Введение 2
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 7
1.1. Развитие изобразительной деятельности в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной
отсталостью 11
1.3. Специфика формирования изобразительной деятельности у детей с
умственной отсталостью 15
1.4. Методы и приемы исследования изобразительной деятельности у детей
с умственной отсталостью 18
1.5. Обследование изобразительной деятельности у детей с умственной
отсталостью 20
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Организация и методика проведения эксперимента 24
2.1. Организация проведения эксперимента 24
2.2. Методика проведения эксперимента 25
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 30
Выводы по второй главе 37
Глава 3. Методика формирующего эскперимента и его анализ 38
3.1. Теоретические основы организации формирующего эксперимента 38
3.1 Содержание коррекционной работы 39
3.2 Контрольный эксперимент и его анализ 46
Выводы по третьей главе 51
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложения 57
повышенного внимания государственной системы образования находятся учреждения дошкольного образования, так как дошкольное детство - это важнейший период в комплексном воспитании ребенка, проходящего сложный путь социализации, своего рода «врастания в культуру», по выражению Л.С. Выготского. На современном этапе новые подходы в дошкольной педагогике уже закреплены в Федеральных государственных стандартах, где важнейшим постулатом является индивидуализация подхода к ребенку, который направлен на всестороннее раскрытие его потенциальных возможностей.
К сожалению, отечественные психологические, социологические и медицинские исследования в отношении здоровья детей дошкольного возраста с каждым годом констатируют крайне негативную ситуацию увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране, среди которых неуклонно растет количество детей с различной степенью умственной отсталости, что связано с различными факторами - социально-экономическая обстановка, нездоровый образ жизни родителей (курение, алкоголизм, наркомания), хронические и генетические заболевания в анамнезе родителей, общее состояние экологии в регионах проживания, и др. Такие дети имеют и особые образовательные потребности, потому что имея различной степени отклонения в психофизиологическом развитии, они выключаются, «выпадают» из традиционного образовательного пространства для детей с так называемой нормой развития, отчего крайне страдает их адаптация к окружению, социализация, интеграция с окружающим миром. Эта ситуация требует неустанных поисков эффективных решений по качественной переориентации педагогического процесса, системному внедрению различных методов и форм коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, направленных на решение и минимизацию существующих проблем.
Отметим, что о необходимости коррекционной работы с детьми, имеющие различные отклонения в развитии, рассуждали выдающиеся ученые (педагоги, психиатры, физиологи) еще в начале XX столетия, достаточно вспомнить работы знаменитых ученых В.М. Бехтерева, Л.С. Витина, К. Бюлера и др. Особо стоит подчеркнуть тот факт, что все эти исследователи называли изобразительную деятельность в качестве максимально эффективного способа диагностики различных аспектов у детей. Это обусловлено тем, что изобразительная деятельность, наряду с игровой, является приоритетным видом деятельности ребенка с раннего детства, по сути первым продуктивным видом его деятельности, первой формой его усвоения социального опыта человечества.
Роль и значение изобразительной деятельности в развитии важнейших психических процессов ребенка уже получили всестороннее освещение в фундаментальных трудах психолога Л.С. Выготского, работах психологов- педагогов Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой и других авторов. Л.С. Выготский справедливо подчеркивает специфику процесса развития изобразительной деятельности у ребенка, являющейся тем эмпирическим опытом, который ребёнок не может и не сможет приобрести без помощи взрослого, так именно он является носителем этого уникального «багажа знаний».
Таким образом, проблема формирования изобразительных умений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, бесспорно, является актуальной.
Все специалисты по данному вопросу единогласны в мнении о том, что изобразительная деятельность представляет собой сложный, взаимосвязанный комплекс интеллектуально-мыслительных, творческих, познавательных процессов, зрительно-моторных навыков и др. Рисуя, лепя (используя другие материалы), ребенок в рамках художественно-творческого процесса фиксирует свои эмоции и впечатления, учится выражать свое отношение к о окружающему миру, уточняет и развивает собственные представления об этом мире, получает (усваивает и корректирует) необходимые знания об окружающих его предметах, объектах и явлениях
...
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению особенностей формирования изобразительной деятельности у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью и анализу методического сопровождения по выявлению сформированности изобразительной деятельности у детей данной категории.
Изобразительная деятельность, наряду с игровой, является приоритетным видом деятельности ребенка с раннего детства, первой формой его усвоения социального опыта человечества.
Обучение детей рисованию было определено одним из важнейших психокоррекционных средств, с помощью которых можно системно скорректировать, минимизировать имеющиеся дефициты.
Своеобразие сформированности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточностью, в больше степени обусловлено недоразвитием сенсорной сферы и специфическими особенностями познавательной деятельности, т. е. нарушение моторики, быстрой утомляемостью, недостаточной целенаправленностью.
Большая часть детей принимающая участие в констатирующем эксперименте показала низкий и средний уровни, это указывает на необходимость проведения коррекционной работа по формированию изобразительной деятельности.
Нами был организован формирующий эксперимент, направленный на коррекцию умений художественного мастерства.
В коррекционной работе нами использовались дидактические игры, направленные на формирование умений по изобразительной деятельности, такие как: развитие правильного восприятия формы, величины и цвета; развитие пространственной ориентировки; развитие умений составлять художественные композиции.
После проведения коррекционной работы мы провели повторную диагностику. В результате полученных результатов была выявлена положительная динамика. Несмотря на хорошую динамику изобразительной деятельности старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, коррекционная работа по их формированию должна быть продолжена.
Таким образом, гипотеза, состоящая из предположения о том, что что уровень сформированности изобразительной деятельности у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 6-7 лет станет выше при использовании специально подобранных дифференцированных
дидактических упражнений с учетом выделенных особенностей, подтвердилась.
1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 2000 г. 62 с.
2. Выготский Л.С Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
3. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
4. Выготский JI.C. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М. Лифанова. М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 276 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов на Дону: Феникс, 1998. - 480 с.
8. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. - М.: Академия, 2002.
9. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии. //Дефектология. - 2003. - №6. - С. 51-54.
10. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение
и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.:
Просвещение, 2005. - 272 с.
11. Казакова Т.Г., Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие / Т.Г. Казакова. - Москва: Владос, 2006. - 255 с.
12. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М.: Владос, 2002.
13. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 192 с.
14. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 91-106.
15. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 2009. - 142 с.
16. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253 с.
... всего 30 источников