Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Ситуация коммуникации как объект лингвистических исследований 9
1.1. Модели речевого взаимодействия в теории коммуникации 9
1.2. Коммуникация в разных сферах с позиций научного знания 15
1.3. Ситуация речи как объект отражения в языковой картине мира 28
1.4. Элементы языкового общения как предмет лингвистического
анализа 34
Глава 2. Семантическая структура ситуации речи в представлении лингвистов-популяризаторов 39
2.1. Модели ситуации речи: ролевой аспект 39
2.2. Содержание общения в пространстве научно-популярных текстов о
русском языке 48
2.3. Оценочность как целеполагание авторского субъекта 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Дидактические материалы по развитию читательской грамотности школьников 73
Человеческое общение представляет собой в высшей степени сложное и многогранное явление. На современном этапе большой вклад в понимание понятия «коммуникация» внесла коммуникативная лингвистика, занимающаяся изучением общих законов общения между людьми и средств языкового кода. Одним из устойчивых объектов интереса современной лингвистики, и в частности коммуникативной лингвистики, является речевое общение.
В свою очередь, научно-популярная литература за последние 5-10 лет становится востребованной среди широких масс читателей, привлекая формой подачи материала, умением говорить просто о сложных вещах и возбуждать интерес адресата к общеизвестным проблемам . Специфика научно-популярного текста обусловлена, прежде всего, тем, что основными установками научно-популярных изданий является их адресованность к широкой аудитории и популяризация научных знаний в обществе. Особенностью такого рода текстов становится, кроме того, ознакомление читателя -неспециалиста с научными данными посредством использования определенных приемов популярной подачи знаний.
Одной из обширных содержательных зон современного российского научно-популярного пространства являются научно-популярные подкасты, лекции, медиапрограммы, рубрики и, конечно, книги о языке и речи. В связи с этим актуальность предпринятого исследования, в фокусе которого находятся научно-популярные тексты о русском языке, не вызывает сомнений.
Объектом исследования является ситуация коммуникации, а предметом - отражение речевой ситуации в научно-популярных текстах о русском языке.
Целью данной магистерской диссертации определено
реконструирование модели речевого общения в научно-популярных текстах о русском языке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать модели коммуникативной ситуации в лингвистической трактовке;
2. Рассмотреть коммуникацию и ее элементы в разных сферах с позиции научного знания;
3. Определить объекты филологического внимания в научнопопулярных текстах о языке;
4. Выявить структуру коммуникативной ситуации и особенности ее языкового воплощения в лингвистических научно-популярных текстах;
5. Разработать дидактические материалы для развития читательской грамотности школьников.
Текстом, который стал базой анализа и одновременно его материалом, является научно-популярное издание - двухтомник «Сто текстов о языке», Книга первая, из серии «Русский язык 18+», выпущенная фондом «Тотальный диктант» совместно с издательским домом «Городец» в 2021 г. Эксперты Тотального диктанта, друзья акции и авторы научнопопулярной редакции проекта рассказывают о прошлом русского языка, его настоящем и будущем, об актуальных процессах в современной русской графике, о вопросах цифрового этикета и деловой переписки, а также о взаимодействии языка и технологий, и о тех изменениях, которые произошли или только произойдут в языковой системе.
Научным контекстом магистерской диссертации стали современные лингвистические работы и труды известных исследователей ХХ и XXI веков, работы которых посвящены проблемам коммуникативной лингвистики, теории коммуникации, прагмалингвистики (Н.Д. Арутюнова, Т.В. Вершинина, Д.П. Гавр, Дементьев В.В., И.А. Зимняя, Г.А. Золотова, М.В. Китайгородская, Д.Е. Краснянский, О.Э. Мандельштам, И.А. Суслова, Н.И. Сукаленко, Б.А. Успенский, А.Д. Шмелев, Т.В, Шмелева, Т. Эргашева, Р. Якобсон, Е.С. Яковлева и ряд др.).
