Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Понятие стресса в науке 9
1.2. Подходы к пониманию стрессоустойчивости в психологии 18
1.3. Содержание профессиональной деятельности социальных работников и
личностно-профессиональные особенности специалиста социальной сферы 26
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня стрессоустойчивости сотрудников учреждения социального обслуживания граждан пожилого
возраста и инвалидов 38
2.1. Организация, методы и методики исследования 38
2.2. Анализ результатов исследования 41
Выводы по второй главе 48
Глава 3. Психологическая программа повышения уровня
стрессоустойчивости сотрудников учреждения социального
обслуживания 49
3.1. Организация и содержание формирующего эксперимента 49
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 55
Выводы по третьей главе 60
Заключение 61
Список литературы 64
Приложения 70
Актуальность исследования. Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.
Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы «человек — человек», высокий уровень стресса, что ведет к повышению конфликтности, эмоционально-личностной неустойчивости, психической истощаемости и синдрому эмоционального выгорания. В последствии формируются негативные проявления: состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми,
сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором».
По мнению исследователей (Вдовина М.В, Занковский А.Н, Мокшанцев Р.И, Моросанова В.И, Сандомирский М.Е, Селье Г, Сорокина Е.Г, Суворова В.В. и др.) негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса — профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.
Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактики последствий хронического стресса. На сегодняшний день насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению стрессоустойчивости в профессиональной деятельности социальных работников, что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями разработке данной проблемы.
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность и определила выбор темы нашего исследования...
Цель нашего исследования достигнута - теоретически обоснована и экспериментально реализована психологическая программа формирования стрессоустойчивости социальных работников учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, направленная на профилактику конфликтов в профессиональной деятельности.
Решены задачи исследования.
1. На основании анализа психологической литературы определена степень разработанности проблемы исследования, ее современное состояние.
2. Изучены и выявлены особенности стрессоустойчивости сотрудников учреждения социального обслуживания.
3. Разработана и апробирована психологическая программа, направленная на повышение стрессоустойчивости сотрудников учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Понятие стресс было введено канадским физиологом Г. Селье. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека.
Деятельность сотрудников учреждения социального обслуживания неотъемлемо связана с взаимодействиями между людьми. Важнейшая составляющая управленческой системы и самого процесса управления - поведение человека, человеческие ресурсы коммуникации, в том числе такие формы, как споры, стрессы, напряжения и конфликты. Сотрудник учреждения социального обслуживания периодически вовлекается в конфликты с получателями социальных услуг, вынужден управлять ими, испытывать их последствия. Отсюда возникает необходимость работы с конфликтом.
Недостаточная изученность проблемы формирования
стрессоустойчивости сотрудников социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов послужила основанием для подготовки и реализации опытно-экспериментального исследования на базе КГБУ СО «Пансионат «Ветеран». Исследованием в общей сложности было охвачено 30 сотрудников в возрасте от 20 до 45-ти лет.
На констатирующем этапе были проведены методики: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным, опрос Т.А. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса» для того, чтобы измерить уровень стресса у испытуемых. Для определения уровня конфликтности была проведена методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев).
По результатам проведения психодиагностических методик можно сделать вывод о том, что большинство испытуемых достаточно устойчивы к стрессовым ситуациям, и симптомы стресса проявляются не так часто. Это говорит о высокой профессиональной подготовке сотрудников учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в данной сферы, как необходимого условия успешной профессиональной деятельности и качества жизни получателей социальной услуги и специалиста социальной сферы.
После завершения работы по формированию стрессоустойчивости у исследуемого контингента проводилось повторное исследование уровня стрессоустойчивости при помощи методик, применявшихся в ходе констатирующего эксперимента...
1. Адамчук В.В., Варна Т.П., Воротникова В.В. и др. Эргономика. Учебное пособие для ВУЗов. - Изд. «Юнити - Дана», 1999.
2. Александровский Ю. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1976.
3. Анцупов А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология - СПБ.: Питер, 2013. - 512 с.
4. Бабосов Е.М. Конфликтология. М.: Амалфея, 2012. - 324 с.
5. Бардецкая Я.В., Кулакова Т.И., Потылицина В.Ю. Основы общей и возрастной психофизиологии: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - 270 с.
6. Батаршев А.В. Психология личности и общения. М., 2014. - 246 с.
7. Березин Ф. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л, 1988.
8. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 2010. - 188 с.
9. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. - 2011. - № 1. - С 54-65.
10. Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование
самооценки: Место в структуре самосознания, возрастная динамика, соотношение с уровнем притязаний, влияние на продуктивность деятельности: автореферат диссертации доктора психол. наук. М., 2011. - 45 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/teoretiko-eksperimentalnoe-issledovanie- samootsenki-mesto-v- strukture-samo soznaniya
11. Вазина К.Я. Саморазвитие человека. М., 2014. - 128 с.
12. Вазина К.Я. Саморазвитие человека: резонансное взаимодействие с миром и собой. М., 2015. - 124 с.
13. Васина Е.Н. Отраженное Я в структуре самосознания: автореферат
диссертации канд. психол. наук. - М., 2010. - 24 с. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/otrazhennoe-ya- v-strukture-samosoznaniya
14. Виилма Луулу. Боль в твоем сердце. Учебник языка стрессов. М.: Аплис, 2014. - 352 c.
15. Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. М., 2010...84