Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Работа №168108

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 6
1.1. Развитие пространственно-временных представлений
в онтогенезе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших
дошкольников с умственной отсталостью
10
1.3. Особенности пространственно-временных представлений у
старших дошкольников с легкой умственной
отсталость 15
1.4. Приемы и методы обследования пространственно­временных представлений у старших дошкольников с легкой
умственной отсталостью 20
Выводы по главе 1 24
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 26
2.1. Организация и методика проведения констатирующего
эксперимента 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3. Содержание дифференцированных методических рекомендаций по формированию пространственно-временных представлений у
старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 37
Выводы по главе II 52
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А 63
Приложение Б 64
Приложение В 65
Приложение Г 66
Приложение Д 67
Приложение Ж 68
Приложение З 69
Приложение К 70
Приложение Л 71
Приложение М 72
Приложение Н 73
Приложение П 74

Актуальность. В настоящее время наблюдается рост количества детей, с ограниченными интеллектуальными возможностями. По статистике распространённость умственной отсталости в России насчитывается около 0,9-1 %. Об этом свидетельствуют данные Всемирной организации
здравоохранения.
На современном этапе реформы российского образования остро стоит проблема недостаточности развития пространственно-временных представлений детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста в связи со скорым поступлением и обучением в начальную школу.
Одной из основных задач дошкольного обучения и воспитания по мнению М.Г. Аббасов, С.Д. Забрамной, Л.В. Баряевой, О.Р. Гаврилушкиной, считается создание условий для развития пространственно-временных представлений и понятий у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью. Ведь известно, что у детей данной категории имеются нарушения познавательной психической деятельности в частности страдает развитие восприятия, такое необходимое для овладения пространственно­временными представлениями дошкольниками, имеет большое значение как для развития их познавательной и личностной сфер, а также для адаптации и социализации ребенка в «школьную среду».
Несмотря на то, что изучением формирования пространственно­временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью занимались многие исследователи, а именно С.Г. Ералиева, Г.В. Макоедова, Б.И. Цуканов, В.В. Эк и др., все же она не изучена в полной мере и это актуализирует поиск, глубокого теоретического изучение и постоянного усовершенствование методического обеспечения процесса развития пространственно-временных представлений и требуют дальнейшей разработки новых методов проведения коррекционной работы, рассчитанных на рассматриваемую категорию детей.
Объект исследования: пространственно-временные представления старших дошкольников.
Предмет исследования: содержание дифференцированных
методических рекомендаций по формированию пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить особенности формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью и на основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать уровни по формированию пространственно­временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
3. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
4. Определить содержание дифференцированных методических рекомендаций по формированию пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью будут выявлены такие особенности пространственно-временных представлений как: не умение ориентироваться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу, на плоскости, сложности при определение последовательности действий и явлений окружающей действительности и выявленные особенности позволят нам определить содержание дифференцированнных методических рекомендаций для расматриваемой группы детей.
Методы исследования. В соответствии с поставленной целью, задачами исследования нами использованы теоретические и эмпирические методы исследования. К первым относятся: анализ научной психолого­педагогической литературы, и методической литературы. Ко вторым - наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент, количественная и качественная обработка полученных данных
Теоретическая значимость исследования: исследовать и уточнить особенности пространственно-временных представлений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Практическая значимость: заключается в том, что предложенное содержание дифференцированных методических рекомендаций по формированию пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью могут быть использованы воспитателем, учителем-дефектологом, родителями.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад №ХХХ комбинированного вида» г. Красноярске с сентября 2021 года по март 2022 года. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью.
Исследование осуществлялось по этапно:
I этап (сентябрь-октябрь 2021г.) изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование и уточнение цели, гипотезы и задач, подбор методики констатирующего эксперимента.
II этап - (ноябрь 2021г.- январь 2022г.) разработка и реализация констатирующего эксперимента, направленного на исследование уровня формированния пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью.
III этап - (февраль-март 2022г.) обработка, систематизация и оформление полученных результатов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, содержания дифференцированных методических рекомендаций, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При написании данной работы были проанализированы психолого­педагогические основания исследования развития пространственно­временных представлений; нами были изучены особенности развития пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, проведен анализ констатирующего эксперимента; разработано содержание дифференцированных методических рекомендаций по формированию пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Анализируя современную психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что процесс формирование пространственно-временных представлений для старших дошкольников с легкой умственной отсталость весьма сложен и связан с деятельностью высших психических функций.
Легкая умственная отсталость — это такое состояние, при котором отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной сферы, вызванное органическим повреждением головного мозга, имеющим диффузный характер.
Психическое развитие ребенка с легкой умственной отсталостью протекает с большими отклонениями и формируются очень медленно, познавательная активность низкая, и отсутствует интерес к окружающему предметному окружению, отмечается замедленный темп развития и в более поздние сроки по сравнению с его нормально развивающимися сверстниками.
Также у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью, своевременно не развиваются предпосылки для формирования пространственно-временных представлений, не обеспечиваются
необходимые условия для активного сенсорного познания окружающего мира. Это связано с замедленностью восприятия, бедностью чувственного опыта детей.
Поэтому ребенок может овладеть пространственно-временными понятиями только через практическую деятельность, при условии специального коррекционного воздействия на обучающегося. При верном педагогическом воздействии, у детей с легкой умственной отсталостью отмечается положительная динамика в развитии.
Следовательно, специфика пространственно-временных понятий и нарушение психического развития у старших дошкольников с легкой умственной отсталость затрудняют возможность у них самостоятельного, спонтанного познания и развития данных процессов.
По результатам проведенного констатирующего эксперимента, направленного на выявление уровня развития пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталость нами выявлены следующие особенности:
• дети испытывали затруднения при выполнении заданий,
• не всегда сразу понимали смысл задания;
• имели трудности в соотнесении понятий «вчера, сегодня, завтра»
• ошибки в последовательности и перечисления дней недели.
• требовались частое повторение инструкций
Результатом констатирующего эксперимента являются, содержание дифференцированных методических рекомендаций, направленных на формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Цель достигнута и гипотеза нашла свое подтверждение, что у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью будут выявлены такие особенности как: не умение ориентироваться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу, на плоскости, сложности при определение последовательности действий и явлений окружающей действительности.


