Введение 3
Глава 1. Теоретические основы универсальных учебных действий как средства продуктивного обучения 6
1.1. Универсальные учебные действия как фундаментальное ядро
новых Федеральных государственных образовательных стандартов
основного общего образования 6
1.2. Условия, обеспечивающие формирование универсальных
учебных действий в обучении географии 14
Глава 2. Роль и особенности формирования коммуникативных
универсальных учебных действий в процессе изучения географии в школе 32
2.1. Основные принципы формирования коммуникативных универсальных учебных действий 32
2.2. Условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий в обучении географии 39
2.3. Методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии 43
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты, направленные на формирование коммуникативных универсальных
учебных действий на уроках географии 51
3.1. Основные этапы исследования 51
3.2. Диагностика исходного уровня коммуникативных универсальных учебных действий 51
3.1. Анализ достигнутых результатов по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии 59
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложения 68
Новейшие изменения в области образования Российской Федерации реализуют компетентностный подход. Перемены затрагивают как среднее образование, так и высшее. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, наряду с понятием «компетентность» используется термин «универсальные учебные действия» (УУД). Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А. Г. Асмолова [4]. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л. В. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. Новые социальные запросы устанавливают цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учится».
Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в коммуникабельных людях, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения, не всегда способствует формированию коммуникативных умений.
Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений вызвана противоречием между признанием необходимости формирования и развития коммуникативных умений, и наблюдающимися эгоцентрическими тенденциями современных школьников, их неумением и нежеланием взаимодействовать в процессе обучения.
Цель исследования: выявить особенности формирования и развития коммуникативных универсальных действий и определить условия их формирования на уроках географии в школе.
Объект исследования: процесс формирования у обучающихся коммуникативных универсальных действий.
Предмет исследования: особенности формирования и развития коммуникативных универсальных действий у учащихся 9-ых классов в процессе изучения географии.
В соответствии с объектом, предметом и целью диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа нормативной, педагогической и методической литературы раскрыть понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий.
2. Выявить место и функции коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения географии.
3. Определить основные методы, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению уровня сформированности у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий.
Методы исследования: изучение литературных источников,
педагогический эксперимент, тестирование.
Методологической основой исследования и подготовки магистерской диссертации являются научные работы отечественных и современных педагогов, психологов, методистов, а также нормативно-правовые документы и программно-методические материалы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий актуально на ступени основного общего образования, так как является условием успешного личностного развития обучающихся. Также данное исследование можно использовать в практической деятельности учителей географии в школе.
Новизна данного исследования заключается в использовании методик формирования коммуникативных универсальных учебных действий для разработки конструктов уроков и применение их на уроках географии.
В магистерской диссертации специфика выбранной темы и поставленные перед нами цель и задачи обусловили структуру работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников, который составлен в соответствии с ГОСТ 2008г., представлен 44 позициями и приложение.
Для того чтобы работать по новым образовательным стандартам нужно пересматривать подходы к обучению, менять стратегию и тактику преподавания. Федеральный государственный образовательный стандарт имеет в своей основе системно-деятельностный подход, который направлен на развитие личности обучающегося, а также на достижение им ожидаемых образовательных результатов. Этот подход прямо связан с формированием универсальных учебных действий - общеучебных умений и навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию собственной учебной деятельности. С помощью развития универсальных учебных действий увеличиваются возможности ориентации в различных предметных областях, самостоятельного пополнения и интеграции знаний, проявления творческих способностей, практического решения личностных и проблем школьного образования.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий признается одним из важнейших компонентов федерального государственного образовательного стандарта. Обращение к разработке программы развития коммуникативных универсальных учебных действий в системе образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях. Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний, исчезновение традиционных и появление новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
По решению поставленных нами задач в ходе исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Одним из главных факторов в освоении обучающимися географической картины мира и ценностно-смысловых ориентиров являются универсальные учебные действия. Учет особенностей и специфики универсальных учебных действий при обучении географии требует выстраивания новой методической системы, которая ориентирована на активное участие школьника в процессе учебной деятельности.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
способствуют достижению результатов, которые прописаны в ФГОС ООО.
3. Данные умения состоят из различных составляющих, а их формирование требует активного введения разных форм и методов совместной деятельности учителя и обучающегося.
4. По итогам проведенной опытно-экспериментальной работы можно судить об эффективности формирования коммуникативных умений при использовании на уроках географии разнообразных методик и форм обучения. Подтверждению этому служат полученные результаты диагностик - уровень овладения коммуникативными универсальными учебными действиями у обучающихся возрос от стартовой диагностики к заключительной. Использование на уроках географии различных форм работы (творческие задания, групповые формы работы), свидетельствует о повышении интереса обучающихся к изучению географии и формированию коммуникативных УУД.
Таким образом, поставленные задачи решены в полном объеме, цель магистерской диссертации достигнута.
1. Александрова О.А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. - М.: Просвещение, 2005. С.25.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал - 2012. - №1(5) - С.104-110.
3. Асмолов, А.Г. Принципы изучения памяти человека: системнодеятельностный подход к изучению познавательных процессов /А. Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2012. - 239 с.
4. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015.
5. Баринова, И.И. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии / под ред. И. И. Баринова, Т.П. Герасимова. - М.: Просвещение, 2014. - 128 с.
6. Бархович И.И. Коммуникативная подготовка будущего педагога: учебное пособие / И.И. Бархович. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2009. С. 312.
7. Беспалько, В.П. Теория создания и применения: учебник / под ред. В.П. Беспалько. - М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2017. - 192 с.
8. Борытко Н. М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. Волгоград: ВГИПК РО, 2006. 59 с.
9. Вартанова, И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности [Текст] / под ред. И. И. Вартанова //Вестник Моск. ун-та. Серия «Психология». —2013. — № 4. — 18 с.
10. Герасимова, Т.П. Основы методики обучения начальному курсу физической географии / Т.П. Герасимова. - М.: Просвещение, 2014. — 156 с.
11. Грудзинская, Е.Ю. Активные методы обучения в высшей школе
[Электронный ресурс] // Учебно-методические материалы по
программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». URL:
http://www.unn.ru/pages/issues/aids/2007/88.pdf (дата обращения: 12.03.2020).
12. Дементьева, Н.В. Формирование УУД на уроках географии. [Электронный ресурс] // URL: https://multiurok.ru/files/formirovaniie- umviersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-umkakh-ghieoghrafii- 1.html (дата обращения 11.03.2020).
13. Жан Пиаже. Теория, эксперименты, дискуссии: учебное пособие для студентов психол. Психол. Специальностей и направлений / по ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2011. - 622 с.
14. Жильцова, О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий / О. А. Жильцова. — М.: Просвещение, 2012. - 156 с.
15.Зимняя, И.А. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи / И.А.Зимняя, Т.С.Путиловская. - М.: Академия, 2013. - 258 с.
... всего 44 источников