Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа коррекции воображения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа №168170

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы108
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Проблема воображения в психологии 9
1.2. Развитие воображения детей дошкольного возраста 16
1.3. Современное состояние изучения проблемы воображения детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития 23
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей воображения детей дошкольного возраста с задержкой психического
развития 33
2.1. Организация, методы и методики исследования 33
2.2. Особенности воображения детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития 41
Выводы по второй главе 50
Глава 3. Методические рекомендации по коррекции воображения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 52
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции воображения детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития 52
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции
воображения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 58
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 70
Выводы по третьей главе 84
Заключение 88
Список использованной литературы 94
Приложение 103


Актуальность исследования. Воображение принимает участие во всех сферах и видах деятельности человека. Этот психический процесс позволяет адекватно вести себя в различных ситуациях, а значит, помогает адаптироваться. Воображение выступает составляющей, которая необходима в использовании любой формы творческой деятельности. С каждым годом вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении содержания механизмов воображения становится все более важным и требует необходимости рассмотрения.
Изучение воображения представляет собой одну из самых актуальных проблем исследования в психологии. Данная проблема отражена в литературе, в работах отечественных и зарубежных авторов: Л.С. Выготского (1997), С.Ю. Головина (1998), Я.Э. Голосовкера (2012), О.М. Дьяченко (2008), А.В. Карпова (2004), Е.Е. Кравцовой (1996), В.В. Лебединского (1985), В.И. Лубовского (2003), А.Г. Маклакова (2003), И.В. Страхова (1971), Р.С. Немова (1994), Т. Рибо (2013), А.Г. Рубинштейна (2000), И.П. Фармана (1994) и других.
Воображение способно выполнять ряд очень важных функций: оно позволяет представлять действительность, регулировать эмоциональные состояния, предвосхищать события, формировать внутренний план действий и многие другие, которые играют для человека большую роль.
Не менее важное значение имеет проблема изучения воображения детей дошкольного возраста, она представлена в работах следующих ученых: А.К. Болотовой (2005), А.Н. Веракса (2009), К.А. Китаевой (2010), Е.Е. Кравцовой (1996), О.Н. Молчановой (2005), У.В. Ульенковой (1990), Г.А. Урунтаевой (2001), В.Д. Шадрикова (1990).
Недостаточно глубоко изученной остается и по сей день проблема воображения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Эта проблема представлена в трудах современников: Н.Ю. Боряковой (2003), О.А. Григорьевой (2014), Е.А. Екжановой (2005), Е.Н. Лебедевой (2004), Е.А. Медведевой (2004), Е.С. Слепович (2002), В.М. Сорокина (2003), Е.А. Стребелевой (2005), У.В. Ульенковой (1990), С.Г. Шевченко (2003), Г.В. Фадиной (2004). В дошкольном возрасте закладывается фундамент развития ребенка, и формируются многие функции. Это актуально и имеет большое значение, так как у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития воображение формируется не так, как у детей нормы. Оно имеет ряд особенностей: схематичность, фрагментарность, неточность. Эти особенности, несомненно, влияют на жизнь ребенка. Также развитие воображения у дошкольников благоприятно влияет и на формирование других психических функций, так как оно непосредственно с ними связано...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Различные данные специальной психологии показывают, что именно задержка психического развития является одним из самых распространённых дефектов в раннем возрасте на сегодняшний день. Данный факт позволяет активизировать внимание исследователей к данной проблеме.
В современной психологии проблема изучения особенностей формирования и коррекции воображения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития рассматривается как одна из актуальных. Это связано с тем, что воображение играет большую роль в жизни каждого ребенка, влияет на становление его личности, а также на формирование других психических функций, особенно мышления. Последовательность действий человека, ход его мыслей, отношение к формам своей деятельности, к окружающей действительности в целом определяет зачастую именно воображение. Неразвитость воображения мешает составлять план последующих действий, а это ведет к дезадаптации даже в привычных условиях жизни.
В настоящее время представители различных отраслей и направлений психологии, занимающиеся изучением воображения, не могут прийти единому мнению относительно природы воображения. Одни рассматривают воображение как самостоятельный процесс, другие же не относят воображение к самостоятельному процессу, а считают его связанным с другими психическими процессами.
Нами было рассмотрено положение изучения проблемы воображения среди зарубежных, отечественных представителей науки. В результате исследований выдающихся отечественных и зарубежных психологов, таких как: Л.С. Выготского (1997), С.Ю. Головина (1998), Я.Э. Голосовкера (1987), О.М. Дьяченко (2008), А.В. Карпова (2004), Е.Е. Кравцовой (1996), В.В. Лебединского (1985), В.И. Лубовского (2003), А.Г. Маклакова (2003), Р.С. Немова (1994), Т. Рибо (2013), А.Г. Рубинштейна (2000), И.П. Фармана (1994) и других, были раскрыты общие положения понятия воображения. Было дано определение воображения, рассмотрены особенности воображения, а также виды, характеристики, приемы и основные функции. Также в первой главе нами было рассмотрено развитие воображения детей на разных этапах дошкольного возраста. Изучением развития воображения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития занимались следующие авторы: Н.Ю. Борякова (2003), О.А. Григорьева (2014), Е.А. Екжанова (2005), Е.Н. Лебедева (2004), Е.А. Медведева (2004), Е.С. Слепович (2002), В.М. Сорокин (2003), Е.А. Стребелева (2005), У.В. Ульенкова (1990),
С.Г. Шевченко (2003), Г.В. Фадина (2004). Были проанализированы классификации задержки психического развития и отмечены особенности детей с данным диагнозом: снижение мотивации в деятельности,
штамповость, фрагментарность, отсутствие целенаправленности в деятельности, стереотипность, трудности в развертывании воображаемой ситуации без чьей-либо помощи, слабая выраженность сюжетно-ролевой игры, присутствие однотипных страхов. Все перечисленные особенности мешают детям в успешной реализации познавательной деятельности, влекут за собой в последствие несформированность некоторых школьных навыков. Также это мешает в планировании своей деятельности в целом...


1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в
обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения . М.: Ось-89, 1997. - 224 с.
(Практическая психология).
2. Артюхова Т.Ю. А 86(075) Психокоррекция и психотерапия: учеб. пособие / Т.Ю. Артюхова, Т.В. Шелкунова. - Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2019. - 170 с.
3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. — СПб.: Питер, 2008. — 320 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу»).
4. Бабикова Ю.В. Развитие воображения у детей с ЗПР 5-7 лет посредствам методов арт-педагогики //Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. - 2017. - С. 92-93.
5. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.— М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с.
6. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к
творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей
дошкольных учреждений, учителей начальной школы. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. - 62 с
7. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 286
8. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005. 524 с.
9. Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития //Коррекционная педагогика. - 2003. - №. 2. - С. 73.
10. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил.
11. Веракса А.Н. Воображение дошкольника // СДО. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/voobrazhenie-doshkolnika (дата обращения: 18.12.2021).
12. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5—7 лет: Пособие для психологов и педагогов. — Мозаика-Синтез, 2012.
13. Волох Л. Нетрадиционные техники //Пралеска. - 2016. - №. 10. - С. 41-44.
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Академия, 1997. — 93 с.: ил.
15. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. — 1998...96


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