Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ- ВОСПИТАТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Работа №168088

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ-
ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ 11
1.1. Особенности педагогического взаимодействия: основные
методологические подходы 11
1.2. Конструктивное взаимодействие педагогов-воспитателей и родителей как
психолого-педагогическая проблема 18
1.3. Проектирование модели методической поддержки педагогов-
воспитателей с родителями 28
Выводы к главе 1 40
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ-
ВОСПИТАТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ КОНСТРУКТИВНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ 42
2.1. Организация и методики исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего и формирующего
этапов опытно-экспериментальной работы 52
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытно-
экспериментальной работы 67
Выводы к главе 2 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 92

Актуальность заявленной работы обусловлена тем фактом, что вопрос взаимного сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации и родителей - необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и семья взаимодействуют друг с другом.
Проводя значительную часть своего времени в социуме детского сада и получая там первые представления о взаимоотношениях между людьми, не имеющими родственных связей, новые знания и навыки, ребенок, тем не менее, привносит туда определенные жизненные установки и ориентиры, характерные для его семьи. И, так или иначе, они сказываются и на его взаимоотношениях в детском коллективе, и на его восприятии и усвоении содержания воспитательно-образовательного процесса.
Таким образом, семья и дошкольная образовательная организация (далее - ДОО) - два поля, оказывающие колоссальное влияние на маленького человека. И чтобы каждый ребенок мог максимально комфортно чувствовать себя в детском саду, образовательный процесс в нем должен быть направлен в русло конструктивного сотрудничества педагогов и родителей, т.е. сотрудничества, которое, по мнению В.С. Смирнова, «обладает такими качествами, как плодотворность и эффективность реализованной совместно работы, а также психологической удовлетворенностью от нее и от ее конечного результата» [87].
В свою очередь, насколько конструктивным будет данное взаимодействие, во многом зависит от уровня профессиональных компетенций педагога в данной области и от уровня организации в дошкольной образовательной организации определённой методической поддержки, помогающей организовать диалог родителей и представителей ДОО максимально эффективно и целесообразно.
Однако, несмотря на необходимость и значимость конструктивного взаимодействия педагогов и родителей (важность которой отмечается и теми, и другими), многие педагоги по-прежнему испытывают серьезные затруднения в области реализации данного взаимодействия, т.к. не обладают достаточными для этого компетенциями и не получают необходимой методической поддержки.
Значимыми для диссертационного исследования являются работы, характеризующие особенности взаимодействия ДОО с семьей (Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.Н. Гризик, A.B. Козлова, Р.П. Дешеулина, М.Г. Сорокова, Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина); работы, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями (О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, В.А. Новицкая, П.И. Третьяков и др.); работы, определяющие значение праздников в детском саду и роль педагогов и родителей в данном событии (H.A. Ветлугина, М.Б. Зацепина, О.П. Радынова и др.).
Проблема конструктивного взаимодействия педагогов и родителей, а также разработки методической поддержки педагогов в данной области нашла отражение в исследованиях многих авторов. В частности, непосредственно проблеме методической поддержки педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями посвящены исследования
A. С. Альчиковой, И.В. Зотовой, Т.М. Кобылянской, Г.З. Курмакаевой,
B. С. Смирнова и др.
Методические рекомендации в области развития конструктивного взаимодействия педагогов и родителей представлены в материалах таких авторов как Л.Ю. Борохович, Н.В. Евдокимовой, Н.В. Додокиной, Е.А. Кудрявцевой и др. Современным формам работы с родителями в ДОО посвящены исследования О.Л. Зверевой, С.А. Любчик, Г.Н. Мирзахановой, А.А. Бражицкой, Е.В. Корнеевой и др.
Исследователи Т.М. Кобылянская и Г.З. Курмакаева обосновали результативность условий для партнерских отношений с семьями воспитанников как эффективную форму сотрудничества для развития конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
Таким образом, представленная проблема входит в круг научных интересов многих современных исследователей. Тем не менее, ряд нерешенных проблем в данной области говорит о ее актуальности и необходимости поиска новых действенных моделей методической поддержки педагогов-воспитателей в развитии конструктивного взаимодействия с родителями.