Методологическая основа исследования включает универсальные способы научной работы: анализ и синтез научной литературы,
сравнительно-сопоставительный метод, обобщение и систематизация полученной информации, а также контекстуальный анализ с элементами семантического анализа.
Данное исследование определяется развитием коммуникативной лингвистики и применением ее методологических положений в отношении нового материала - научно-популярных текстов. В этой связи научная значимость работы представляется очевидной.
В основу исследования положен вопрос отражения коммуникативной ситуации языкового общения в пространстве лингвистического научнопопулярного текста.
Новизна исследования определена тем, что проблема отражения коммуникативной / речевой ситуации в тексте, основанная на методологии семантического анализа, насколько показал библиографический поиск, ранее не рассматривалась на материале научно-популярного текста. Проведенное исследование выявляет элементы речевой ситуации, нашедшие отражение в языковой картине мира лингвистов-популяризаторов, что позволяет реконструировать модель речевого общения в научно-популярных текстах о русском языке - с учетом языковой оценки и других субъективных (модусных) категорий, отражающих присутствие автора в его тексте.
Практическая значимость проведенной работы состоит в возможности использовать ее результаты, в частности созданный методический продукт, серию упражнений, направленных на развитие читательской грамотности, в практике преподавания русского языка в школе.
Структура работы обусловлена сформулированными целью и задачами и включает введение, 2 главы, семь параграфов, заключение, библиографический список, приложение. Первая глава - «Ситуация коммуникации как объект лингвистических исследований» - представляет интересующую нас проблематику в контексте современного
лингвистического знания, включая анализ трудов авторитетных ученых в области коммуникативной лингвистики и лингвопрагматики. Во второй исследовательской главе - «Семантическая структура ситуации речи в представлении лингвистов-популяризаторов» - отражены результаты лингвистического анализа ситуации речи в научно-популярных текстах о русском языке. Приложение демонстрирует методический потенциал работы: содержит серию упражнений по развитию читательской
грамотности школьников на материале научно-популярных лингвистических текстов. Работа изложена на 83 страницах. Список литературных источников содержит 7 5 наименований и оформлен соответственно ГОСТ Р 7.0.11-2011.
Материалы диссертации были обсуждены на нескольких конференциях:
1. III Международной научно-практической конференции «Динамические процессы в языке и языковой картине мира», Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 28 октября 2022 г. - доклад «Экспрессивно - оценочный план в научно-популярных текстах о русском языке».
2. Научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современной филологии» в рамках ХХIV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 19 апреля 2023 г. - доклад «Ситуация речи как объект отражения в языковой картине мира».
3. III Международной студенческой научно-практической конференция «Китайский язык и культура в современном мире», Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева (научно - образовательный центр китайского языка и культуры «Институт Конфуция»), 15 декабря 2023 г. - доклад «Методический потенциал научно-популярных лингвистических текстов в аспекте преподавания русского языка школьникам».
4. XVI Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер) культура в коммуникативном пространстве человека», Красноярск, СФУ ИФиЯК, 11-12 апреля 2024 г. - доклад «Автор и адресат: участники коммуникации в научнопопулярных текстах о русском языке».
Кроме того, промежуточные результаты научно-исследовательской работы автора диссертации были опубликованы в следующих сборниках международных конференций:
1. Шахура К.Н. Экспрессивно-оценочный план в научно-популярных текстах о русском языке // Динамические процессы в языке и языковой картине мира: сборник статей по материалам III Международной научно - практической конференции, 28 октября 2022 г., Красноярск/ КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2022. С. 44-47
2. Шахура К.Н. Ситуация речи как объект отражения в языковой картине мира //Русский язык как средство межкультурной коммуникации: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, 30 октября 2023 г., Красноярск / КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2023.С. 115-117
3. Шахура К.Н. Автор и его самоидентификация в научно -популярных текстах о русском языке // Язык в координатах массмедиа: сборник статей по материалам VII Международной научной конференции, 28 июня - 1 июля 2023 г., СПб/ СПбГУ. СПб, 2023. С. 278-282.