1. Абдулаева Е.А. Становление пространственного образа себя младшем и раннем дошкольном возрасте: автореферат. - М., 2015. - С.7-9.- 182 с.
2. Аблитарова А.Р. Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: Заневская площадь,2014. - С. 55-59.
3. Агаева И.Б., Уфимцева Л.П. организационно-педагогические условия реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. №1 (стр.99-104).
4. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]: под ред. Бодалева А.А и др. М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. 287 с.
5. Архипова, С.В. Методические приемы формирования временных представлений у учеников младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] / С. В. Архипова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2008. - №6. - С. 24-30.
6. Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. - СПБ.: Герцена, 2003. - С. 41-49. - 287 с.
7. Баряева Л.Б., Зарин А.Н. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. -М.:2001.
8. Бурачевская О.В. Пространственные и пространственно-временные представления как базовая составляющая психического развития ребенка// Школьная педагогика. - 2016. - №1. - С. 21-24.
9. Брунов Б.П. Петроченко В.И. Дети с ограниченными возможностями
здоровья: хрестоматия по специальной педагогике и психологии, Ч.1, -
Красноярск, 2009.
10. Брунов Б.П. Петроченко В.И. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии, -Красноярск, 2009.
11. Власова, Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. [Текст] / Певзнер М.С., Т.А. Власова, - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
12. Воронина, М.В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательных школ [Текст] / М.В. Воронина // Дефектология. -1996. - №3. - С. 28-30.
13. Воронина, М.В. Особенности временных представлений у умственно отсталых первоклассников [Текст] / М.В. Воронина //Дефектология. - 1994. - №5. - С. 37-39.
14. Венгер Л.А. Дошкольное обучение, направленное на развитие способностей / Л.А. Венгер. / Дошкольное воспитание. - 2002. - № 9.-С. 26.
15. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Сост., ав. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с....57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