу. У детей с расстройствами аутистического спектра наблюдаются проблемы с незрелыми эмоциональными реакциями, выражением негативных эмоций, особенно с неразделимостью положительного и отрицательного опыта, а также с распознаванием и отражением эмоций других людей.
Проблема исследования: несмотря на имеющиеся в литературе данные об особенностях эмоциональной сферы у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра, многие вопросы, которые касаются разработки психокоррекционных технологий эмоциональной сферы с использованием современных методов и приемов работы с детьми выбранной категории, недостаточно изучены.
Цель исследования - выявить особенности эмоциональной сферы у дошкольников с РАС, теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Объект исследования - эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования - программа психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы исследования.
2. Анализ развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.
3. Выявить особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с РАС.
4. Разработать и апробировать программу психологической коррекции эмоциональной сферы детей с РАС, проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования. В ходе исследования мы предположили, что для эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с РАС будет характерно:
1. Трудности в понимании эмоций;
2. Низкий уровень развития эмоциональной сферы;
3. Трудности в выражении эмоций;
4. Трудности в восприятии и понимании эмоциональных состояний.
Использование разработанной нами программы психологической коррекции эмоциональной сферы окажет положительное влияние у данной категории испытуемых.
Теоретическая значимость:
Заключается в расширении представлений об особенностях эмоциональной сферы детей с расстройством аутистического спектра
Практическая значимость:
Заключается в разработке программы психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра. Представленные материалы диссертационной работы могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов в образовательных учреждениях.
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и научно -методической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: изучение психолого-педагогической
документации на ребёнка, беседа, наблюдение; экспериментальные методы - констатирующий эксперимент.
В процессе исследования были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика диагностики эмоциональной сферы дошкольника (Л.П. Стрелкова);
2. Методика «Восприятие детьми графического изображения эмоций» (Г.В. Фадина);
3. Методика С.Д. Забрамной «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций».
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной и зарубежной психологии: биологическая теория эмоций П.К. Анохина; концепция культурно¬исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского (1934); концепция аффективного развития детей с РАС (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, Е. Григоренко и др.); об особенностях эмоциональной сферы детей с РАС (О.Б. Богдашина), о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о потенциальных возможностях развития ребенка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и др.); возрастная психология (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.С. Мухина и др.);
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в пять этапов с февраля 2022 по март 2023 года.
Первый этап (февраль 2022) - подготовительный. На данном этапе исследования нами были изучены анамнестические сведения на каждого ребенка, были проведены ознакомительные беседы с психологом и детьми, которые позволили установить доверительные отношения с испытуемыми.
Второй этап (май 2022) - психодиагностический. Проведение констатирующего этапа исследования по изучению эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Третий этап (сентябрь 2022 г. - март 2023 г.) - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Четвертый этап (март 2023 г. - май 2023 г.). Сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Пятый этап (май 2023 г. - сентябрь 2023 г.). Формулирование выводов. Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, в количестве 81 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе было установлено, что данная тема актуальна для специальной психологии и педагогики.
Анализируя общую и специальную психолого-педагогическую литературу, освещающую состояние изученности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, можно утверждать, что эмоциональная сфера играет важную роль в развитии ребёнка и становлении его личности. В настоящий момент нет единого взгляда на сущность и структуру чувств и эмоций. Это подтверждается тем, что ученые не могут прийти к единому мнению. Дискуссии исследователей проводятся на самые разные темы. Например, на тему происхождения и природы эмоций и чувств. Благодаря этому на современном этапе исследования эмоций, существует большое количество базы разноплановых исследований и подходов к изучению эмоциональной сферы. В онтогенезе эмоций человека можно выделить 4 этапа: новорожденный, младенческий, с 3-4 лет до 12-14 и этап формирования высших эмоций, который достигается к 20-22 годам.
