Формирование изобразительной деятельности у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
|
Введение 2
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 7
1.1. Развитие изобразительной деятельности в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной
отсталостью 11
1.3. Специфика формирования изобразительной деятельности у детей с
умственной отсталостью 15
1.4. Методы и приемы исследования изобразительной деятельности у детей
с умственной отсталостью 18
1.5. Обследование изобразительной деятельности у детей с умственной
отсталостью 20
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Организация и методика проведения эксперимента 24
2.1. Организация проведения эксперимента 24
2.2. Методика проведения эксперимента 25
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 30
Выводы по второй главе 37
Глава 3. Методика формирующего эскперимента и его анализ 38
3.1. Теоретические основы организации формирующего эксперимента 38
3.1 Содержание коррекционной работы 39
3.2 Контрольный эксперимент и его анализ 46
Выводы по третьей главе 51
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложения 57
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 7
1.1. Развитие изобразительной деятельности в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной
отсталостью 11
1.3. Специфика формирования изобразительной деятельности у детей с
умственной отсталостью 15
1.4. Методы и приемы исследования изобразительной деятельности у детей
с умственной отсталостью 18
1.5. Обследование изобразительной деятельности у детей с умственной
отсталостью 20
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Организация и методика проведения эксперимента 24
2.1. Организация проведения эксперимента 24
2.2. Методика проведения эксперимента 25
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 30
Выводы по второй главе 37
Глава 3. Методика формирующего эскперимента и его анализ 38
3.1. Теоретические основы организации формирующего эксперимента 38
3.1 Содержание коррекционной работы 39
3.2 Контрольный эксперимент и его анализ 46
Выводы по третьей главе 51
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложения 57
повышенного внимания государственной системы образования находятся учреждения дошкольного образования, так как дошкольное детство - это важнейший период в комплексном воспитании ребенка, проходящего сложный путь социализации, своего рода «врастания в культуру», по выражению Л.С. Выготского. На современном этапе новые подходы в дошкольной педагогике уже закреплены в Федеральных государственных стандартах, где важнейшим постулатом является индивидуализация подхода к ребенку, который направлен на всестороннее раскрытие его потенциальных возможностей.
К сожалению, отечественные психологические, социологические и медицинские исследования в отношении здоровья детей дошкольного возраста с каждым годом констатируют крайне негативную ситуацию увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране, среди которых неуклонно растет количество детей с различной степенью умственной отсталости, что связано с различными факторами - социально-экономическая обстановка, нездоровый образ жизни родителей (курение, алкоголизм, наркомания), хронические и генетические заболевания в анамнезе родителей, общее состояние экологии в регионах проживания, и др. Такие дети имеют и особые образовательные потребности, потому что имея различной степени отклонения в психофизиологическом развитии, они выключаются, «выпадают» из традиционного образовательного пространства для детей с так называемой нормой развития, отчего крайне страдает их адаптация к окружению, социализация, интеграция с окружающим миром. Эта ситуация требует неустанных поисков эффективных решений по качественной переориентации педагогического процесса, системному внедрению различных методов и форм коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, направленных на решение и минимизацию существующих проблем.
Отметим, что о необходимости коррекционной работы с детьми, имеющие различные отклонения в развитии, рассуждали выдающиеся ученые (педагоги, психиатры, физиологи) еще в начале XX столетия, достаточно вспомнить работы знаменитых ученых В.М. Бехтерева, Л.С. Витина, К. Бюлера и др. Особо стоит подчеркнуть тот факт, что все эти исследователи называли изобразительную деятельность в качестве максимально эффективного способа диагностики различных аспектов у детей. Это обусловлено тем, что изобразительная деятельность, наряду с игровой, является приоритетным видом деятельности ребенка с раннего детства, по сути первым продуктивным видом его деятельности, первой формой его усвоения социального опыта человечества.
