ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ТЕЛА У ХУДЕЮЩИХ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 7
1.1. Проблема образа тела в психологии 7
1.2. Проблема формирования образа тела у женщин в период ранней
взрослости 23
1.3. Психологическая коррекция как средство формирования образа тела
женщин в период ранней взрослости 32
Выводы по главе 1 46
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОБРАЗА ТЕЛА ХУДЕЮЩИХ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 49
2.1. Паспорт проекта 49
2.2. Содержание проекта 54
2.3. Конспект коррекционной программы 61
Выводы по главе 2 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблема образа тела является одной из наиболее актуальных. В современных исследованиях обсуждается проблема неудовлетворенности параметрами собственного тела и проблема нарушения образа собственного тела. Социальные нормы, культурные предпочтения, средства массовой информации успешно и создают новые стандарты красоты и интегрируют идеальный «образ тела», оказывая сильное влияние на формирование отношения к собственному телу и то каким оно должно быть. Внешность занимает одно из первенствующих мест в стандарте успешной личности, так же отмечается стабильное снижение массы идеального образа тела. В настоящее время образ тела имеет большее значение в устройстве женской идентичности, поскольку женщина определяет и преподносит себя через свое тело и персональный телесный опыт. И такие понятия, как «внешняя и физическая привлекательность», «телесность», «сексуальность» чаще всего соотносятся с женщиной.
Все более актуальными становятся вопросы, связанные со спецификой субъективного отражения человеком собственной телесности в переживаниях и оценочных суждениях. Многообразие обращения к телу проявляет себя, в том числе, в просветительской роли познания «Я» через познание своего тела. Однако эти аспекты остаются малоизученной областью. Между тем, телесный образ является неотделимым элементом формирования представления о мире в сознании человека, и в большой степени влияет на восприятие им окружающей социальной реальности.
Здоровый образ жизни включает в себя плодотворный труд - разумный режим труда и отдыха, приемлемый двигательный режим, избавление от вредных привычек, личная гигиена, закаливание и т.д. Но кроме всего этого, одной из главных составляющей здорового образа жизни является систематические занятия спортивной деятельностью. То представление здорового образа жизни, которое популяризируется в данный момент через средства массовой информации и социальные сети, не имеет ничего общего с тем какое оно должно быть в классическом варианте и имеет упор лишь на внешний вид и диетическое поведение. На сегодняшний день большинство современных женщин предпочитают уделять время занятиям спортом для заботы о собственном здоровье и красоте. Выделяя несколько часов в неделю на физическую активность, женщины чувствуют себя более привлекательными, счастливыми и здоровыми. Не смотря на неоспоримую пользу спорта, основной причиной, подталкивающей к занятиям спортом у женщин, служит изменение своего внешнего облика, а именно - приведение фигуры к более совершенным формам. Подавляющая часть представительниц слабого пола не удовлетворены своим весом, качеством тела, для них характерно негативное отношение к своему «образу тела». Это переживание побуждает личность к занятию спортом. Негативное восприятие образа тела худеющими женщинами может отражаться на их качестве жизни, так как самооценка, самопрезентация и гармония самоощущения формируются через телесный образ...
Проведенное теоретическое исследование проблематики образа тела худеющих женщин в период ранней взрослости, а также разработка программы психологической коррекции образа тела худеющих женщин в период ранней взрослости, позволило прийти к следующим выводам.
Целью данного диссертационного исследования являлось обеспечение психологической коррекцию образа тела худеющих женщин в период ранней взрослости. Для достижения вышеизложенной цели нами была выдвинута проектная идея: по нашему мнению, программа коррекции, включающая в себя технологию лекционно-тренинговых упражнений, является наиболее оптимальным комплексным средством психологической коррекции образа тела худеющих женщин в период ранней взрослости.
Нами был разработан ряд задач, позволяющий реализовать проектную идею. Для решения поставленных задач был проведен анализ научных источников по проблеме образа тела в психологии, рассмотрена проблема формирования образа тела у женщин в период ранней взрослости и рассмотрен инструмент психологической коррекции, как средство формирования образа тела женщин в период ранней взрослости.
Исходя из проанализированного материала научных источников, мы можем обобщить представления и выделить основные понятия, связанные с образом тела в психологии.
