Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методы развития критического мышления на уроках русского языка в 8 классе

Работа №168107

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Методы критического мышления как психолого­педагогическая проблема
1.1. Состояние исследования проблемы методов развития критического
мышления в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Анализ заданий и упражнений из учебников по русскому языку по
формированию умений критического мышления 19
1.3. Изучение и анализ сформированности умений критического
мышления у учащихся 8 классов 30
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Педагогическое обеспечение использования методов развития критического мышления в обучении русскому языку учащихся 8 класса
2.1. Использование комплексного лингвистического анализа текста на
уроках русского языка 39
2.2. Применение синквейна как метода развития критического
мышления на этапе рефлексии 46
2.3. Практическое применение умений критического мышления в
социальном пространстве 53
Выводы по второй главе 59
Заключение 62
Библиографический список 65
Приложение 70

Актуальность исследования. Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Здесь следует вспомнить один из основных принципов действующего образовательного стандарта, где главной целью является не предметный, а личностный результат (п.6 ФГОС от 2010г.). На первом месте оказываются результаты, которые включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной образовательной деятельности (п.8 ФГОС от 2010 г.). Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения (универсальные учебные действия). Критическое мышление, в данном случае, решает основную задачу, поставленную образовательными стандартами - сформировать самодостаточную личность, способную адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям и открытую для получения новых знаний, умений и навыков.
Актуальность исследования заключается не только в растущей популярности и эффективности использования методов развития критического мышления на уроках русского языка, но и в социальном заказе МБОУ «Лицей №8», педагогический коллектив которого в настоящее время трудится над проблемой внедрения методов развития критического мышления в учебно-воспитательный процесс.
Методы развития критического мышления через чтение и письмо используются в России уже более пятнадцати лет. Исследователями написано множество диссертаций и научных статей, в глобальной сети INTERNET можно обнаружить большое количество разработок уроков с использованием данных методов. Сегодня в нашей стране тысячи педагогов применяют на практике данную методику.
Методы развития критического мышления через чтение и письмо впервые возникли на базе технологии «Развитие критического мышления», которая была разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и Консорциумом гуманистической педагогики в середине 1990-х гг. Авторами программы являются Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии [Бутенко, Ходос, 2002: 11].
Эта технология представляет собой систему стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Такая технология позволяет достичь следующих образовательных результатов: умение работать с
увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
В отечественной педагогике технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» стала известна в 1997 году благодаря одноименной учебной программе, которая действовала при поддержке Международной ассоциации чтения. Данная программа была реализована в школах Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода и Новосибирска, постепенно расширяясь и внедряясь во многие российские школы.
В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «...всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» [Выготский, 1984: 243], а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.
В настоящее время над проблемой развития критического мышления учащихся активно трудятся петербургские С.И. Заир-Бек и И.В.
Муштавинская. Так, монография «Критическое мышление: технология развития» является ключевым источником данной дипломной работы.
Большой вклад в исследовании по развитию критического мышления внесли И. О. Загашев, Ю.Ф. Гущин, Ильясов И.И., В.А. Низовская С. А. Бахарева, А. В. Бутенко, Е. А. Ходос,. Стоит отметить и диссертационные работы И. С. Литвиновой, Т. Д. Любимовой, Ф. Ф. Минкиной, И. А. Мороченковой, Е. А. Николаевой, В. А. Попкова, Е. А. Столбняковой.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой базовую модель обучения, состоящую из трех последовательных этапов: вызов, осмысление содержания и рефлексия. Каждый этап урока сопровождается отельными приемами и методами (составление кластеров, верные и неверные утверждения, «Знаю - хочу узнать - узнал» и др.). Данный подход предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин — всё можно обсуждать или подвергать анализу [Заир-Бек, Муштавинская 2011: 12].
Критическое мышление — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что — отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. Разумеется, при этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми (причём не только вступать в дискуссию, но и находить точки соприкосновения). Однако процесс этим не исчерпывается: когда мы мыслим критически, задействованы не только разум, но и эмоции и чувства. И как итог — «критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых» [Заир-Бек, Муштавинская, 2011: 9].
Особое внимание в своей работе мы уделяем развитию критического мышления в процессе обучения русскому языку, как важнейшей составляющей медиаобразования. Работа с различными источниками информации будет бесполезной и неполной, если довольствоваться только фактами, не вскрывая при этом причины и следствия этих фактов. Не объем знаний или количество информации, уложенные в голову ученика, являются целью нашей работы на уроке, а то, как он умеет управлять этой информацией: находить, систематизировать, наилучшим способом
присваивать, обнаруживать в ней смысл, применять в жизни. Работа с различными источниками информации предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку своей точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения.
Цель исследовательской работы: обосновать и опытно -
экспериментальным путем проверить эффективность применения методов развития критического мышления на уроках русского языка в 8 классе.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку.
