ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основания разработки тьюториала как средства образовательной навигации студентов в среде вуза 6
1.1. Образовательная навигация: сущность особенности 6
1.2. Образовательная среда вуза 17
1.3. Средства образовательной навигации 30
2. Реализация тьюториала как средства образовательной навигации в среде вуза 38
2.1. Описание опытно-экспериментальной работы 38
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Б 63-71
Жизнь современного молодого человека стала весьма насыщенной и выделяется масса различных факторов, влияющих на развитие его личности. Для того чтобы соответствовать насыщенному ритму жизни и требованиям современного общества парой недостаточно полученных умений и навыков, приобретённых за время обучения базовыми знаниями в учебных заведениях.
Для сопровождение обучающегося в его индивидуальном движении и для связки всех задействованных элементов используется тьютор. Тьюторское сопровождение в деятельности студенчества не только в рамках университета, но и относящегося к нему студенческих общежитиях, выделяется своей новизной в применении. Данная работа становится актуальной в связи с появлением тьюторов в общежитиях и повышением на них спроса на рынке труда.
С середины 2010-х гг. происходит стремительное восстановление внимания общественности и педагогической науки к проблемам профессионального самоопределения, личностной и профессиональной ориентации, образовательной и карьерной навигации. Навигация - это логичная многоуровневая информационная система, которая помогает ориентироваться в пространстве. Навигация не только направляет потоки движения, но и структурирует пространство, обозначает функциональные зоны, предупреждает и информирует.
Образовательная навигация помогает создать комфортное пространство для обучающихся, помогает быстрее сориентироваться, найти нужный ресурс. Современная цивилизация вступила в век информационных технологий. Постоянно нарастает лавина научной информации, которую должна переработать фундаментальная наука и внести ее последние достижения в учебный предмет. Нужно уметь проектировать педагогическую деятельность (с поправкой на изменяющиеся условия действительности), работать в виртуальной среде, ориентироваться, видеть и использовать ресурсы образовательного пространства, которые расширяют рамки образовательного учреждения. Уметь работать с образовательными интересами обучающихся, отслеживать индивидуальные достижения учеников и строить с ними индивидуальную образовательную программу, учитывающую цели и интересы каждого отдельно взятого индивида.
Таким образом, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определяет актуальность темы настоящего исследования и возможность её специального изучения.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать тьюториал как средство образовательной навигации в среде вуза.
Объект исследования: образовательная навигация студентов в среде вуза.
Предмет исследования: средства образовательной навигации в среде вуза.
Гипотеза исследования: тьюториал станет средством образовательной навигации студентов в среде вуза, если предполагает:
- применение образовательных ресурсов вуза;
- организацию интерактивных встреч, семинаров, мастер-классов.
Гипотеза обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Исследовать теоретические основы использования тьюториала как средство образовательной навигации студентов в среде вуза.
2. Разработать содержание тьюториалов направленных на образовательную навигацию студентов в среде вуза.
3. Реализовать на практике тьюториалы, направленные на образовательную навигацию студентов в среде вуза.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования: анализ историко-педагогической и методической литературы по теме исследования; тесты, анкетирование, метод экспертных оценок, статистические методы обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования....
Современная образовательная среда учебных заведений предоставляет массу возможностей для развития и найти в ней правильный ориентир является сложным моментом для не опытных студентов начальных курсов, а порой и для обучающихся со стажем. Выбор использованной технологии в осуществлении поддержки и приобретения опыта использования навигации в образовательной среде вуза пал на разработку и осуществление тьюториалов. Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ для нашей страны хоть и совсем свежее направление, но за счёт своих средств обладает действительно большим потенциалом в развитии обучающихся.
У общества еще не сложилось представление о профессии тьютора, а данные технологии не использовались в постановке таких целей. Не смотря на риски цель данного курса являлось разработка и реализация тьюториалов как средств образовательной навигации в среде вуза.
Исследовав теоретические основы использования тьюториала, было решено разработать содержание в рамках этой технологии, направленное на образовательную навигацию студентов и реализовать их на практике.
За счёт использования образовательных ресурсов вуза в основу тьюториалов входила организация и проведение интерактивных встреч, семинаров, мастер - классов совместно с применением различных техник и приёмов, сопутствующих улучшению навигации в вузе.
Также в реализации тьюториалов приняли участие некоторое количество приглашённых экспертов. Результаты проведённой аналитической экспертизы были описаны в практической части бакалаврской работы. Эксперты отметили высокий уровень подготовки тьюториалов, способствующих развитию навигации, структурированность и логичность учебного материала и соответствие поставленным целям. Результаты экспертизы показали высокие баллы по каждому параметру оценивания тьюториалов. Был проведён опрос и среди участников тьюториалов, который так же показал положительную оценку проделанной работы. Результаты опроса описаны в практической части исследования.
Настоящим исследование подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализованы цели и решены поставленные задачи.
1. Авдиенко, Г. Ю. Особенности адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза / Г. Ю. Авдиенко, И. Д. Головешкин // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2009. - №2 (Психология). - С. 35-47.
2. Алгаев, А.Н. Трудности адаптации студентов к обучению в вузе / А.Н. Алгаев // МНКО. - 2018. - №6 (73). - С. 377-378.
3. Артюхина, А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета) : автореф. дне доктора пед. наук: 13.00.08 / Артюхина Александра Ивановна. - Волгоград, 2007. - 40 с.
4. Бондырева, С. К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства / С. К. Бондырева. - Москва. - 2000. -С. 352.
5. Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Л. С. Выготский // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №6. - С. 26-34.
6. Гаязов, А. С. Индивидуальные образовательные траектории и индивидуальный образовательный маршрут [Электронный ресурс] / А. С. Гаязов. - Режим доступа:http://tec1.ru/2015/09/09/iotiom/.
7. Горовая, В. И. Образовательная среда вуза как педагогический феномен / В. И. Горовая, Н. В Петрова // Вестник ГУУ. - 2014. - №13. - С. 241-244.
8. Гулиус, Н. С. Навигация - опыт системного сопровождения студентов 1-3 курсов / Н. С. Гулиус // Тьюторство в открытом образовательном пространстве. «Забота о себе» и построение индивидуальной образовательной программы. - Москва: Моск. гор. пед. ун-т, 2017. - С. 91-108.
9. Гущина, Т. Н. Педагогическая сущность феномена «Образовательная среда»: по материалам исследования / Т. Н. Гущина // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2011. - №4. - С. 187-190.
10. Доценко, Е. Л. Манипуляция: психологическое определение понятия / Е. Л. Доценко // Психол. журн. - Москва. - 1993. - Т.14, № 4. - С. 132¬138.
11. Дьячкова, М. А. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности : учеб. пособие для вузов / М. А. Дьячкова, О. Н. Томюк. - Екатеринбург: ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2016. - 184 с.
12. Егорова, Т. Г. Образовательная среда как педагогический феномен / Т. Г. Егорова // Вестник ШГПУ. - 2013. - Т. 10. - №2. - С. 47-52.
13. Журавлева, С. В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке / С. В. Журавлева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2016. - № 3. - С. 48-56.
14. Зеер, Э. Ф. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории / Э. Ф. Зеер, Е. Ю. Журлова // Образование и наука. - 2017. - №3. - С. 77-93.
15. Иванова, С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий / С. В. Иванова // Ценности и смыслы. - 2015. - №6 (40). - С. 23-28....(34)