Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Общее недоразвитие речи: клинико-психолого-педагогическая характеристика 8
1.2. Развитие лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе 15
1.3. Особенности лексико-грамматической стороны речи при общем
недоразвитии речи 19
1.4. Современные подходы к изучению проблемы развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня 21
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментальное изучение лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III
уровня 27
2.1. Организация, методы и методики исследования 27
2.2. Результаты исследования 40
Выводы по второй главе 48
Глава 3. Психолого-педагогическая программа коррекции лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 50
3.1. Научно-методологические основы формирующего эксперимента 50
3.2. Организация и содержание формирующего эксперимента 62
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 90
Выводы по третьей главе 95
Заключение 97
Литература 102
Приложение 110
Актуальность исследования. Одна из актуальных проблем психолого¬педагогической коррекции - это проблема нарушения речевого развития детей дошкольного возраста, а также работа по своевременной коррекции нарушений речи. В наше время значительно возросло количество указанной формы нарушения психического развития дошкольников. В связи с этим существует постоянная потребность в изучении теории и усовершенствовании практики коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в речевом развитии. Среди многообразия видов речевых аномалий особое место занимает общее недоразвитие речи, включающее, в частности, нарушение нормального формирования лексико-грамматической стороны речевой системы.
Аспекты развития лексико-грамматической стороны речи при общем недоразвитии речи представлены в работах М.В. Богданова-Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпун, Т.Б. Филичевой. Авторы полагают, что при общем недоразвитии речи развитие лексико-грамматического строя проходит с большими затратами энергии, чем изучение словаря. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил. Лексико-грамматическая сторона речи в своей неразрывности представляет структуру, каркас языка. Развитие словаря и грамматического строя является необходимым условием для формирования у детей полноценных представлений о речеязыковой системе в целом.
Проблема развития и коррекции лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи исследовалась Р.Е. Левиной (1967), Н.А. Никашиной (1967), Г.А. Каше (1985), Л.Ф. Спировой (1967), И.К. Колповской (1985), Г.В. Чиркиной (2008), О.Е. Грибовой (2005) и другими. В исследованиях раскрыты вопросы организации работы, методики формирования лексико-грамматической стороны речи, показаны различные средства и приемы развития речи. Как указывают в своих работах современные авторы, формирование лексико¬грамматической стороны речи - это одна из фундаментальных задач речевого развития детей.
По мнению исследователей и практиков дошкольного образования, необходимо говорить о недостаточном внимании к проблеме формирования смыслового компонента речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Также отмечается, что для предупреждения в перспективе школьной дезадаптации требуется научно обоснованная психолого-педагогическая программа коррекции процесса формирования лексико-грамматических категорий детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, в теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику дошкольного образования психолого¬педагогической программы коррекции выявленных особенностей.
Объект исследования: лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: психолого-педагогическая программа коррекции лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...
Данная работа посвящена изучению уровня сформированности лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общин недоразвитием речи III уровня и разработке психолого-педагогической программы, направленной на ее развитие у данного контингента дошкольников.
Языковые компетенции, являясь основой коммуникативных компетенций, способствуют психическому развитию, влияют на общий уровень деятельности. Они позволяют быть успешными в системе межличностных отношений.
Среди многообразия видов речевых аномалий особое место занимает общее недоразвитие речи, включающее, в частности, нарушение нормального формирования лексико-грамматической стороны речевой системы.
В процессе исследования мы гипотетически предположили, что эффективность работы по развитию лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общин недоразвитием речи III уровня будет повышена, при условии использования психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию данных компетенций.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на выявление исходного уровня сформированности лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, в процессе которого были использованы следующие методики:
3. Методика исследования грамматического строя речи, предложенная Т.А. Фотековой, с речевыми пробами, предложенными Р.И. Лалаевой и Е.В. Мальцевой, с использованием заданий, разработанных А.Р. Лурия;
4. Методика исследования лексики, предложенная Н.В. Серебряковой и Л.С. Соломоховой.
Данные методики были адаптированы в соответствии с целями констатирующего эксперимента. Был взят стимульный материал, предложенный О.Б. Иншаковой.
В основу комплектования репрезентативной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
1. схожесть показателей возраста (в исследовании приняли участие дети в возрасте 5-6 лет);
2. воспитание в группах одной возрастной категории - старшие группы;
3. схожесть психолого-педагогической картины нарушения (все испытуемые, принимавшие участие в исследовании, имели логопедическое заключение «Общее недоразвитие речи III уровня»)...
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии //Ростов н/ Д: Феникс. - 2011. - Т. 109. - №. 2.
2. Александровская М.А. Некоторые вопросы преодоления недостатков произношения у детей старшего дошкольного возраста/Недостатки речи и письма. - М.: Изд-во АПН, 1956. - 128 с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.
4. Безрукова С.А. К вопросу о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. - 2007 - №6.
5. Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду - 2006 - №3.
6. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1987. - 212 с.
7. Волков Б. С., Волкова Н. В. Готовим ребенка к школе //СПб: Питер. - 2008. - Т. 2012.
8. Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с ОНР. М.: 2004.
9. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Directmedia, 2014.- 352 с.
10. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. - Саратов, 1981.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 213с.
12. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М.: 2005.
13. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал « Логопед», № 5, 2005.
14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., Просвещение, 2000.
15. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004...90