Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Охрана здоровья граждан Российской Федерации: конституционно-правовой аспект

Работа №168138

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы50
Год сдачи2020
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ
ЗДОРОВЬЯ 8
1.1 Право граждан на охрану здоровья: сущность и содержание
.................................................................................................... ^8
1.2 Система законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан 14
1.3 Основные направления совершенствования законодательства в
сфере охраны здоровья граждан 21
2 ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОХРАНУ
ЗДОРОВЬЯ 28
2.1 Система правовых гарантий реализации прав граждан на охрану
здоровья 28
2.2 Медицинское страхование как основной механизм гарантии права
граждан на охрану здоровья 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43


Право на охрану здоровья имеет комплексный характер и включает в себя целый ряд элементарных прав, в частности, право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье; право на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста и других.
Впервые право на охрану здоровья получило свое нормативное закрепление во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Статья 25 данного международного акта закрепляет, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. В целом система международно-правовых актов, закрепляющих право на охрану здоровья, достаточно обширна, к ним можно отнести: Устав ВОЗ 1946г., Всеобщая декларация прав человека 1948г., Женевские конвенции 1949г., Европейская конвенция о социальной и медицинской помощи 1972г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984г. и другие.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации политика государства призвана отражать социальную сущность и должна быть направлена на создание условий, которые обеспечат достойный уровень жизни населения. В статье 41 закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Гарантированное ст.20 право каждого на жизнь, предполагает использование всех возможных средств ее поддержания и сохранения, в том числе путем оказания медицинской помощи. Право на охрану здоровья рассматривается как неотъемлемое и неотчуждаемое, принадлежащее каждому от рождения.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что охрана здоровья это приоритетное направление деятельности государства. Данное право подлежит повышенной защите, а так же на соответствующие органы государственной власти возлагается обязанность по разработке и финансированию федеральных и региональных программ охраны и укрепления здоровья населения; по принятию мер по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; по развитию физической культуры и спорта, санитарно-эпидемиологическому благополучию; по установлению ответственности за сокрытие обстоятельств и фактов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. В настоящее время российская система здравоохранения проходит этап реформ и преобразований. Проводятся исследования в области репродуктивных технологий, биомедицины, борьбы с распространением различных инфекционных заболеваний и другие. В связи с этим в условиях развития современных технологий в области здравоохранения конституционное право человека на охрану здоровья приобретает первостепенное значение.
Объектом изучения являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации и защиты конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Предметом исследования нормы законодательства в сфере охраны здоровья, регламентирующие исполнение конституционного права на социальное обеспечение в России.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права на охрану здоровья и медицинскую помощь; способы защиты нарушенных прав в данной сфере; а также правоприменительная практика.
Цель исследования заключается в комплексном изучении вопросов, связанных с содержанием конституционного права охрану здоровья.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть место и роль права на охрану здоровья в системе конституционных прав граждан;
2. Раскрыть содержание понятия конституционного права на охрану здоровья и выделить его особенности;
3. Изучить законодательные акты, закрепляющие конституционное право на охрану здоровья;
4. Раскрыть механизм реализации права человека на охрану здоровья в Российской Федерации.
Комплексный анализ конституционного права на охрану здоровья составили научные труды: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, Н.А. Витрука, А.В. Малько, B.C. Нерсесянца, В.И. Новоселова и другие.
Нормативную основу исследования составили: Международные акты о правах человека; Конституция Российской Федерации; Федеральные конституционные законы и Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Для решения поставленных задач были использованы общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, сравнение, а так же частные научные методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-юридический.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Право на охрану здоровья является основным общепризнанным правом человека, так как закреплено во многих международных актах. Однако международно-правовые акты не дают ответа на вопрос о конкретном юридическом содержании данного права, а так же об объеме обязанностей государств относительно реализации данного права на охрану здоровья. Наличие существенной международно-правовой базы создает юридические гарантии в области охраны здоровья и медицинской помощи. Поэтому закономерным является и то, что это легло в основу формирования национального законодательства об охране здоровья и медицинской помощи.