У детей с расстройством аутистического спектра наблюдаются нарушения в эмоциональной сфере, которые могут в значительной степени влиять на их дальнейшее развитие. Таким образом, нарушение эмоциональной сферы является ведущим признаком при расстройстве аутистического спектра. Само понятие «аутистический спектр» ввела британский психиатр Л. Винг. К основным признакам аутизма относят отсутствие потребности в общении и отсутствие целенаправленного поведения, своеобразные страхи, своеобразие моторики, своеобразие речи и ее формирования, стереотипии в поведении, моторике, речи, игре. Существуют такие классификации аутизма как по МКБ-10, DSM-5, О.С. Никольской, Л. Винг, В.М. Башиной, К.С. Лебединской.
Для изучения особенностей эмоциональной сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра был проведён эксперимент на базе МАДОУ 322 «Морозко». В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет с расстройствами аутистического спектра. Исходя из проблемы, цели и задач работы, возможностей учащихся, были подобраны следующие психодиагностические методики:
- Методика «понимание и выражение эмоций» (Л.П. Стрелкова);
- Методика «Восприятие детьми графического изображения эмоциональных состояний (Г.В. Фадина)»;
- Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» (С.Д. Забрамная);
При проведении исследования по выявлению особенностей эмоциональной сферы у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра мы сосредоточили внимание на исследовании выражения и понимания эмоций, считая, что данные аспекты эмоциональной сферы являются наиболее важными для успешной деятельности дошкольников данной категории.
В результате констатирующего этапа эксперимента нам удалось выяснить, что как в контрольной, так и в экспериментальной группах у детей преобладает низкий уровень развития эмоциональной сферы. Дети имели низкий уровень понимания, выражения эмоций и эмоциональных состояний.
В соответствии с результатами исследования была разработана программа развития и коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников с расстройством аутистического спектра, рассчитанная на 28 групповых занятий, решающих следующие задачи:
1. Расширение знаний детей об эмоциях и способах их выражения, обогащение словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
2. Развитие и совершенствование умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;
3. Формирование и развитие умения детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);
4. Способствование открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и так далее);
5. Развитие у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.
В результате контрольного этапа эксперимента мы установили, что в контрольной группе у детей значительных изменений в показателях нами не было зафиксировано. У детей все так же преобладает низкий уровень понимания, выражения эмоций и эмоциональных состояний.
В экспериментальной группе зафиксирована положительная динамика. Развилось понимание эмоциональных состояний, дети начали правильно называть и показывать эмоций, делиться своим опытом переживания той или иной эмоции.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра оказалась эффективна. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи были выполнены в полной мере.



1. Анохин, П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. - М, 1984. - 542 с.
2. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. - М, 2006. - 195 с.
3. Аршатская, О.А. О психологической помощи детям раннего возраста
при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие
специалистов и родителей. - М, 2006. - №8. - С. 63-70.
4. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. - М., 2012. - 224 с.
5. Баенская, Е.Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми. Дефектология. - 2008. - 134 с.
6. Бакина, М.А. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание 2005. - №4. - С.58-60.
7. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. - М., УМК «Психология». - 2003. - 36 с.
8. Башина, В.М. Аутизм в детстве Текст. / В.М. Башина, В.М., Медицина, 1999 - 240 с.
9. Башина, В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. - М., 1993. - С. 154-165.
10. Башина, В. М. Ранняя детская шизофрения Текст. / В. М. Башина М., Медицина, 1980. - 248 с.
11. Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика / Богдашина О. - Донецк: Лебедь, 1999. - 112 с.
12. Богдашина, О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учебное пособие / под науч. ред. Е.А. Черенёвой / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014 - 68 с.
13. Богдашина, О. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: учебное пособие / под науч. ред. Е.А. Черенёвой / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014 - 37 с.
14. Беляева О.Л., Философ М.Г., Черенёва Е.А., Юкина Т.Л. Организация инклюзивного образования детей с РАС в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие / Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. - Сер. Социальные практики инклюзивного образования. - 42 с.
15. Брин И.Л., Демикова Н.С. и др. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом. - М, 2002. - 40 с.