В новых условиях возникла и актуализируется потребность в конкурентной способности дошкольной образовательной организации, следовательно в повышении качества предоставления образовательных услуг. Проблема повышения качества определена не только государством в рамках Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров [1], а также Национальным проектом «Образование» [2], Федеральным государственным стандартом дошкольного образования [3] и профессиональным стандартом педагога [4].
Современные требования к развитию дошкольного образования и вызовы времени определяют высокие требования к профессиональной компетентности педагогов.
Воспитатель сегодня ключевая фигура системы дошкольного образования, профессионализм которого определяет будущее современного дошкольника.
Дошкольное образование призвано расширять возможности развития ребёнка, приобщать его к общечеловеческим культурным ценностям. Для этого необходимо оказывать методическую поддержку педагогам, обеспечивающим сопровождение и поддержку уникального самоценного периода детства, в направлении качественного обновления не только содержания, но и организации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации.
Целью методической работы в сложившихся условиях является создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога для достижения нового качества образования детей дошкольного возраста.
Анализ научной психолого-педагогической литературы, официальных документов и диссертационных исследований позволил выделить противоречие между осознанием важности государственного заказа на развитие конструктивного взаимодействия ДОО с семьей и недостаточной разработанностью управленческих механизмов развития этого процесса. С опорой на выделенное противоречие сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске управленческого механизма - разработка модели методической поддержки педагогов, нацеленной на развитие конструктивного взаимодействия педагогов ДОО с родителями.
Объектом настоящего исследования выступает взаимодействие педагогов-воспитателей с родителями.
Предмет исследования - модель методической поддержки педагогов- воспитателей в развитии конструктивного взаимодействия с родителями.
Цель исследования - разработка, обоснование и реализация модели методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие конструктивного взаимодействия педагогов ДОО с родителями будет результативным, если разработать и реализовать модель методической поддержки педагогов-воспитателей, выстроенную с опорой на принципы профессиональной и практической направленности обучения, кооперации, вариативности содержания, форм, методов и средств организации взаимодействия педагогов с родителями; структурными составляющими которой являются целевой, методологический, содержательно­технологический и результативный компоненты; реализуется поэтапно: диагностический, проектировочный, организационный, технологический и аналитико-рефлексивный этапы.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования определены следующие задачи исследования:
1. Выделить особенности взаимодействия педагогов с родителями.
2. Раскрыть сущность, структуру и охарактеризовать уровни развития конструктивного взаимодействия педагогов с родителями.
3. Разработать модель методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность модели методической поддержки педагогов-воспитателей в развитии конструктивного взаимодействия с родителями.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концептуальные психолого-педагогические положения о взаимодействии (В.И Загвязинский, Е.В. Коротаева, C.B. Белова, М.Н. Недвецкая, И.В. Трайнев и др.); идеи гуманно-личностного подхода: гуманизация взаимодействия, развитие творческого потенциала каждого участника образовательного процесса, признание ценности личности
(Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.); концепция педагогической поддержки (О.С. Газман, H.H. Михайлова, С.М. Юсфин, Н.Е. Щуркова и др.).
Основные методы исследования:
• общетеоретические (анализ научной психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой документации; сравнение, обобщение; моделирование);
• эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование; эксперимент).
Основные этапы исследования:
Первый (ориентировочный) этап (2020 г.) посвящен анализу
исследований по проблеме развития конструктивного взаимодействия педагогов-воспитателей с родителями, постановке проблемы исследования с определением основных понятий, методологических оснований разработки и реализации в ДОО модели методической поддержки педагогов-воспитателей в развитии конструктивного взаимодействия с родителями.
На втором (проектировочный) этапе (2020 г.) осуществлялись
разработка и обоснование модели методической поддержки педагогов- воспитателей, способствующей развитию конструктивного взаимодействия с родителями.
Третий (констатирующий) этап (2020 г.) посвящен выявлению
первоначального уровня развития конструктивного взаимодействия педагогов-воспитателей с родителями в рамках отдельно взятой образовательной организации посредством разработанного оценочно­диагностического инструментария.
