Введение 3
Глава 1. Европейский миграционный кризис начала XXI в 11
1.1. Причины "великого переселения народов" начала XXI в 11
1.2. Пути миграции и состав мигрантов 19
1.3. Политика ЕС в отношении миграционного кризиса 24
1.4. Последствия "великого переселения народов" начала XXI в 42
Глава 2. Методические возможности реализации темы в 11 классе 55
2.1. Дефициты и ресурсы изучения миграционного кризиса начала XXI в. на
уроках по всеобщей истории в 11 классе 55
2.2. Разработка внеурочного мероприятия и фрагмента урока по всеобщей
истории для 11 класса 64
2.3. Анализ результатов апробации 69
Заключение 72
Список источников и литературы 74
Приложения 85
Актуальность исследования. Начало XXI в. ознаменовало собой целый ряд фундаментальных изменений в мире. Процесс глобализации, захвативший большую часть земли, особенно страны Европейского союза, привел к политике открытых границ и мультикультурализма. Стоит отметить, что параллельно с процессами, протекавшими на просторах ЕС, развивался геополитический кризис в странах Востока и Африки. Перенаселение, низкий уровень жизни, а также обострение политический противоречий в странах Ближнего Востока и Африки. Совокупность данных процессов и явлений привели к миграционному кризису начала XXI в., пик которого пришелся на 2015 г. Часто данный процесс обозначают как второе «Великое переселение народов». И действительно, масштаб изменений, которые несет миграционная волна начала XXI в. является беспрецедентным. Актуальность исследования обусловлена тем, что миграционный фактор стал играть важнейшую роль во всех сферах жизни европейцев. Миграционный фактор приводит к политическим, культурным и социально-экономическим изменениям на территории стран ЕС. Мигранты теперь меняют и определяют лицо будущей Европы. Для всеобъемлющего понимания данного динамического процесса трансформации Европы нам необходимо его глубинное понимание, которое должно начать формироваться с изучения миграционного кризиса начала XXI в. в Европе, на уроках всеобщей истории в старшей школе и в рамках внеучебной деятельности.
Необходимо отметить, что данная тема является новой в курсе всеобщей истории и для всестороннего рассмотрения миграционного кризиса начала XXI в. в Европе, необходимо выявить дефициты, отобрать необходимые ресурсы и подобрать наиболее подходящие методические инструменты для раскрытия данной темы в рамках урока всеобщей истории и внеучебной деятельности.
Степень изученности. Стоит отметить, что фундаментальных работ по проблеме миграционного кризиса в современной Европе не так много. Необходимо выделить работу немецкого политика Тило Саррацина «Германия. Самоликвидация»1. Данная монография была проанализирована нами в еще неопубликованной статье. В монографии рассматривается процесс миграции как многофакторное явление, которое деструктивным образом влияет на все сферы жизни ЕС и, в частности, Германии. Также можно выделить ряд статьей отечественных исследователей, например, в статьях И. В. Лебедевой2 анализируется миграция как культурный феномен, рассматриваются экономические последствия миграции и дается анализ возможности развития данного процесса.
В ходе работы над диссертацией были использованы труды зарубежных исследователей, например, в трудах П. Вимона, А. Салаконе, Р. Кинг, М. Санфеличи анализируется политика ЕС в отношение миграции до кризиса, критикуется политика толерантности, а также внешнеполитические ориентиры ЕС3. Токки, Э. Алласино, Э. Рейнери, А. Вентурини изучают вопросы миграции в рамках меняющихся условий в современном мире4. Проблема миграции является остро дискуссионной для Европы, поэтому часто в исследованиях мы наблюдаем эмоциональную окраску событий и порой диаметральные характеристики явлений, связанных с миграционным кризисом 2015 г.
Несогласованность действий во время кризиса в 2015 г., когда квоты на мигрантов распределялись равномерно по странам, привела к серьёзному противоречию, что поставило существование самого ЕС под угрозу, считает О.Ю. Потемкина5.
H. В. Путило, Л. Л. Рыбаковский, оценивают последствия миграционного кризиса для ЕС, прежде всего в социально-экономической сфере. Последствия для культурного пространства ЕС в рамках миграционного кризиса анализируют исследователи П. А. Судоплатов6 и О.Н. Четверикова.
