Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция зрительной и слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №168286

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1. Память как психолого-педагогический феномен 7
1.2. Развитие памяти в младшем школьном возрасте 11
1.3. Современное состояние изучения проблемы памяти учащихся младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 15
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей зрительной и
слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 22
2.1. Организация, методы и методики исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования 27
Выводы по второй главе 31
Глава 3. Реализация программы психологической коррекции зрительной и слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 33
3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента 33
3.2 Содержание программы психологической коррекции зрительной и
слуховой памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 40
3.3 Проверка эффективности реализации программы 45
Выводы по третьей главе 49
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения 62


Актуальность исследования. В нашем современном обществе мы видим рост распространения количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). В конце прошлого столетия такие дети являлись исключением, их не принято было демонстрировать обществу, то в настоящее время количество дошкольников с диагнозом ЗПР составляет порядка 20% от всего объема дошкольников.
Задержка психического развития диагностируется у детей, не имеющих отдельных нарушений слуха, зрения, моторики, речи, не имеющих грубых нарушений интеллектуального развития. В мировой психологической, педагогической, медицинской литературе таких детей относят к детям с минимальной дисфункцией мозга, а также к детям с трудностями в обучении. Такая ситуация практикуется и в России, именно поэтому дети с диагнозом ЗПР воспитываются, учатся совместно с нормально развивающимися сверстниками, что поддерживается современной тенденцией к инклюзивному образованию.
Однако, ребенок с задержкой психического развития испытывает стойкие трудности с недостаточной сформированностью познавательных процессов. В частности, памяти, ведь она является одной из ведущих компонентов познавательной деятельности, также плотно взаимодействует с многими другими психическими процессами и в целом личностью.
Память и ее особенности у детей с минимальными мозговыми дисфункциями я рассматривали в своих трудах множество авторов, такие как: Рубинштейн С.Л., Виноградова О. А., Выготский Л. С., Давыдов В.В., Панько Е. А., Лебединская К.С., Власов Т.А., Певзнер М.С., Леонтьев А.В. и другие.
Соответственно, данные авторы составляют теоретико-методологическую основу этого исследования.
Память лежит в основе формирования и развития индивидуального опыта каждого человека его речи, мышления, двигательных умений и эмоций. Память это то, без чего невозможно обучение, развитие и в целом становления личности человека. Память гарантирует накопление знаний, которые необходимы для продуктивной и успешной работы и жизни.
Память очень важная и большая часть познавательной деятельности, которая до сегодняшнего дня не изучена на 100%. Тем самым, тема моего исследования является актуальной.
Цель исследования: изучить особенности зрительной и слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, составить методические рекомендации по коррекции и развитию памяти у детей данной категории и провести психокоррекционную работу, направленную на ее развитие.
Объект исследования: память учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологическая коррекция зрительной и слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития является недостаточное развитие зрительной и слуховой памяти. Использование разработанной нами программы психологической коррекции зрительной и слуховой памяти окажет положительное влияние на ее развитие у данной категории испытуемых.
Полагаясь на поставленную цель, следует решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог проделанной нами работы, можем заключить, что на основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы мы определили современное состояние вопроса изучения памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задержка психического развития - это особый тип развития, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. У ребенка с ЗПР страдают эмоционально - волевая, интеллектуальная и коммуникативная сферы.
Память лежит в основе формирования индивидуального опыта человека его мышления, речи, двигательных навыков и эмоций. Память является неотъемлемым условием обучения, развития и становления личности человека. Она обеспечивает накопление знаний, необходимых для продуктивной и успешной работы.
При разработке содержания коррекционной работы и выбора методов ее реализации с детьми дошкольного возраста, имеющими ЗПР, необходимо учитывать особенности психического развития младших школьников.
Изучая основные методы диагностики и методы психологической коррекции нарушений развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, можем сказать, что комплект методик, которые могут войти в кейсы, по исследованию памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР достаточно обширен. Авторы методик — это как зарубежные психологи и педагоги, так и наши соотечественники.
В практической части исследования была организованная и проведена работа по изучению особенностей зрительной и слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста. На базе МАУ «Центр психолого¬педагогической, медицинской и социальной помощи «Эго» г. Красноярска. В ходе чего были использованы следующие диагностические методики: «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия), «Запомни и нарисуй» (Д. Векслер), «Составление картинки по памяти».
В результате исследования были получены данные, подтверждающие гипотезу данного исследования о том, что у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития зрительная и слуховая память развита недостаточно.
Полученные результаты исследования легли в основу методических рекомендаций по развитию зрительной и слуховой памяти у младших школьников с задержкой психического развития. Основные направления психологической коррекции нарушений памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будут следующими: наставничество, партнерство, сотрудничество, сотворчество, взаимодействие с детьми и взрослыми.
Метод психологической коррекции нарушений развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития - это дидактические игры.
Для развития зрительной и слуховой памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития была разработана программа психологической коррекции.
В результате проведенного исследования мы видим, что у детей стали более развиты и зрительная и слуховая память.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная программа психологической коррекции зрительной и слуховой памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития оказалась эффективной. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи были выполнены в полной мeрe.



1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". - М:ГЕНЕЗИС, 2003
2. Бабкина Н.Б. Особенности познавательной деятельности и ее само-регуляция у младших школьников /Н.Б. Бабкина. - М., 2002. - 128 с.
3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. — 1998. — № 4.-С. 11-18.
4. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология.
— 2003. — № 6. — С. 45—54.
5. Бабкина Н.В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий развивающего цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа.
— 1999. — № 1. — С. 60-64.
6. Барташов И.А. Учись, играя/И.А. Барташов. - М., 2000. - 258 с.
7. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей ЗПР учеб. пособие /Л.Н. Блинова. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 291 с.
8. Блонский И.П. Память и мышление. М.: Просвещение, 1974. 245 с.
9. Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка /Т.Г. Богданова. -М., 1994. - 278 с.
10. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка /Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. - М., 1994. - 90 с.
11. Бондаренко А.К. Дидактические игры /А.К. Бондаренко. -М., 1991. - 177 с.
12. Борякова Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР // Коррекционная педагогика. 2003. № 2. С.33 - 43.
13. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.
14. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека. URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0171/index.shtml?from_page=21
15. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Знание, 1994...101


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