Четвертый (формирующий) этап (январь-май 2021 г.) нацелен на
реализацию разработанной модели методической поддержки педагогов - воспитателей в развитии конструктивного взаимодействия с родителями посредством организации стажировочной площадки для педагогов- воспитателей.
Пятый (завершающий) этап (июнь 2021 г.) нацелен на определение итогового уровня развития конструктивного взаимодействия педагогов- воспитателей с родителями, завершение опытно-экспериментальной работы, обобщение, систематизацию полученной информации, формулирование выводов.
Научная новизна исследования:
• уточнено содержание понятия «конструктивное взаимодействие» в области взаимодействия педагогов ДОО и родителей;
• разработана модель методической поддержки педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями;
• разработан оценочно-диагностический инструментарий по выявлению уровня развития конструктивного взаимодействия воспитателей с родителями.
Теоретическая значимость исследования: теория и методика
дошкольного образования обогащена новыми знаниями о методической поддержке педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями; определено содержание компонентов конструктивного взаимодействия (мотивационный, когнитивный и деятельностный), что способствует обоснованию научных основ развития конструктивного взаимодействия педагогов с родителями.
Практическая значимость исследования определяется научно­обоснованной и экспериментальной проверенной разработанной модели методической поддержки педагогов ДОО в развитии конструктивного взаимодействия с родителями; разработанная модель методической поддержки педагогов может быть использована в освоении разных форм взаимодействия педагогов и родителей в воспитании ребенка дошкольника; содержащиеся в работе теоретические и научно-практические материалы по методической поддержке педагогов в развитии конструктивного взаимодействия с родителями могут быть использованы в системе повышения квалификации работников образовательных организаций (детских садов, школ), при разработке программы курса «Управление развитием взаимодействий образовательной организации с семьей», в деятельности методических служб образовательных организаций.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались исходными теоретическими положениями, построенными на достоверных, проверяемых данных и фактах; применением комплексной методики исследования, обеспечивающей сопоставление данных, полученных методом самооценки и экспертной оценки, а также ее позитивной результативностью.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе организации опытно-экспериментальной работы автора с коллективом педагогов ДОО № ХХХ г. Ачинска. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии и педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева и научно-исследовательском семинаре магистрантов программы «Управление в системе дошкольного образования».
База исследования: дошкольная образовательная организация г. Ачинска.
Всего в ходе исследования в рамках настоящей работы приняло участие 12 педагогов дошкольной образовательной организации, 40 родителей и 3 представителя административно-управленческого персонала.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и 6 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамах проведенного исследования в полной степени были решены все, поставленные во введении, задачи. В качестве основных выводов целесообразно отметить следующее.
Целью взаимодействия образовательной организации и семьи является вовлечение родителей в педагогический процесс образовательной организации путем создания социально-психологических и педагогических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в образовательном процессе.
Рассматривая вопрос взаимодействия педагогов и родителей, важно заметить, что главным аспектом данного взаимодействия является его конструктивность, т.е. с одной стороны, плодотворность и эффективность реализованной совместно работы, с другой стороны - психологическая удовлетворенность самой процедурой данной совместной работы и конечным результатом.
Проведение опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе исследования показало, что на сегодняшний день и педагогами, и родителями отмечено достаточное количество проблем, мешающих организации их конструктивного взаимодействия. И, анализируя представленные результаты, пришли к выводу, что главная проблема кроется здесь именно в недостаточной реализации методической поддержки педагогов в данной области. Отсюда - отсутствие времени и загруженность педагогов, отсутствие у них мотивации к взаимодействию с родителями, как следствие, нежелание педагогов взаимодействовать с родителями; недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в данной области.
В подтверждение достаточно низкого уровня развития конструктивного взаимодействия педагогов и родителей говорят данные исследования, проведённого нами среди воспитателей ДОО.
