Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа с терминами и понятиями на примере изучения древнегреческой мифологии на уроках истории в 5 классе

Работа №168316

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2022
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1
Особенности древнегреческой мифологии 8
1.1. Сущность древнегреческой мифологии 8
1.2. Значение мифологии для жителей Древней Греции 13
1.3. Значение древнегреческой мифологии для мировой культуры 18
Глава 2
Формирование терминов и понятий на примере древнегреческой мифологии 22
2.1. Необходимость формирования терминов и понятий 22
2.2. Методы формирования терминов и понятий 31
Глава 3
Практическая часть 47
Заключение 51
Список источников и литературы

Древнегреческая мифология, пожалуй, самая популярная из всех мифологий на сегодняшний день. Её с большой регулярностью использует массовая культура. Примеры этого я приводил в одной из своих курсовых работ. Пройдя через призму современных произведений или трактовок, мифы уже кажутся просто сказочными историями. Отсюда вытекает предвзятое отношение к ним. Зачем изучать выдуманное, не происходившее в действительности? Воспитательные задачи очень важны, но их можно реализовать не только на уроках истории, но и на уроках литературы, где мифы Древней Греции также изучаются.
Очевидно, что древнегреческая мифология на уроках истории рассматривается под другим углом. Она рассматривается как культурный код. Религия - это, прежде всего, мировоззрение народа, которое нашло отражение в его повседневной жизни. Возникает логичный вопрос: почему тогда объем славянской мифологии в курсе истории меньше, чем древнегреческой? В учебнике «История древнего мира. 5 класс» Вигасина последней посвящено целых 5 параграфов (§ 24-28) в то время как в учебнике «История России. 6 класс» Данилова теме мифологии и религиозного мировоззрения славян уделяется один пункт параграфа (§3). Это учебники издательства «Просвещение». В учебниках других издательств соотношение примерно такое же. От чего же?
Мы можем видеть, что религия и мифология проходит сквозь всё изучение Древней Греции. Духовная сфера играет далеко не последнюю роль в её истории. Она значительно отразилась на её культуре. В свою очередь культура древних греков повлияла, распространившись на соседние цивилизации.
Историю древних цивилизаций (в том числе, и историю Древней Греции) проходят в самом начале школьного курса предмета. Именно здесь должна закладываться некая база, освоив и использовав которую учащиеся смогут успешно двигаться по программе далее.
Из сказанного выше, можно сделать вывод, что на примере изучения древнегреческой мифологии отлично показать некоторые базовые понятия курса истории в школе.
Актуальность данной темы объясняется постоянно претерпевающей изменения структурой общества. Этот немаловажный фактор влияет на жизнь и развитие социума. Процессы, происходящие на нынешнем этапе не всегда доступны для понимания школьников, а они в них вовлечены. Именно поэтому необходимо изучать, как происходило становление тех или иных общественных отношений. Древнегреческая мифология же во многом отразила эти изменения. На неё проецировалось происходящее в обществе, т. к. она была создана в нем. Мифы ценны как культурное наследие, изучая которое возможно понять состояние общества и его мировоззрение. Отсюда мы можем вычленить какие - либо элементы, применимые к сегодняшнему дню.
Цель работы - выявить особенности процесса работы с терминами и понятиями на уроках истории в 5 классе на примере древнегреческой мифология
Исходя из выше обозначенной цели исследования, вытекают задачи работы:
• Показать особенности древнегреческой мифологии и значение ее для мировой культуры
• Выявить содержание «термин» и «понятие»
• Определить, какие базовые исторические термины и понятия предоставляет мифология Древней Греции
• Выявить эффективные механизмы формирования терминов и понятий для закрепления знаний о культуре Древней Греции
• Создать приём-игру, закрепляющую знания по мифологии Древней Греции через термины и понятия.
Объектом исследования является образовательный процесс в 5 классе
Предметом исследования выступает процесс работы с терминами и понятиями на уроках истории в 5 классе на примере древнегреческой мифологии
Теоретическая значимость работы заключается в определении места и роли древнегреческой мифологии в школьной программе истории, рассмотрении на её примере изучения базовых понятий, терминов.
Практическая значимость полученных результатов работы заключается в том, что они могут быть использованы в качестве рекомендаций при составлении планов-конспектов уроков и в целом, в образовательном процессе.
Степень изученности темы. Данный диплом написан с использованием научных трудов и статей, посвященных изучению сущности мифологии и религии древних греков, а также последующему оказанному ими влиянию на мировую культуру. Во-первых, выделим научные работы, в которых уделяется внимание значению древнегреческой мифологии. Это, прежде всего, курс лекций А. И. Зайцева рекомендованный в качестве учебного пособия, а также монографии А. Ф. Лосева и Ю.В. Андреева. Всё это помогает раскрыть суть религиозных мировоззрений и, в особенности, интересующей нас мифологии. К категории монографий можно также отнести работу Стивена Фрая «Миф. Греческие мифы в пересказе». Она написана доступным языком для массового читателя. В нем нам важны комментарии автора, в которых он выразил свою точку зрения. То же самое можно сказать и про «Легенды и мифы Древней Греции» Н. А. Куна. Кроме того, стоит сказать о монографии «Античное искусство» Вощиной А. И. Ценна она для нашего исследования искусствоведческим взглядом на значение мифов Древней Греции. Что же касается вопросов методики, то здесь весьма полезна работа Г. И. Годера «Методика преподавания истории древнего мира». В ней рассмотрены методы и приемы, которые целесообразно применить на том или ином уроке. Также в ней имеется идеи для того, как с помощью различного материла помочь освоить обучающимся школьную программу. Вторая монография по методическому вопросу - это «Основы педагогического мастерства». Скакуна С. А. За дополнительной информацией мы обратились к монографии Вагина А.А. «Методика преподавания истории в средней школе»