В результате можно сделать вывод о том, что основная цель проведенного исследования и задачи, которые были направлены на ее достижение, выполнены.
Автор выпускной квалификационной работы выявил модели речевого общения, используемые в научно-популярных текстах о русском языке, проанализировав опубликованный в 2021 г. сборник «Сто текстов о языке» (Книга 1).
В первой главе диссертации изучена коммуникативная ситуация как объект лингвистических исследований:
• рассмотрены основополагающие для теории коммуникации модели речевого взаимодействия Аристотеля, Г.Д. Лассуэлла, К.Э. Шеннона и У. Уивера, М. Маклина, Ю.В. Воронцова, Г. Малецке, Л. Бейкера, Р.О. Якобсона и Г.П. Грайса. Определено, что элементы коммуникации, выделенные Аристотелем (оратор - речь - слушатель), в различных модификациях легли в основу всех последующих моделей;
• определены содержательно и социально значимые сферы коммуникации, а также отдельные речевые ситуации, становившиеся объектами лингвистического интереса в аспекте изучения специфики речевого взаимодействия: городская среда, в том числе общественный транспорт, образовательная и научная среда, реклама и политика - с участием медиакоммуникации и интернет;
• установлено, что языковая картина мира, как глобальный образ реального мира, в качестве одного из значимых и выделенных фрагментов содержит коммуникативную ситуацию - ситуацию речевого общения, которая, в свою очередь, неоднократно и в разном объеме становилась объектом научного анализа.
Вторая глава диссертации посвящена исследованию структуры и содержания речевой ситуации как выделенной составляющей языковой картины мира на текстовом материале, точнее - выявлению моделей ситуации речи в научно-популярных текстах о русском языке (в книге «Сто текстов о языке»).
Установлено, что содержание общения в пространстве лингвистического «научпопа» прежде всего определено интересом широкой аудитории к лексическому уровню языка - словам и категориям слов. Кроме того объектами описания и комментирования регулярно становятся грамматические и орфографические факты, деловая коммуникация, а также проблематика компьютерной и гендерной лингвистики как современных лингвистических направлений.
Определено, что в большинстве случаев объектом оценки в научнопопулярном тексте становятся лингвистические объекты (в единичных случаях - сами лингвисты и их продукты - результаты исследования), к которым авторы проявляют неравнодушное отношение, частотно используя в этих случаях квалификатив «интересный». Отметим и то, что оценка регулярно профессионализируется, переходя в оценку с позиций языковой нормы: «норма - хорошо», «отступление от нормы - плохо» (правильно - неправильно).
Выявлено, что в научно-популярных текстах реализуются модели речевой ситуации трех типов:
1. Ситуация обучения, в которой роль автора трансформируется в роль «учителя, наставника», а роль адресата-читателя - в роль «ученика» как деятельного участника коммуникативного акта. При этом основные этапы этого типа речевой ситуации фиксируют глагольные предикаты: воспринять/посмотреть - найти - спросить -
объяснить - узнать - обсудить - проанализировать - сравнить - запомнить.
2. Ситуация коллегиального общения, предполагающая взаимодействие участников коммуникации «на равных». Такой режим взаимодействия с адресатом выражается через намерение автора согласовать с читателем аналогичную позицию относительно какого-либо языкового объекта или факта. Эта эмотивно-ориентированная стратегия предполагает приведение позиции адресата к собственной точке зрения при помощи глагола с семантикой «принятия»: ...согласитесь, это прошлый век!
3. Ситуация приятельского общения наиболее демократична,
непринужденна и неиерархична. Ролевая специфика состоит в
стремлении автора развивать с адресатом доверительные отношения, использовать шутку, быть искренним и открытым: Не верите?; Вы будете смеяться.