Для того, чтобы доказать, что причиной этого является недостаточный уровень организации методической поддержки педагогов-воспитателей с родителями, возложенная на административно-управленческий персонал дошкольной организации, было проведено интервьюирование заведующего ДОО, ее заместителя и старшего воспитателя. В ходе данного исследования выяснено, что все трое представителей АУП признают низкий уровень развития методической поддержки воспитателей в области их конструктивного взаимодействия с родителями. В течение нескольких лет на базе ДОО не было реализовано мероприятий, ориентированных на решение данной проблемы.
Доказав необходимость в разработке модели методической поддержки педагогов-воспитателей в развитии конструктивного взаимодействия с родителями на формирующем этапе эксперимента была разработана данная модель и апробирована на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №ХХХ с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» г. Ачинск. Апробация осуществлялась в период с января по май 2021 г.
В соответствии с содержательно-технологическим компонентом модели методической поддержки педагогов-воспитателей была организована деятельность стажировочной площадки как одного из вариантов методической поддержки педагогов, позволяющий сделать эту поддержку более эффективной и адресной.
С целью определения целесообразности разработанной и внедренной модели методической поддержки педагогов-воспитателей в развитии конструктивного взаимодействия с родителями были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.
Так, анкетирование педагогов и родителей, в рамках которого им предлагалось оценить уровень взаимодействия друг с другом показало, что на завершающем этапе как высокий его оценивают уже 12 родителей (30%), в то время, как на констатирующем этапе - лишь 8 (20%), и 4 педагогов (33,33%) (против 2-х педагогов (16,67%) - на констатирующем этапе).
В ходе интервьюирования с представителями административно­управленческого персонала МБДОУ было выяснено, что заведующий ДОО, ее заместитель и старший воспитатель отмечают, что после внедрения модели методической поддержки у многих педагогов появилась мотивация к развитию в данной области, они стали проявлять больше интереса к родителям, активнее стали привлекать родителей к воспитательно­образовательному процессу. Сами представители администрации отметили, что разработанная модель также повиляла и на них.
Следовательно, гипотеза, выдвинутая во введении настоящей работы о том, что развитие конструктивного взаимодействия педагогов ДОО с родителями будет результативным, если разработать и реализовать модель методической поддержки педагогов-воспитателей, в контексте предмета исследования, включающей в себя такие компоненты: целевой,
методологический, содержательно-технологический и результативный, полностью подтверждена.


1. Агавелян М.Г., Данидова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М.: ТЦ Сфера, 2019. 128 с.
2. Алиева Н.Д. Современные проблемы взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей. URL:
https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=3224 (дата обращения:
11.10.2021).
3. Альчикова А.С., Зотова И.В. Методика конструктивного взаимодействия ДОУ и семьи // European science, 2019. № 4. С. 61-66.
4. Антипова Е.В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей // Вектор науки ТГУ, 2012. № 1(8). С. 34-37.
5. Антонова Г. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов ДОУ с семьей // Дошкольное воспитание, 2016. № 2. С. 66-70.
6. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ, 2020. № 4. 66с.
7. Арнаутова Е.П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи - стандарт работы дошкольного образовательного учреждения // Детский сад от А до Я, 2015. № 1. С. 4-13.
8. Арнаутова Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада. М.: Владос, 2019. 213 с.
9. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал. М.: Учитель, 2018. 78 с.
10. Багаутдинова С.Ф., Санникова Л.Н. Управление дошкольным образованием. М.: Флинта, 2017. 150 с.
11. Биккулова А.Р. Педагогическая культура родителей //Начальная школа плюс до и после, 2020. № 12. С. 20-22.
12. Биккулова Ю.Б. Повышение педагогической культуры родителей дошкольников // Преемственность в образовании, 2016. № 3. С. 12-16.
13. Бобылева И.Ю. Роль Руководителя ДОУ в организации самообразования педагогов и повышении их квалификации // Актуальные вопросы повышения квалификации педагогических и руководящих работников сферы образования города Москвы: сборник материалов IV международной научно-практической конференции, 2017. С. 189-192.
14. Борохович Л.Ю. Педагогический журфикс: методическая поддержка взаимодействия педагогов с семьей // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2016. № 5. С. 93-104.
15. Бражицкая, А.А., Корнеева Е.В. Формы взаимодействия ДОУ с родителями // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 28-31....109


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