Актуальность исследования. Образовательным и научным объединениям, промышленным предприятиям, иностранным компаниям, а также представительствам иностранных компаний требуются компетентные и творческие люди, способные самостоятельно выполнять профессионально значимые задачи на международном уровне, которые осознают при этом государственную и личностную необходимость промышленноэкономического, политического и культурного развития российского общества. В настоящее время, необходимость модернизации системы высшего образования диктуется рынком труда, в частности с помощью повышения профессиональной составляющей, равно как требующей качественно нового выпускника инженерного направления подготовки от современной системы образования, профессиональные компетенции которого могут гармонично сочетаться с коммуникативной готовностью к работе в профессиональной команде, а именно международной, нормативное закрепление которого появилось с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО/ВО; ФГОС 3+). Наряду с этим иностранный язык в сфере инженерного образования в этом случае играет особую роль, владение которым оказывается непременным атрибутом успешного инженера на современном этапе, в то время как многообразие условий применения иностранного языка (английского языка) представляется особенностью этого этапа в профессиональной деятельности студентов инженерного направления подготовки в вузе. В итоге, рассматривая требования к коммуникативной компетентности, которые были выработаны профессиональными ассоциациями и консорциумами, выпускнику инженерного направления подготовки следует быть не только высоко квалифицированным и конкурентоспособным профессионалом в инженерной области, а также человеком, который способен и готов обеспечить продуктивную и успешную коммуникацию в профессиональном мире, как на иностранном, так и на родном языках, в виду этого роль иноязычной профессиональной коммуникации прогрессирует в деятельности инженеров.
Россия ратифицировала основополагающие конвенции в области образования, которые под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы были приняты к концу 1990-х гг., в тоже самое время было подписано Болонское соглашение, предприняв в XXI веке первые шаги к переходу на уровневое высшее образование и подтвердив таким образом то, что государственная политика России ориентирована к интеграции в мировое образовательное пространство. Значительные преимущества с учетом расширения возможностей международного сотрудничества в области науки и образования, а также полноправного участия в международном образовательном пространстве, проявляются с помощью последовательного внедрения Болонского процесса в российскую высшую школу, неотъемлемым условием которого является высокий уровень образованности по иностранным языкам. В последствии более высокие требования к личности, ее профессиональному, интеллектуальному, нравственному совершенствованию, помимо того уровню общей культуры и самореализации определяются трансформацией ценностей и усилением интеграционных процессов. Как следствие, интеграция в мировое экономическое сообщество допускает осознание новой роли иностранного языка как международного инструмента профессионального общения, благоприятствующий повышению мотивации изучения иностранных языков инженерно-техническим корпусом страны.
Следует отметить, в настоящее время компетентностный подход выступает одной из проявляющихся тенденций образовательной парадигмы, предусматривающий формирование способности человека применять существующие знания и умения, чтобы решать конкретные практические задачи. Одним из важных условий реализации данного подхода выступает формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции. Вследствие этого в российском образовании наблюдается переход от таких понятий как «образованность» и «подготовленность» к таким понятиям как «компетенция» и «компетентность». Проблема выбора наиболее эффективных технологий и перспектив решения задач формирования данной компетенции появляется в виду современного многообразия методов обучения иностранным языкам. Необходимость в использовании компетентностного подхода в свою очередь обусловлена конкретизацией цели и результата иноязычной подготовки в техническом вузе как условия повышения качества профессионального обучения.
Новые перспективы для повышения эффективности образования в целом открываются с помощью современных технологий обучения. Наилучшим образом модульное обучение соответствует всем этим требованиям. Подобная система обучения комбинирует в себе различные виды и формы обучения, способствует гибкому выстраиванию содержания из блоков, извлекать наиболее соответствующие из них для определенной группы обучающихся. Студентам предоставляется возможность обучаться по предложенной им индивидуальной учебной программе самостоятельно в медленном или быстром темпе. Новое поколение ФГОС предусматривает внедрение кредитно-модульной системы учета трудоемкости учебных курсов и дисциплин в вузах, которая вносит вклад в развитие академической и профессиональной мобильности выпускников вузов, кроме того сокращению перегрузки и введению интенсивных методов освоения знаний.
