ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ
ИГР НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ШКОЛЬНИКОВ... 7
1.1 Проблема развития физических качеств в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Игровая деятельность как средство развития скоростных способностей
детей 14
1.3. Средства и методы развития быстроты, ловкости у детей младшего
школьного возраста 20
Глава 2. Организация и методы исследования 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Методы исследования 31
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ 35
3.1 Экспериментальное обоснование развития быстроты, ловкости
средствами подвижных игр у детей младшего школьного возраста 35
3.2 Результаты педагогического исследования, и их обсуждение 40
ВЫВОДЫ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЛОВКОСТИ
ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 60
Актуальность работы заключается в основе работ отечественных и зарубежных учёных (Ф. Лагранж, П.Ф. Лесгафт, Е.А. Аркин), в которой лежит принцип целесообразности движений, то есть умение человека рационально использовать имеющиеся двигательные навыки и проявлять психофизические качества в разнообразных видах деятельности с максимальным усилением и максимальной эффективностью. В соответствии с рекомендациями Государственного совета РФ «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» от 30. 01. 2002г. приняты меры по совершенствованию физического воспитания детей младшего школьного возраста, которые направлены на формирование двигательной культуры.
Быть в начальных классах - это уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство, значит, найти важнейшие механизмы и факторы развития ребёнка. Как мы постигаем мир младшего школьного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры. Неслучайно, игра названа спутником детства. Ключ к познанию младшего школьного возраста следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе, деятельности школьника и естественном выражении его активности. Огромную потребность в движениях дети обычно стремятся удовлетворить в игре. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Игры являются лучшим лекарством для детей от двигательного голода - гиподинамии, так как дети основную часть дня - около 70% времени поводят в статичном сидячем положении. Особенно это характерно для детей младшего возраста. Среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия
Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию младших школьников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. Но, к большому сожалению, в настоящее время подвижные игры используются мало. Большее предпочтение в выборе подвижной игре отдается подвижным играм, имеющим сюжетный характер. Игры этого вида строятся на основе опыта детей. Выполняемые движения носят в основном имитационный характер (прыгать как зайчики). Но известно, что существуют также бессюжетные игры с элементами соревнований, с предметами; игры - забавы, аттракционы, спортивные игры. С их помощью можем решить проблему гиподинамии; можем в полной мере развивать у младших школьников быстроту, ловкость и т.д.
В многообразии средств физической культуры игре принадлежит совершенно особое место. Появление игры было оправданно с биологических позиций необходимостью передачи опыта от одного поколения к другому. Игра по праву занимает одно из центральных мест в сфере физической культуры и спорта. В развитие двигательной деятельности подвижной игре также принадлежит ведущая роль. Подвижная игра как двигательная деятельность обладает определённой спецификой: она требует от ребёнка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Поэтому темой исследования является «Развитие быстроты и ловкости обучающихся средствами подвижных игр».
Цель работы: выявить влияние подвижных игр на развитие таких физических качеств как быстрота и ловкость у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие быстроты и ловкости средствами подвижных игр у детей младшего школьного возраста
Гипотеза - предполагается, что если систематически увеличить количество подвижных игр проводимых в конце занятия, то развитие быстроты, ловкости будет отличаться в положительную сторону относительно классической системы проведения уроков.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития быстроты и ловкости у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить уровень развития быстроты и ловкости у детей младшего школьного возраста.
