ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 5
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ 12
1.3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ КЛЮЧЕВЫХ
КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ 14
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ 20
2.1 КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 20
2.2. СИСТЕМА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМА ТИКЕ 27
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Переход к информационному обществу вносит изменения во все сферы жизнедеятельности человека. Поэтому современный человек должен обладать обширными знаниями в области информатики, знать основы и перспективы развития новых информационных и коммуникационных технологий, иметь практические навыки по использованию современной вычислительной техники, систем связи и передачи информации, уметь оценивать информационные ресурсы для принятия профессиональных решений.
Важную роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний обучающихся
Цель исследования: описать методические особенности формирования информационной компетенции обучающихся основной школы.
Объект исследования: процесс обучения информатике обучающихся основной школы.
Предмет исследования: формировании информационной компетенции обучающихся основной школы в курсе информатики.
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические основы компетентностного подхода обучения в современном школьном образовании для определения понятий «компетенция», «компетентность» и «информационная компетенция»;
2. выделить ключевые образовательные компетенции, формируемые у учащихся основной школы при изучении информатики и роль информационной компетенции в системе ключевых образовательных компетенций ;
3. описать способ конструирования компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) как средство формирования информационной компетенции;
4. разработать систему компетентностно-ориентированных заданий по информатике для формирования информационной компетенции учащихся при обучении информатике в основной школе;
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В процессе развития современного общества и экономики формируются принципиально новые требования к качеству образования, появляется необходимость разработки путей социализации личности, способной
самостоятельно и ответственно принимать решения в постоянно меняющихся условиях. Одним из таких путей признан компетентностный подход, в котором учащимся передаются только те знания и навыки, которые нужны для развития необходимых компетенций.
По результатам исследования было установлено, что компетентностный подход в обучении является актуальной тенденцией современного образования, позволяющий разрешить противоречия между программными требованиями, запросами современного общества и потребностями личности в результатах образования.
В ходе анализа нормативных документов, периодических и электронных изданий были уточнены понятия «компетенция», «компетентность» и «информационная компетенция». На основании анализа нормативных документов были выделены компоненты информационной компетенции.
Сформирована система компетентностно-ориентированных заданий по информатике основной школы, направленных на формирование информационной компетентности. Компетентностно-ориентированные задания как деятельностные задания, в выполнении которых обучающиеся активно участвуют, демонстрируют овладение различными видами деятельности, к которым относятся: учение (как основа для дальнейшего образования), совместное изучение и обсуждение, различные виды исследований (в том числе совместные), обмен опытом и другие.
1. Абрамова Т.В., Корнещук Н.Г., Рубин Ш.Г. Региональная модель оценки индивидуальных достижений учащихся: опыт Челябинской области//Оценка качества образования. - 2007. - № 1., с. 68
2. Амренова, М. М. Компетентностно-ориентированные задания в системе новых образовательных технологий / М. М. Амренова // Профессиональное образование и общество. - 2014. - № 2 (10). - с. 164 - 166, с. 165
3. Белоусова И.Д. Базовый инструментарий разработки основных образовательных программ в парадигме компетентностного подхода (на примере информационных систем) // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 10-1. - С. 12-15.
4. Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук / Белоусова Ирина Дмитриевна; Магнитогорский ГУ. - Магнитогорск, 2006, - 186 с.
5. Белоусова И.Д. Развитие информационной компетентности учителей с использованием обучающей программы «Хронограф-тренажер» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3-4 (47). С. 146-151.
6. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003. - 895 с.
7. Бурдон И.Ф., Михельсон А.Д. Словарь иностранных слов 1877 г
8. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И. Н. Информационно- коммуникационно-технологическая компетентность: методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. М.: НФПК, 2007. 56 с
9. Витковский А. Интервью у координатора российских образовательных проектов И. Фрумина. Политика образования // «1 сентября». - 2007. - № 12.
10. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. - ЕФО, 1997.
11. Дорошенко, И. Ю. Методика обучения информационным технологиям в школьном курсе информатики / И. Ю. Дорошенко, В. Т. Тихонова, А. С. Погромская // ИНФО. - 2014. - №1 (250). - с. 63 - 67., с. 65
12. Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. М., 2011. №1. С. 4-8.
13. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005., с. 49
14. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа
компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004, с. 11
15. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/ 0505.htm.
16. Ионова О.Н. Формирование информационной компетентности взрослых в процессе дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. В. Новгород: [б. и.], 2007. 20 с.
... всего 38 источников