Необходимо указать, что правовая регламентация поддержания и сохранения жизни и здоровья человека имеет существенные ограничения. Уникальность каждого индивида как живого организма не дает возможность подходить к оценке и поддержанию его здоровья на основе стандартизированных подходов. В этом случае, многое будет зависеть от уровня квалификации, опыта и ответственности медицинских работников. Здоровье является составной частью антропологической природы человека, природным благом, которым он наделен от рождения. То есть, с одной стороны, состояние здоровья человека зависит от его природных особенностей, которые формируются на момент рождения, а с другой - от социальных факторов, наследственных, природных факторов, экономических и политических условий, в которых он живет. Неотъемлемым аспектом права на здоровье является обязанность уполномоченного субъекта обеспечивать это право каждому. Но, к сожалению, состояние здоровья не может в полной мере зависеть ни от самого человека, ни от носителей обязанностей. Учитывая структуру этого субъективного юридического права, можно утверждать, что ни своими действиями, ни действиями других лиц это право не может быть удовлетворено, поскольку ни активные действия человека, ни действия других субъектов не могут повлиять на состояние здоровья.
Основополагающим правовым актом в сфере охраны здоровья является Конституция РФ. В последующем, с учетом важнейших конституционных положений был принят системообразующий Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ».
На основе проведенного анализа нормативно-правовых актов можно сделать вывод, что:
1) анализ терминологической определенности понятия права на здоровье, призванного обеспечивать такое благо человека, как жизнь и здоровье, дает основания для признания существования именно права человека на охрану здоровья, а не права на здоровье;
2) право человека на охрану здоровья является одним из определяющих среди природных и неотъемлемых прав. Оно гарантирует каждому человеку как члену общества защиту его жизни и здоровья, личную неприкосновенность и др.;
3) государство, признавая на законодательном уровне, в том числе на конституционном, здоровье как необходимое благо, должно закрепить надлежащие правовые механизмы для реализации, охраны и защиты права человека на охрану здоровья.
Важно помнить, что состояние здоровья человека, с одной стороны, зависит от его природных особенностей, которые формируются на момент рождения, а с другой - от социальных факторов, наследственных, природных факторов, экономических и политических условий, в которых он живет. И этот фактор напрямую зависит от уровня развития государства и его политики;
5) под здоровьем человека следует понимать максимально достижимое и оптимальное физическое и психологическое состояние человеческого организма, необходимое для обеспечения биологического и социального существования, способности к продолжительной активной жизни и восстановления здорового поколения; 6) в рамках исследуемой темы следует обратить внимание, что понятие охраны здоровья включает общую обязанность общества и государства, в которой органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, граждане обязаны обеспечить приоритетность охраны здоровья в личной деятельности.
Особое место в жизнедеятельности государства занимают средства массовой коммуникации, которые информируют человека, а информация, как известно, формирует основу жизни человека. Но, зачастую, именно информация и продукты, созданные при использовании инновационных технологий, становятся источником опасности для здоровья. В нашем современном информационном обществе развиваются заболевания не только связанные с нарушением естественного баланса с окружающей средой, но и процессы, вызванные неправильным образом жизни человека и желанием изменить собственное сознание - в этом кроются причины развития болезней общества.
Таким образом, надлежащая реализация права на охрану здоровья является необходимым условием развития личности, гарантией эффективной реализации основных конституционных прав, в том числе права на жизнь, право на труд, право на социальное обеспечение.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом № 1»(Подписан в г. Париже 20.03ю1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (подписан в г.Страсбурге 19.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г.Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 2. - ст. 163.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международная защита прав и свобод человека : сб. документов. — М.: Юрид. лит., 1990;-672 с.
4. Европейское Соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны (заключено в г. Женеве 17.10.1980) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. - Вып. XLVII. - М. - 1994. - с. 175 - 182.
5. Соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 27.03.1997 «Об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств» // Российская газета. - 1997. - № 90.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12. 2019) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - ст.3301.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12. 2019) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - ст.3.
8. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 35. - ст. 3648.
9. Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 9. - ст. 713.
10. Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 14. - ст. 1212.
11. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - ст. 4563.
12. Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 29. - ст. 3510.
13. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 2. - ст. 219.
14. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - ст. 3802.
15. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - ст. 3803.
...
46 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