3. Подобрать и апробировать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Красномаяковская» СОШ, в ходе проведения опытно-экспериментальной части исследования была выбрана группа детей определенной возрастной категории (от 9 до 10 лет)
Теоретико-методологическая основа исследования - в основу исследования легли работы по ТиМФК, Педагогике и Физиологии. По ТиМФК использовались работы следующих авторов 1)Л.П.Матвеев 2) Курамшин Ю.Ф 3) Ж.К.Холодов
Для изучения интересующего вопроса, со стороны педагогики, обращалась к учебникам: 1) Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В 2) Котова.С.А 3) Подымова Л.С
И для изучения физиологических особенностей исследуемого возраста, обратилась к ниже приведенным источникам: 1) Н.А.Бернштейн 2) С.В. Быстрова 3) Н.А.Баева
Теоретическая значимость исследования - выявление особенностей методики развития быстроты, ловкости у детей младшего школьного возраста, показать взаимосвязь методик специально подобранных подвижных игр, направленных на развитие быстроты, ловкости у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы учителями физкультуры и учителями начальных классов.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 3 глав, выводов после каждой главы и заключения, практических рекомендаций по развитию быстроты, ловкости посредством подвижных игр
Существует огромное количество различных методов обучения для развития быстроты, ловкости. Традиционная классификация предполагает следующие виды обучения: словесный, работа с источниками, наглядный, практический (эксперимент), но такой подход в настоящее время не сможет удовлетворить обучающихся. В связи с этим, в последние годы ведется поиск путей повышения эффективности обучения. Одно из перспективных направлений, особенно у младшего школьного возраста, является внедрение игрового метода в процесс обучения. Активность обучающихся стимулируется за счет специальной организации учебного материала. При проведении занятий по физической культуре выяснилось, что обучающиеся наиболее включены в занятия при организации и проведении игр, изучении их правил. Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой игрового метода. При применении игрового метода важно избегать механического переноса моделей игр (описанных в пособиях и сборниках) в практику учебной работы, а формы игрового метода модифицировать и модернизировать в зависимости от задач занятия, формы построения занятий и имеющихся условий. Целесообразно применять на уроках физической культуры следующие формы игрового метода: игровые упражнения, подвижные игры, сюжетную организацию занятий, а также игровые снаряды, тренажеры.
Процесс становления и развития быстроты, ловкости - есть процесс усвоения человеком социального опыта. Воспитание, носящее преднамеренный и целенаправленный характер, приобретает важнейшее значение в процессе развития детей. Решающая роль в освоении социального опыта принадлежит самому ребенку, его активности, характеру взаимоотношения с внешней средой. Именно поэтому игра является важнейшим средством социальной адаптации ребенка. Игра - это свободное проявление творческой активности импровизационного характера. Правильное понимание теории происхождения игры и ее развития способствует правильной организации педагогического процесса. В связи с этим овладение ясной, четкой теории игры является одной из актуальных задач педагогики. Специалистам физической культуры необходимо обратить внимание на эффективность применения подвижных игр в физическом воспитании не только потому, что игры многогранны, но и вследствие того, что являются проверенным средством активизации двигательной деятельности, особенно за счет подключения эмоций учащихся. Важным достоинством подвижных игр является также возможность введения их во все виды учебной программы и применения их с одинаковым успехом в не игровых видах физической подготовки. По сравнению с общепринятыми методами ведения уроков, применение подвижных игр при одинаковых затратах времени делают занятия намного интересными, что позволяет добиться более высоких показателей физического развития учащихся. Учитель может самостоятельно разрабатывать игры, работать над поиском новых игровых упражнений и способов их проведения. Задачи повышения эффективности и качества учебного процесса на современном этапе требуют от педагога больших знаний и полной перестройки при выборе новых форм и методов работы. Значительное место по объему в программах начальных классов школы занимает игровой материал. Игра моделирует многие виды спортивной деятельности, включает основные естественные движения, поэтому рекомендуется как эффективное средство освоения таких разделов, как легкая атлетика, плавание, спортивные игры. Игры, рекомендуемые школьной программой и специальной литературой, направлены на решение не только образовательных, но также воспитательных и оздоровительных задач. Это особенно важно, так как всех, кто причастен к педагогике, в последнее время беспокоит гиподинамия детей. И естественным средством профилактики гипокинезии детей может стать создание оптимального объема двигательной активности с правильной постановкой учебной и внеклассной работы по физической культуре в школе. Учитель физкультуры должен владеть умением воспитывать через игру, уметь так организовать коллектив, чтобы действия каждого участника игры давали ему возможность проявлять личные качества и вместе с тем приносили успех общему делу.
1. Адольф В.А., «Подвижные игры в физическом воспитании: учебно-методическое пособие Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Адресовано обучающимся института физической культуры, спорта и здоровья им. И.С.»