Одним из наиболее важных факторов в развитии образования выступает формирование у студентов инженерного направления подготовки необходимых общих и профессиональных компетенций в которые присоединяется и умение учиться посредством современных информационно-коммуникационных технологий, которые дают возможность реализовать правильное инструментальное управление учебным процессом с гарантией достижения поставленных целей и результатов. В дополнение, проблема бессистемного применения информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку может быть снята при реализация таких технологий. Смешанное обучение является одной из такой технологии, которая может стать основой для интегрирования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе при помощи своей инструментальности, социальной направленности и соблюдению принципа индивидуальной ответственности.
...
1. Батунова И.В., Жавнер Т.В., Лобынева Е.И., Николаева А.Ю. Современный подход к обучению иностранному языку студентов технического вуза. Современные исследования социальных проблем. 2018. Т.9. № 9. С. 19-37.
2. Воног В.В., Алексеева А.Б., Жавнер Т.В., Пономарева Е.А. Возможности электронных обучающих курсов для контроля учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 2 (36). С. 45-48.
3. Воног В.В., Батурина Н.В., Жавнер Т.В. Тестирование в формате «задание с множественным выбором» для студентов инженерных направлений бакалавриата как форма контроля обученности английскому языку. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-3. С. 23-26.
4. Воног В.В., Жавнер Т.В., Кокорина С.В. Применение электронной платформы для успешного развития коммуникативной компетенции у студентов технических специальностей, изучающих иностранный язык в рамках образовательных программ современного вуза. В мире научных открытий. 2013. № 11.1 (47). С. 278-290.
5. Воног В.В., Жавнер Т.В., Пономарева Е.А., Батурина Н.В. Инновационные технологии в обучении иностранному языку студентов инженерных направлений. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 3 (37). С. 54-60.
6. Гольм Л.А., Жавнер Т.В., Новикова С.И., Юнусова А.В. Подготовка волонтеров спортивного профиля на основе междисциплинарных проектов в образовательном пространстве высшей школы. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 63-69.
7. Жавнер Т.В. Формирование профессиональной межкультурной коммуникативной компетенции студентов инженерных направлений подготовки при смешанном обучении на базе электронной платформы. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 4 (38). С. 39-43.
8. Жавнер Т.В., Воног В.В., Адольф В.А. Использование инновационных технологий и методов обучения иностранному языку студентов технических специальностей. Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 2 (28). С. 245-249.
9. Жавнер Т.В., Тахавеева Ю.В. Информатизация обучения иностранному языку с развитием межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции у студентов бакалавриата инженерных специальностей. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-3. С. 46-51.
10. Osipov A., Starova O., Malakhova A., Vonog V., Zhavner T., Salyamova P., Struchkov V., Kudryavtsev M. Modernization process of physical education of students in the framework of implementation of the state strategy for the development of physical culture, sport and tourism in the Russian federation. Journal of Physical Education and Sport. 2016. Т. 16. № 4. С. 1236-1241. (Scopus)
11. Osipov A., Vonog V., Prokhorova O., Zhavner T. Student learning in physical education in Russia (problems and development perspectives). Journal of Physical Education and Sport. 2016. Т. 16. № 1. С. 688-693. (Scopus)
12. Vonog V.V., Ponomareva E.A., Zhavner T.V. Testing as an efficient means for controlling the level of foreign language acquisition among students of engineering majors. Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2016. № 2 (24). С. 148-151.
13. Vonog V.V., Zhavner T.V., Tahaveeva U.V. Application of the online platforms for successful development of the communicative competence of the students of the technical specialties learning the foreign language within the limits of educational programs of modern high school. In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2015. Т. 3. № 1. С. 179-185.
В сборниках научных трудов и материалов научно-практических конференций:
14. Воног В.В., Бойко Ю.Н., Жавнер Т.В. Применение электронных социальных сетей в
современном процессе обучения иностранному языку студентов инженерных специальностей. В сборнике: Профессиональная подготовка студентов технического вуза на иностранном языке: методическая готовность преподавателей. материалы III Всероссийского научно-методологического семинара-конференции. Томский
политехнический университет. 2016. С. 7-12.
15. Воног В.В., Жавнер Т.В., Пономарева Е.А., Тахавеева Ю.В. Языковой портфель как
форма контроля знаний студентов инжерных направлений при обучении иностранному языку В сборнике: Профессиональное Лингвообразование. Материалы десятой
международной научно-практической конференции. 2016. С. 132-136.
.. всего 22 источников