ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста
как психолого-педагогический феномен 12
1.3.Особенности межличностного общения старших дошкольников, оставшихся без попечение родителей, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения 25
Выводы по I главе 40
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 42
2.1.Организация и методики исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация результатов 49
2.3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных
умений старших дошкольников, оставшихся без попечение родителей 63
Выводы по II главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
Приложения 79
Актуальность исследования. Дети в дошкольном возрасте активно общаются со сверстниками, с родителями, с воспитателями, коммуникативные умения способствуют позитивному построению таких взаимоотношений [9, с. 25-26].
Развитие коммуникативных умений положительным образом сказывается на социальном развитии ребенка. Взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, открытость, способность понимать эмоции, передавать свои эмоции, легко вступать в новые диалоги эти качества приобретаются детьми в процессе общения со сверстниками. В процессе общения со взрослым ребенком усваиваются социальные нормы поведения, расширяется кругозор, повышается самостоятельность, происходит творческое развитие.
В настоящее время среди наиболее актуальных проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема развития у дошкольников коммуникативных умений. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что образовательная программа ДОУ должна быть направлена на «... создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития . на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» [40].
Дошкольное детство - очень значительный этап становления человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно биологическим развитием общества и определенного индивидуума, что определяет задачи и способности развития ребенка данного возраста [11, с. 25].
Многие ученые изучают коммуникацию среди дошкольников, потому что у ребенка в этом возрасте начинают развиваться разнообразные виды деятельности и общение. Так, изучению проблемы развития коммуникативных умений старшего дошкольного возраста посвящены работы таких педагогов, как: О.А. Александрова, Ю.В. Бессмертная, С.С. Бычкова, Н.В. Волкова, Л.А. Дубина, Н.В. Клюева, С.В. Коноваленко, Е.А. Кулигина, Р.К. Трещук [35, с. 367]
Общение представлено в виде одного из наиболее важных направлений в жизни дошкольника. Причиной тому служит тот факт, что лишь социальное взаимодействие способно сформировать человека. Мощнейшим средством, используемым для налаживания такого взаимодействия, служит общение. Проблемы, связанные с налаживанием рассматриваемого взаимодействия обоснованы тем, что в течение дошкольного возраста, за счет общения, происходит формирование наиболее значимых структурных элементов, характеризующих личность ребенка.
От того, когда должное внимание будет уделено сфере общения, зависит возможность корректирования коммуникационного процесса и тех умений, которые в нем применяются.
Низкий уровень развития коммуникативных умений служит причиной для возрастания вероятности того, что в будущем у ребенка возникнут проблемы во взаимоотношениях с социумом. Общаясь со взрослыми ребенок осуществляет компенсацию собственных недостаточно развитых коммуникативных умений за счет активности взрослого. Контакт со сверстниками наладить будет сложнее, помехой тому будет служить недостаточность развития коммуникативных умений.
Отсутствие должного развития коммуникативных умений у ребенка является причиной отсутствия у него необходимого уровня общения с одногодками. Такой ребенок может быть не принят ими по той причине, что у него имеются трудности в организации общения. Из-за отсутствия интереса со стороны окружающих, у него могут возникать ощущения уязвимости, отверженности. Как результат, самооценка может быть занижена, контакты приобретают большую робость, ребенок становится замкнутым или конфликтным. Возникновение трудностей в общении может произойти у любого ребенка. Поэтому от того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Что отражает актуальность данного исследования.
Цель исследования: выявление особенностей коммуникативных умений у детей-сирот старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: коммуникативные умения.
Предмет исследования: особенности коммуникативных умений у детей- сирот старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что существуют особенности коммуникативных умений у детей-сирот старшего дошкольного возраста, характеризующиеся в более низком уровне их развития (организационных, перцептивных, коммуникативных) и таких коммуникативных качеств личности как эмпатийность, инициативность и в более высоком уровне развития стремления к конфронтации в отличие от их развития у старших дошкольников, воспитывающихся в семье.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «коммуникативные умения».
2. Проанализировать психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить уровень развития коммуникативных умений и качеств личности у детей-сирот старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных умений у детей-сирот старшего дошкольного возраста.
Теоретическая и методологическая основа исследования:
• теоретические положения о развитии личности в зависимости от влияния среды, обучения и воспитания (Е.С Заир-Бек, М.И Шилова, Г.И. Щукина и др.);
• деятельностный подход к развитию личности (А.Н Леонтьев, С.Л Рубинштейн. и др.);
- положения о проблеме развитие коммуникативных умений в дошкольном возрасте, представленные в исследованиях Н.И. Карасева, А.А. Леонтьева, Т. Ньюкомба.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, официальных документов); эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование), методы математической статистики (U-Критерий
Манна- Уитни).
База исследования: исследование проводилось в городе Красноярске в муниципальном казённом учреждении (МКУ) социальный приют «ХХ» и муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ХХХ». В качестве испытуемых участвовали 50 детей старшего дошкольного возраста, из них 25 человек дети-сироты старшего дошкольного возраста, и 25 дети старшего дошкольного возраста из семей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты можно учитывать при организации коррекционноразвивающей работы с детьми-сиротами старшего дошкольного возраста.