2. Адольф В.А., Адольф К.В., Сидоров Л.К. Физическая культура и спорт
- спорт - здоровье. Социально-воспитательный аспект. Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы VIII
международной научно-практической конференции (Чебоксары, 26 февраля 2019 г.) / Под ред. Г. Л. Драндрова, А. И. Пьянзина. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. С.300-306.
3. Адольф В.А., Адольф К.В., Фоминых А.В. Проблемы воспитания физической культуры в условиях цифровизации общества// Воспитание школьников. 2019. №1. С.3-7.
4. Адольф В. А., Фоминых А. В., Адольф К. В. Социализация обучающихся через вовлечение в спортивную деятельность// Воспитание школьников. 2020. №2. С. 20-24.
5. Адольф В.А., Савчук А.Н. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога //монография. Красноярск. РИО КГПУ им. В.П. Астафьева.2014.-256 с (16 п.л.).
6. Адольф В.А., Фоминых А.В. Конкурентоспособность выпускника современного вуза// монография. Красноярск. РИО КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017.-280 с.
7. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М., Учпедгиз, 1948, 250 с.
8. Алонцев В. В., Инновационные подходы в подвижных играх (теоретический аспект) Текст. / В. В. Алонцев, О. В. Андреева // Философские вопросы естественных технических и гуманитарных наук: Сб. ст. междун. науч. конф. Магнитогорск, 2006. - С. 317 - 327.
9. Алонцев, В. В. Классификация подвижных игр Текст. / В. В. Алонцев // Оздоровительные технологии в деятельности высших учебных заведений: Сб. ст. Магнитогорск, 2006. - С. 48 - 52.
10. Асанова Н. С. Организация коллективной творческой жизни
//Начальная школа. 2004. - №12. - С. 14?18.
11. Аслаева Р.Г. Пути разработки системы психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» //www.psyedu.ru/ ISSN: 2074-5885 -2009, №2.
12. Бабкин, А.И. Измерение ловкости у младших школьников / А.И. Бабкин, С.И. Серёгина // Физическая культура в школе. - 2005. - № 6. - С. 68.
13. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 2014. - 208 с.
14. Бальсевич В.К., Большенков В. Г., Рябинцев Ф.П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015.-. №2. - С.13-18.
15. Барсукова В. В. Нравственные потребности и их воспитание у младших школьников //Единство нравственного сознания и поведения младших школьников /Под ред. С. П. Баранова. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. -С. 32-49.
16. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: Учебное пособие. М.: Логос, 2012. 304 с.
17. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии/Н.А. Бернштейн. - Москва : Медицина, 2014. - 288 с.
18. Блонский П.П. Психология младшего школьника Воронеж: НПО «МОДЭК»; М.: Институт практической психологии, 2008. - 574 с.
19. Бойченко, С.В. Методы измерения и совершенствования ловкости / С.В. Бойченко, Г.А. Лисенчук // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - Харьков, 2005. - № 4. - С. 3-9
20. Бондаревский Е.Я., Кадетова А.В. О школьных программах по физической культуре// Физическая культура в школе. -2018. №3-4. - С.31-35.
21. Бриедис А. Исследование опыта применения подвижных игрна уроках физического воспитания: Автореф. дисс. пед. наук. -М., 2000. 31 с.
22. БылееваЛ.В.и др. Подвижные игры: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. -М., 2000.- 208 с. 19. Былеева Л. В., Коротков И. М. Подвижные игры: Учеб. пособие для ин-тов физкультуры. 5-е изд. - М., 2002. — 224 с
23. Быстрова С. В. Развитие ловкости у детей младшего школьного возраста с помощью игровых действий. Тихвин 2016 http://portal.loiro.ru/files/articlesпроцес_393
24. Васильков, Г.А. Важное средство развития ручной ловкости (младший школьник) / Г.А. Васильков // Физическая культура в школе. - 2004. - № 1. - С. 26-28.
25. Васильев Е.П. Методы определения подвижности в суставах// Легкая атлетика. 2014. - №11. - С.31-32.
26. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160с.: ил. - (Б-ка школьного психолога)
27. Волчок И. П. Подвижные игры младших школьников. Минск: Полымя, 2008. - 72 с.
