Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ

Работа №168296

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ 6
1.1. Понятие стресса и стрессоустойчивости в психолого -педагогической
литературе 6
1.2. Экзаменационный стресс у обучающихся выпускных классов: понятие,
факторы возникновения 14
1.3. Психологические особенности обучающихся выпускных классов 18
Выводы по Главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты исследования особенностей экзаменационного стресса у
обучающихся выпускных классов 29
2.3. Комплекс мероприятий по профилактике экзаменационного стресса у
обучающихся выпускных классов 33
2.4. Оценка результатов проведения комплекса мероприятий 38
Выводы по Главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Приложение А 50

Актуальность исследования:
Проблема экзаменационного стресса среди обучающихся выпускных классов становится все более актуальной в современном образовательном процессе. Экзамены, как ключевой этап школьной жизни, могут вызывать у обучающихся стресс, тревогу и беспокойство, что в свою очередь негативно сказывается на их психологическом и физическом состоянии, а также на успеваемости.
Экзаменационный стресс, как форма учебного стресса, является одним из основных видов стресса у обучающихся старших классов и молодежи. Он проявляется на разных уровнях организма (физическом, психическом) в результате угрозы экзамена (его подготовки и проведения). Экзаменационный стресс часто является сильным психотравмирующим фактором, негативно влияющим на различные системы организма, включая нервную систему, сердечно-сосудистую систему, иммунитет и биохимию организма. Экзаменационный стресс занимает важное место среди множества причин, вызывающих психическое напряжение или даже психические расстройства.
Помимо экзаменов, уровень стресса и его проявление также зависят от возрастного периода, в котором находятся старшеклассники. Этот период сопровождается значительными изменениями и новыми вызовами. К ним относятся: изменение отношений с окружающими с эмоционально-ценностного уровня на уровень личностного осмысления, процесс самоопределения в профессиональном и личностном плане, поиск собственной идентичности.
Проблемой профилактики экзаменационного стресса занимались такие авторы, как: С.И. Беляева [2], Г.А. Веселкова [7], В.В. Гончарова [10], Н.В. Костина [23].
В работе по профилактике экзаменационного стресса участвуют как педагоги, так и психологи, совместно создавая благоприятную атмосферу в школе и предоставляя обучающимся необходимые навыки и знания для эффективного управления своим эмоциональным состоянием.
Профилактика экзаменационного стресса у обучающихся выпускных классов является важной и актуальной задачей современного образования, направленной на улучшение психоэмоционального состояния учащихся, повышение успешности сдачи экзаменов и обеспечения развития стрессоустойчивости.
Методологическая основа исследования
Цель исследования: изучить эффективность профилактики
экзаменационного стресса у обучающихся выпускных классов.
Объект исследования: экзаменационный стресс.
Предмет исследования: профилактика экзаменационного стресса у
обучающихся выпускных классов...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретические аспекты изучения понятия стресса позволили определить, что стресс - определенная ответная реакция организма на любое воздействие внешних факторов. Стресс может влиять на организм как негативно, так и позитивно. Эустресс оказывает положительное влияние и считается «полезным» для человека. Эустресс запускает определенные психологические механизмы, позволяющие работать более продуктивно, концентрироваться на определенной деятельности.
Дистресс же, наоборот, негативно влияет на организм человека. Так, при дистрессе человек уже не в состоянии бороться с негативным настроением, организм становится более ослабленным, неспособным сопротивляться стрессовому состоянию.
Изучив структуру экзаменационного стресса, мы выделили несколько компонентов стрессоустойчивости, которые являются ключевыми для эффективного преодоления стрессовых ситуаций, особенно в период сдачи экзаменов в выпускных классах. К ним можно отнести психологическую устойчивость, умение контролировать свои эмоции, гибкость мышления, наличие целей и мотивации и другие компоненты, на которые мы будем делать упор при разработке комплекса профилактических мероприятий по профилактике экзаменационного стресса у обучающихся выпускных классов.
Необходимость выбора будущей профессии в юношестве возрастает, а так же появляется самостоятельность и способность строить собственные жизненные цели и пути. Однако с появлением будущего, которое еще не четко определено, особенно в периоды нестабильности, могут возникать факторы, вызывающие у старшеклассников неуверенность в себе и стрессовые состояния. Именно в этом возрасте у обучающихся выпускных классов появляются признаки экзаменационного стресса, так как в этот период жизни им предстоит сдать экзамены для определения своего дальнейшего профессионального пути.
Для того чтобы обучающиеся могли успешно справиться с экзаменационным стрессом, мы разработали и осуществили проведение комплекса мероприятий, направленного на профилактику экзаменационного стресса у обучающихся выпускных классов. Помимо комплекса мероприятий были разработаны рекомендации для родителей детей, обучающихся в выпускных классах и для педагогов.
Обработав и проанализировав полученные в ходе повторной диагностики результаты, можно отметить, что показатели по всем шкалам изменились в лучшую сторону. Обучающиеся отмечают более высокое настроение, самочувствие и активность. Уровень воспринимаемого стресса так же в значительной степени снизился. Показатели по личностной и ситуативной тревожности снизились, что может говорить о положительном влиянии разработанного и реализованного нами комплекса профилактических мероприятий...


1. Александрова Э.П. Проблемы профориентации школьников // Казанский вестник молодых учёных. 2024. Т. 7. №. 3. С. 7-15.
2. Беляева С. И. Использование метода БОС в целях профилактики экзаменационного стресса у школьников // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. №. 2. С. 108-115.
3. Бережная Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. СПб.: СПбГУ, 2003. С. 453¬457.
4. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. 480 с.
5. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. 389 с.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. 240 с. URL: https://www. researchgate.net/publication/299388830_Psihologia_perezivania_M_Izd- vo_MGU_1984 (дата обращения: 27.04.2024).
7. Веселкова Г. А. Из опыта работы психолога с родителями по профилактике экзаменационного стресса у учащихся выпускных классов //Пермский педагогический журнал. 2014. №. 5. С. 38-41.
8. Галкина Н.Ю. Психологические методы профилактики стресса в
современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-metody-
profilaktiki-stressa-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 04.03.2024).
9. Гнездилов Г.В., Курдюмов А.Б., Кокорева Е.А. Возрастная психология и психология развития: учебное пособие, 2-е изд. М.: Креативная экономика, 2017. 228 с. URL: https:ZZe.lanbook.com/book/97365 (дата обращения: 07.04.2024).
10. Гончарова В. В. Психологическая профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2020. №. 6-1. С. 20-28.
11. Горская Н.Е., Глызина В.Е. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте // iPolytech Journal. 2011. №. 1 (48). С. 253-257.
12. Гурьянов Ю.Н. Психологическое обеспечение в войсках и органах Пограничной службы России. Учебное пособие. М.: Академия ФПС России, 2001. 470 с.
13. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание. М.: Астрель, 2004. 941 с.
14. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость и стресс // Психический стресс в спорте: Материалы Всесоюзного симпозиума. 1973. С. 13¬
15.
15. Зинченко Е.В. Психологические аспекты стресса: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2017. 91 с...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