1. «Образ тела» - телесно-психологическая «карта», которая содержит комплекс представлении' человека о собственном теле, как носителе «Я». «Образ тела» не статичен и формируется из различных фрагментов проживания телесного опыта, преобразуется вместе с возрастными изменениями тела, в процессе жизнедеятельности человека, в результате оценочных суждений других людей, в связи с отдельными жизненными условиями, ситуациями и обстоятельствами.
2. Центральная функция образа тела - отделение «Я» от внешнего мира. Четкое отделение «Я» от «не-Я» считается основным признаком актуального сознательного состояния личности, началом ее развития.
3. Границы образа тела определяют человека в пространственном ощущении, помогают субъекту ощущать, где заканчивается «Я» и начинается «не-Я», таким образом давая представления о собственной обособленности, изолированности от внешнего мира и осознания своей уникальности.
4. Структура образа тела, по нашему мнению, включает следующие компоненты:
- пространственный, включающий в себя схему тела, перцептивный и бессознательный образ тела, телесные границы;
- оценочно-информационный, включающий в себя оценку функциональности тела, его размеров, степень рассогласования с внешними и внутренними стандартами, отраженный образ тела, репрезентацию в сознании интероцептивных и проприоцептивных ощущений);
- энергетический, включающий в себя весь комплекс эмоций, вызываемых телом, включая обеспокоенность формами тела, его принятие / непринятие, эмоциональные реакции на обратную связь относительно тела);
- временной, включающий в себя возрастную динамику образа тела в онтогенезе, связанную как с физическим, так и с психическим развитием).
Таким образом можем заключить, что образ тела - это сложное единство восприятия своего тела и отношение к нему.
Проанализировав проблему формирования образа тела у женщин в период ранней взрослости, можно заключить, что путём обращения к своим истинным потребностям женщина с одной стороны, обращается к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, культуре, а с другой стороны своим телесным уровнем она включена в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, главной составляющей которой выступает самосознание, не зависящее от действий, переживаний и ожиданий других людей. Тогда критериями эмоционального благополучия и удовлетворённости, в том числе образом «телесного Я», становится не степень соответствия общепринятым идеалам, а адекватная самооценка и уважение собственной личности...
1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии: в 2 томах. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. Т.2. 546 с.
2. Барьерность и проницаемость телесной границы / Пер. с англ. М.Л. Мельникова. Ижевск: НИПЦ «ERCO», 2005. 100 с.
3. Белогай К.Н. Материнство и телесность женщины: монография. Кемерово: КемГУ, 2014. 240 с.
4. Белогай К.Н. Социокультурная модель становления образа тела // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2018. Т.25. С. 14-25.
5. Белогай К.Н. Телесность женщины в связи с реализацией репродуктивной функции // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2. Т.1. С. 137-143.
6. Белогай К.Н. Эмпирическое исследование телесности женщины в связи с реализацией репродуктивной функции // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 1. Т.1. С. 108-116.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогрес, 1986. 422 с.
8. Бескова Д.А., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарные проблемы психологии телесности / Ред. сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: МЦИ, 2004. С. 133-148.
9. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова,
B. П. Зинченко. СПб.: ПраймЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 666 с.
10. Быховская И.М. Человеческая телесность как объект
социокультурного анализа (история проблемы и методологические принципы ее анализа) // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. М., 1993.
C. 58-68.
11. Горшкова Н.М. Влияние отцовской депривации на формирование телесного образа-Я у детей дошкольного возраста // Вестник ГУУ. 2013.
№13. [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vliyanie- ottsovskoy-deprivatsii-na-formirovanie-telesnogo-obraza-ya-u-detey-doshkolnogo- vozrasta (дата обращения 19.04.2019).
12. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
13. Лаврова О.В. Концепция телесности в интегративной психотерапии ZZ Журнал практического психолога. 2006. [Электронный ресурс]. Авторский сайт Оксаны Лавровой URL: http:ZZwww.adhoc- coaching.spb.ruZ (дата обращения 23.05.2019).
14. Леви Т.С. Психология телесности в ракурсе личностного развития ZZ Междисциплинарные проблемы психологии телесности Z Ред. сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: МЦИ, 2004. С. 288-309.
15. Морозова И.С., Белогай К.Н. Проблематика образа тела в контексте психологии развития ZZ Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 8. [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/problematika- obraza-tela-v-kontekste-psihologii-razvitiya (дата обращения 09.09.2019)...51