Предмет исследования: педагогическое обеспечение, направленное на развитие критического мышления учащихся 8 класса на уроках русского языка.
Цель, объект, предмет исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать состояние проблемы развития критического мышления в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить состояние проблемы развития критического мышления учащихся.
3. Изучить состояние и уровень развития критического мышления учащихся.
4. Подобрать и апробировать методы развития критического мышления на уроках русского языка в 8 классе.
Методы исследования:
• анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
• прогнозирование трудностей в обучении;
• тестирование;
• метод эксперимента;
• сопоставление и обобщение результатов;
• статистический метод.
Практическая значимость заключается в подборе и апробировании методов развития критического мышления на уроках русского языка в 8 классе.
Структура дипломной работы. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование посвящено постановке и решению проблемы обоснования и выявления эффективности применения методов развития критического мышления при изучении русского языка в 8 классе.
Решение данной задачи требовало создания в образовательном процессе условий, согласно которым использование методов развития критического мышления в процессе изучения русского языка будет обеспечено. Данные условия определены в результате проведенного анализа и изучения проблемы использования методов развития критического мышления в обучении.
В результате опытно-экспериментального исследования в соответствии с поставленными целями и задачами были получены следующие результаты:
1. На основе анализа педагогической и психологической литературы обосновано и сделано заключение о том, что понятие «критическое мышление» обладает интегративным характером. Уточнение содержания понятия «критическое мышление» позволило выделить содержание данного феномена:
Сущностная характеристика критического мышления представлена как процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что — отвергнуть.
2. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в педагогической теории и практике проблеме использования методов развития критического мышления при изучении русского языка уделяется недостаточно внимания. Одним из путей решения данной проблемы является выявление педагогических условий, способствующих более успешному развитию критического мышления у учащихся 8 класса.
3. Нами были изучены состояние и уровень развития критического мышления учащихся с помощью теста оценки критического мышления И.И.
Ильясова и Ю.Ф. Гущина, а также с помощью заданий с комплексным лингвистическим анализом текста, где учащимся было предложено озаглавить текст, разделить его по абзацам, выявить тему и основную мысль.
Под критериями сформированности критического мышления нами понимались признаки, на основании которых проводилась оценка достижения того или иного уровня сформированности умения критического мышления: умение находить недостающую информацию, умение делать и оценивать логические умозаключения, умение анализировать и оценивать содержание текста, умение выделять главную информацию на фоне избыточной, умение обосновывать свой ответ, умение оценивать последовательности умозаключений.
Результаты диагностирования актуального уровня сформированности критического мышления у учащихся 8-х классов показали, что данный уровень в большинстве случаев соответствует низкому и среднему уровням.
4. Основными педагогическими методами, обеспечивающими реализацию педагогических условий развития критического мышления учащихся 8А класса МБОУ «Лицей №8» являлись: комплексный лингвистический анализ текста, метод синквейна.
По завершению опытно-экспериментальной работы нами была проведена повторная диагностика, по результатам которой были выявлены незначительные улучшения показателей.
Кроме этого нами были рассмотрены возможности применения критического мышления в социальном пространстве восьмиклассников, а именно в проектной деятельности научно-творческого характера, во внеклассной деятельности, при создании школьных газет и написании реферативных работ.
Таким образом, критическое мышление выполняет важную роль как в межпредметном, так и метапредметном контексте современной образовательной деятельности. Умение находить недостающую информацию, делать и оценивать логические умозаключения, умение анализировать содержание текста, умение определять последовательности умозаключений - все это широко реализуется на всех предметных дисциплинах и представляет так называемые универсальные учебные действия, принцип которых положен в основу действующего образовательного стандарта. Самоопределение и саморазвитие, способность ставить цели и строить жизненные планы, стремление к учебному сотрудничеству и грамотное выстраивание отношений внутри него наиболее эффективно формируются благодаря умениям критического мышления.
Вместе с тем мы осознаем, что наше исследование не исчерпывает весь круг проблем, связанных с использованием методов развития критического мышления при изучении русского языка в 8 классе.


1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011. -223с.
2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. ФГОС. СПб.: Каро, 2013. -144 с.
3. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие. СПб.: Каро, 2013. -144 с.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2005. - 176с.
5. Основы критического мышления: междисциплинарная
программа: поособие 1./Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. М.: Открытое общество, 1999.
6. Dr. Peter Facione. Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. Executive Summary. 2013. -28c.
7. Халперн Дайана. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. -512с.
8. Бахарева С.Э. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2003.
9. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое пособие. М.: 2002.
10. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Спб: 2003.
11. Загашев И.О, Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб: 2003.
12. Мокраусов И.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Самара: 2003.
13. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. М.: Академия, 2003.
14. Ричард Пол. Критическое мышление: что необходимо человеку для ориентации в быстро меняющемся мире / пер. с англ. А.В. Чернышов. Нижний Новгород: НГУ, 1990....45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