ВВЕДЕНИЕ... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...........6
1.1. Период обучения грамоте и его значение в обучении................... 6
1.2. Основные психологические и педагогические принципы обучения грамоте..9
1.3. Методы и приемы в период обучения грамоте...12
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ... 16
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.............. 17
2.1. Роль средств наглядности в современной школе... 17
2.2. Применение средств наглядности в период обучения грамоте................. 20
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ...26
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.................................27
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 31
ГЛОССАРИЙ...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...35
ПРИЛОЖЕНИЕ...38
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед педагогом начальной школы задачу всестороннего развития личности обучающегося. При этом обучение и воспитание в начальной школе должно происходить на основе активной деятельности самих обучающихся. Таким образом, ключевой задачей учителя становится создание педагогических условий, позволяющих формировать у обучающихся умение учиться, включая в активную познавательную деятельность каждого школьника ежедневно и ежеминутно. Психологами и педагогами установлено, что без наглядности нет и результативной познавательной деятельности.
Воспитательно-образовательная работа в начальных классах должна учитывать закономерности развития детей, исходить из требований школьной педагогики и дидактики. В соответствии с этими требованиями обучение детей опирается на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно в младшем школьном возрасте. Наглядность выступает одним из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Опора на принцип наглядности на уроках обучения грамоте в 1-м классе активизирует познавательную деятельность учащихся, вследствие чего использование наглядности в образовательном процессе начальной школы является целесообразным.
Именно на процесс обучения грамоте в первую очередь ложится реализация положений системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС начального общего образования:
1) учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся, роли и знания видов деятельности и форм общения для определенных целей образования и воспитания и путей их достижения;
2) обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования [25].
Отдельные аспекты использования наглядности в образовательном процессе начальной школы рассмотрены в трудах таких педагогов и психологов, как: И.А. Петрова, В.И. Слободчиков, А.В. Славин, Н.Ф. Талызина, Г.А. Цукерман, Г.И. Щукина и др.
Правильное использование наглядности на уроках обучения грамоте в начальной школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
Для уроков обучения грамоте значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки, картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи.
Особое внимание следует уделять требованиям к изготовлению наглядных пособий для уроков обучения грамоте с учетом требований издательского дела и корректуры, риторики, возрастной психологии, возможностей новых технических средств обучения.
Объектом исследования является процесс обучения грамоте в 1-м классе.
Предметом исследования являются средства наглядности на уроках обучения грамоте в начальной школе.
Целью работы является изучение теоретических подходов и рассмотрение методических аспектов использования средств наглядности на уроках обучения грамоте в начальной школе.
Данная цель реализуется в ряде следующих задач:
1) рассмотреть основные психологические и педагогические принципы обучения грамоте;
2) раскрыть методы и приемы в период обучения грамоте;
3) описать роль средств наглядности в современной школе;
4) охарактеризовать применением средств наглядности в период обучения грамоте;
5) описать организацию работы с помощь средств наглядности на уроках обучения грамоте.
Методологической основой исследования являются научные труды таких авторов, как М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, Л.В. Занков, Л.М. Зельманова, А.В. Полякова, Т.Г. Рамзаева и др.
Методы исследования – анализ психолого-педагогических и методических литературных источников, систематизация и обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, глоссария и приложения.
Достижение грамотности знаменует собой важнейший этап в образовательном пути учащегося. Этот период направлен не только на то, чтобы обучить младшего школьника базовым навыкам чтения и письма. Речь также идет о том, чтобы познакомить их с новыми аспектами жизни и подтвердить их готовность к всестороннему академическому опыту, заложив прочную основу для качественного усвоения знаний в начальной школе и за ее пределами.
В процессе обучения грамоте применяются фундаментальные педагогические принципы. К ним относятся такие принципы, как обеспечение того, чтобы материал был понятен и актуален для учащихся, непрерывный прогресс в обучении, ориентированное на будущее, содействие развивающему и самостоятельному обучению и учет индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Обучение грамоте обычно проводится в течение первого года обучения в школе, начиная с сентября, и длится шесть-восемь месяцев. Учителя, оценивая, насколько хорошо учащиеся усваивают основные понятия, могут гибко корректировать этот график в соответствии со своими потребностями. На протяжении всего этого периода предпринимаются согласованные усилия по совершенствованию фонематической грамотности учащихся, обучению их основам чтения и письма, расширению и уточнению их понимания окружающего мира посредством чтения, экскурсий и наблюдений, пополнению их словарного запаса и совершенствованию как устной речи (включая аудирование и говорение на слух), так и других навыков.