Те результаты, которые будут получены, могут выступить основой для проведения подготовительных мероприятий, в которых будут участвовать учителя и воспитатели учреждений образования, где воспитываются дети - сироты. Аналогичная информация необходима для проведения мероприятий, связанных с переподготовкой указанных лиц. Результаты, полученные при проведении исследования, могут быть использованы при обучении на спецкурсах, создании методических основ, пособий учебного типа, используемых на базе педагогических вузов.
Основное содержание работы: выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка в количестве 47 источников, 4 приложений. Текст иллюстрирован 12 таблицами и 6 рисунками, отражающими основные положения и результаты исследования.
В ходе проведенного теоретического и эмпирического исследования проблемы было установлено, что дошкольный возраст является сензитивным периодом развития общения, которое обеспечивается при условии целенаправленного формирования коммуникативных умений. Дети старшего дошкольного возраста являются субъектами коммуникативной деятельности, активными ее носителями. Появление произвольности управления собственным поведением в общении обеспечивает возможность развития у них коммуникативных умений.
Возрастной период пяти - семи лет совпадает с этапом развернутой вербальной коммуникации. Общение как коммуникативная деятельность предполагает целенаправленную активность ее участников, обеспечивающую взаимодействие, взаимовлияние и взаимопонимание.
Под коммуникацией понимается система, в которой осуществляется взаимодействие; и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию, и смысловой аспект социального взаимодействия.
Мы определяем коммуникативные умения детей-сирот 5-7 лет как владение способами решения адекватных возрасту коммуникативных задач вербальными и невербальными средствами, в результате чего происходит адаптация и социализация к миру, быстрая ориентация в разнообразных коммуникативных ситуациях со взрослыми и сверстниками.
Дети-сироты могут общаться с окружающими, проявляя по отношению к ним излишнюю назойливость, потребность в получении внимания, ощущения любви.
В виду того, что данная категория детей может иметь высокую потребность в общении, они способны вступить в контакт с незнакомым человеком.
Испытывая дефицит общения со взрослым, воспитанники интернатных учреждений спонтанно вступают в контакт с посторонними «чужими» людьми, отдавая предпочтение непосредственному физическому контакту с ними.
Первые семь лет жизни ребенка-сироты связаны с задержкой в процессе смены форм, по которым они общаются со старшими людьми. Представленная категория детей лишь изредка способна к осуществлению внеситуативного общения, наиболее предпочтительной для них является ситуативно-деловая форма.
Участие ребенка в межличностном общении с иными воспитанниками интерната, находящихся в различных возрастных категориях, имеет существенное отличие от тех форм, в которых проходит общение детей, чье воспитание осуществляется в семьях. Нахождение в детском доме предполагает наличие одного и того же круга общения. Такой круг представлен в лице группы сверстников. Воспитанник не имеет возможности выбора иного круга, что доступно детям, обучающимся в обычных школах. В то же время, воспитанник является участником такой группы вне зависимости от его желания. Это означает, что наличие принадлежности к определенной группе, выступает, в большей мере, безусловным фактором. Это приводит к тому, что тем отношениям, которые имеют место в группе, являются схожими с родственными, но не с приятельскими.
Эмпирические исследования, проведенные в рамках данной работы, послужили основой получение определенных итогов.
Результаты показали, что у большинства детей-сирот старшего дошкольного возраста, преобладает умение рационально использовать средства коммуникативной деятельности, имеется отрицательное отношение к результату деятельности, своему и партнера, но при этом также установлено стремление к осуществлению взаимопомощи по ходу выполнения деятельности (рисования). Было выявлено положительное отношение к результату деятельности, своему и партнера.
У большинства детей-сирот эмпатийность и доброжелательность, непосредственность, аутентичность, искренность преобладают преимущественно на среднем уровне. Дети-сироты открыты в общении, но направлены на конфронтацию, и только у трети детей присутствует инициативность в общении.
У большинства детей-сирот слабо развиты организационные действия и умения, но при этом достаточно развиты перцептивные действия и умения, оперативные действия и умения. У детей-сирот слабо развита способность к партнерскому диалогу. У детей-сирот был выявлен первый и третий тип взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, а также второй тип взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.
Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза частично подтверждена, так как в результате использования критерия Манна-Уитни не выявлена достоверность различий по таким показателям как уровень развития перцептивных умений и инициативности у детей-сирот и детей, воспитывающихся в семье.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования от 17.10.213. №1155 [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы.
https ://legalacts.ru/ doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot- 17102013-П-1155/ (дата
обращения 16.03.19).
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Питер, 2014. 273 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Школа-Пресс, 2015. 464 с.
4. Брутман В .И. Дети - сироты: Консультирование и диагностика развития. Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 200 с.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. URSS, 2016. 232 с.
6. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии. в начале XX в. В поисках новой психологии. Под ред. М.Г. Ярошевский. М.,2013. С. 149-156.
7. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 2013. 348 с.
8. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Введение в психологию. Учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет»,2014. 332 с.
9. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М., 2015. 208 с.
10. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987. 207 с.
11. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 6. 2014. С. 40-48.
12. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи. Возрастные особенности психического развития детей. М., 2015. 355 с.
13. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. М., 2016. N4. С. 25-26.
14. Ермолаева М.А. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников. МПСИ, 2007. С. 21-28.
15. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 2015. 290 с....47