28. Воспитание младшего школьника. / Сост. Л. В. Ковинько. - М.: Изд. центр «-Академия»-., 2000.-?288 с.
29. Воспитание школьников в процессе внеклассной учебной деятельности: Сб. науч. трудов / Под ред. Сластенина В. А.М.: МГПИ им. Ленина В. И., 2005. - 129 с.
30. Выготский, Л. С. Психология развития ребёнка. М.: Смысл; Эксмо, 2004. 512 с. Г.Ф. Гаврилычева. Младший школьник и его ценности/ Начальная школа, 2008.- №7.- С.13
31. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. М.: Физкультура и спорт, 1966. - 256 с.
32. Гаськов А.В., Павлов А.Е., Марковец И.В., Исследование влияния физического воспитания на здоровье и уровень заболеваемости детей 5-10 лет// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. - №2. - С.41-44.
33. Геллер Е. М. Основные функции подвижных игр и проблема дальнейшего их внедрения в практику физкультурного движения и теория и практика физ. культуры. М., 1987. - 3. - С. 20?21. 31.
34. Годовикова Д. Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками //Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии /Под ред. М. И. Лисиной. М.: НИИ ОП, 1980. -С. 78?96.
35. Гриженя, В. Е. Оптимизация двигательного режима младших
школьников средствами подвижных игр и игровых упражнений Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / В. Е. Гриженя. Малаховка, 2003. - 27 с.
36. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Нар. Асвета, 1978 - 88сю,ил.
37. Жарикова, Е. Л. Подвижные игры как педагогическая проблема Текст. - М. :РГАФК, 2014.-16 с. 34. Жидкова Л. С. Общение учителя с младшими школьниками как средство формирования у них эмоционально-нравственных отношений к действительности: Дис. лсанд. пед. наук. М., 2005. - 143 с.
38. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 160 с.
39. Исаев Е. И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии. 1984. - №?2. - С. 52?60.
40. Калинцева И.Г., Малых С.Б., Соколкина В.А. Природа изменчивости
индивидуальных различий активной гибкости у детей 7-9 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. - №1. - С.59-62.
41. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 2018. - 45 с.
42. Коротков И. М. Подвижные игры в школе. М.: Просвещение. -1979. - 190 с.
43. Коротков И. М. Подвижные игры: метод. рекомендации для студентов тренерского и спортивного факультетов ГЦОЛИФКа. М., 2007. -26 с.
44. Кофман М. В. Подготовка школьников Ш-1У классов к трудовому обучению средствами подвижных игр: Автореф. дисс. пед. наук. М., 2009. - 24 с.
45. Кропоткин А.А. Периодизация развития физических способностей у младших школьников// Вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Республикан. межвед. сб./ БГИФК. Минск, 2005. - Вып.15. - С.17-19.
46. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 2007.-. 176 с.
47. Кудинов С.И., Козлова Е.В.. Психология младшего школьника. Бийск, 2001- 89 с.
48. Леонтьева Н. Н, Анатомия и физиология детского организма.- М.: Издательский центр "Академия ", 2000.- 448 с 47. Лях В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития// Физическая культура в школе.
2000. - №1. - С. 4-10.
49. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Общие основы теории и методики физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 2001. - 543 с.
50. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 2008.-. 144 с
51. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов: Пособие для учителя/ Е.Н. Литвинов, Г.Н. Погадаев, Т.Ю. То-рочкова, Р.Я. Шитова. М.: Просвещение, 2007. - 80 с.
52.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 240 с.
53.Обучение и развитие младших школьников: Межвузовский сборник науч. работ. Магнитогорск, 2016. -126 с.
54.Орехова Т. Ф. Влияние современного педагогического процесса на здоровье учащихся и учителей // Начальная школа плюс До и После. 2002 -№?10. -С. 17?26.
55. Рубаш К. Подвижные игры как средство повышения скорости бега мальчиков 9-II лет. Дисс.. канд. пед. наук. М., 2002.
56. Страковская, В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М. : Новая школа, 2007. -288 с.
57. Спортивные и подвижные игры: Учебник для средних специальных учебных заведений физической культуры /Под редакцией Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 344 с.