Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №168136

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы161
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1 Тревожность как психологическая проблема 9
1.2 Школьная тревожность и особенности ее проявления у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 13
1.3 Современное состояние изучения школьной тревожности младших
школьников с задержкой психического развития 20
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 26
2.1 Организация и методика проведения исследования 26
2.2 Анализ констатирующего этапа эксперимента 33
Выводы по второй главе 48
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 50
3.1 Содержание психологической программы профилактики школьной тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития 50
3.2 Контрольный этап эксперимента и его анализ 61
Выводы по третьей главе 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЯ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 87


Актуальность исследования. Важной частью становления личности человека является эмоциональная сфера. Действительно, наиболее положительное развитие этой сферы приводит к улучшению другие сферы деятельности, такие как: интеллектуальную, социальную и др. Эмоции - это основной компонент в системе развития человека. Эмоции принимают участие в регуляции деятельности; способствуют индивиду оценивать всё, что случается вокруг, и всё что происходит внутри индивида.
В современном мире, учащиеся очень часто встречаются с тревожностью, которая, может быть, связанна с различными личностными проблемами. Считается, что разные исследователи, и зарубежные, и отечественные, занимались изучением данного вопроса, среди которых можно выделить: В.М. Астапов (1994) [1], Р.С. Немов (2001) [43], А.М. Прихожан (2000) [47], З. Фрейд (1980) [61], К. Хорни (1997) [64].
Термин «тревога», обозначается как негативные эмоциональные чувства, характеризующиеся переживанием, что что-то случиться, чаще всего, это никак не связанно с какими-либо определенными событиями. Можно утверждать, что тревожность является личностной чертой, которая отражает уменьшение порога чувствительности к стрессогенным факторам.
К тому же, тревожность отражается в ощущении бесконечной угрозы своему «Я» в разнообразных ситуациях; тревожность - это испытание эмоционального дискомфорта, которое связанно с ожиданием отрицательного исхода событий. Тревожность как тема психологического изучения является актуальной и имеет исключительный интерес.
В период становления личности, именно младший школьный возраст является наиболее сложным и противоречивым периодом. Потому как, данный этап жизни ребенка начинается с кризиса 7 лет, что, по мнению многих ученых, определяется как наиболее эмоционально насыщенным этапом.
С помощью проведения анализа литературу знаменитых авторов, которые изучали детей, имеющих задержку психического развития, можно утверждать, что эмоциональное развитие детей обуславливается разным возрастам, этиологией, а так же, может зависеть от социальной среды. Рассуждая о значимости исследования тревожности в практическом аспекте, можно отметить, что тревожность базируется в целом ряде психологических трудностей, связанных с детством. Среди которых вступают нарушения развития, послужившие поводом для обращения за психологической помощью, как и утверждают выдающиеся авторы и практические психологи (Б.И. Кочубей [28], Е.С. Новикова [28] и др.)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ теоретических данных по проблеме исследования позволяет говорить о том, что первым автором, который заговорил о понятие «тревожность» стал Зигмунд Фрейд. Изучением проблемы проявления тревожности занимались такие выдающиеся исследователи как: В.М. Астапов [1], Р.С. Немов [43], А.М. Прихожан [47], К. Хорни [64].
Представленные авторы отмечают, что благополучное эмоциональное состояние следует за успешным развитием социальной, интеллектуальной и других сфер жизни ребенка. Общее состояние психического развития учащегося обусловлено уровнем эмоциональной сферы.
Однако в наше время учащиеся все чаще сталкиваются с тревожными ситуациями. Тревожность проявляется в непрерывном ощущении угрозы своему «Я». К тому же тревожность выступает основным фактором регуляции становления личности, активности ее поведения и деятельности, благодаря чему интерес для психологического изучения возрастает.
Практические психологи, которые занимались данной проблемой, утверждали, что дети с задержкой психического развития чаще всего испытывают повышенный уровень тревожности в отличие от своих сверстников, которая может проявляться в поведенческих признаках (ребенок крутит в руках разные предметы, грызет ногти, перебирает волосы, раскачивается на стуле и т.п.). Ко всему этому, обнаруживается низкая самооценка, благодаря чему выражается стеснение, страх быть отвергнутым коллективом и мышечное напряжение из-за частой скованности ребенка. Такие дети в силу неустойчивой эмоциональной сферы и недоразвитыми компенсаторными и психозащитными функциями, менее защищены от воздействия различных неприятных ситуаций, в итоге и появляется тревожность.
Проанализировав полученные результаты констатирующего этапа эксперимента, были установлены особенности проявления школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития. Благодаря проведённому эксперименту, была выявлена школьная тревожность в каждой исследуемой группе (и в контрольной группе, и в экспериментальной группе). Дети обеих групп демонстрировали нежелание ходить в школу, замкнутость, зажатость, они боялись поднять руку или отвечать перед всем классом, наблюдалось отсутствие коммуникации. А так же проявлялись поведенческие знаки, указанные выше.
В целях профилактики школьной тревожности нами была разработана и апробирована психологическая программа профилактики школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития.
Программа реализовывалась с участниками экспериментальной группы по следующим направлениям:
- Повышение самооценки.
- Обучение навыкам управления собой в определенных,
стрессогенных ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
Занятия проводились в виде игр, упражнений и разных заданий.
Делая выводы по контрольному этапу эксперимента было выявлено, что в контрольной группе показатели тревожности либо оставались прежними, либо было выявлено увеличение количества участников, кто ощущал страх публично отвечать, поднять руку, испытывал эмоциональное напряжение и др., а это значит, что увеличился процент учащихся с высоким или повышенным уровнем школьной тревожности.
В экспериментальной группе процент учащихся, у кого высокий и повышенный уровень школьной тревожности стал снизились. Дети этой группы стали чувствовать себя увереннее, благодаря чему стали поднимать руки во время ответа и отвечать у доски, перестали смущаться и ощущать страх перед неуспехом в классе...


1. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. Москва: ПЕР СЭ, 2018. 160 с.
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и
патопсихологии. Москва, 1994. 216 с.
3. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. «Психофизиологический метод оценки тревожности» / Психологический журнал - 1997, № 2. 319 с.
4. Арефьева, Т.А. Преодоление страхов у детей. Тренинг / Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина. Москва: Психотерапия, 2017. 298 с
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Ленинград, 1988. С.13 - 21.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / сост. И. В. Дубровина, Н. И. Гуткина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. Санкт- Петербург, 2008. 398 с.
7. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через
психологическую сказку. Москва, 2001. 221 с.
8. Винникова Е.А., Слепович Е.С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1999. № 1.
9. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью / Н.Г. Вологодина. Москва: Феникс, 2016. 224 с.
10. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С Певзнер. Москва: изд-во Просвещение, 1973. 176 с.
11. Выготский Л.С. Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л.С. Выготский. Москва: Говорящая книга, 2014. 225 с.
12. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Москва, 1998. 568 с.
13. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии / под ред. В.Ю. Большакова, В.Н. Дружинина Санкт- Петербург: изд-во Речь, 2001. 1247 с.
14. Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского Н.А. Цыпиной. Москва: изд-во Педагогика, 1984. 256 с.
15. Детский стресс. Мозг и поведение. Москва: Гостехиздат, 2017. 345 с...71


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