При рассмотрение нормативно-правовой базы регулирования миграционного вопроса Европейского Союза были использованы труды таких исследователей как В. И. Потапов, М. М. Бирюков 7. Важнейшим фактором в формирования кризисной миграционной ситуации в Европе многие исследователи считают политику концепции мультикультурализма. Данную концепцию рассматривали такие исследователи, как Ч. Кукатас, В. С. Малахов, О. Б. Неменский8. Но стоит отметить, что фундаментальных исследований по проблеме миграционного кризиса 2015 г. в Европе практически нет, что и обусловило новизну исследовательской работы.
Целью магистерской диссертации является демонстрация возможности изучения миграционного кризиса начала XXI в. в рамках учебной и внеучебной деятельности в школе.
К задачам исследования относятся следующие:
I. Изучить причины современного миграционного кризиса в Европе;
2. Выяснить из каких стран идет основной приток мигрантов в Европу;
3. Рассмотреть политику ЕС по отношению к миграционной проблеме;
4. Провести анализ материла в школьных учебниках на тему миграционного кризиса в начале XXI в.;
5. Отобрать материалы для разработки фрагмента урока и внеурочного мероприятия по теме миграционного кризиса в начале XXI в.;
6. Осуществить фрагмент урока и внеурочное мероприятия.
7. Провести анализ фрагмента урока и внеурочного мероприятия.
Объектом исследования является миграционный кризис в Европе в начале XXI в.
Предметом исследования являются возможности изучения миграционного кризиса в Европе в начале XXI в. на уроках по всеобщей истории и в рамках внеурочной деятельности в 11 классе.
Хронологические рамки исследования охватывают период с подписания Шенгенское соглашение (1985)9, предусматривающего свободу передвижения товаров, капитала, информации и трудовых ресурсов до настоящего времени, когда миграционный фактор стал ключевой проблемой, которая требует быстрого и эффективного разрешения. Необходимо отметить 2015 г. как время определения миграционной проблемы в ЕС как кризиса. Территориальные рамки исследования устанавливаются внешними границами стран Европейского Союза, в который на сегодняшний день входит 27 государств.
Основные методы исследования. При написание данной магистерской диссертации применялись общенаучные методы, такие как метод дедукции, метод индукции и метод абстрагирования.
В работе с теоретической составляющей исследования был применен метод графического анализа, так как он помогает наглядно работать с большим количеством данных. Также в данной работе использовались историко-типологический анализ, историко-системный метод. С помощью историко-системного метода была рассмотрена динамика развития миграционной политики Европейского Союза, с момента подписания Шенгенского соглашения о свободном перемещение до начала самого миграционного кризиса. Данные методы помогают выделить основные направления, механизмы и факторы миграционной политики. При разработке заданий для внеурочного мероприятия использовался метод моделирования.
Источниковую базу работы составили материалы официального характера различных уровней, регулирующие вопросы миграционной политики. К таким документам относится Конвенция Организации Объединенных Наций о статусе беженцев10, в которой дается определение понятию «беженец», такие акты общеевропейского права как Лиссабонский договор11, усиливающий интеграционные процессы на просторах ЕС. Стоит отметить важность подписания Дублинского договора12, регулирующего вопрос предоставления убежища в странах ЕС, а также регламент ЕС о режиме пересечения людьми границ13 и Римский договор14.
Вторая группа источников представлена прежде всего материалами публицистического характера. К таким мы отнесли, выступление политических деятелей государств Евросоюза таких как, Ангелы Меркель, Дэвида Кэмерона, Милоша Зеемана15.
В отдельную группу выделены картографические источники для изучения основных направлений миграции. Еще одну группу источников представляют материалы периодических изданий («Daily Express», «Le Monde», «Der Spiegel», «Deutsche Welle»)16.
В качестве источников для методической составляющей диссертации использовались нормативные и правовые акты, такие как проект «Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной истории»17, Приказ Министерства просвещения России от 21.07.2023 N 556 "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников" 18 . Разработка внеурочного мероприятия и фрагмента урока осуществлялась на основание ФГОС19, а также проекта ИКС по всеобщей истории.