Современные образовательные учреждения используют фонетический аналитико-синтетический подход к обучению грамоте. Исследования и опыт работы в классе показывают, что дети, которые идут в первый класс, как правило, обладают когнитивной подготовленностью, необходимой для различения отдельных звуков и участия в аналитических и синтетических мыслительных процессах.
Принцип наглядности в образовании является важнейшей дидактической концепцией. Он предполагает использование конкретных мысленных образов, с которыми учащиеся могут взаимодействовать в процессе обучения. Этому принципу способствуют различные типы учебных материалов, которые помогают учащимся наглядно представить суть предмета. В теории образования эти материалы подразделяются на визуальные, аудиальные, кинестетические и вербальные.
Эффективное использование ясности при обучении грамоте первоклассников имеет решающее значение. Это способствует формированию четких представлений о русском языке, прививает осмысленные идеи, развивает логическое мышление и коммуникативные навыки, а также развивает способность делать обобщения на основе конкретных примеров после анализа, которые затем применяются на практике.
Во время занятий по обучению грамоте разумная интеграция визуальных ресурсов, таких как тематические иллюстрации, карточки и схемы, чрезвычайно полезна.
Предлагается использовать эти учебные пособия на протяжении всего процесса обучения. Они могут сыграть важную роль при введении нового содержания, закреплении и оттачивании навыков, оценке приобретенных знаний и умений, а также на заключительных этапах систематизации, анализа и обобщения материала, когда они выделяют основные элементы предмета.
При организации занятий, в которых используются наглядные пособия для обучения грамоте, мы рекомендуем выполнять упражнения, включающие в себя работу с таблицами и схемами. Чтение и интерпретация таблиц и схем могут быть сложными для учащихся, поэтому их следует выполнять под руководством учителя. Любое занятие с использованием схем требует закрепления пройденного материала под руководством учителя. Схемы должны быть составлены таким образом, чтобы они были не только проницательными и предвосхищающими, но и иллюстрировали логические взаимосвязи внутри языка - связи, которые часто остаются неясными для учащихся.
Несмотря на возможность использования различных схематических изображений, сохранение графической последовательности при различении тонкостей письма обычно наиболее эффективно. Кроме того, работа со схемами обучает учащихся искусству выделять основные элементы из изучаемого материала, стимулирует логическое мышление и позволяет им воспринимать лингвистические закономерности в рамках отдельных языковых фактов.
1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических ¬терминов и понятий / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин: теория и практика обуч¬ения языкам. - М. : ИКАР, 2009. – 448 с. ¬
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка / Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. – 344 с.
3. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие / С.Л. Вигман. - М.: ТК Велби, Проспект, 2014. - 208 с.
4. Горецкий В. Г. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. Г. Горецкий, Н. М. Белянкова. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2017. - 374 с.
5. Гребенюк О.С. Теория обучения: Учебник для студентов высших учебных заведений / О.С. Греенюк. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. - 220 с.
6. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. – М.: Учпедгиз, 1960. – 309 с.
7. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. - М.: Просвещение, 1984. - 297с.
8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М., 2000. - 418 с.
9. Кроль В.М. Психология и педагогика / В.М. Кроль. - М.: Высшая школа, 2001. - 310 с.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
11. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.
12. Методика развития речи / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991. – 384 с.
13. Наглядные средства обучения [Электронный рес¬урс]. - Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/ 0X6uJtQty5o.html. – Загл. с экрана (дата обращения: 11.06.2024).
14. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеолог. выражений / Шведова Н.Ю. – М.: ООО «АТЕМП», 2011. – 944 с.
15. Полякова А.В. Русский язык. Методические указания. - М.: Просвещение, 1996. - 231с.
16. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 2001. - 348с.
17. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. - СПб.: Питер, 1998. - 412с.
18. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1989. – 370 с.
19. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под ред. М. С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993. - 383с.
20. Селеменев В. Развивающая наглядность // Образование в современной школе. – 2023. - №12. - с. 27-36.
21. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 576 с.
22. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. // Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издат. центр «Академия», 2018. - 512 с.
23. Средства обучения и методика их использования в начальной школе: книга для учителя / под ред. Г.Ф. Суворовой. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.
24. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М.: Просвещение, 1974. - Т.1. – 429 с.
25. Федеральный государственный образовательны¬й стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режи¬м доступа: http://nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12328&¬¬ob_no=15648. – Загл. с экрана (дата обращения: 11.06.2024).
26. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. - СПб.: Питер, 2020. – 992 с.