Во-вторых, мы обращались к научным статьям. Касаемо темы древнегреческой мифологии в дипломе мы ссылаемся на Ричарда Бакстона, рассматривая мировоззрения древних греков с точки зрения значимости их в школьной программе. В данной статье можно найти описание восприятия древнегреческих мифов и аргументы в пользу их значимости в образовательном процессе. Помимо этого в работе использованы статьи по методике закрепления терминов и понятий на уроках, и непосредственно работы по изучению истории Древней Греции. Это статьи Н. Е. Бархинцевой «Формирование понятий в процессе обучения», Усовой А.В. «Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения» и П. С. Тармышевой «Особенности формирования понятий». В них раскрывается то, как и с помощью чего формируются понятия у школьников, Исследуя их, мы можем понять, что конкретно нужно для понимания темы учащимися. Статья Яковлевой Е. В. «Логические методы как средство формирования логической культуры студентов» поможет нам раскрыть некоторые особенности общих методов формирования терминов и понятий. Кроме этих статей, в работе была полезной статья Соловьёвой В. Н. «Межпредметные связи гуманитарных наук при изучении литературы в школе». Она поможет понять значение связей между предметами в контексте усвоения знаний.
Характеристика источников. Под источником мы понимаем памятник материальной или духовной культуры, созданной в конкретных условиях общественного развития и несущий адекватную информацию о прошлом. При написании дипломной работы были использованы следующие виды источников: первичные (Геродот «История»), третичные (энциклопедии и словари), а также нормативно-правовые (ФЗ «Об образовании», ФГОС ООО, проект историко-культурного стандарта по всеобщей истории).
Методы исследования
В дипломной работе нашли применение такие методы исследования, как:
• Изучение литературы, документов и результатов деятельности
• Анализ
• Синтез
• Обобщение
Структура работы.
Данная дипломная работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение включает в себя актуальность темы дипломной работы, её цели и задачи, а также примененные методы исследования. В первой главе рассматриваются особенности древнегреческой мифологии, её значение для истории и культуры, а также для самих греков. Вторая глава посвящена терминам и понятиям, которые может дать изучение древнегреческой мифологии. Также в ней уделяется внимание, как их возможно сформовать.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В древнегреческой культуре мифология занимает особое место. Ей пронизана большая часть духовной сферы, т.к. у самих жителей Древней Греции она укоренилась на уровне быта и традиций. Влияние античной культуры, в которой сильно выделяется древнегреческая, трудно переоценить, ведь оно оставило след в духовной сфере современного мирового общества. Древняя Греция оставила большое наследие мировой культуре. Духовная сфера не является исключением. И даже в рамках такой узкой темы, как мифология, можно проследить, насколько культура древних греков повлияла на современное общество. В том числе, поэтому в школьной программе по истории этой теме уделяют внимание.
Значительная роль мифа в культуре Древней Греции можно объяснить наличием у нее специфических особенностей, которые в совокупности дали возможности мифу в классическую эпоху не только сохраниться, но и продолжать оказывать ощутимое влияние на мировую культуру. Среди этих особенностей выделяются: эстетическое видение мира, стремящееся гармонизовать человеческое существование и бытие. Мифология оказывает влияние по причине того, что сохранилась возможность живого мифотворчества.
Мы показали особенности древнегреческой мифологии, оценив её значение, как для школьного курса истории, так и для обучения в целом. Проведя анализ межпредметных связей, мы убедились в этом. Больше всего связей, безусловно, обнаружилось в гуманитарных дисциплинах. Связующим элементом являются термины и понятия, работе с которыми мы и уделили большую часть нашего диплома.
Отобрав ключевые термины и понятия, касающиеся темы мифологии древних греков, мы разобрали, как их можно сформировать в учебном процессе посредством различных методов. Также мы рассмотрели перспективы их применения на уроках истории и на других предметах. Отработанные механизмы могут послужить хорошим фундаментом для успешного обучения.
Главное, к чему мы пришли, разбирая вопрос работы с терминами и понятиями, это важность подбора метода на уроке. Очень трудно обходиться одним способом при усвоении подобного материала. Универсального метода нет. Надо применять несколько подходов, четко понимать, в каком случае требуется тот или иной, а также уметь комбинировать их
В этом плане работа с пятиклассниками - лакмусовая бумажка. Так как обучающиеся ещё в начале изучения курса истории, можно отработать вместе с ними различные методы, чтобы потом выявить более удачные из них. Процесс формирования понятийной базы у каждого осуществляется по-разному. Именно в таких аспектах обучения и необходимо применять индивидуальный подход.
Ещё хотелось бы отметить, что результатом исследования методов формирования терминов и понятий стала игра «Нитевой клубок». Она была придумана с учетом особенностей мышления и логических путей. Как итог, применение этой игры на уроке-повторении для закрепления пройденного материала может помочь, как минимум, развить способность учеников к последовательному размышлению и детальному анализу предметов и явлений, изучаемых в школьной программе. Как максимум, эта игра в перспективе может способствовать развитию умения структурного анализа, улучшить навыки коммуникации, а также дать основу для научного лексикона обучающихся.
Разобравшись в механизме формирования терминов и понятий, заимствовав принцип ассоциативного метода, разработали игру «Нитевой клубок», которая может пригодиться на уроке. Она призвана актуализировать знания учеников по данной теме. Ведь когда в голове какое-либо слово, невольно возникают ассоциации, всплывает имеющаяся информация. Все зависит от её объема. Наше исследование выявило наиболее эффективные способы работы с терминами и понятиями. Будем надеяться, что данный труд в методическом плане будет полезен.



