Работа по совершенствованию языкового навыка в области словообразования на уроке английского языка в 10 классе
|
Введение 4
1. Теоретические основания и предпосылки исследования в области словообразовательного навыка у обучающихся 10 классов основной школы 7
1.1. Словообразовательная компетенция 8
1.2. Понятие словообразования и словообразовательная модель 11
1.2.1. Словообразовательная модель как матрица для пополнения
лексического состава языка 14
1.3. Теоретические особенности изучения пред итогового формирования
лингвистической компетенции в области словообразовании на уроке английского языка в 10 классе 18
1.4. Лингводидактическая работа с деривацией на старшем этапе обучения
на уроке английского языка 21
Выводы по первой главе 25
2. Апробационно-опытная работа по отработке и совершенствованию
навыков словообразования обучающихся на этапе полного общего образования 27
2.1. Учебно-методический комплекс Комаровой Ю.А. Ларионовой И.В.,
Р.Араванис., Дж.Вассилакис. «Английский язык: Учебник английского языка для 10 класса общеобразовательных учреждений» под редакцией Москвы: Русское слово, 2013. - 208с 27
2.2. Цель, задачи и условия экспериментальной апробации 32
2.3. Методика по совершенствованию словообразовательного навыка у учащихся 10 класса по программе УМК Комаровой Ю.А. Ларионовой И.В., Р.Араванис., Дж.Вассилакис. «Английский язык: Учебник английского языка для 10 класса общеобразовательных учреждений» под ред. Москвы: Русское слово, 2013. - 208с 35
2.3.1. Подготовительный этап работы 35
2.3.2. Тренировочный этап 39
2.3.3. Применительный этап 51
2.3.4. Обобщающий этап работы 53
2.3.5. Анализ результатов апробационно-опытной работы 54
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение А 65
Приложение Б 66
Приложение В 68
Приложение Г 69
Приложение Д 73
1. Теоретические основания и предпосылки исследования в области словообразовательного навыка у обучающихся 10 классов основной школы 7
1.1. Словообразовательная компетенция 8
1.2. Понятие словообразования и словообразовательная модель 11
1.2.1. Словообразовательная модель как матрица для пополнения
лексического состава языка 14
1.3. Теоретические особенности изучения пред итогового формирования
лингвистической компетенции в области словообразовании на уроке английского языка в 10 классе 18
1.4. Лингводидактическая работа с деривацией на старшем этапе обучения
на уроке английского языка 21
Выводы по первой главе 25
2. Апробационно-опытная работа по отработке и совершенствованию
навыков словообразования обучающихся на этапе полного общего образования 27
2.1. Учебно-методический комплекс Комаровой Ю.А. Ларионовой И.В.,
Р.Араванис., Дж.Вассилакис. «Английский язык: Учебник английского языка для 10 класса общеобразовательных учреждений» под редакцией Москвы: Русское слово, 2013. - 208с 27
2.2. Цель, задачи и условия экспериментальной апробации 32
2.3. Методика по совершенствованию словообразовательного навыка у учащихся 10 класса по программе УМК Комаровой Ю.А. Ларионовой И.В., Р.Араванис., Дж.Вассилакис. «Английский язык: Учебник английского языка для 10 класса общеобразовательных учреждений» под ред. Москвы: Русское слово, 2013. - 208с 35
2.3.1. Подготовительный этап работы 35
2.3.2. Тренировочный этап 39
2.3.3. Применительный этап 51
2.3.4. Обобщающий этап работы 53
2.3.5. Анализ результатов апробационно-опытной работы 54
Выводы по второй главе 59
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение А 65
Приложение Б 66
Приложение В 68
Приложение Г 69
Приложение Д 73
Для знания иностранного языка богатство словарного запаса не менее важно, чем понимание грамматики. Чем большим количеством слов владеет учащийся, тем свободнее и увереннее он себя чувствует в иноязычной среде. Он способен на более качественное восприятие поступающей информации, а также на не менее качественное выполнение предложенных ему заданий.
Многообразие лексики во многом определяется богатством словообразования в английском языке. Построение новых слов основано на общих принципах. И тот ученик, который знает и понял эти принципы, чувствует себя с незнакомой лексикой гораздо увереннее.
Один из методов быстро расширить свой словарный запас - освоить способы словообразования в английском языке. Поняв принципы, по которым строятся слова, можно из уже известного слова вывести значения его однокоренных слов.
Обучающиеся на этапе полного общего образования, а именно - 10-х классов часто уже знают о своих будущих планах и убеждены в релевантности своих школьных дисциплин, которые могут быть им вполне полезны для сдачи экзаменов. Те учащиеся, которые планируют сдавать ЕГЭ по английскому языку, уделяют достаточно много своего времени и внимания подготовке к сдаче выбранного ими экзамена. Также, стоит отметить, что именно раздел, требующий работы над словообразованием, является одним из самых популярных и актуальных на сегодняшний день. Именно он требует неимоверно обширного объёма и запаса знаний в области словообразовательных правил, принципов построении и образования новых слов из представленных (данных в скобках).