Роль и значение изобразительной деятельности в развитии важнейших психических процессов ребенка уже получили всестороннее освещение в фундаментальных трудах психолога Л.С. Выготского, работах психологов- педагогов Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой и других авторов. Л.С. Выготский справедливо подчеркивает специфику процесса развития изобразительной деятельности у ребенка, являющейся тем эмпирическим опытом, который ребёнок не может и не сможет приобрести без помощи взрослого, так именно он является носителем этого уникального «багажа знаний».
Таким образом, проблема формирования изобразительных умений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, бесспорно, является актуальной.
Все специалисты по данному вопросу единогласны в мнении о том, что изобразительная деятельность представляет собой сложный, взаимосвязанный комплекс интеллектуально-мыслительных, творческих, познавательных процессов, зрительно-моторных навыков и др. Рисуя, лепя (используя другие материалы), ребенок в рамках художественно-творческого процесса фиксирует свои эмоции и впечатления, учится выражать свое отношение к о окружающему миру, уточняет и развивает собственные представления об этом мире, получает (усваивает и корректирует) необходимые знания об окружающих его предметах, объектах и явлениях
...
К сожалению, отечественные психологические, социологические и медицинские исследования в отношении здоровья детей дошкольного возраста с каждым годом констатируют крайне негативную ситуацию увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране, среди которых неуклонно растет количество детей с различной степенью умственной отсталости, что связано с различными факторами - социально-экономическая обстановка, нездоровый образ жизни родителей (курение, алкоголизм, наркомания), хронические и генетические заболевания в анамнезе родителей, общее состояние экологии в регионах проживания, и др. Такие дети имеют и особые образовательные потребности, потому что имея различной степени отклонения в психофизиологическом развитии, они выключаются, «выпадают» из традиционного образовательного пространства для детей с так называемой нормой развития, отчего крайне страдает их адаптация к окружению, социализация, интеграция с окружающим миром. Эта ситуация требует неустанных поисков эффективных решений по качественной переориентации педагогического процесса, системному внедрению различных методов и форм коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, направленных на решение и минимизацию существующих проблем.
Отметим, что о необходимости коррекционной работы с детьми, имеющие различные отклонения в развитии, рассуждали выдающиеся ученые (педагоги, психиатры, физиологи) еще в начале XX столетия, достаточно вспомнить работы знаменитых ученых В.М. Бехтерева, Л.С. Витина, К. Бюлера и др. Особо стоит подчеркнуть тот факт, что все эти исследователи называли изобразительную деятельность в качестве максимально эффективного способа диагностики различных аспектов у детей. Это обусловлено тем, что изобразительная деятельность, наряду с игровой, является приоритетным видом деятельности ребенка с раннего детства, по сути первым продуктивным видом его деятельности, первой формой его усвоения социального опыта человечества.
Роль и значение изобразительной деятельности в развитии важнейших психических процессов ребенка уже получили всестороннее освещение в фундаментальных трудах психолога Л.С. Выготского, работах психологов- педагогов Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой и других авторов. Л.С. Выготский справедливо подчеркивает специфику процесса развития изобразительной деятельности у ребенка, являющейся тем эмпирическим опытом, который ребёнок не может и не сможет приобрести без помощи взрослого, так именно он является носителем этого уникального «багажа знаний».
Таким образом, проблема формирования изобразительных умений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, бесспорно, является актуальной.
Все специалисты по данному вопросу единогласны в мнении о том, что изобразительная деятельность представляет собой сложный, взаимосвязанный комплекс интеллектуально-мыслительных, творческих, познавательных процессов, зрительно-моторных навыков и др. Рисуя, лепя (используя другие материалы), ребенок в рамках художественно-творческого процесса фиксирует свои эмоции и впечатления, учится выражать свое отношение к о окружающему миру, уточняет и развивает собственные представления об этом мире, получает (усваивает и корректирует) необходимые знания об окружающих его предметах, объектах и явлениях
...