К методическим источникам, использованным при апробации, относятся методическая литература по всеобщей истории, рекомендованная Министерством просвещения Российской Федерации20, а также учебнометодический комплекс под авторством В.Р. Мединского, А.О. Чубарьяна.
Новизна данной магистерской диссертации заключается в рассмотрении миграционного кризиса начала XXI в. в комплексе, выявление причин и последствий нового «Великого переселения народов». Также по причине новизны самой темы исследования выявляется необходимость в поиске подходящих ресурсов для реализации данной темы в старшей школе на уроке всеобщей истории, а также в рамках внеучебной деятельности с учетом требований ФГОС.
Практическая значимость. Представленная работа имеет практическую значимость, основываясь как на первой главе, в которой мы анализируем и систематизируем информацию о миграционном кризисе в современной Европе, так и на второй главе, в которой мы представляем возможность раскрытия данной темы в рамках учебной и внеурочной деятельности в старшей школе. Также мы предлагаем непосредственно задания как в рамках фрагмента урока, так и для более полного раскрытия данной темы во внеучебной деятельности. Задания способствуют формированию универсальных учебных действий и основаны на системнодеятельностном подходе, могут использоваться педагогами в старшей школе.
Апробация. Разработанные задания для фрагмента урока и внеурочного мероприятия представленные во второй главе магистерской диссертации прошли апробацию на базе МАОУ СШ№159 г. Красноярска в рамках урока всеобщей истории в 11 классе и внеучебного мероприятия "Миграционный кризис в Европе: причины и перспективы развития".
Описание структуры. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, приложения и списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, а также формулируются объект и предмет исследования, определяются хронологические и территориальные рамки, ставятся цели и задачи, в которых описываются особенности и краткое содержание теоретической и практической частей исследования. В первой главе рассмотрены причины миграционного кризиса и сущность миграционной политики ЕС. В параграфе
1.1. Рассматриваются причины миграционного кризиса в современной Европе. Параграф 1.2. Анализируется статистика по составу мигрантов, а также пути миграции. В параграфе 1.3. рассматривается политика ЕС по отношению к миграционной проблеме. В параграфе 1.4. представлены основные последствия «Великого переселения народов». Вторая глава представляет собой анализ информации в учебниках о миграционном кризисе, разработку методического аппарата для реализации данной темы в рамках урока и внеурочного мероприятия в старшей школе на уроках всеобщей истории. В параграфе 2.1 анализируется информация, представленная в учебнике 11 класса по всеобщей истории под редакцией В.Р. Мединского, А.О. Чубарьяна, посвященная миграционному кризису в Европе. В параграфе 2.2. мы разрабатываем внеурочное мероприятие для 11 класса, посвященного миграционному кризису в современной Европе и фрагмент урока. Далее, в параграфе 2.3. мы проводим анализ фрагмента урока и внеурочного мероприятия, посвященных миграционному кризису в Европе. В заключении изложены теоретические и практические результаты магистерской диссертации, а также выводы исследования, соответствующие выдвинутым целям и задачам.
При работе над магистерской диссертацией мы сформулировали цель, которая заключалась в демонстрации возможности изучения миграционного кризиса начала XXI в. в рамках учебной и внеучебной деятельности в школе. Для достижения данной цели нами были сформулированы семь задач, которые в ходе нашего исследования удалось реализовать. Для первой задачи нам необходимо было выявить причины миграционного кризиса, которые заключатся в кризисной обстановке в ряде стран Африки и Ближнего Востока, из которых и был основной поток мигрантов, также причинами миграционного кризиса 2015 г. была политика мультикультурализма в Европе, а также неэффективная миграционная политика Европы, так как на момент кризиса она не имела единой концепции.
Для решения второй задачи было необходимо выявить основные потоки мигрантов, которые главным образом были из таких стран, как Сирия, Афганистан и Ливия. В данных странных уже не первый год идут гражданские войны и тяжелая социально-экономическая обстановка.
В третьей задаче мы рассмотрели политику, проводимую по отношению к миграционной проблеме, и выявили, что политика ЕС на момент кризиса оказалась неэффективной по причине отсутствия консолидации внутри стран ЕС.
