Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Эмоциональное выгорание как психологическая проблема 9
1.2. Факторы, способствующие возникновению симптомов эмоционального
выгорания 19
1.3. Современные подходы к изучению проблемы эмоционального выгорания
преподавателей высшего учебного заведения 27
Выводы по первой главе 32
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания преподавателей высшего учебного заведения....34
2.1. Организация, методы и методики исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования 37
Выводы по второй главе 46
Глава III. Психологическая коррекция эмоционального выгорания
преподавателей высшего учебного заведения 48
3.1. Научно-методологическое обоснование профилактики и коррекции
синдрома эмоционального выгорания 48
3.2. Содержание программы психологической коррекции эмоционального
выгорания 56
Выводы по третьей главе 65
Заключение 66
Список использованной литературы 73
Приложения 80
Актуальность исследования. Эмоциональное выгорание является масштабной социальной проблемой, которая влияет на жизненно важные аспекты человека. Данная проблематика, в последнее несколько лет приобрела особую актуальность в системе образование, связанную с изменениями современного бытия человека, апеллирующего к социально-экономическим условиям и апории информационных процессов. Особую эмоциональную деформацию испытывают люди, чей профессиональный тип относиться «человек-человек», так как в процессе выполнения деятельности они используют два главных инструмента - коммуникации с людьми и эмоции, к чему нередко приводит нервно-психологической и физической перегрузки. К этому типу повышенного риска и по частоте проявления невротических и психосоматических нарушений, относят профессиональную деятельность преподавателя высшего учебного заведения.
Период реформирования образовательной системы в России, быстрой девальвации экономических, социальных, культурных ценностей и падение значимости педагогического труда, оказало влияние на массовость проявлений эмоционального выгорания. Известно, что работа преподавателей высших учебных заведений связана с большим количеством стресс-факторов. К стрессогенным факторам научные исследователи причисляют: активное взаимодействие с большим числом учащихся и регулярно обновляющийся их состав в новом семестре; современная тенденция к уменьшению научно-познавательной активизации и общеобразовательной мотивации; увеличение объемов аудиторной нагрузки на каждого преподавателя; низкая, не соответствующая энергозатратности, эмоциональным силам и времени зарплата, что вынуждает преподавателей находить дополнительную работу по совместительству, тем самым ускоряет возрастной процесс и содействует стремительному появлению заболеваний. Воздействия напряженных факторов вызывает у преподавателей ухудшение в работе, возникновения несвойственных ошибок, понижения характеристик психологических процессов (памяти, мышления, внимания), к фиксации отрицательных качеств (неуравновешенности, напряженности,
безнадежности и т.д.), что негативно влияет на эффективность профессиональной деятельности и взаимоотношениях преподавателя с социальной средой...
В ходе исследования были решены поставленные задачи. По первой задаче показано развитие проблемы и её современное состояние. Впервые об эмоциональном выгорании заговорили в 60-е годы, но в научном сообществе он так и не стал развиваться. Спустя время в 70-е годы американский психиатр, клиницист Джордж Х. Фрейденберг ввел это понятие в свое научное исследование для обозначения негативного состояния здоровых людей, оказавшихся в сложных профессиональных условиях. Причина была обозначена как особая форма стресса или, как ее называли в течение некоторого времени, «коммуникационная болезнь», затем термин был изменен на «выгорание». Если мы возьмем саму конструкцию термина на английском языке, это звучит как «измученный персонал». Дословный перевод примерно означает «истощенный персонал» и означает конец процесса, его конечную точку. Данное определение подкрепилось эмпирическим подтверждением, Джордж Х. Фрейденберг, наблюдал за волонтерами и заметил, что через продолжительное время человек теряет мотивацию, быстро выдыхается, становится циничный к людям, пропадает интерес, что-либо делать, наблюдалась повышенная раздражительность, упадок сил. В категорию профессией, кто в большей степени подвержен выгоранию, психолог отнес: социальных работников, менеджеров, врачей. Позже К. Маслач в своей книги «Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие», пишет о том, что данный синдром возникает не только в профессиональной деятельности социальных и медицинских работников, а в течение нескольких лет проблема углубилась и распространилась на более широкий круг профессионалов. В книге К. Маслач пишет об учителях, воспитателях, психологов и т.д. Эмоциональное выгорание, автор в своей книги определила, как «феномен психологического изнеможения, продолжительная реакция профессионала на хронические межличностные стрессоры на работе, психологическое, душевное переутомление от общения». Данное определение оказалось прагматичным, так как подходил для описания характеристик, наблюдаемых и разных категорий профессионалов.
К. Маслач и С. Джексон выделяют три кита, которые составляют структуру выгорание:
-эмоциональное истощение - у работника развивается хроническая усталость, его настроение снижается, иногда даже думают о работе в одиночку, также наблюдаются нарушения сна, смешанные недуги тела и его чувствительность к болезням...
1. Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. СПб.: Речь, 2017. - 256 с.
2. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. СПб.: Речь, 2016. - 208 с.
3. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А. Акиндимова, А.А. Баканова // Педагогические вести. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - № 5. - С. 34.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 339 с.
5. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. Волгоград: Учитель, 2017. - 116 с.
6. Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика // Педагогические вести. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - № 5. - С. 34.
7. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания «синдрома эмоционального сгорания»//Вестник МГУ - сер. 14, Психология. 1995. №1 С. 54-58.
8. Богомолов A.C. Античная философия: Учебник. 2 издание. М.: Высш. шк., 2006. - 390 с.
9. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - Т 27, № 2. - С. 113-123.
10. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
11. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в
профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
12. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.
13. Болотникова О.П., Порох А.С. О синдроме эмоционального
выгорания педагогов // Научное отражение. 2016. №1(1). С. 5-7. -
URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=26727457 / (дата обращения 10.02.2020 г.)
14. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова,
B. П. Зинченко. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК., -2006. - 672 с.
15. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Издательство: Феникс, 2002 г. - 544 с...74