16. Величковский, Б.М. Психология, Москва. Просвещение. - 1973. - 374 с.
17. Ворожцова, О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. Москва: Издательство института психотерапии, 2004. - 234 с.
18. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 25-30.
19. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Текст.: в 6 т. // Собр. соч., М, Педагогика, 1983 - т.4. - С. 243-385.
20. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии Текст. / Выготский, Л.С. // Сост. Т. М. Лифанова, М. Просвещение. - 1995. - 527 с.
21. Гайдукевич, С.Е. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб. метод. пособие. - БГПУ, 2009. - 276 с.
22. Гилберг, К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты - СПб. ИСПиП, 1998. - 48 с.
23. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие. Изд-во МПСИ, 2008. - С. 21-42.
24. Иванов, Е.С. Детский аутизм: диагностика и коррекция / Иванов, Е.С. - СПб: «Дидактика Плюс», 2004. - 80 с.
25. Изард, К.Э. Психология эмоций. / Перев. С англ. - СПб.: Питер,
1999. - 324 с.
26. Изард, К.Э. Эмоции человека. Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой. - М. Просвещение, 2003. - 154 с.
27. Изотова, Е.И. Особенности идентификации эмоций у детей дошкольного возраста // Научные труды МИГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. - М., 2003. - 201 с.
28. Изотова, Е.А., Никифорова, Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теории и практика: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
29. Изотова, Е.И. Эмоциональные представления как фактор психического развития детей дошкольного возраста. Автореф. Дис.канд. Психол. Наук. - М., 1994. - 166 с.
30. Каган, В.Е. Аутизм у детей. - Москва. - 1981 г. - 67 с.
31. Ковалец, И.В. // Дефектология. - 1998. - № 2. - С. 63-73.
32. Карпович, И.А. Психологическая помощь детям с ранним детским
аутизмом: сборник материалов «Международной научно-практической
конференции». Курганский государственный университет, 2014. - С. 196 - 198.
33. Кац Л.И, Тюлина В.Б. Игротерапия для детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. - 2015. - С. 144-156.
34. Ковалев, В.В. Синдромы раннего детского аутизма // Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей). - М, Медицина, 1979. - С. 33-41.
35. Ковалец, И.В. Основные направления работы с аутичными детьми . 1998. - С. 123-134.
36. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 14-16 декабря 2016 г., Москва. Под общей редакцией А.В. Хаустова. - Москва: ФГБОУ ВО МГ11ПУ, 2016. - 24 с.
37. Косенко, Ю.А. Формирование активности в игре. // Дошкольное воспитание. - 1989. - С. 120-123.
38. Кревелен, В.К проблеме аутизма. Хрестоматия. - СПб, 1997. - 56 с.
39. Лаврентьева, Н.Б. Особенности психологического обследования детей с аутизмом [Электронный ресурс] // Нарушение эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема: Материалы научной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения К.С. Лебединской. - М.: ИКП РАО, 2005. - С. 14-15.
40. Лебединская, К.С. Вопросы дифференциальной диагностики / К.С. Лебединская // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2005. №9. - С. 16-24.
41. Лебединская, К.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма / К.С. Лебединская, О.С. Никольская// Диагностика раннего детского аутизма.
- М.: Просвещение, 1991. - 53 с.
42. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Издательство МГУ, 1985. - 45 с.
43. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - Москва 1990. - 96 с.
44. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: в 2 T. Т.1. - М., 1983.
- С. 476-480.
45. Литвинова Г.В., Зазуленко-Бакланова Н.В. Арт-терапевтические технологии в системе психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Исцеляющее искусство. Международный журнал арт-терапии. - 2016. - С. 18-39.
46. Лубовский, В.И. Специальная психология. - Москва. Академия. 2005. - 143 с.
47. Маклаков, А.Б. Общая психология. - М., 2005. - 785 с.
48. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - Санкт-Петербург. Речь. - 2006. - 300 с.
49. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.
50. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь. - Санкт- Петербург. Прайм-Еврознак. - 2003. - 432 с.
51. Морозова, С.А. Аутизм: методические рекомендации по
коррекционной работе Текст.: материалы к спецкурсу. - М.: Сигнал, 2002. - 246 с.
52. Морозова, С.С. Составление индивидуальных коррекционых программ для работы с аутичными детьми. - М., 2008. - 155 с.
53. Морозов, С.А. Современные методы коррекции аутизма / С.С. Морозов //Папам и мамам об особых детках. - 2008. - № 122. - С. 45-49.
54. Морозов, С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра: учебно-методическое пособие. - М. - 2014. - 44 с.
55. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. 7-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2003. - С. 163-170.
56. Мухин, С.С., Зеленецкая, А.Е., Исаев, Д.И. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1967. - № 10. - С. 1501-1506.
57. Немов, С. Р. Основы общей психологии. - Москва. Владос. 2003. - 321 с.
58. Никитишина Н.А., Болотских Н.В., Чернобаева С.А. Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра // Образование и воспитание. - 2017. - № 5. - С. 74-76.
59. Никифорова, Е.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками. - 1997. - С. 25 - 33.
60. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. - М.: Полиграф сервис, 2003. - 232 с.
61. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Теревинф, 1997. - 227 с.
62. Никольская, О.С. Изучение проблемы детского аутизма в России / О.С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. - № 19. - С. 34-41.
63. Никольская, К.С. Психологическая классификация детского аутизма/ Никольская К.С. // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2014. - №18. - С. 31-45.
64. Ньюмен, С. Игры и занятия с особым ребенком. - М.: Теревинф, 2016. - 236 с.
65. Питерс, Т. Аутизм: от теоретического понимания к
педагогическому воздействию / Т. Питерс. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 192 с.
66. Полтавцева В.Н., Косарева Л.В., Башманова Л.П. Играют дети - играют вместе (Игровая терапия для детей с ранним детским аутизмом). Молодой учёный. - 2016. - С. 913-916.
67. Психолого-педагогические практики сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: региональный опыт: методические рекомендации / Н.Д. Вощенко, С.С. Иванчугова, Н.В. Баландина ; отв. ред. Т.В. Фуряева, Е.А. Черенёва; Краснояр. гос. пед. ут-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. - 58 с.
68. Психолого-педагогические технологии обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Галочкина Т.Ю., Баранова И.О., Веретнова О.Д., Кузьмина Т.С., Грачева Л.И., Доронина И.Н. методические рекомендации / отв. ред. Е.А. Черенёва. Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. Сер. Социальные практики инклюзивного образования - 146 с.
69. Ремшмидт, X. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение / Х. Ремшмидт. - М.: Медицина, 2003. - 120 с.
70. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. - Москва. Владос. - 1998. - 423 с.
71. Роджерс, С.Дж. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. - 416 с.
72. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, изд. 2., - 615 с.
73. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. Учебник для студентов медицинских вузов - М.: Академический Проект, Екатеринбург, 2000. - 215 с.
74. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону. Феникс. 2000. - 672 с.
75. Урунтаева, Г.А. Детская психология. - Москва. Академия. 2001. - 336 с.
76. Франческа, А. Пер. с англ. Д. В. Ермолаева. Введение в психологическую теорию аутизма [Электронный ресурс] - Эл. изд. 2006. - 17 с.
77. Хаустов, А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. - М.: ЦСПМССДиП. 2003. - 87 с.
78. Чевычелова Н.В., Черенёва Е.А., Черенёв Д.В., Маслобоев С.Г. Анализ современных технологий обучения и сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2019. №3 (49). - С. 15-25.
79. Шипицина, Л.М. Детский аутизм. Хрестоматия: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Л.М. Шипицина. - Спб: Сфера, 2001. - 368 с.
80. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В. Детская психиатрия: Учебник / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - СПб.: Питер, 2005. - С. 25-29.
81. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М. Теревинф, 2004. - 106 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