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению особенностей формирования изобразительной деятельности у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью и анализу методического сопровождения по выявлению сформированности изобразительной деятельности у детей данной категории.
Изобразительная деятельность, наряду с игровой, является приоритетным видом деятельности ребенка с раннего детства, первой формой его усвоения социального опыта человечества.
Обучение детей рисованию было определено одним из важнейших психокоррекционных средств, с помощью которых можно системно скорректировать, минимизировать имеющиеся дефициты.
Своеобразие сформированности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточностью, в больше степени обусловлено недоразвитием сенсорной сферы и специфическими особенностями познавательной деятельности, т. е. нарушение моторики, быстрой утомляемостью, недостаточной целенаправленностью.
Большая часть детей принимающая участие в констатирующем эксперименте показала низкий и средний уровни, это указывает на необходимость проведения коррекционной работа по формированию изобразительной деятельности.
Нами был организован формирующий эксперимент, направленный на коррекцию умений художественного мастерства.
В коррекционной работе нами использовались дидактические игры, направленные на формирование умений по изобразительной деятельности, такие как: развитие правильного восприятия формы, величины и цвета; развитие пространственной ориентировки; развитие умений составлять художественные композиции.
После проведения коррекционной работы мы провели повторную диагностику. В результате полученных результатов была выявлена положительная динамика. Несмотря на хорошую динамику изобразительной деятельности старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, коррекционная работа по их формированию должна быть продолжена.
Таким образом, гипотеза, состоящая из предположения о том, что что уровень сформированности изобразительной деятельности у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 6-7 лет станет выше при использовании специально подобранных дифференцированных
дидактических упражнений с учетом выделенных особенностей, подтвердилась.
Изобразительная деятельность, наряду с игровой, является приоритетным видом деятельности ребенка с раннего детства, первой формой его усвоения социального опыта человечества.
Обучение детей рисованию было определено одним из важнейших психокоррекционных средств, с помощью которых можно системно скорректировать, минимизировать имеющиеся дефициты.
Своеобразие сформированности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточностью, в больше степени обусловлено недоразвитием сенсорной сферы и специфическими особенностями познавательной деятельности, т. е. нарушение моторики, быстрой утомляемостью, недостаточной целенаправленностью.
Большая часть детей принимающая участие в констатирующем эксперименте показала низкий и средний уровни, это указывает на необходимость проведения коррекционной работа по формированию изобразительной деятельности.
Нами был организован формирующий эксперимент, направленный на коррекцию умений художественного мастерства.
В коррекционной работе нами использовались дидактические игры, направленные на формирование умений по изобразительной деятельности, такие как: развитие правильного восприятия формы, величины и цвета; развитие пространственной ориентировки; развитие умений составлять художественные композиции.
После проведения коррекционной работы мы провели повторную диагностику. В результате полученных результатов была выявлена положительная динамика. Несмотря на хорошую динамику изобразительной деятельности старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, коррекционная работа по их формированию должна быть продолжена.
Таким образом, гипотеза, состоящая из предположения о том, что что уровень сформированности изобразительной деятельности у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 6-7 лет станет выше при использовании специально подобранных дифференцированных
дидактических упражнений с учетом выделенных особенностей, подтвердилась.
Подобные работы
- Особенности сформированности конструктивных умений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024 - Особенности формирования у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости временных представлений (Специальное (дефектологическое) образование, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Работа олигофренопедагога по развитию мелкой моторики
у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Уровень сформированности элементарных математических представлений (на материале счетных операций) у старших дошкольников в ЗПР
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2022 - Сравнительное изучение особенностей сформированности зрительно-моторной координации у младших школьников с легкой и умеренной степенью умственной отсталостью
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ
МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Система коррекционной работы по развитию цветовосприятия у старших дошкольников c задержкой психического развития средствами информационно - коммуникационных технологий
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Коррекционная работа по развитию цветовосприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности (Уральский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023