На работу с данным разделом и аспектом языкознания мы нацелены.
Актуальность исследования определяется происходящим на сегодняшний день активным поиском высокоэффективных методик обучения главным способам словообразования в современном английском языке, способствующим быстрому и долгосрочному запоминанию деривационных моделей, а также - успешному применению данной компетенции в практике коммуникации и успешного выполнения заданий на словообразовательные модели изучаемого иностранного языка при прохождении испытаний в виде Единого государственного или других экзаменов.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в 10 классе основной школы.
Предмет исследования - методы и приемы формирования и активизации навыка словообразования у обучающихся 10-х классов в рамках урока иностранного языка.
Цель - систематизация эффективных методов и приемов формирования и активизации навыка словообразования в процессе иноязычного образования, а также в теоретическом обосновании и разработке серии интегрированных заданий для обучающихся 10 класса.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить теоретический психолого-педагогический и методический материал по основным положениям исследования, а также по вопросам работы над языковым навыком в области словообразования в английском языке;
- проанализировать употребление и наличие словообразующих и формообразовательных морфем в учебниках и сборниках для подготовки к ЕГЭ, а также требования к их применению.
- практическое обоснование и подтверждение эффективности методов обучения навыкам словопроизводства у учащихся 10 класса.
- Собственная разработка серии поддерживающих заданий по совершенствованию словообразовательного навыка у учащихся 10 класса при работе по программе УМК Комарова Ю.А. Ларионова И.В., Р.Араванис., Дж.Вассилакис. Английский язык: Учебник английского языка для 10 класса общеобразовательных учреждений - Москва: Русское слово, 2013. - 208с.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы научного исследования:
- наблюдение за учебным процессом в классах лицея;
- анализ психолого-педагогической, лингвистической,
лингводидактической и методической литературы и деятельности по проблеме формирования языкового навыка в области словообразования в обучении английскому языку;
- анализ используемого учебно-методического комплекса;
- проведение финального контрольного среза по словообразованию у старшеклассников с целью выявления усвоения материала, а также их отношения к использованию тех или иных методик на уроках английского языка;
- опытная работа.
Теоретико-методологической базой исследования послужили фундаментальные труды ведущих специалистов по проблемам словообразования как лингвистической дисциплины В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, А. А. Уфимцевой, по лингводидактике и методике обучения иностранным языкам Е. И. Пассова и И. И. Халеевой, а также по продуктивности и проблематизации заданий на словообразование при обучении английскому языку Хайруллина М.Б. и Хайруллиной А.М.
База исследования - два десятых класса МАОУ Лицея №6 «Перспектива» г. Красноярска. В экспериментальной группе приняли участие 20 учащихся 10 классов.
Многообразие лексики во многом определяется богатством словообразования в английском языке. Построение новых слов основано на общих принципах. И тот ученик, который знает и понял эти принципы, чувствует себя с незнакомой лексикой гораздо увереннее.
Один из методов быстро расширить свой словарный запас - освоить способы словообразования в английском языке. Поняв принципы, по которым строятся слова, можно из уже известного слова вывести значения его однокоренных слов.
Обучающиеся на этапе полного общего образования, а именно - 10-х классов часто уже знают о своих будущих планах и убеждены в релевантности своих школьных дисциплин, которые могут быть им вполне полезны для сдачи экзаменов. Те учащиеся, которые планируют сдавать ЕГЭ по английскому языку, уделяют достаточно много своего времени и внимания подготовке к сдаче выбранного ими экзамена. Также, стоит отметить, что именно раздел, требующий работы над словообразованием, является одним из самых популярных и актуальных на сегодняшний день. Именно он требует неимоверно обширного объёма и запаса знаний в области словообразовательных правил, принципов построении и образования новых слов из представленных (данных в скобках).
На работу с данным разделом и аспектом языкознания мы нацелены.
Актуальность исследования определяется происходящим на сегодняшний день активным поиском высокоэффективных методик обучения главным способам словообразования в современном английском языке, способствующим быстрому и долгосрочному запоминанию деривационных моделей, а также - успешному применению данной компетенции в практике коммуникации и успешного выполнения заданий на словообразовательные модели изучаемого иностранного языка при прохождении испытаний в виде Единого государственного или других экзаменов.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в 10 классе основной школы.
Предмет исследования - методы и приемы формирования и активизации навыка словообразования у обучающихся 10-х классов в рамках урока иностранного языка.
Цель - систематизация эффективных методов и приемов формирования и активизации навыка словообразования в процессе иноязычного образования, а также в теоретическом обосновании и разработке серии интегрированных заданий для обучающихся 10 класса.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить теоретический психолого-педагогический и методический материал по основным положениям исследования, а также по вопросам работы над языковым навыком в области словообразования в английском языке;
- проанализировать употребление и наличие словообразующих и формообразовательных морфем в учебниках и сборниках для подготовки к ЕГЭ, а также требования к их применению.