В методической части, расположенной в приложении, продемонстрировано, как материал научно-популярных книг о языке может быть использован в школе в рамках предмета «русский язык». В частности, в 7 классе при изучении параграфов: 10 «Основные признаки текста», 11 «Информационная переработка текста», 12 «Смысловой анализ текста», согласно учебнику «Русский язык. 7 класс. Часть 1» под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. [Ладыженская 2023], а также в 8 классе при прохождении материала параграфа 7 «Текст и его основные признаки» в рамках повторения изученного (см. Приложение А).
Автор магистерской диссертации предлагает серию упражнений, направленных на развитие читательской грамотности, разработанных на основе специфического материала - научно-популярных текстах о русском языке и нацеленных на реализацию двуединой задачи: методической и познавательной (познание родного языка).
1. Абабкова Ю.Н., Павлова Г.А. Маркетинговые коммуникации образовательного учреждения //Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии, 2010. №4. - СПб: СПбГУСЭ. № 4(6).
2. Апресян Ю.Д. Предисловие // Языковая картина мира и системная лексикография / Отв. ред. Ю.Д. Апресян.- М.: Языки славянских культур, 2006. С. 23-30.
3. Арутюнова Н. Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики. - М.: Наука, 1982. С. 5-23.
4. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Адресация дискурса: сб. ст. / Российская акад. наук, Ин-т языкознания. - М.: Индрик, 2012. 511 с.
5. Арутюнова Н.Д. Наивные размышления о наивной картине языка // Язык о языке: сборник статей / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 2000. С. 7-22
6. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семант. Проблемы / Н.Д. Арутюнова. - М.: Наука, 1976. 384 с.
7. Аюпова С. Б. Категории пространства и времени в языковой художественной картине мира (на материале художественной прозы И.С. Тургенева): автореф. дисс. на соискание уч. ст. доктора филол. наук. - Уфа, 2012. 49 с. [Электронный ресурс]; URL:https://www.dissercat.com/con tent/kategorii-prostranstva-i-vremeni-v-yazykovoi-khudozhestvennoi-kartine- mira-na-materiale-khud (Дата обращения 22.08.2023).
8. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2023. - 239 с.
9. Байкулова А. Н. Устное неофициальное общение и его разновидности: повседневная речь горожан / О. Б. Сиротинина. - Саратов: Наука, 2014. 216 с.
10. Барыгин И.Н., Орлов И.Б., Орлова Л.Я. Политические избирательные кампании: анализ, ресурсы, технологии: учеб.пособие /СПбГУКиТ.- СПб., 2003. 216 с.
11. Березкина О. П. Политический имидж в современной политической культуре: дисс. канд. псих.наук. - СПб., 1999. 178 с.
12. Вайсгербер, Л. (Weisgerber, L.) Язык и философия / Л. Вайсгербер // Вопросы Языкознания. - М.:Российская академия наук, 1993.№ 2.С. 6-21.
13. Вежбицкая А. Антитоталитарный язык в Польше: механизмы языковой самообороны // Вопросы языкознания / А. Вежбицкая; Российская академия наук. - М.,1993. №4 С. 107-125.
14. Вепрева И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху / И. Т. Вепрева;
Урал.гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург, 2002. 378 с.
[Электронный ресурс]; URL:https://cyberleninka.ru/article/n/2003-04-012- vepreva-i-t-yazykovaya-refleksiya-v-postsovetskuyu-epohu-ekaterinburg-izd- vo-ural-un-ta-2002-1379-s-bibliogr-s-335379 (Дата обращения 16.02.2024).
15. Вершинина Т.В. Языковая картина мира / Т.В. Вершинина // Научно
образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». 2022. №7. С. 7904-7909. [Электронный ресурс]; URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-kartina-mira-3 (Дата обращения: 02.03.2024)....75