Введение 3
Глава 1. Проблемы формирования готовности воспитанников детских
домов к семейной жизни 6
1.1 Понятие готовности к семейной жизни 6
1.2 Социально-психологические особенности детей-сирот подросткового
возраста 16
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности к семейной жизни воспитанников детских домов 33
2.1 Диагностика готовности к семейной жизни воспитанников детских
домов 33
2.2 Организация мероприятий по формированию готовности к семейной
жизни воспитанников детских домов 42
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 50
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложения 63
Подготовка к предстоящей семейной жизни одна из главных задач, не менее важная, чем подготовка к труду. Эта проблема сейчас стоит особенно остро. Психолого-педагогические исследования показывают, что наши юноши и девушки невежественны в самых простых вопросах, решение которых первостепенно для семьи. У молодых людей порой не сформированы представления о физиологии не только противоположного, но и собственного пола. Весьма поверхностные знания в области психологии семейных взаимоотношений, деторождении и уходе за младенцами.
Одна из важнейших функций семьи - это репродуктивная функция. Безграмотность в области репродуктивного здоровья привело к увеличению количества случайных и нежелательных беременностей среди несовершеннолетних. Также возрастает число разводов, что увеличивает количество неполных семей. И результат этого - ухудшение реализации целого ряда социальных функций, таких как воспитательная, социализирующая, адаптирующая.
Чтобы избежать этих многочисленных проблем, следует постепенно и целенаправленно готовить молодых людей к будущей семейной жизни. В процессе этой подготовки должны сформироваться максимально реальные представления о семейной жизни. Такая работа не должна отталкивать молодых людей от создания семьи. Их требуется готовить к этому нелегкому труду, в смысловом, целевом и операциональном аспектах, обеспечивающему простое счастье.
Последние несколько лет усилилось внимание к изучению воспитательной функции семьи со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Всё то, что ребёнок приобретает за детские годы в семье, он сохраняет на всю жизнь. Именно в семье создается духовная связь и сердечная близость, формируется культура родственных отношений, четко определена хозяйственно-бытовая сфера. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Одну группу современного российского общества представляют дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые требуют особого внимания. У выпускников детских домов есть масса проблем, одна из которых - успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить жизнь достойного человека. Увы, но большинство выпускников детских домов плохо подготовлены к жизни современного социума, к выбору будущей профессии, образу жизни вне детского дома, к созданию собственной семьи. Дети-сироты привыкли к тому, что о них заботятся: покупают вещи, готовят еду и т.д. - всё это выполняет персонал детского дома. Поэтому, после выхода из детского дома они неспособны даже поухаживать за собой, не приучены к приготовлению пищи и часто не способны что-то купить для себя. Вступив в самостоятельную жизнь, дети теряются в жестких жизненных условиях. Браки, заключённые воспитанниками детских домов, чаще распадаются, именно из -за неумения организовать свою жизнь с другими, неумением ухаживать за собой и поддерживать семейный очаг.
Для вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться педагогическая работа, которая обеспечит овладение воспитанником комплексом социальных ролей, в том числе работа по семейному воспитанию, которая, чаще всего, не ведётся в детских домах.
Исходя из этого, была поставлена цель исследования: создать условия для формирования готовности к семейной жизни воспитанников детских домов.
Объект исследования: готовность подростков к семейной жизни
Предмет исследования: условия формирования готовности к семейной жизни воспитанников детских домов.
Задачи исследования:
1 .Изучить понятие готовности воспитанников детских домов к семейной жизни.
1. Проанализировать социально-психологические особенности воспитанников детских домов.
2. Рассмотреть ресурсные возможности детского христианского лагеря в работе с воспитанниками детских домов.
3. Провести диагностику готовности к семейной жизни воспитанников детских домов.
...
Формирование представления о семейной жизни и готовности к ней детей-сирот - это комплекс мер педагогического характера. Под готовностью к семейной жизни понимаем сформированную рефлексивную позицию личности, характеризующуюся наличием устойчивых мотивов заключения брака, предполагающую адекватную оценку возможного проявления личностных качеств, необходимых для семейной жизни, а также определение, на основе индивидуального социального опыта, наиболее вероятных и приемлемых способов решения возможных семейных проблем.
