Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа профилактики эмоционального выгорания педагогов общеобразовательных школ

Работа №168135

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы117
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме изучения эмоционального выгорания педагогов общеобразовательных школ 9
1.1 Проблема изучения эмоционального выгорания в психологии 9
1.2 Факторы, влияющие на возникновение синдрома эмоционального выгорания
у педагогических работников 15
1.3 Современное состояние проблемы эмоционального выгорания педагогов в
психологической литературе 21
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогических работников 32
2.1 Описание процедуры и методик исследования 32
2.2 Особенности эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных
школ 35
Выводы по 2 главе 49
Глава 3. Психологическая программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ 51
3.1 Содержание психологической программы по профилактике эмоционального
выгорания у педагогов общеобразовательных школ 51
3.2 Контрольный эксперимент и его результаты 56
Выводы по 3 главе 78
Заключение 81
Список литературы 84
Приложения 91


Актуальность исследования. Проблема стрессоустойчивости человека в разных сферах деятельности с давних пор привлекала внимание ученых в области психологии. Существует ряд профессий, в которых специалист испытывает чувство эмоциональной пустоты, так как на протяжении всего рабочего процесса происходит постоянный контакт с людьми. Как указывал Бернард Шоу, «Проблемы должны заставлять тебя действовать, а не вгонять в депрессию», - это высказывание можно положить в основу нашего исследования, направленного на преодоление и профилактику синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников.
Проблема, затронутая в данном исследовании направлена на изучение эмоционального выгорания и рассматривается нами как одна из актуальных проблем современной сферы образования. Это объясняется тем, что большинство работников сферы образования ежедневно оказываются в ситуации эмоционального дискомфорта, истощения не только на работе, но и даже в семейных отношениях, в кругу родственников и друзей. Безусловно, эти факты выступают следствием не достаточно проработанных моментов в организации трудового процесса: взаимодействие с коллегами, работодателем или клиентами - отрицательно сказываются на работоспособности, соответственно специалисты «гаснут», как свечи. И с этого момента наступает процесс медленного, но опасного истощения, как эмоционального, психического, так и физического. Педагогический работник, который вынужден находиться в частых стрессовых ситуациях, не в состоянии эффективно выполнять свои обязанности, так как постоянная тревога, отрицательно сказывается на трудовой деятельности в целом. Кроме этого, сама профессиональная деятельность педагогических работников включает в себя эмоциональную напряженность, а также высокий процент факторов, вызывающих стрессовое состояние.
Образование является той сферой деятельности человека, где негативные эмоциональные состояния берут верх над положительными. Вполне очевидно, что окружающие ждут от специалистов образования понимания, толерантности, снисхождения, что требует проявления эмпатийности. Согласно классификации профессий Е.А. Климова, профессия педагога относится к типу профессий типа «человек - человек». В этой ситуации, в педагоги должны идти люди с высоким уровнем эмпатии, прежде всего, поскольку эмпатия педагогического работника помогает ему лучше прочувствовать и преодолеть неприятные впечатления, произошедшие как во время работы, так и вне ее.
В процессе жизнедеятельности педагогические работники постоянно сталкиваются с конфликтами при взаимодействии с окружающими. Вследствие этого, они вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от коллег, работодателей, обучающихся. Таким образом, они становятся менее эмпатичными, что может привести к эмоциональному перегоранию, а, порою, и к невротическим срывам...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический обзор литературы по проблеме исследования позволил нам сделать вывод о том, что проблема эмоционального выгорания в педагогической сфере стала особенно актуальна в наше время, на это указывают современные авторы, занимающиеся разработкой данной проблемы. В научной сфере, ученые до сих пор не пришли к выводу об точном определении состояния специалиста, которое связано с пресыщением своим профессиональным навыкам. Одни называют его «эмоциональным выгоранием» Т.В. Форманюк, В.В. Бойко, М.В. Борисова, а другие исследователи - «выгоранием психическим» К. Маслач, Н. Е. Водопьянова, К. Старченкова.
Мы, основываясь на мнении психологов, рассматривающих терминологию данного понятия, понимали под синдромом эмоционального выгорания группу симптомов, которые отражаются на эмоциональном, поведенческом и рациональном уровне жизнедеятельности педагогического работника, выполняющий определенные функции. В результате анализа психологической литературы установили, что профессия педагога относится к профессиям типа «человек - человек», где очень часто присутствует развитие синдрома эмоционального выгорания.
В наше время, психоэмоциональное здоровье педагогических работников стоит в центре внимания ученых, работающих в области изучения эмоционального выгорания. Ведь именно психоэмоциональное здоровье является одним из важнейших факторов, определяющих продуктивность, надежность и успешность трудовой деятельности педагогов в школе. Соответственно, благоприятное психоэмоциональное состояние педагогических работников позволяет повышать показатели продуктивной деятельности школы и обучающихся в целом.
Как выяснилось, сфера образования входит в основную группу риска по наличию и развитию синдрома эмоционального выгорания, ведь данная область заключает в себе профессию, где которые необходимы эмоциональные и физические затраты. Ведь педагогические работники являются представителями «просвещения и культуры», вследствие этого они служат примером как друг для друга, так и для всех обучающихся разного возраста. Принятая строгая официальность, присутствующая в формальных отношениях, зачастую длительный рабочий график, ответственность и полная отдача себя своему любимому делу накладывают определенный отпечаток на личности педагога, психическое состояние и жизнь в целом.
По - нашему мнению, основными факторами, которые могут влиять на развитие данного диагноза, являются неприятные ситуации, высокая ответственность за судьбу обучающегося. Под влиянием различных стрессовых ситуаций, у специалиста формируются низкая стрессоустойчивость, тревожность, деперсонализация повышается уровень конфликтности и агрессии, что, в свою очередь, способствуют развитию синдрома эмоционального выгорания...