1. Мифология. Электронная библиотека Института философии РАН..[ Электронный ресурс].НВЕ: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH8a57269d62237a055c34 8a (Дата обращения: 31. 01. 2022)
2. Словарь русского языка: В 4-х т./АН СССР, С48 Ин-т рус. яз.: Под ред. А. П. Евгеньевой. - 3-е изд., стереотип.- М.: Русский язык, 1985-1988. Т. 2.К - О 1986. 736 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.04.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.04.2022)
5. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
6. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. - Л.: Лениздат, 1990.
7. Бакстон.Р. Зачем изучать древних греков? Мифы, динозавры и пророчества говорящего дуба. Перевод М. Злотник.[ Электронный ресурс]. - URL: http://kogni.narod.ru/buxton3.htm(Дата обращения: 2. 12. 2021)
8. Бархинцева.Н. Е., Формирование понятий в процессе обучения [ Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/articles/410040/. - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - ( Дата обращения: 26.11.2021) Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М. 1972. 431 с.
9. Вигасин А. А. Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искандерова. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2020 . - 303 с.
10. Годер Г. И. Методическое пособие по истории древнего мира. М.: Просвещение, 1988, - 320 с.
11. Зайцев А.И. Греческая религия и мифология. М., Санкт. -Петер., 2005.
12. Лосев А. Ф. - Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001
13. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян/Сост. А. А. Тахо -Годи; общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. — М.: Мысль, 1996. — 975 с.
14. Методика преподавания истории в средней школе: учеб. пособ. / С. А. Ежова, И. М. Лебедева, А. В. Дружкова - М. : Просвещение, 1986. - с.90-91
15. Скакун В. А. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. - 208 с.
16. Соловьева В. Н. Межпредметные связи гуманитарных наук при изучении литературы в школе// Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - № 2. - с. 48-49.
17. Тармышева П. С. Особенности формирования понятий// Культура. Духовность. Общество. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск. - 2014. №13. С. 161
18. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. - М., 1986. С. 55-58.
19. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М.: Государственное издательство, 1928, - с. 559.
20. Яковлева Е. В. Логические методы как средство формирования логической культуры студентов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 1 (9). - С. 143-149


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