Изучив специфический характер психического и личностного развития детей-сирот, можно сделать следующий вывод: особенности их развития определяются теми условиями, в которых живёт воспитанник детского дома.
В нашем исследовании, мы рассмотрели ресурсные возможности детского христианского лагеря в работе с воспитанниками детских домов. Главная отличительная черта христианского лагеря - это условия, которые в сочетании с адекватно подобранными методами воспитания способствуют позитивному процессу социализации детей-сирот. А также программа духовной работы с детьми и подростками, как верующими, так и ещё не верующими.Программа основана на Библии и разработана для использования на природе. Помимо отдыха реализуется программа, в рамках которой воспитанники и сотрудники участвуют в мероприятиях, направленных на воспитание христианского характера и прививающих им библейские ценности.
Взяв за основу компоненты сфер личности (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и учитывая возрастные особенности и социальный статус, было определено, насколько в данном возрасте должны быть сформированы представления о семейной жизни.
Диагностика представлений о семейной жизни и уровня готовности к ней, на начальном этапе, позволила увидеть недостаточный уровень сформирован- ности, который проявился в отсутствии чёткого понимания предназначения о семье и как правильно образуется благополучная семья, что говорило о необходимости проведения целенаправленной работы по организации условий для формирования представлений о семейной жизни и уровня готовности к ней.
В целях проведения опытно-экспериментальной работы мы взяли за основу курс «Международной школьной программы» [24]. Воспитанники полностью были включены в процесс. Данная деятельность включала три основных этапа: подготовительный(организационный), основной(проведение) и итого- вый(рефлексия).
Формированию представлений о семейной жизни и готовности к ней у воспитанников детских домов также способствовал, что немаловажно, личный пример наставников и сотрудников, показывающий преимущества христианской жизни. В первый день пребывания в лагере, некоторые ребята были замкнуты, неохотно шли на контакт. Но благодаря личным беседам с наставниками и свидетельствам из их жизни, а среди них были бывшие воспитанники детских домов, подростки быстро освоились, стали раскрываться, рассказывать о своих проблемах, надеждах, чаяниях.
Для решения задачи по формированию представлений о семейной жизни и готовности к ней проведены тематические занятия с использованием методов активного обучения, построенных, в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения проблемы, а также обеспечивших активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности участников в процессе усвоения материала.
Практическая направленность, игровое действие, творческий характер занятий, интерактивность, использование знаний и опыта самих участников, деятельностный подход, движение и рефлексия- все эти составляющие метода активного обучения показали свою эффективность. Это говорит о высоких возможностях методов активного обучения.
...
1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.:МГУ,1999. С.303-320
2. Варга А. Я. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования^.: Педагогика, 1989.208 с.
3. Власова Т.А.Каждому ребёнку надлежащие условия воспитания и обучения. Обучение и воспитание детей "группы риска". М.:ИПП, 1996. 224 с.
4. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство : генезис и профилактика. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания,2000. 47 с. СОУНБ.
5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.:Просвещение, 1999. 152с.
6. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды .М. : Педагогика, 1989.560 с.
7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпритация: Учеб. пособие. М.:"Академия",2001. 192с.
8. Залысина Е.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи.Электронный ресурс. Вопросы психологии №4,1985. С 31-37. URL:www.psychlib.ru
9. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение: Теория, практика и перспективы игрового обучения. М.:Профобразование, 1992. 127с.
10. Запесоцкий, А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально - культурной интеграции. М.: МГУ, 1996.260с.
11. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.:Дельта,2000. С.26,34.
12. Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: ТЦ “Сфера”, 2009. УМО вузов России.
13. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. СПб.:Питер, 2014. 672с.
14. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.:Просвещение,1988. 208с.
15. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение,1989. С.66-67
16. Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М.ФИСО, 1994.163с.
... всего 50 источников