1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 363 с.
2. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (опыт системного
исследования) / Афанасьев В.Г. - М.: Политиздат, 2011. - 240 с.
3. Балахонов А.В., Белов В.Г., Пятибрат Е.Д., Пятибрат А.О. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии / А.В. Балахонов, В.Г. Белов, А.О. Пятибрат, Е.Д. Пятибрат // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2009. - № 3.
- С. 57-71.
4. Боева, А.В. Синдром эмоционального выгорания у врачей психиатров / А.В. Боева, В.А. Руженков, У.С. Москвитина // Научные ведомости. Серия Медицина. Фармация. - 2013. - № 11 (154). - Вып. 22. - С. 6-12.
5. Бодров В.А. Информационный стресс: учеб. пособие для вузов / В.А. Бодров.
- М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
6. Бодров В.А. Актуальные проблемы психологии труда / Бодров В.А. - М.: ИП РАН, 2011. - 624 с.
7. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания в профессиональном общении.: СПб.: 1999. 99-105 с.
8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.: М.: 2004. 5
- 8 с.
9. Буксман О.В. , Иванова Н.Г. Теоретический обзор изучения проблемы эмоционального выгорания у педагогов / Буксман О.В., Иванова Н.Г. //сборник конференции XX Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева- Красноярск,2019 - С. 154-157.
10. Васильченко О. Социально-психологический климат - диагностика и формирование / О. Васильченко // Справочник кадровика. - 2011. - № 8. - С. 8 - 9.
11. Веракса Н.Е. Социальная психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 224 с.
12. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
13. Егорова Л.С. Управление социально-психологическим климатом на
предприятиях / Л.С. Егорова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 2. - С. 161 - 168.
14. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 с.
15. Ермолаева Л.Е. Гигиеническое и клиническое обоснование формирования синдрома эмоционального выгорания у стоматологов / Л.Е. Ермолаева, О.В. Мироненко, З.Н. Шенгелия, Л.А. Сопрун // Вестник военно -медицинской академии. - 2011. - № 4(36). - С. 140-142...71


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