Для четвертой задачи надо было проанализировать материал единого учебника для 11 класса по всеобщей истории. В ходе анализа мы выявили, что данной теме отводится недостаточно внимания, миграционный кризис 2015 г. отражен лишь в одном параграфе в одном абзаце.
Для осуществление круглого стола по теме миграционного кризиса в современной Европе, а также фрагмента урока, необходимо было отобрать материал с учетом возрастных особенностей обучающихся. Были отобраны схемы, карты и статьи, посвященные миграционному кризису в Европе.
1Ъ
Далее, в рамках апробации мы провели сначала фрагмент урока в 11 классе МАУО СШ №159 г. Красноярска, а затем внеучебное мероприятие в формате круглого стола, на котором подробно рассмотрели миграционный кризис 2015 г. в Европе. Выявлены позиции сторон, причины, а также последствия данного события. Затем осуществлен анализ внеурочного мероприятия, в ходе которого не было обнаружено грубых ошибок, внеурочное мероприятие было проведено под руководством педагога- наставника.
Таким образом, в ходе работы над нашим исследованием мы выполнили все сформулированные задачи для осуществления цели, которая заключалась в раскрытие темы миграционного кризиса 2015 г. в Европе в школе в рамках курса всеобщей истории 11 класса и внеурочного мероприятия.
1. Гаагская программа. EaP Eastern Partnership. // Панель по миграции,
мобильности и интегрированному управлению границами. - URL.: https: //eapmigrationpanel .org/ru/news/gaagskaya-programma (дата
обращения: 04.02.24)
2. Директива 2009/50/ЕС Совета, режим доступа:
http://eulaw.edu.rU/documents/legislation/svob_peredv/blue_card.htm#_ftn1 (датаобращения 11.04.23)
3. Директива №2011/36/ЕС «О предупреждении и противодействии
торговле людьми, режим доступа:
http://docs.pravo.ru/document/view/29176081/ (дата обращения 12.04.23)
4. Директива Совета ЕС об учреждении «Европейской голубой карты»,
2009, режим доступа: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/
svob_peredv/blue_ card.htm. (датаобращения 11.04.23)
5. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г). // Система ГАРАНТ. - URL: http://base.garant.ru/2566557/ (дата обращения: 23.01.2024)
6. Договор, учреждающий Европейское Сообщество (в редакции Ниццкого договора). // Право Европейского Союза. - URL: https://eulaw.ru/treaties/teuratom_edit/ (дата обращения: 20.01.24)
7. Единый европейский акт (ЕЕА). // Электронный фонд правовых и
нормативно-технических документов. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/901771690 (дата обращения: 20.01.24)
8. Европейская Социальная Хартия (с доп. Протоколами ETS N 128),
1961, режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1902298 (дата
обращения 03.05.23)
9. Лиссабонский договор. // Право Европейского союза. - URL: https://eulaw.ru/treaties/lisbon/ (дата обращения: 04.02.24)
10. Международная Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-
мигрантов и членов их семей, 1990, режим
доступа: http: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant/ (дата обращения 05.04.24)
11. Международная организация труда (МОТ), режим доступа: http: //www.unrussia.ru/ru/agencies/mezhdunarodnaya-organizatsiya-truda-mot (дата обращения 12.04.24)
12. Официальный сайт Евростата: миграционная статистика. 2024. URL: http ://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Migrant_ integration_statistics_-_active_citizenship (датаобращения 29.04.24)
13. Официальный сайт полицейской службы Европейского Союза URL: https://www.europol.europa.eu/
14. Официальный сайт статистической службы Европейского Союза URL: http://ec.europa.eu/eurostat
15. Регламент (ЕС) 2016/399 Европейского Парламента и Совета от 9
марта 2016 г. о Кодексе Союза о режиме пересечения людьми границ (Шенгенском кодексе о границах). // Кафедра интеграционного и европейского права МГЮА. - URL: https://eulaw.edu.ru/spisok-
dokumentov-po- pravu-evropejskogo-soyuza/reglament-es-2016-399-
evropejskogo-parlamenta-i- soveta-ot-9-marta-2016-g-o-kodekse-soyuza-o-
rezhime-peresecheniya-lyudmi- granits-shengenskom-kodekse-o-granitsah/
(дата обращения: 04.05.24)...27