- практическое обоснование и подтверждение эффективности методов обучения навыкам словопроизводства у учащихся 10 класса.
- Собственная разработка серии поддерживающих заданий по совершенствованию словообразовательного навыка у учащихся 10 класса при работе по программе УМК Комарова Ю.А. Ларионова И.В., Р.Араванис., Дж.Вассилакис. Английский язык: Учебник английского языка для 10 класса общеобразовательных учреждений - Москва: Русское слово, 2013. - 208с.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы научного исследования:
- наблюдение за учебным процессом в классах лицея;
- анализ психолого-педагогической, лингвистической,
лингводидактической и методической литературы и деятельности по проблеме формирования языкового навыка в области словообразования в обучении английскому языку;
- анализ используемого учебно-методического комплекса;
- проведение финального контрольного среза по словообразованию у старшеклассников с целью выявления усвоения материала, а также их отношения к использованию тех или иных методик на уроках английского языка;
- опытная работа.
Теоретико-методологической базой исследования послужили фундаментальные труды ведущих специалистов по проблемам словообразования как лингвистической дисциплины В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, А. А. Уфимцевой, по лингводидактике и методике обучения иностранным языкам Е. И. Пассова и И. И. Халеевой, а также по продуктивности и проблематизации заданий на словообразование при обучении английскому языку Хайруллина М.Б. и Хайруллиной А.М.
База исследования - два десятых класса МАОУ Лицея №6 «Перспектива» г. Красноярска. В экспериментальной группе приняли участие 20 учащихся 10 классов.
Принимая во внимание уже имеющиеся толкования ключевого понятия «словообразовательная компетенция», где под словообразовательной компетенцией учащихся общеобразовательной школы мы понимаем готовность и способность использовать словообразовательные средства для производства слов в процессе овладения устной и письменной иноязычной речью, мы можем заключить тем, что согласно требованиям ФГОС учащиеся старших классов должны не только знать, но и владеть следующими способами словообразования: аффиксация, конверсия и словосложение.
Словообразовательная компетенция занимает важнейшее место среди многочисленных умений и навыков, которыми должен обладать учащийся на старшей ступени обучения.
Руководствуясь фактической обстановкой на практике, большинство учебных заведений используют УМК, которые не предполагают выделение особого, значительного процента внимания совершенствованию умений словообразования в средних школах на предитоговых этапах изучения английского языка.
В ходе работы удалось успешно подготовить, апробировать и описать подготовленную методическую разработку комплекса заданий по совершенствованию лингвистического навыка в области словообразования на уроке английского языка у учащихся 10 класса. Для достижения поставленной цели мы подробно рассмотрели процессы продуктивных способов словообразования в английском языке, вновь был проработан теоретический материал касательно данной темы, успешно охарактеризовали специфику порождения новых слов в английском языке, а также провели работу, направленную на нахождение необходимых путей развития и совершенствования рассматриваемого навыка.
Поставленная цель исследования была успешно достигнута, установленные задачи были решены в полной мере, выдвинутая гипотеза была также доказана с помощью проведения апробационно-опытной методики по совершенствованию словообразовательной компетенции у учащихся 10 класса.
Словообразовательная компетенция занимает важнейшее место среди многочисленных умений и навыков, которыми должен обладать учащийся на старшей ступени обучения.
Руководствуясь фактической обстановкой на практике, большинство учебных заведений используют УМК, которые не предполагают выделение особого, значительного процента внимания совершенствованию умений словообразования в средних школах на предитоговых этапах изучения английского языка.
В ходе работы удалось успешно подготовить, апробировать и описать подготовленную методическую разработку комплекса заданий по совершенствованию лингвистического навыка в области словообразования на уроке английского языка у учащихся 10 класса. Для достижения поставленной цели мы подробно рассмотрели процессы продуктивных способов словообразования в английском языке, вновь был проработан теоретический материал касательно данной темы, успешно охарактеризовали специфику порождения новых слов в английском языке, а также провели работу, направленную на нахождение необходимых путей развития и совершенствования рассматриваемого навыка.
Поставленная цель исследования была успешно достигнута, установленные задачи были решены в полной мере, выдвинутая гипотеза была также доказана с помощью проведения апробационно-опытной методики по совершенствованию словообразовательной компетенции у учащихся 10 класса.
Подобные работы
- Приемы работы с лексикой на среднем этапе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНЫХ СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 6-х КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЯМ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование и активизация навыка словообразования в процессе обучения
лексической и грамматической сторонам речи на уроке английского языка в 7 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ГНЕЗДОВОЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Роль языка СМИ как фактор расширения словарного запаса старшей
ступени обучения
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



